Логотип "Православіє в Україні"
Отримувати розсилку на e-mail

Сергиевское подворье в Париже

На склоне зеленого холма в Париже находится Сергиевское подворье, городская усадьба, состоящая из нескольких зданий с небольшой церковью. Зеленый холм с цветочными клумбами, дорожка, ведущая к большому деревянному зданию, над крышей которого виднелась небольшая колокольня, — такой когда-то увидел митрополит Евлогий усадьбу, расположенную на Крымской улице, 93. К этому зеленому холму на северной рабочей окраине Парижа митрополита Евлогия привело желание устроить в Париже второй после собора Св. Александра Невского храм: «Вот бы где хорошо нам устроиться, и не только открыть приход, но и пастырскую школу».

Увиденная им усадьба была когда-то собственностью немецкого пастора Фридриха фон Бодельшвинга, где во второй половине XIX века находился возглавляемый им лютеранский центр. Была возведена кирха, построено несколько зданий, некоторые сохранились и до наших дней. Центр просуществовал до начала Первой мировой войны, после которой усадьба была конфискована в качестве репараций и в 1924 году поставлена на продажу с торгов. «Не рискнуть ли нам выступить в торгах?» — задал себе вопрос митрополит Евлогий, хотя денег у епархиального денежного фонда хватало только на первый взнос, дающий право на участие в торгах. Однако торги, назначенные на 18 июля (а это был день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского), были выиграны. Увидев в том особое благословение, митрополит Евлогий посвятил церковь и всю усадьбу этому святому и назвал ее Сергиевским подворьем.

Но хотя торги и были выиграны, денег для выкупа усадьбы (а это была значительная сумма) не было, а, главное, взять их, казалось, также было решительно неоткуда. "Я решил, что мы попались и нам не выпутаться", — вспоминает митрополит Евлогий. Но с Божьей помощью «выпутались», начав сбор пожертвований.

Деньги давали самые разные люди: от Эммануила Людвитовича Нобеля, внесшего несколько десятков тысяч франков, до некоего «неизвестного», присылавшего по сто франков каждый месяц в течение многих лет.

Усадьба наконец была приобретена, и сразу же там начался капитальный ремонт, так как находилась она в «мерзости запустения». Кирха тоже имела довольно «убогий вид», все в ней было «нищенско, сиротинско».

Но постепенно бывшая немецкая кирха превратилась, по словам митрополита Евлогия, «в чудный православный русский храм».

Иконостас для церкви был написан художником Дмитрием Семеновичем Стеллецким, который, забыв про сон и отдых, сделал эскизы всего за два дня. Впоследствии у антиквара были куплены Царские врата XVI века, которые и были вделаны в этот многоярусный иконостас. Два года, с 1925 по 1927, понадобилось Стеллецкому и его помощникам для росписи потолков и сводов церкви, выполненной в стиле церковной росписи начала XVI века. На внутреннюю отделку церкви пожертвовала значительную сумму великая княгиня Мария Павловна в память великой княгини Елизаветы Федоровны, замученной большевиками.

Икону XVII века, список Тихвинской чудотворной иконы Богоматери, пожертвовала балерина Александра Балашова.

Освящение церкви состоялось 1 марта 1925 года. В своем «слове» митрополит Евлогий напомнил, что если Св. Сергий Радонежский более пятисот лет тому назад создал свою обитель «в глуши лесов (...) мы же устрояем эту новую обитель среди шумного города, очага всемирной цивилизации», но не представляет ли она «пустынь еще более дикую, сухую и бесплодную, нежели суровая пустыня Сергиева?»

В 50-е годы архитектором Исцеленовым к церкви была пристроена небольшая колокольня псковского типа, увенчанная голубой с золоченым крестом луковкой купола.

В первый же год существования Сергиевского подворья там был создан Богословский институт, где преподавались предметы богословия, а также русский и французский языки. Организации высшей духовной школы в эмиграции митрополит Евлогий придавал большое значение, институт до сих пор остается «живым ему памятником». По собственному признанию митрополита, вначале он колебался, открывать ли высшую богословскую школу или только семинарию для подготовки духовенства. В результате в 1925 году была открыта высшая богословская школа, названная институтом, который, с одной стороны, продолжал традиции русских духовных школ, с другой — готовил новых пастырей.

В эмиграции в двадцатые годы оказались крупные научные силы, профессора, высланные советской властью. Это позволило, по словам писателя Бориса Зайцева, создать не «захолустную бурсу, а учреждение, стоящее на высоте европейского богословского просвещения», каким оно и остается в наше время.

«Лампада православия», зажженная здесь, на зеленом холме Сергиевского подворья, вот уже более восьмидесяти лет назад, продолжает светить и по сей день и «своим тихим мерцанием продолжает указывать путь к русской Церкви...»


Предыдущая статья
Следущая статья


Вернуться
Українська православна церква Фестиваль православних ЗМІ Православіє в Україні. Мобільна версія Православне кіно Православний вісник