Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

Записки юного учителя

Версия для печатиВерсия для печати

Вчера, в первое воскресенье октября, отмечался День учителя. О современном образе педагога и том, какие неожиданности могут подстерегать православного преподавателя на ниве образования?

 Тихонов в роли учителя

В.Тихонов в роли учителя Мельникова

…Он идет твердой, уверенной походкой, костюм сидит превосходно, все с ним вежливо здороваются, его все знают, все уважают. Вопрос: кто он? Наверное, большинство наших современников подумали: директор преуспевающей фирмы. А вот наши бабушки в один голос сказали бы: «Учитель!».

Сейчас же портрет учителя в народном представлении изменился до неузнаваемости: ни тебе уверенности, ни уважения, да и костюм от неизменного рыночного бренда «мейд ин чина».

А пресса так и пестрит сообщениями о размерах взяток при поступлении в вузы, о том, как учитель ребенка унизил, как обругал, или наоборот – каламбурами  типа «как ученики учителя проучили» с последующей госпитализацией.

Образ педагога становится отталкивающим: с одной стороны – человека коррумпированного и беспринципного, а с другой – убогого, затравленного, беззащитного, которого может прийти и безнаказанно обхаять любой родитель.

Это обобщенный образ. Предлагаю свой взгляд на то, как  выглядит ситуация изнутри

…В пединститут меня заманили хитростью: администрация попросту обманула студентов, назвав в брошюрах для абитуриентов специальность «Украинский язык, литература и редактирование» специальностью «Журналистика», когда кафедрой журналистики в нашем национальном университете еще и не пахло. Но это мы поняли, когда уже начались первые пары.

Кое-кто ушел, кто-то перевелся на заочку или другую специальность, но основная масса будущих учителей таки догрызла свой кусок гранита до конца, и половина из них – не самая лучшая – пошла работать по специальности.

На собеседовании при поступлении на работу в колледж завуч озвучил два опасения относительно меня: молода, значит скоро уйдет в декрет, и предыдущее место работы – православный сайт, значит, на парах будет проповедовать.

На первое  я ответила многозначительной улыбкой (и улыбку «сдержала» – два раза ушла в декрет), а касательно моих религиозных убеждений заверила, что они останутся при мне. Но сделать это оказалось непросто.

***

Фразу о том, что школа и религия не совместимы, мы слышим с детства, но в жизни этим явлениям частенько приходится идти рука об руку, а то и сталкиваться. Особенно на уроках литературы.

Представьте ситуацию: идет пара по зарубежной литературе, тема – «М.Булгаков. Мастер и  Маргарита». Вызываю отвечать старательную девочку, почти отличницу, и вдруг слышу неожиданное: «Я не готова». Оказалось, что мама моей студентки верующая, потому запрещает читать дочери кощунственный, по ее мнению, роман.

Я, конечно, в замешательстве. С одной стороны понимаю позицию мамы, не желающей приобщать ребенка к очень непростому в духовном отношении произведению, но с другой стороны – порядок есть порядок, и программу никто не отменял. В итоге мы имели двойку и ссылку для мамы на обширную лекцию диак. А.Кураева о романе «Мастер и Маргарита». Уж не знаю, кто оказался убедительнее – двойка или отец Андрей, но студентка на следующей паре свою «пару» исправила.

***

А еще меня сначала поражала, а потом просто огорчала абсолютная религиозная безграмотность моих студентов – 15-18-летних ребят. В лучшем случае, это было огромное белое пятно в их сознании, в худшем – набор нелепейших суеверий.

Специфика моего предмета (зарубежной литературы) такова, что для успешного его освоения необходимо глубоко погружаться в культурный контекст. И если когда-то искусство вдохновлялось языческими древнегреческими мифами, то последний десяток столетий художники слова (и не только) осмысляют преимущественно евангельские события.

Как можно понять воскрешение Раскольникова в конце романа «Преступление и наказание», если не знать о воскрешении Лазаря? Как можно читать программное произведение «Дамаскин» Милорада Павича, не зная жития двух известных святых – преп. Иоанна Лествичника и преп. Иоанна Дамаскина? Как можно не позволить себя ввести в заблуждение, читая «Мастера и Маргариту», если не знать истинного Евангелия?

Вот этот «культурный контекст» и стал моей основной, так сказать, внеклассной работой.

***

Вообще учителя очень трепетно относятся к своим профессиональным обязанностям, и ликвидировать по вечерам пробелы в образовании – привычное дело для молодых специалистов. И не потому, что плохо учились, а потому, что программа и критерии каждый год меняются.

А каждое продуктивное занятие, когда дети готовятся, задают вопросы, вникают, разбираются, выражают свое суждение, когда ты сам начинаешь изумляться нестандартному ходу их мысли – это как твоя маленькая победа над ленью и невежеством всего мира. Вот тогда такое настроение, когда весь день летаешь на крыльях и думаешь, что у тебя – лучшая работа на свете.

***

Образ педагога с каждым годом становится всё более отталкивающим: с одной стороны – человека коррумпированного и беспринципного, а с другой – убогого, затравленного, беззащитного, которого может прийти и безнаказанно обхаять любой родитель.

Я видела учителей самыми разными – разъяренно орущими у доски и хохочущими над шутками учеников, поющими под гитару прямо на уроке и таскающими из дома пакеты бутербродов для своих студентов в лес на день здоровья, рыдающими на выпускном любимой группы и до хрипоты обговаривающих  квантовую теорию поля.

Только никогда не видела их равнодушными. Все они разные, но звание Учителя все носят с исключительной гордостью. 

День учителя
православный педагог
Мастер и Маргарита

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
2508

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар