Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

Загадка с помазанием Христа: богословское расследование

Версия для печатиВерсия для печати

Поводом к написанию данного комментария послужил вопрос, который задают многие пытливые читатели Евангелия. Есть в Новом Завете места, трудные для понимания в контексте нашего времени. В частности речь идет о сюжете, описанном в Евангелии всеми четырьмя повествователями (что встречается крайне редко), о помазании Христа дорогостоящим составом благовонных масел.

В наше время гость, которого облили пусть даже самым дорогим маслом, в лучшем случае удивился бы. В худшем — эти действия принимающей стороны привели бы к конфликту...

Действительно, сегодня это выглядело бы дикостью, попранием привычных норм приличия в формате современного представления о приеме гостей. Но надо отметить, что описанный факт возливания масла на Христа женщиной, которая, по всей видимости, представляла сторону хозяев дома, никого из присутствующих не удивил и не возмутил. Разве что был задан вопрос о нерациональном использовании такого дорогого косметического парфума.

Так, евангельское повествование в изложении святых апостолов Иоанна и Марка называет приблизительную стоимость благовония: 300 динариев! Был предложен даже альтернативный вариант по продаже этого благовонного состава для благотворительных целей. А у евангелиста Луки апостолы Матфей, Марк и Иоанн посчитали, что лучше было бы вырученные деньги от продажи благовония распределить среди тех, кто находится за чертой бедности.

Повторимся: сам факт помазания не вызвал удивления ни со стороны гостей, ни со стороны хозяев. Претензии были предъявлены к самой персоне женщины — именно она вызвала неоднозначное отношение. В Евангелии от Луки, хозяин дома Симон-фарисей даже позволил допустить себе мысль упрека по отношению к Спасителю за то, что Он разрешил так свободно прикасаться к Себе женщине, обладающей сомнительной репутацией. Евангелист Иоанн эту претензию вкладывает в уста Иуды.

Помазание Христа

Теперь по порядку.

Данное евангельское повествование в пространственно-географической перспективе имело место, согласно сообщениям Марка и Иоанна, в канун Пасхи. А евангелисты Матфей, Марк и Иоанн уточняют, что оно произошло в пригороде Иерусалима — деревне Вифания.

Вне сомнений, древняя Вифания — это современное арабское селение эль-Азария (искаженное греческое Λαζαριον «место Лазаря»). Уже в межзаветный период Вифания была процветающей сельскохозяйственной деревней. Наверняка и в канун последней земной Пасхи Христа Спасителя, как и в предыдущие времена, когда из-за многочисленности паломников Иерусалим был переполнен, Господь всегда мог рассчитывать на гостеприимство своих друзей, проживавших здесь — сестер Марфы, Марии и их брата Лазаря.

Событие, которое нас интересует, по мнению Иоанна, произошло именно в доме этого преданного Христу семейства. Хотя Матфей и Марк единогласно упоминают трапезу в доме Симона Прокаженного, наверняка по его религиозной скрупулезности названного также фарисеем. Чтоб согласовать две версии о месте проведения трапезы, за которой на Спасителя возлили благовонный елей, предложим гипотезу, согласно которой Симон мог быть также родственником этих сестер — может, отец, а может, супруг Марфы или Марии...

И вот здесь начинается настоящая путанница, вернее продолжается. 

У Матфея и Марка благовония приносит женщина, неизвестная по имени (предположим, она член домохозяйства Симона), у Луки — грешница, у Иоанна — Мария, сестра Лазаря и Марфы. Сосуд, в котором женщина принесла миро, у Матфея, Марка и Луки назван алавастром. Алебастрон — типичный сосуд для хранения отборных масел и благовоний, большое количество образцов алебастронов были обнаружены в ходе археологических раскопок.

Иоанн о сосуде ничего не говорит, указывая лишь количество драгоценного мира — фунт (примерно 327 г). У Луки это просто «миро», у Матфея — «драгоценное миро», у Марка и Иоанна — миро «из нарда чистого, драгоценного», «нардовое чистое драгоценное». Матфей и Марк говорят, что женщина пролила миро на голову Спасителя. Иоанн и Лука свидетельствуют, что миро было пролито на ноги Христа, и что женщина «отёрла их волосами своими».

Помазание Христа

На протяжении очень длительного периода эпизод с помазанием Христа-Спасителя был предметом дисскусий среди ученых, сдетонировав появление большого количества гипотез. Мало того, помазание именно ног благовонным елеем (миром) многие считали текстологическим недорозумением! Высказывалось предположение, что если какая-то часть тела Христа и подверглась помазанию, так это, по всей видимости, как в повествовании Матфея и Марка, была голова. В таком случае это действие должно было подтвердить мессианский статус Спасителя. Этимологически сам термин מָשִיחַ [Mashiah] «Мессия» (производный от инфинитива לִמְשֹחַ «мазать») обозначал буквально «тот, кто помазан».

В Священном Писании есть много случаев описания возлияния и помазания елеем при вступлении в статус монарха, а также при начале пророческой миссии. Мало того, помазывались для дальнейшего литургического употребления священные предметы.

Надо отметить, что не только многочисленные римские и греческие тексты сообщают про омовение ног, но и в самом Священном Писании, в частности, в книге Второзаконие, указывается на то, что договоры скреплялись опусканием ноги в оливковое масло. Помазание маслом помимо головы других частей тела, как оказывается, упоминается в библейских источниках. Как правило, все эти фрагменты связаны с действиями ритуального и очистительного характера и проходили в контексте как праздничных, так и траурных событий. Например, при подготовке тела усопшего к погребению.

Необходимо особо отметить, что во времена земной жизни Христа помазание оливковым маслом в целях очищения очень широко использовалось в домашних условиях. Во время археологических раскопок жилищ палестинских евреев межзаветного периода, как в самом Иерусалиме, так и в его окрестностях, рядом с ритуальными бассейнами (миквами), как правило, находились каменные корытца, предназначенные для того, чтобы человек перед погружением в микву для очищения мог помыть руки и ноги. В подтверждение этому могут служить сообщения ранних раввинистических сочинений (Мишна) об омовении конечностей перед вхождением в ритуальный бассейн (Микваот 9:12). Вполне возможно, что, выходя из миквы, человек в качестве части процедуры очищения обмазывал елеем ноги и руки в тех же самых корытцах. В одном из талмудических трактатов есть предписание о том, что в субботу «человеку не следует мазать маслом ногу, пока он не снимет сандалию».

Относительно недавно британским археологом Саймоном Гибсоном, который на протяжении последних 30 лет работает в Израиле, было сделано очень важное для нашего вопроса археологическое открытие. Так, недалеко от Эйн-Керема к западу от Иерусалима в пещере Суба в самых ранних слоях этого грота (которые датируются как раз кон. I в. до Р. Х. и нач. I в. по Р. Х.) во время поисковых работ экспедиции под руководством С. Гибсона были найдены каменные ванночки. В верхней поверхности камня было высечено углубление в форме правой ступни, к нему вел канал из круглой ямки, в которую вполне мог ставиться кувшин с оливковым маслом. Тот факт, что на этом камне умащивались только правые ступни, должен указывать, что это была часть какого-то культового ритуала, иначе здесь должен был бы находиться аналогичный камень с углублением для левой ступни. Это каменное приспособление было вырезано в полу на краю бассейна, в котором по всей видимости, совершались ритуальные очищения.

На фото второй слева — Саймон Гибсон, третий слева — прот. Олег Скнарь.

Надо отметить, что британский ученый в своей реконструкции обряда помазания елеем после погружения в микву небеспочвенно предположил, что не сам инициируемый, а другое лицо производило омовение и умащивание маслом. К этой мысли С. Гибсона подтолкнули размышления вокруг евангельского повествования о Крещении (погружении) Христа в воды Иордана св. Иоанном Предтечей.

Возвращаясь к евангельскому сюжету о помазании ног Христа Спасителя в Вифании, можно высказать предположение, что сам процесс помазания елеем, действительно, не был чем-то необычным и вряд ли удивил свидетелей этого ритуала.

Мы можем предполагать, что именно в современный период земной жизни Спасителя в среде палестинских евреев от путников, входящих в любой дом, могли ожидать, что они пройдут традиционный обряд ритуального очищения. Так, от Иисуса, как гостя в доме Марфы, Марии и их брата Лазаря, ожидалось, что он последует правилам очищения, обычным для того времени и состоявшим из умывания и умащения ног для удаления дорожной пыли, полное погружение в микву для очищения всего тела от загрязнений и потовыделения, а также отдельное мытье рук перед едой, перед касанием к пище.

Подводя итог нашим размышлениям вокруг рассмотренного евангельского фрагмента, выделим то, что сцена умащивания ног Христа не могла показаться неуместной в среде палестинских евреев I в. по Р.Х. Это действие, вне сомнений, было оценено как типичный ближневосточный акт гостеприимства и знак скромности хозяев — и ничего более.

Однако употребление дорогого благовония указывает на то, что процедура была в действительности ритуальным очищением, а слезы Марии символически могли представлять омывание ног водой, предваряющее применение какого-либо масла.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Неизвестные факты о разорванной завесе в Иерусалимском Храме

Парадоксы библейской археологии: фальшивые сенсации

Вербное воскресенье Вход Господень в Иерусалим

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
2998

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар