Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

Зачем в пост читать интернет? Советы епископа Ионы на Рождественский пост

Версия для печатиВерсия для печати
28 листопада 2014 | Юлия Коминко | Інтерв’ю

Разговор с епископом Обуховским Ионой (Черепановым) накануне Рождественского поста.

Епископ Иона Рождество

— Владыка, Великий пост кардинально меняет жизнь христианина буквально с первых дней: особые богослужения, строгие ограничения в пище. Рождественский пост такой же длинный, но не настолько суровый. Но все же – как проходит он в условиях монастыря? Чем лично для Вас он знаменателен?

— Монастырь, если можно так сказать, удобен тем, что здесь не задумываешься — когда постный день, а когда не постный. Мирянину же нужно постоянно для себя фиксировать: «Так, сегодня среда или пятница – не буду есть мясного или молочного…» А в монастыре все адаптировано для нужд монашествующих: есть монах-келарь, отвечающий за трапезу, он и следит, чтобы в постные дни поставлялась постная пища. Поэтому просто приходишь и вкушаешь то, что приготовлено. Так что с кулинарной точки зрения Рождественский пост начинается в монастыре незаметно — со стола исчезают некоторые продукты, и всё.

Вообще любой пост — это, в первую очередь, время духовной подготовки к какому-либо значимому событию в жизни Церкви: к таким великим праздникам, как Пасха или Рождество, Успение или день памяти святых апостолов Петра и Павла. И правильнее всего рассматривать посты именно в таком контексте. А у нас, к сожалению, если набрать в поисковике слова «Рождественский пост», основная масса найденных текстов будет касаться кулинарных рецептов и рассуждений о том, что можно готовить в пост, а чего нельзя.

Епископ Иона Рождество

В Рождественском посту мне больше всего нравятся последние его дни — когда в храме поются предрождественские трипеснцы. Они очень красивые, возвышенные, настраивающие нас на трепетное ожидание грядущего праздника. Поэтому я всегда советую: если есть возможность, посещайте те богослужения, на которых совершается повечерие с чтением рождественских трипеснцев.

— Если рассматривать пост, как Вы сказали, в духовном контексте — как понять, что делаешь всё как надо, что постишься правильно?

— Знаете, это будет самый трагический момент в нашей жизни — когда мы поймем, что постимся правильно или вообще что-то в духовном отношении делаем правильно.

К себе и к своему духовному деланию необходимо иметь очень критичное отношение, потому что если наступает какое-то самоуспокоение — «наконец-то я сделал то, что нужно было сделать», это прекращает всякую возможность дальнейшего духовного роста.

Нужно понимать, что своими силами исполнить все правила, все установления — невозможно. Апостол Павел призывал нас: «Братия, подобными мне бывайте, как я Христу». К этому состоянию нужно стремиться всю жизнь. А если мы пребываем в самоуспокоении и осознании, что всё делаем правильно, то это должно нас, по крайней мере, насторожить.

— Каким должно быть устроение души во время поста?

— В Псалтыри читаем: «Жертва Богу — дух сокрушен». Пост, в первую очередь, — это сокрушение духа, смиренного о себе понятия, понятия того, что без Христа мы даже чуть-чуть не сможем приподняться над землей. Поэтому постом нужно стремиться к сокрушенному состоянию — к состоянию плача о наших грехах.

Не только Великий пост – время покаяния, особого отношения к своей духовной жизни. Собственно, любой пост призывает нас максимально сосредоточиться, чтобы достойно подготовиться к встрече великого праздника.

— Часто говорят, что в пост нужно поставить себе задачу избавиться от какой-нибудь одной мелкой страсти или греховного проявления и работать над этим. А что если не получается? Если такие страсти, как гнев или лень, не отпускают, не ослабевают — как в этом случае не отчаиваться?

— Действительно, многие из опытных священнослужителей советуют во время поста не браться сразу за делание всех добродетелей, за уклонение от всех грехов — потому что если побежать за двумя зайцами, то ни одного не поймаешь. Нужно сосредоточиться на той страсти, которая больше всего мешает жить нам во Христе.

И не стоит расстраиваться, если не получается в 10-ти из 10-ти случаев сдержаться от гнева, осуждения, празднословия, злословия или от каких-либо иных грехов. Если научимся хотя бы в 1-м случае из 10-ти успевать «тормозить», успевать «уклониться от зла и сотворить благо», как сказано в Псалтыри, это уже будет шаг вперед, шаг ко Христу, шаг по ступеньке, которая ведет на Небо. Сначала 1 раз из 10-ти получится воздержаться от греха, потом уже в двух случаях…

При этом, конечно, нужно обязательно призывать на помощь благодать Божью. Только по благодати Божьей мы можем стать лучше, измениться, приблизиться к нашему Господу.

В любом случае, нужно трудиться. Как говорится, дорогу осилит идущий, а если не идти совсем, то тогда мы никак к Господу не приблизимся.

Епископ Иона Рождество

— В отношении интернета и соцсетей: Вы неоднократно давали советы по поводу необходимости соблюдения, так скажем, «медиапоста». В нынешнее время в соцсетях ведутся уже не просто дискуссии и ссоры, а настоящие битвы, в том числе, и между людьми, бывшими когда-то друзьями…

— Вновь и вновь призываю и напоминаю: очень важно научиться контролировать свои органы зрения и слуха, через которые нам поступает основная масса греховной информации. Именно она порождает в человеке немирность, гнев, осуждение и другие абсолютно нехристианские, можно даже сказать, сатанинские чувства.

Нужно понимать, что мы находимся в состоянии настоящей информационной войны. Средства массовой информации старательно отрабатывают вкладываемые в них средства для разжигания немирности у тех людей, которые им доверяют. И я считаю необходимым и даже обязательным для каждого христианина, насколько это возможно, воздерживаться от просмотра телевизора, от чтения новостей в интернете, тем более, от дискуссий в соцсетях.

Каждый человек уже давно определился, с кем он и на чьей стороне. Каждый имеет свою позицию, которую никакими доказательствами или аргументами поколебать невозможно. Пытаясь кому-то доказать свою точку зрения — и не только доказать, а зачастую, и навязать, мы, во-первых, тратим свое время, во-вторых, тратим время нашего собеседника, и в-третьих, самое страшное, вводим друг друга в состояние немирности и гнева. При этом совершенно ничего не достигая…

Думаю, каждый из нас сталкивался с подобными ситуациями: когда идет бурная дискуссия, стороны пытаются что-то друг другу доказать, но в итоге расходятся, оставшись на своих позициях. Зачем бесплодно сотрясать воздух и тратить время, а самое главное – плодить ненависть и гнев? Если вы считаете, что ваш оппонент заблуждается, лучше помолитесь о нем!

О таких важных вещах, как молитва за ближнего, мы забыли. А ведь знаем из Евангелия замечательные слова Христа: если молимся о тех, кто нам благотворит, то ничего хорошего не делаем, потому что так же поступают и язычники. Наш долг и наша обязанность — молиться о тех, кто нам неприятен, и особенно — о тех, кто является нашим оппонентом. Причем надо молиться как за конкретных людей, наших знакомых, так и в целом о тех, кто стоит на противоположной стороне. Ведь там находятся такие же, как и мы, православные христиане, которые так же стараются жить во Христе, пытаются по мере сил идти к Богу. Особый трагизм ситуации в том и заключается, что противостояние происходит между православными людьми.

На счет просмотра телепередач, мне кажется, нужно иметь трезвое понимание ситуации. Мы так глубоко стремимся проникнуть в сложности политики, погрузиться в так называемые «расклады», что это уже больше смахивает на манию наполеонизма и доходит до крайней степени тщеславия. Зачем следить за новостями в режиме нон-стоп, читать ежечасно, ежеминутно обновляющиеся новостные ленты? Если бы мы принимали какие-то решения, и для этого необходимо было бы владеть информацией, тогда это было бы оправдано.

Епископ Иона Рождество

Но если водитель, домохозяйка или, не дай Бог, священнослужитель стремится быть «в курсе всего», знать последние выводы аналитиков, соотношение сил на линии фронта, о том, кто, где с каким заявлением выступил, то это, еще раз повторюсь, какой-то наполеонизм. Вы не принимаете никаких решений, ваше мнение по этому поводу никому не интересно и не нужно. Зачем вы погружаетесь в этот поток, в этот вал, в целый «ниагарский водопад» информации? Неужели у вас прочитаны все духовные книги? Разве вы уже помолились за всех, кто страждет, за нашу страну, за наш народ, за наших людей? Увы, нет… Как правило, все делается в ущерб молитве – тому деланию, которым христианин может действенно помочь людям, своим ближним.

А чтобы помочь людям молитвой, вовсе не обязательно знать, что произошло в течение последнего часа. Мы и так понимаем, что все плохо, всем тяжело, люди страдают, умирают, и неизвестно, когда это всё прекратится. И этого понимания достаточно для того, чтобы наше оставшееся от работы время посвятить молитве или, что также очень важно, добрым делам.

Написано в Псалтыри: «Уклонись от зла и сотвори благо». То есть, да, в пост нужно уклоняться от греха, но вторым пунктом стоит «сотвори благо». Для нас это время, когда мы должны исполнить заповедь Христа о милостыне. Тем более что сейчас для этого — огромнейшее поле: есть раненые, беженцы, малоимущие люди. Чтобы им помочь, не нужно затрачивать каких-то сверхусилий. Раньше, возможно, сложно было найти единомышленников и тех, с кем можно было бы делать какое-то общее доброе дело. Сейчас, чтобы помочь беженцам, достаточно набрать в интернете «помощь беженцам», и появится огромное количество ссылок, где мы сможем проявить себя. Если хотите помочь раненым, наберите «помощь раненым»…

То есть если говорить о пользовании интернетом в пост, то время нужно проводить, не перескакивая с сайта на сайт в поисках горячей информации, а искать того человека, для которого мы можем стать Евангельским самарянином.

Вот на это действительно нужно тратить время. Уклониться от зла – от злой информации, злых, греховных дел и сотворить благо, сотворить молитву за наш народ, за нашу страну и проявить милость к нуждающимся.

— Что бы Вы посоветовали тем, кто впервые начинает поститься или еще думает, зачем ему это нужно?

— Тем, кто собирается поститься, хотел бы посоветовать: определите для себя, какую задачу, какую цель вы перед собой ставите. Пост — это средство воздержания от греха. Если говорить о кулинарной составляющей, то когда человек сыт, тем более, пресыщен, у него в голове возникает масса греховных помыслов и движений. Это правило аскетики — человеку пресыщенному и привыкшему пресыщаться тяжелее бороться со страстями.

Нужно понимать, что пост это и время духовной подготовки к празднику. В данном случае пост, как подготовка к Рождеству, это тот подарок, который мы можем принести к яслям нашего Спасителя. Не можем мы принести Ему смирну, золото, ладан, идти к Нему караваном, как шли волхвы к новорожденному Христу.

Но мы можем принести приятный Богомладенцу подарок — подарок воздержания от греха, благое дело. Это то, что любит Христос, то, что может Его порадовать. Для этого мы, собственно, и постимся.

— Правда ли, что поститься стало модно? Как Вы считаете, можно ли, начав поститься «за компанию», в итоге прийти к правильному пониманию и исполнению поста?

— Я живу в монастыре, поэтому мне сложно сказать, какие тенденции существуют в миру. Но судя по тому, что практически в каждом заведении общепита есть постное меню, возможно, что пост стал достаточно популярен. Но популярен, прежде всего, как воздержание от каких-то определенных видов продуктов.

Не думаю, что это плохо. Если человек захочет поститься, то наверняка станет искать в интернете соответствующую информацию, как это лучше делать. Наберет он, к примеру, в строке поиска слова «рождественский пост» и среди прочих ссылок увидит это наше интервью о Рождественском посте, прочтет о том, что в пост воздержание в еде не главное, а главное – воздержание от греха и творение добрых дел. И, я думаю, эти слова затронут его сердце, и пост, начатый как диета, перерастет в настоящий духовный подвиг.

Источник: pravmir.ru

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

ІОНА (Черепанов), єпископ Обухівський, вікарій Київської Митрополії
Рождественский пост

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку» — 4149 4978 2406 2196
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
6323

1

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Подяка

Наталія|
Дякую Вам, отець Іона! Ваше порівняння з дарами, що були принесені до ясель Богонемовляти і тим, що кожен з нас може принести у дарунок Богу у вигляді відмови-ухилу від гріха, стало мені у пригоді. Ще раз дякую!

Додати коментар