Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

Впечатления о Бердянске… с его скандалами и не только

Версия для печатиВерсия для печати
16 вересня 2013 | Юлия Коминко | Репортаж

Чем отличается Бердянск от Бердичева? Наверняка есть люди, которые, как и я до недавнего времени, затруднились бы ответить на этот вопрос. А ведь, оказывается, это крупный курортный центр на Азовском море, и в летние месяцы население здесь увеличивается почти в два раза!

В начале сентября большие друзья нашей редакции — активные и замечательные местные священники протоиерей Евгений Клименко и Сергий Ильющенко организовывали в Бердянске общеепархиальное профильное мероприятие, по молодежной линии. Посмотреть воочию, как живет и кипит деятельностью эта молодая во всех смыслах епархия, пригласили и нас.

Признаться, с нашей стороны согласие последовало самое горячее, ведь о Бердянских делах за последний год приходилось слышать и писать, к сожалению, больше со скандальной стороны.

Читайте: ОФИЦИАЛЬНО. Епископ Бердянский и Приморский Ефрем — об инциденте с «торговлей детьми» в монастыре Токмака

За два дня командировки особо полной картины не сложишь, но какие-то моменты прояснились. 

Момент первый. Солнечный Бердянск никак не производит впечатление глухой провинции

Бердянск не похож на город, который выживает. То ли из-за близости к морю он такой позитивный, то ли солнце сказывается на жителях, и они сами все такие лучистые. Только эти несколько дней в Бердянске не верилось, что мы в Украине.

 

Бердянск с высоты птичьего полета

Бердянск с высоты птичьего полета

Бердянск с высоты птичьего полета

Город проектировали как портовый в 18 веке «под линейку» — и эта стройность и гармония до сих пор ощущаются и в постройках, и в атмосфере. Множество старых зданий, из которых не все в идеальном состоянии, не выглядят заброшенными. Скорее, ожидающими, пока у хозяина дойдут руки до починки и вдыхания в них второй жизни.

Те дома, в которых живут люди, — милы и уютны. Зигзагами и петлями переплетаются в клубок дворики, так что навигаторы отдыхают, пока ты пытаешься понять логику движения и пробраться по этим улочкам к заданной точке.

Бердянск порт на Азовском море

Порт с его громадными кранами, вид на которые открывается при самом въезде в город, производит немного устрашающее впечатление своей урбанистичностью. Это сначала. Но потом все равно вписывается в уютную ауру города —  ведь все это движется и работает, а значит, жизнь идет своим чередом, люди при деле, и это дело кормит их семьи.

Бердянск набережная

Очень красива набережная. Даже нелепые вездесущие аттракционы ее не портят. А с колеса обозрения зато видно город как на ладони. Хотя кроме колеса обозрения лучше больше ни с какими карусельками не экспериментировать. «Это были самые страшные минуты моей жизни» — делились потом впечатлениями посетители ))).

В общем, погуляв по городу и поосмотревшись, мы напитались самыми позитивными предчувствиями от предстоящего знакомства с местной православной жизнью.

Момент второй. Как может управлять епархией епископ, никогда раньше не бывавший в этом регионе?

Известно, что Бердянская епархия основана относительно недавно. В 2007 году путем выделения из состава Запорожской она начала свое самостоятельное существование. За эти 7 лет здесь сменилось три правящих архиерея. Ныне кафедру возглавляет 35-летний епископ Ефрем (Яринко).

Год только владыка на кафедре, и за это время мы пересекались с ним рекордное, можно сказать, количество раз — в информационном пространстве по не совсем приятным для православия поводам. То скандал с настоятелем монастыря в Токмаке, то ситуация вокруг Троицкого собора в центре города, то особое внимание к епископу в блогосфере в связи с запрещением в служении одного очень яркого, известного в сети клирика.

Что впечатлило с первых моментов общения с владыкой Ефремом: открытость, готовность отвечать на все вопросы, доступность. Он давал комментарии быстро и четко, согласовывал текст оперативно, не избегал острых углов — в общем, завидный спикер.

Епископ Бердянский Ефрем (Яринко)

В Бердянске мы познакомились уже лично. К слышанному и написанному прибавилось изображение — владыка, действительно, открыт и доброжелателен. С ним можно говорить на любые темы и задавать любые вопросы.

Меня всегда интересовало — как может управлять епархией епископ, никогда раньше не бывавший в данном регионе. Владыка Ефрем родился и вырос в Закарпатье, там окончил духовное училище, принял постриг и стал насельником одного из местных монастырей. С 2001 года — наместник Спасо-Преображенского монастыря в с.Теребля. Был секретарем Хустской епархии, и тут раз — Бердянский епископ.

«Сильно отличается местность — Ваша и эта?» — спрашиваю. «Сильно… — улыбается владыка. — А еще больше отличаются люди».

И правда, в Закарпатье население воцерковлено практически все и с самого детства, а на Юго-востоке Украины сильнее ощущается советское «наследие». Хотя большинство людей здесь и считают себя «верующими в душе», в храмы ходит народу не так уж и много. На одну Хустскую епархию (это половина Закарпатской области) приходится больше двух десятков монастырей (а точнее — 23), а в епархиальном центре, Бердянске, — всего несколько храмов и часовен.

Как же можно конструктивно перестроиться — с наместника монастыря в религиозном крае на правящего архиерея в только-только воцерковляющемся курортном регионе? Оказывается, не так уж и сложно: владыка Ефрем подходит ко всем вопросам как пастырь и нацелен по-пастырски преодолевать трудности и решать проблемы. А где это делать — в монастыре или в епархии — вопрос второстепенный.

Момент третий. Как много значит поддержка епископа для инициативных священников

Стена в холле епархиального управления завешана грамотами и дипломами. Большинство из них — от Синодального молодежного отдела. Грамоты, признания и благодарности постоянно получают епархиальные отделы — молодежный, а также религиозного образования и катехизации, возглавляют которые наши друзья — отцы Евгений Клименко и Сергий Ильющенко соответственно. Кроме них активно и плодотворно трудятся миссионерский, информационный, социальный, по взаимодействию с казачеством. Во главе всех инициатив — правящий епископ.

Не секрет, что именно от него во многом и зависит, будет ли епархия активной, живой и деятельной. И местное духовенство архиерея очень ценит за то, что инициативы, начатые при прежнем владыке Елисее (ныне Изюмский и Купянский), живут и развиваются.

Бердянск конференция

Вот и на этом мероприятии, что проходило в первых числах сентября, владыка присутствовал с первой минуты. Заинтересованно присутствовал. Он убежден, что разговаривать с молодежью, увлекать ее жизнью Церкви, должен уметь не «специально назначенный» клирик, а буквально каждый, поэтому собрал в зале всё духовенство епархии.

Момент четвертый. С кем священникам дискутировать? С епископом не поспоришь. Остается…

Отдельное воодушевление вызвало само проходящее мероприятие — Вторая практическая конференция молодежного служения в Бердянской епархии.

Читайте: БЕРДЯНСЬК. «Головна технологія роботи з молоддю — добре слово» — в єпархії розпочалася конференція молодіжного служіння за участю єпископа Іони

Вести ее позвали опытных — сотрудников Синодального молодежного отдела УПЦ во главе с руководителем епископом Обуховским Ионой. Также приехали его первый заместитель архимандрит Иоасаф (Перетятько) и психолог Анна Лелик.

Епископ Иона (Черепанов)

Что интересно — пока выступают владыка Иона и отец Иоасаф, зал реагирует активно, но сдержанно. Но после доклада светского специалиста аудитория буквально засыпает его вопросами… Очевидно, из почтения к сану и соблюдая церковный этикет, батюшки не высказывают своих мыслей непосредственно главе Синодального отдела и его первому заместителю. И замечания, вызванные всем услышанным в этот день, сыпятся уже в адрес последнего докладчика. Но в обсуждение включаются и епископы, и присутствующие священники, и завязывается живая дискуссия.

Момент пятый. Что бывает, когда удается священников перезнакомить и передружить

Бердянские активные батюшки, когда вслух удивляешься, сколько всяких проектов они в регионе раскрутили, сразу кивают в сторону Киева — «это все им благодаря». Киевское руководство Синодального молодежного отдела у местных отцов — в бо-о-ольшом почете. В первую очередь за вот это «перезнакомить и передружить».

Именно так всегда характеризует главную цель всеукраинских молодежных конференций в Балаклаве глава отдела епископ Иона (Черепанов). Говоря о будущем работы с молодежью в Церкви, владыка постоянно акцентирует на том, что заставить вести такую деятельность священника нельзя — это должно быть горением сердца. Поэтому главная задача руководства и сотрудников отдела — потрудиться, чтобы сердца зажечь. С такой целью они два раза в год собирают активистов со всей Украины, те делятся опытом успешных и неординарных форм работы с молодежью и заряжают энтузиазмом собратьев-пастырей.

А горящих людей — не так уж и мало. Познакомившись и объединившись, они затем общаются и с удесятеренной энергией (выражение не мое, а о.Евгения) возвращаются в епархии для своих ежедневных трудов.

Протоиереи Сергий Ильющенко и Евгений Клименко. День защиты детей, 2013

Чем интересен опыт Бердянска — здесь не стали изобретать уже действующее эффективное транспортное средство и взяли за основу киевский опыт. Воцерковление молодежи через волонтерство — с этим принципом уже раскрученной организации «Молодость неравнодушна» создали местную ячейку: «Молодость неравнодушна — Бердянск». Она имеет тот же узнаваемый логотип, что и столичная, согласовывает с киевлянами свои акции и проекты и, беря за основу уже то, что сработало у кого-то, быстрыми темпами набирает обороты в общегородском масштабе.

Вообще приятно удивил спектр сотрудничества местного духовенства со светскими структурами. Сама конференция проходила в здании Бердянского государственного педагогического университета, с которым налажены достаточно тесные связи. В рамках мероприятия прошли также встречи гостей из Киева со студентами этого вуза, учениками местной гимназии и колледжа, а на встречу-тренинг для волонтеров собрался полный зал представителей всех волонтерских организаций города.

***

На этом можно было бы и завершать бердянские впечатления, но хотелось поставить точку на скандалах.

Момент шестой. Могут ли скандалы быть хорошими информационными поводами?

Бывает, происходят в медиапространстве некие события, и кажется, что нельзя на них не реагировать. Но начинаешь вникать и видишь людей, которые тихо живут и плодотворно трудятся, а есть те, у кого находится «час і натхнення» раздувать скандалы и вести склоки. Возникает вопрос: не логичнее ли поддерживать информационно тех, кто реально работает, чем в очередной раз пересказывать уже в подробностях излитые в интернет претензии и сплетни…

Так и в случае с Бердянском. Реально зная, какие умнички тут подвизаются, просто жаль было их сил и времени, которые они тратят на то, чтобы преодолеть скандал за скандалом.

Бердянск

Сначала Токмак. Якобы настоятель, который принял в монастырь беременную послушницу и при этом оговорился, что продаст родившегося ребенка «на органы». Женщина с матерью после таких заявлений подались восвояси из монастыря, а поскольку батюшка попытался их выставить виноватыми, обвинив в клевете, то подали заявление в милицию. Пока разбирались правоохранительные органы, отдельно изучала ситуацию епархиальная комиссия. Кроме этого, попавшего в сводки новостей вопиющего случая, были и другие вопросы по этой обители. По итогам работы был направлен рапорт в Священный Синод, после чего вышел указ о смещении настоятеля с должности.

В обитель назначили другого наместника. Не все из духовных чад прежнего настоятеля с пониманием это восприняли. К сожалению, несколько человек устроили скандал прямо во время богослужения, требовали остановить Литургию, снимали это все на видео и выложили в сеть с тем, чтоб продемонстрировать «массовость протестов». В связи с этим Бердянская епархия выступила с заявлением. Основной посыл — придите и посмотрите, как живет Амвросиевский монастырь сегодня, и сами сделайте выводы, пришел ли он в запустение или наоборот, развивается.

Читайте: Заявление Бердянской епархии относительно смены наместника в Амвросиевском монастыре с.Токмак

Нам в редакцию как-то поступило письмо в защиту прежнего настоятеля. Мы не стали его публиковать — если изложенные в письме факты подают сами защищающие священника, то эти факты смущают намного больше, чем отстранение его от должности. Махинации с квартирами, диктатура матушки(!)-келейницы, ее внука, повсеместное хамство в монастыре, в котором «батюшка вовсе не виноват» — да при таком букете еще радоваться надо, что настоятеля сменили, а не дали расцветать всему этому безобразию.

Потом скандал из серии «Настоятель-ктитор». Сейчас пошла тенденция — настоятели в интервью прямо заявляют о том, что ктиторы для них — да пусть даже и сам мэр города — ничего не значат. Это обычные прихожане и отношение к ним — как к самым обычным. Мне, рядовой прихожанке, подобное слышать, конечно, лестно. Но неужели состоятельных людей, желающих потратить деньги не на обновление собственного автопарка, а на построение церкви, так уж много? И что, все они поголовно — нестоящие уважения?..

 Так и здесь. Центр города, шикарная обустроенная храмовая территория, нежный силуэт церкви в византийском стиле, украшающий главную пешеходную улицу. И все последние месяцы — публичное излияние в жж и на форумах городских сайтов недовольства настоятеля своими «бывшими духовными детьми» — ктиторами церкви. Не буду уточнять, что за храм, и что за настоятель. Он сейчас отстранен от должности, назначен новый, и община получила шанс наладить расшатанную за время нестроений жизнь. Уже действует опять воскресная школа, нашелся регент для хора, и люди, которые приходят в церковь не пастырю лояльность свидетельствовать, а Богу молиться, получили, наконец, такую возможность.

Бердянск

Удивляет одно — факты, которые во множестве интерпретаций и под разными никами выдает в интернет бывший настоятель — свидетельствуют скорее против него самого. Братья-бизнесмены землю под храм у города получили, церковь на свои средства построили, все инициативы батюшки, своего духовного отца, поддерживали. А кроме того настоятелю и дом построили, и лечение его больной жены заграницей оплачивали, и приход, и его самого содержали. И при этом держали себя скромно, пономарили в храме за богослужением и считали для себя это за честь. А что со слов священника теперь получается? Все это время он, выходит, не видел «их истинной сущности»?Или видел и молчал, пока от них нужны были средства?

Но что характерно, сами ктиторы ни слова плохого не говорят о своем бывшем настоятеле, ни в СМИ, ни в личных разговорах. Общаясь с ними, видишь только скорбь о произошедшем, искреннюю благодарность священнику за то, что привел в церковь, окормлял и поддерживал, а еще — недоумение, что произошло, как реагировать и что делать дальше. И при этом — ни одного упрека.

И еще одно. Популярное нынче «Сатрап-епископ vs Правдолюб-священник». Эта тема популярна в блогах настолько, что любой, кто ее затронет, сразу попадает в топ поисковиков. Поэтому и до недавнего времени на запрос «Бердянск» она и выдавалась. К сожалению.

На священника писали жалобу прихожане не только епископу, но и в горсовет. И депутаты, не желая обсуждать недостатки Церкви публично, попросили владыку «разобраться самому». Жаловались верующие неоднократно. То воду откажется освящать, пожелав людям, чтоб «она у них протухла», то на престольный праздник собственного храма служить не явится. Сначала перевели его на другой приход, потом отправили за штат с правом перехода в другую епархию. Но отец переходить не спешит.

То, как он ведет себя на приходе, видят немногие, а вот то, что пишет в сети, доступно для прочтения любому. Злоба, ерничанье, раскрытие заговоров — одного за другим, начиная от правящего архиерея и заканчивая случайно прокомментировавшим его запись в блоге захожанином — очевидно, что никакой возможности вести диалог с таким человеком нет. Единственный выход — не реагировать на выпады, игнорировать этот, по всей видимости, троллинг. Вряд ли человек сам понимает, чего хочет в конечном итоге добиться.

Епископ и не реагирует. И записей в блоге не читает. Господь управит и вразумит служителя Своего.

***

Момент заключительный. Приди и виждь

Эти два слова, наверное, должны на какое-то время стать девизом замечательной Бердянской епархии. Интерес к скандалам не продлится долго, а вот что это за красивенный храм такой в самом центре города, отдыхающих, коих летом исчисляется десятками тысяч, скорее всего, заинтересует.

Те же тысячи молодых людей, невоцерковленных студентов и школьников местных учебных заведений, вряд ли смогут долго читать ядовитые записи сельского отца в его блоге. Но слово о Христе, о вере, о том, как им жить и в чем обретать смысл жизни в этом обществе, где никому совершенно нет до них никакого дела, молодые люди от священников хотят услышать.

А местным СМИ правящий архиерей интересен не только объяснениями, за что настоятеля монастыря снял. Читая его интервью бердянским медиа, удивилась, насколько журналисты активно спрашивают владыку о том, каким он видит будущее духовной жизни этого региона — ведь он родом оттуда, где в церковь ходят все, а здесь, на юге, люди еще только готовятся разрешить себе поверить в Бога.

А если кого-то смутят какие-то тревожные вести из Бердянска — «приди и виждь». Всегда лучше, чем разбираться в сплетнях и хитросплетениях, доверять своим глазам и личному опыту.

***

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. Вот какое мы производим впечатление… Старшекурсница журфака написала отзыв о встрече с православными журналистами.

***

Другие статьи автора:

Прирост — 250%. Почему набирает обороты молодежное служение в УПЦ?

Епископ Обуховский Иона (Черепанов): «Задача настоятеля — чтобы на приходе царило настроение Патерика»

Почему Церковь занимается благотворительностью и кому должна отчитываться о потраченных средствах — архиепископ Лука (Коваленко)

Романс о влюбленных, или Как отмечал 5-летие православный женский журнал «Самарянка»

 

Страница автора на прежней версии портала

ЄФРЕМ (Ярінко), єпископ Бердянський і Приморський
ІОНА (Черепанов), єпископ Обухівський, вікарій Київської Митрополії
Бердянська єпархія
Синодальний відділ у справах молоді
Протоиерей Евгений Клименко
Протоиерей Сергий Ильющенко

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
7771

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар