Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

Воскресные Апостольское и Евангельское чтения недели 12-й по Пятидесятнице ― с толкованием

Версия для печатиВерсия для печати
29 серпня 2014 | Богослов’я

Первое послание Святого Апостола Павла к Коринфянам, зачало 158, глава 15, стихи 1-11

Напоминаю вам, братья, Евангелие, которое я вам возвестил, а вы и приняли, и твёрдо на этом стоите, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не напрасно уверовали.

Ибо во-первых, я передал вам то, что сам получил: что Христос умер за наши грехи, как предсказали Писания;

и что Он погребён был, и что воскрес в третий день, как предсказали Писания;

явился Кифе, потом Двенадцати, потом явился более чем пятистам братьям одновременно (из них некоторые уже умерли, но большинство живы до сих пор);

потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу.

Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.

Но благодатию Божией я есть то, что я есть, и благодать Его во мне не оказалась тщетной, но я больше всех их потрудился, впрочем не я, но благодать Божия со мною.

Поэтому нет разницы, пришёл бы к вам я или они. Это то, что мы все проповедуем, и то, во что вы поверили.

 

Блж. Феофилакт Болгарский

Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам.

Переходит к учению о воскресении, которое составляет основание нашей веры. Ибо если нет воскресения, то и Христос не воскрес; если же Он не воскрес, то и не воплотился; и таким образом вся наша вера исчезнет.

Поскольку такие колебания были у коринфян (ибо внешние мудрецы готовы принять всё, только не воскресение), то Павел и подвизается за воскресение.

Весьма мудро он напоминает им о том, что ими уже принято на веру. Ничего, говорит, странного я не говорю вам, но даю вам знать (γνωρίζω), то есть напоминаю о том, что уже было вам сообщено, но позабылось.

Назвав их братиями, отчасти смирил их, отчасти напомнил им то, от чего мы стали братиями, а именно, от явления Христа во плоти, в которое могли перестать верить, и от крещения, которое служит образом погребения и воскресения Господня.

Именем благовествования также напомнил о тех бесчисленных благах, которые мы получили чрез воплощение и воскресение Господа.

Которое вы и приняли.

Не сказал: которое вы слышали; но: которое вы приняли; ибо они приняли его не по слову только, но и по делам и чудесам. Сказал так и для того, чтобы убедить их содержать оное как давно принятое.

В котором и утвердились, которым и спасаетесь.

Хотя они колебались, однако говорит, что устояли в нём: он намеренно представляется незнающим, и предупреждает их, чтобы не могли отрицаться, хотя бы и очень пожелали того.

Какая же польза от того, что стоите в нём? Та, что вы спасаетесь.

Если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам.

Говорит как бы так: о том, что есть воскресение, я ничего не сообщаю вам; ибо в этой истине вы и не усомнились.

Но может быть, вам нужно знать то, каким образом будет воскресение, о котором я благовестил вам. Об этом-то, то есть о том, как будет воскресение, я и говорю вам теперь.

Если только не тщетно уверовали.

Чтобы словами вы утвердились не сделать их беспечными, говорит: если вы удерживаете, если только не тщетно уверовали, то есть если вы не напрасно называетесь христианами.

Ибо сущность христианства заключается в учении о воскресении.

Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял.

Так как учение о воскресении очень важно, то я преподал оное первоначально. Ибо оно есть как бы основание всей веры. Принял же оное и я, то есть от Христа.

Посему, как я содержу оное, так и вы должны содержать. И как вы приняли в начале, то ныне вы не правы, когда усомнились хотя на время.

То есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию.

Эти слова очевидно, принадлежат Самому Христу, говорившему чрез Павла. Поскольку манихеи будут впоследствии говорить, что Павел смертью называет грехи, а воскресением освобождение от них, то Ему угодно было сими словами заранее обличить их.

Так, Христос умер. Какой смертью? Без сомнения, телесной, не греховной; ибо Он греха не сотворил.

Если же они не постыдятся сказать, что и Он умер смертью греховной, то как сказано, что Он умер за наши грехи? Ибо если и Он был грешник, то как Он умер за наши грехи?

Весьма ясно поражает их и сим замечанием: по Писанию. Ибо Писания везде приписывают Христу эту телесную смерть.

Так говорится: пронзили руки мои и ноги мои (Пс. 21:17); ещё: воззрят на Того, Которого пронзили (Зах. 12:10); ещё: Он изъязвлён был за грехи наши; за преступления народа моего Он идёт на смерть (Ис. 53:5,8).

И что Он погребён был.

Итак, Он и тело имел. Ибо погребается тело. Слова же по Писанию не прибавил или потому, что гроб был всем известен, или потому, что слово по Писанию относится ко всему вообще.

И что воскрес в третий день, по Писанию.

Где же Писания говорят, что Он воскрес в третий день? В прообразе Ионы, и прежде сего в Исааке, который в три дня сохранён живым для матери, а не был заклан, и в весьма многих иных прообразах; также в словах Исаии: «Господь хочет очистить его от язвы, показать ему свет»; в словах Давида: не оставишь души моей во аде (Пс. 15:10).

И что явился Кифе.

В первых поставляет свидетеля, достовернейшего из всех. Хотя Евангелие говорит, что Господь явился прежде Марии (Мк 16:9), но из мужей первому явился Петру, как лучшему из учеников.

Ибо тому, кто первый исповедал Его Христом, следовало первому видеть и Воскресение; является ему прежде прочих и по причине отречения его, дабы показать ему, что он не отвергнут.

Потом двенадцати (τοις δώδεκα).

Матфий сопричислен вместо Иуды после вознесения Господня. Как же Павел говорит: потом двенадцати? Отвечаем: вероятно, Он явился Матфию после Вознесения, как явился и Павлу, призванному после Вознесения.

Посему он и не указал времени, но выразился неопределённо. Некоторые же говорят, что здесь ошибка писца; или: Господь, вперёд зная и презирая, что Матфий будет сопричислен к одиннадцати, явился и ему, чтобы он и в сём отношении не был ниже прочих апостолов.

Нечто подобное выражает и Иоанн, когда говорит: Фома, один из двенадцати (Ин 20:24). Ибо всякий скорее скажет, что Он сопричислил к прочим апостолам Матфия по предвидению, чем Иуду после его предательства и самоубийства.

Потом явился более нежели пятистам братии в одно время.

После доказательства из Писаний, приводит во свидетели апостолов и других верных людей. Слово более (επάνω) некоторые объясняют так: «свыше», с небес; что Он высоко и над головой явился им для того, дабы удостоить в истине Вознесения. Иные же понимали так: более, нежели пятистам.

Из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили.

Я, говорит, имею живых свидетелей. Изречением почили предуготовляет начало воскресения. Ибо кто спит, тот и встаёт.

Потом явился Иакову.

Брату Господа, поставленному от Него первым епископом в Иерусалиме.

Также всем Апостолам.

Ибо были и другие апостолы, каковы семьдесят учеников.

А после всех явился и мне, как некоему извергу.

Это слово смиренномудрия. Смирение же сие употребил благоразумно, для того, чтобы, когда скажет о себе высокое: я более всех их потрудился (ст. 10), ему не отказали в вере, как самохвалу.

Извергом в собственном смысле называется недоношенное дитя, которое женщина выкидывает. Поскольку называет себя недостойным апостольского звания и человеком отверженным (ст. 9), то назвал извергом, как недозрелого по отношению к апостольскому достоинству.

Некоторые же под извергом разумели позднее рождение, так как Павел — последний из апостолов. Но Павла не уничижает то, что он последний увидел Господа.

Ибо и Иаков не ниже прочих пятисот, от того, что увидел Господа позже, чем они.

Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.

Сам о себе произносит суд: я, говорит, меньший не только двенадцати, но и всех прочих. Смотри, здесь напоминает о тех грехах, от которых избавился через крещение, для того, чтобы показать, какую благодать получил от Бога.

Для чего же, выставляя сам себя свидетелем Воскресения Христова, так как Он явился и ему, перечисляет свои недостатки? Для того, чтобы заслужить более доверия.

Ибо кто по сущей справедливости изложил собственные недостоинства, тот не будет напрасно говорить в пользу иного.

Но благодатию Божиею есмь то, что есмь.

Недостатки приписывает самому себе, а совершенства относит к благодати Божией.

И благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился.

И это сказал со смирением, ибо не сказал: я сделал достойное благодати, но: благодать Божия, сущая во мне, оказалась не тщетной. Как? Потому что я потрудился более всех апостолов.

И не сказал: я подвергался опасностям, но ограничил похвалу свою скромным именем труда. Говорит это сам о себе для того, чтобы явиться достойным веры. Ибо учитель должен быть достоин веры.

Не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.

И то самое, что я потрудился, не моё совершенство, но дело благодати Божией.

Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.

Я ли более потрудился, они ли, но в проповеди, говорит, мы все согласны. И не сказал: если мне не верите, то им поверьте, ибо уничижил бы сам себя и оказался бы свидетелем истины, не стоящим веры: но говорит, что и он сам по себе достаточный свидетель, и они сами по себе достаточны.

Словом проповедуем также подтверждает истину своих слов. Ибо мы говорим не скрытно, но явно, и не когда-нибудь, но и ныне. И вы так уверовали. Не сказал: ныне веруете, потому что они уже колебались.

Но наряду с прочими и их веру называет свидетельницею истины. Вы, говорит, не поверили бы напрасно ложным и обманчивым речам, если бы не были убеждены в истине проповедуемого.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Чтение Евангелия 11-го воскресения по Пятидесятнице ― с толкованием

«Верую, Господи! Помоги моему неверию!» Чтения из Апостола и Евангелия 4-й недели Великого поста — с толкованием

Чтения из Апостола и Евангелия 3-ой недели Великого поста — «Крестопоклонной» с пояснениями

Евангелие от Матфея, 79 зачало, глава 19, стихи 16-26

Пришёл однажды к Иисусу один юноша и спросил: Учитель благой! что мне сделать благого, чтобы получить жизнь вечную?

Он же сказал ему: почему ты называешь Меня благим? Никто не благ, только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюдай заповеди.

Тогда тот спрашивает у Него: какие же? А Иисус ответил: Не убивай, не нарушай супружескую верность, не кради, не давай ложных показаний, чти отца и мать и люби ближнего своего как самого себя. (Втор. 5:16 - 20; Лев. 19:18)

И говорит Ему юноша: я с отроческих лет соблюдаю всё это; что ещё мне недостаёт?

Иисус же сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение своё и раздай нищим, и приобретёшь сокровище на небесах; а затем последуй за Мною.

Услышав эти слова, юноша отошёл в печали, потому что он был очень богат.

Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам: богатому трудно будет войти в Царство Небесное.

Более того скажу вам: легче верблюду сквозь игольное ушко пройти, нежели богатому войти в Царство Божье.

Услышав это, ученики в величайшем изумлении стали спрашивать: так кто же тогда может спастись?

Посмотрев на них, Иисус сказал: это для людей невозможно, для Бога же всё возможно.

 

Из книги «Евангельские беседы на каждый день года»

Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? — с такими словами в нынешнем Евангелии обращается к Иисусу Христу богатый юноша. Обращение учитель благий — обычное приветствие раввинам иудейским со стороны тех, кто хотел просить у них совета или наставления. Юноша старался соблюдать все заповеди и предписания закона. Книжники и фарисеи, конечно, научили его думать, что человек спасается собственными законными делами; однако же он не был спокоен, не удовлетворялся исполнением законных предписаний, желал большего. Вот он и спрашивает Иисуса Христа, что бы ему сделать еще особенно доброго, чтобы иметь жизнь вечную, то есть быть спасенным, войти в Царство Небесное. Юноша думал, что ему будут указаны какие-либо особенные заповеди, предписывающие какие-либо особенные добродетели. Но Иисус Христос повторяет ему десять заповедей об отношениях к ближнему.

Все это сохранил я от юности,— говорит юноша. Ответ этот показывает, что юноша понимал исполнение заповедей закона совершенно внешне, не понимая самого духа заповедей и бесконечной задачи заповеди о любви. Иначе он не мог бы сказать, что исполнил все это от самой юности, так как человек не может исполнить сего во всей полноте и глубине — это задача безконечно великая и высокая. Не так, конечно, думали фарисеи его времени, эти всенародные учители, гордившиеся собственною праведностью и думавшие, что они все уже сделали и не остается у них уже ничего недоконченного.

Если хочешь быть совершенным, (то есть таким, который для получения жизни вечной не имеет уже ничего недоконченного, недостающего, для которого нет никаких препятствий к достижению жизни вечной), — говорит Христос юноше,— пойди, продай имение твое и раздай нищим. Юноша хвалился, что он исполнил заповеди закона. Закон же требовал, чтобы он любил ближнего своего, как себя самого, и любил Господа Бога своего более всего. Господь и говорит юноше, что если он в самом деле стяжал такую любовь, или даже если только хочет стяжать ее, если любит или хочет так любить Бога и ближнего, как требует закон,— то он должен посвятить Богу и ближним и себя самого и все, что имеет, следовательно, и все богатства свои. И будешь иметь сокровище на небесах — вот награда за предлагаемый подвиг. Но оказалось, что богатство было идолом юноши, он был как бы невольником богатства и ради него он оставил даже Христа и с печалью отошел прочь.

Трудно богатому войти в Царство Небесное, — сказал Христос. Опасность богатства в деле спасения, или нравственного совершенствования лежит не в самом богатстве, а в том, что грешной природе человека оно представляет множество соблазнов и препятствий к исполнению требований закона и воли Божией, когда человек пристрастится к нему. Чтобы показать, что это дело невозможно или чрезвычайно трудно исполнимо, Господь употребляет известную на Востоке и доныне пословицу о верблюде.

Кто же может спастись? — в недоумении спрашивают ученики, по опыту зная, что все люди склонны к богатству и приобретениям. Иисус кротко успокаивает их, говоря, что если людям самим по себе невозможно освободиться от язвы любостяжания, то при помощи благодати Божией все возможно...

Возможно ли для нас в настоящее время нестяжание? Условия нашей жизни таковы, что мы не можем забывать о завтрашнем дне, не можем не заботиться о приобретении себе имущества и средств для обеспечения нашего существования. Это и не требуется. Смысл слов Господа, смысл непреходящий во все времена, тот, — чтобы человек, заботящийся о своем земном благополучии, не забывал, что он только гость на земле, странник и пришелец на самое короткое время. А потому и попечения его о благах жизни не должны заслонять собою главной цели существования на земле — приготовления себя для Царства Божия.

Трудитесь, работайте, но никогда в заботах об этом не забывайте, что, быть может, завтра же или послезавтра Господь призовет вас к Себе в горний мір... Будем же помнить слова Спасителя: Не собирайте себе сокровищ на земле... но собирайте себе сокровища на небе... ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф  6:19).

 ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Притча про Гадаринського біснуватого ― євангельська історія з розбіжностями

Що насправді розповідає нам історія про капернаумського сотника?

Чтения из Апостола и Евангелия 5-й недели Великого поста — с толкованием

 

«Кто может возвещать Истину и не возвещает, тот будет осуждён Богом»
Св. мч. Иустин Философ

***

ТЕКСТЫ ВСЕХ СЛУЖБ СМОТРИТЕ НА САЙТЕ ОБЩЕСТВА им. М.Н.Скабаллановича.

 

Общество им.М.Н.Скабаллановича
Воскресное апостольское чтение
Воскресное Евангельское чтение
Притча о богатом юноше

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
2616

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар