Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

VІІІ ФестСМИ. День второй - подробный отчет от редакции ПвУ (ВИДЕО, ФОТО)

Версия для печатиВерсия для печати
01 жовтня 2013 | Просвіта, ЗМІ

30 сентября, в день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры начал работу VIII Фестиваль СМИ православных.

ПОДРОБНЕЕ ЧИТАЙТЕ: VІІІ ФестЗМІ: урочисте відкриття в головному соборі Києво-Печерської Лаври (ФОТО, ВІДЕО)

***

Работа 2-го дня форума началась с презентации проекта CHURCH.UA

Больше - читайте в материале: Второй день роботы VIII ФестСМИ начался со знакомства с реальными разработчиками виртуального мега-проекта CHURCH.UA (+Видео)

***

Как создать "мощную" редакционную сеть СМИ? Главреды рейтинговых медиа «Сегодня» и «Вести» провели мастер-класс

Следующим по списку был мастер-класс «Создание редакционной сети СМИ», который для участников ФестСМИ провели руководители самых рейтинговых светских отечественных медиаресурсов.

В частности, главный редактор «Сегодня.UA» Светлана Панюшкина рассказала, как устроена и работает редакция интернет-версии газеты «Сегодня».

По ее словам, 85% материалов - авторские, 15% - перепечатки, мониторинг СМИ.

«Сайт не может иметь колоссальную редакцию, но за каждым редактором закреплен тот или иной регион, та или иная сфера. Есть редактор, который отвечает за газетный контент, который занимается мониторингом СМИ, есть также и оригинальные редакции, которые, соответственно, создают авторские тексты», - рассказала Светлана.

Также С.Панюшкина остановилась на функциях редакции:

*информирование

К примеру, узнали о появлении секты – сообщили в светские СМИ, чтобы вместе бороться с тоталитарной организацией, и т.п.

*просвещение

Как подготовиться к Таинству Крещения, Причастию? Будет хорошо, если об этом на страницах светской прессы появится комментарий священнослужителя.

*поддержка.

Галина Коваленко, заместитель главного редактора  ИА «Вести» - популярной ежедневной бесплатной газеты, которая на днях выйдет в 100-й раз – рассказала, в свою очередь, о том, как действует всеукраинская сеть СМИ.

«Газеты всегда были, есть и будут, - заметила она. – Но не каждый читатель готов нынче платить за газету, поэтому тиражи платных газет упали.

Газете будущего нужно искать другие доходы, нежели деньги из карманов читателей. Люди хотят читать, но не готовы платить за информацию, как было раньше. Издание может существовать, например, за счет рекламодателя».

Также Галина Коваленко остановилась на вопросах, какова наша аудитория, и где читателю лучше от нас получать информацию. Найдя ответы на данные вопросы, газета сможет продвигаться и быть востребованной. Именно поэтому редакция «Вестей» пришла к выводу, что распространять газету нужно в метро, на главных транспортных магитралях и т.д. «Мы даем газету там, где читателю удобно ее получить, не потратив своего драгоценного времени», - добавила Галина Коваленко.

Также Галина Коваленко отметила, что сейчас время информации, поэтому важно подавать ее систематизированно, избирательно. Современный человек хочет быть эрудированным, быть в курсе мировой геополитики, и это тоже нужно учитывать.

«Мы за читателя выводы не делаем, мы даем ему базу, чтобы он сам делал выводы, чтобы он мог апеллировать полученной информацией. Мы стараемся быть для читателя поддержкой в океане информации», - подытожила Галина.

К слову, у «Вестей» есть шесть региональных выпусков: Киевский, Харьковский, Одесский, Донецкий и Днепропетровский. В этих регионах работают местные редакции, которые, соответственно, полосу заполняют местным контентом. А главная редакция – в столице. Поэтому очень важным в создании сети редакций является именно взаимодействие.

***

Создание "мощной" редакционной сети СМИ - актуальный вопрос для церковных СМИ, задача которых - просвещать и проповедовать Слово Божие широкой аудитории на своих страницах. Об этом, подводя итог мастер-класса, напомнили Глава СИПО УПЦ протоиерей Георгий Коваленко и заместитель главного редактора популярного православного журнала "Фома в Украине" протодиакон Александр Карпенко.

***

Есть ли будущее у церковных СМИ? Сергей Чапнин, Владимир Легойда, прот. Георгий Коваленко, еп. Иона (Черепанов) – основные мысли

Какими быть православным СМИ сегодня и завтра? - размышляли во время круглого стола «Будущее церковных СМИ: форматы и тенденции»

Ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин начал свой доклад с мысли о том, что христиане XXI века редко говорят о будущем, чаще вспоминая о прошлом. Этим, по мнению докладчика, мы в худшую сторону отличаемся от христиан ранней Церкви, которые устремляли свой взгляд в будущее, ожидая Христа Спасителя.

Какой быть Церкви и  СМИ - в ближайшем будущем?

В наше время «избытка информации» важно уметь быть конкурентоспособным, интересным. Но как?

Особенность познания мира современным человеком часто происходит в "несоприкасании" с этим миром, это время, когда «Информации становится все больше, а смысла все меньше»(с).

Новости существуют сами по себе, и никакого вывода, в том числе и нравственного, не предполагают.

Для того, чтобы делать качественно другие вещи, важно понять, во что мы, на самом деле, верим?

Суть нашей веры – это Христос. Это должно быть ясно и из наших поступков, и из наших слов.

За какими СМИ будущее?

Читатель перестает пользоваться печатными СМИ, оперативную информацию он получает из Интернета. Но качество этих данных - сомнительно. Поскольку важно только то, кто первым смог достать информацию и опубликовать ее.

***                                  

Как разделить задачи для журналистов электронных СМИ и печатных?

Первые работают с фактами и событиями. Вторым важно говорить о том, что будет.

***

Глава СИНФО РПЦ Владимир Легойда использовал возможность поговорить о Евангельской устремленности в будущее: важно не то, каким человек был, а каким он может стать.

«Мы из будущего» и «Мы о будущем с измененными людьми» – вот возможные слоганы для православных журналистов.

Важно понимать, что современный человек ищет в первую очередь пользу для себя. Если мы не сориентируемся в потребностях современного человека, то не сможем быть ему интересными.

***

Повестка дня СМИ

Религиозной тематики в светских СМИ – нет.

К реальному содержанию религиозной жизни, зачастую, информация в СМИ никакого отношения не имеет. А то, что подают, чаще всего - "интерпретации". Мы должны научиться «внешней повестке» что-то противопоставлять, давая ассиметричный ответ.

Не всегда критерий «обсуждения в обществе» применим к православным СМИ. Иногда игнорирование какой-то темы – это тоже позиция.

Важно взвесить, насколько то, что есть в СМИ, является предметом христианского осмысления.

***

Информ_пространство...

Легко взламывается. Сегодня в жертву оперативности приносится правдивость. Журналист «не обязан проверять факты». Скорость – основной критерий успешности и конкурентоспособности.

А как нам в этой ситуации работать?

Церковь не должна становиться объектом для православных СМИ, как того требует формат современной журналистики. Она всегда будет для православного человека – субъектом.

***

Бумажные СМИ вряд ли исчезнут. Они могут занять два сегмента - «дешевый» и «премиум-класса».

**

Глава СИПО УПЦ прот. Георгий Коваленко отметил, что форматы светских и православных СМИ все больше расходятся. Православные СМИ вырабатывают свой формат – просвещать, воспитывать и образовывать.

«Мы не должны смотреть на Церковь как на объект. Мы должны смотреть на всё с позиции Вечности».

Кроме того, перед православным журналистом не стоит задача проинформировать в обязательном порядке. С позиции Вечности – это может не иметь никакого значения.

Будущее церковных СМИ – это реальное общецерковное информпространство, которое пока еще очень фрагментарно.

Почему игнорирование каналов, которые показывают заведомую ложь, ни к чему не приведет? Потому что они не изменятся, и их рейтинги от этого не упадут. И мы не сможем также донести свою позицию до аудитории в противовес клевете.

Мы должны оставаться собой.

Имея средства для коммуникации, мы имеем возможность реализации для соборности.

Давая комментарии светским СМИ, отвечая на разнообразные вопросы, важно не отвлекаться от главного – Церковного календаря (Церковь и ее святые).

**

Глава Синодального отдела УПЦ по делам молодежи епископ Обуховский Иона также поставил вопрос, на который важно ответить перед тем, как начинать работать.

Для кого мы работаем?

Нужно четко понять, что мы трудимся для тех, кто желает нас услышать, кто доброжелательно к нам относится.

Вспоминая разговор с игуменом афонского монастыря, он напомнил, что нам придется делать непопулярные вещи: «Если Христос всем не угодил, то почему мы должны стремиться к тому, чтобы всем понравиться?»

Нет смысла конкурировать со светскими СМИ. Либеральное общество – непостоянно, и настроение его переменчиво. Те темы, которые популярны, часто очень быстро забываются.

Важно обратить внимание на специализацию СМИ, ориентацию на узкую аудиторию и категории по интересам.

Примечательна и «Алгоритмичность» – материалы-алгоритмы с пошаговым инструктажем.

***

Як Церква представлена у світських і конфесійних ЗМІ? Експерти А. Бойко, Ю. Решетніков, Л. Филипович та В. Єленський провели аналіз

Про те, як релігійна тематика представлена в українському медіапросторі, а зокрема у світських і конфесійних ЗМІ, учасникам Фестивалю ЗМІ православних розповіли релігійні експерти. 

Зокрема, Юрій Решетніков, релігійний експерт, радник Предстоятеля УПЦ, наголосив, що перед християнськими ЗМІ має стояти завдання – перш за все, висвітлювати церковну позицію, роз’яснювати церковні документи і, звичайно, не забувати про роль ЗМІ у передачі Слова Божого. Формувати власну думку та наповнювати медіапростір власною інформацією, а не віддзеркалювати інформацію світських ЗМІ.

Алла Бойко, професор Інститут журналістики КНУ ім.Т.Шевченка, зупинилася на двох аспектах.

По-перше, як саме представлена Церква у суспільно-масових засобах комунікації.

«Світські ЗМІ базуються на трьох речах: плітках, скандалах, тяжінні до сексу тощо. Ми їх так не вчимо. Певно, з таких позицій, сенсаційних, журналісти і підходять до Церкви. Оскільки це отримує суспільний резонанс», - зауважила вона.

Другий аспект – як Церква представлена в конфесійній пресі. Ми знаємо, що УПЦ видає найбільшу кількість ЗМІ, що охоплюють всю Україну.

Також Алла Бойко торкнулася цінової проблеми, а, зокрема, звернулась до церковних журналістів із пропозицією знизити ціни на православну пресу для молоді.

Окрім того, на її думку, більшість церковних періодичних видань мусить виходити українською мовою або двома мовами. «Адже Українська Православна Церква є культурно- та духовноформуючою в Україні», - зазначила вона.

Нагадала науковець і про те, що ЗМІ мають не забувати про інтереси своєї аудиторії. «Люди люблять, коли говорять про них, - додала Алла Бойко. – Тому коли ми будемо звертатись до аудиторії тією мовою, яку люди хочуть почути, яку вони розуміють, то, впевнена, популярність церковних ЗМІ буде збільшуватись...».

Підняла професор і таку проблему церковних ЗМІ, як повчальний характер матеріалів. «Люди не люблять, коли їх повчають, але більшість церковних ЗМІ, все ж таки, говорить повчальним, дидактичним тоном, тоном вчителя. Тому ці церковні ЗМІ не завжди читаються. Корені таких недоліків у тому, що в нас немає професійної релігійної журналістської освіти», - підбила підсумки А. Бойко.

У свою чергу, Максим Васін, виконавчий директор Інституту релігійної свободи, член Громадської ради при Держкомтелерадіо, продовжив аналізувати, як Церква виглядає у сфері конфесійних ЗМІ і у світських ЗМІ.

«Потрібно не рекламувати Церкву чи транслювати події Церкви, а намагатись зрозуміти релігійні потреби людей», - зокрема зауважив він.

Максим Васін детальніше зупинився на проблемі комунікації, а саме на тому, що Церква має бути відкритою до коментування тих чи інших подій, які відбуваються у суспільстві. «Мова не йде про нав’язування політичного смаку, втручання у сфери держави, але коментувати події з огляду добра і зла, - говорить він. – Ми знаємо, що світські ЗМІ у своїй роботі базуються на скандалах, тому, на жаль, про проблеми Церкви люди знають більше, ніж про добрі справи. Тож потрібно самим створювати інформаційні приводи і запрошувати журналістів, не боятись створювати позитивний імідж».

А ще зауважив, що, окрім створення позитивного іміджу, необхідно розвивати якісні профільні видання та йти в ногу з часом. Тоді медіапроекти будуть популярними серед читачів, і тому впливатимуть на суспільну думку про Церкву.

Людмила Филипович, професор, зав.відділу історі релігії та практичного релігієзнавства відділення релігієзнавства Інституту філософії ім. Г. Сковороди НАН України, розкрила у своєму виступі наступні проблеми релігійних ЗМІ.

Зокрема вона відзначила, що конфесійні ЗМІ дуже замкнені на собі, своїх адресатах. На її думку, церковним медіа «не вистачає конфесійного погляду на державні та світові геополітичні події» та поліконфесійності.

Також вона відмітила проблему регіональності у подачі матеріалів. «Потрібно враховувати, що УПЦ є загальноукраїнською, тому, навіть висвітлюючи події регіону, маємо водночас подавати загальноцерковну позицію», - зазначила вона.

Віктор Єленський, релігійний експерт, продовжив думку учасників круглого столу.

Він погодився зі своїми колегами, що професійність та якість ЗМІ є дуже важливими. «Великої різниці, як писати про космос і релігію, немає. Всюди потрібна професійність», - сказав він. Та розповів про те, як саме релігійна тематика представлена у ЗМІ на Заході.

Виявляється, сегмент, присвячений релігіям, у Західній Європі останнім часом стрімко зростає. Крім того, спостерігається тенденція, коли все більше серйозних медіа почали наймати професіоналів.

«Ніхто не задоволений тим, як пишуть про Церкву. Усі вважають, що світське суспільство ставиться заангажовано до Церкви або взагалі негативно. Який рецепт? Більше говорити про те, що Церква робить доброго для людей, -  зауважив Віктор Єленський. – І Церква, і медіа перестали бути такими інститутами, які б могли претендувати на монополію. Раніше храм у селі був усім, зараз у неділю вранці людина може займатись чим завгодно, але менша частина ходить щонеділі до церкви. Раніше люди дослухалися до думки газети, а сьогодні часто більше слухають якогось блогера, ніж офіційну газету».

Тому головне сьогодні для релігійних медіа – нести Слово Боже мовою сучасних людей, бути відкритими та пояснювати те чи інше геополітичне чи суспільне явище з точки зору духовності та моралі.

***

Круглый стол с владыкой Антонием: Священнослужитель - профессиональный журналист? (+ВИДЕО)

Управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, первый проректор КДАиС прот. Сергий Ющик, проф. Института журналистики КНУ им. Тараса Шевченко, эксперт в области религиозной журналистики Алла Анатольевна Бойко, проректор и профессор КДА Владимир Викторович Бурега, сертифицированный специалист Google AdWords в Украине Борис Тизенхаузен ответили на этот и другие вопросы.

В рамках второго дня фестиваля СМИ православных состоялся круглый стол на тему: "Какой должна быть система подготовки священнослужителя к сотрудничеству с современными медиа и реализации церковных медиапроектов" при участии Управляющего делами УПЦ, ректора Киевских духовных академии и семинарии митрополита Бориспольского и Броварского Антония.

"Идеальный церковный журналист - это священнослужитель или высокодуховный человек с богословским образованием" - отметил митрополит Антоний.

Владыка ректор обратил внимание участников фестиваля на то, что УПЦ имеет опыт успешной реализации медиапроектов. Яркими примерами этому являются молодежный журнал "Отрок", официальное издание УПЦ "Церковная Православная Газета", интернет-портал "Православие в Украине".

К сожалению, не перестает быть актуальной проблема "черного пиара" Церкви. Проблема достигла такого уровня, что может возникнуть необходимость создания Антикризисного менеджмента Церкви. Православной Церкви нужно показывать позитив. У православных СМИ, к сожалению, есть определенные проблемы: - постоянный дефицит ресурсов; - тотальный кадровый голод. Также владыкой Антонием были предложены несколько вариантов журналистского образования для будущих священнослужителей. Это может быть реализовано в повышении квалификации студентов, которые уже имеют определенный опыт работы в СМИ. Это может быть также реализовано и двухнедельными журналистскими курсами или специализированной направленностью курса обучения.

У современных светских СМИ есть конкретный формат подачи материала - развлекать, пугать, манипулировать. Церковная журналистика отличается от светской с точностью до наоборот: - христианское просвещение аудитории; - воспитание; - желание дать возможность почувствовать принадлежность к Богу. Но, в обязательном порядке, все священники УПЦ должны иметь базовые понятия о сотрудничестве со светскими СМИ.

После выступления Управляющего делами УПЦ к слову была приглашена Бойко Алла Анатольевна, которая рассказала слушателям о программах обучения религиозной журналистике в духовных учебных заведениях разных конфессий. Также Алла Анатольевна отметила, что, кроме церковных, нравственных СМИ не осталось.

Первый проректор КДАиС прот. Сергий Ющик предложил создать инициативный кружок, в который будут входить студенты Киевских духовных школ, потому что этим должны заниматься люди, которым журналистика действительно интересна.

Борис Тизенгаузен рассказал, что подходит к окончанию создание обучающего курса по продвижению СМИ любого формата. Недостатка в спикерах у Православной Церкви не было никогда, но есть недостаток в технических профессионалах. Как и в любом труде, в журналистике одним из самых главных условий работы является желание.

Только те люди, которые искренне проявляют интерес к работе СМИ, смогут добиться какого-то успеха. Также Борис Тизенгаузен обратил особое внимание на подачу видео-контента, ведь полуторачасовой видеоряд без должного описания рискует остаться без просмотров. Поэтому целесообразней разбивать видеосюжеты на небольшие видеоролики и давать им расширенное описание.

Владимир Викторович Бурега, в свою очередь, отметил, что Киевские духовные школы не могут воспитать профессиональных журналистов, но могут дать необходимые навыки в общении с работниками СМИ. Стоит обратить внимание на то, что многие титаны СМИ начинались со студенческих проектов. Журнал КДА "Академический Летописец", официальный сайт КДАиС - это те проекты, в создании которых берут участие, в основном, студенты духовных школ. Владимир Викторович предложил создать курсы повышения квалификации церковных журналистов на базе СИПО и Фестиваля СМИ. Также, в конце круглого стола, все докладчики ответили на вопросы участников Фестиваля.

Что светские СМИ ожидают от церковных пресс-служб. Главреды «5 канала», газеты «Сегодня» и журналист ICTV провели мастер-класс

«Ожидания светских СМИ от церковных пресс-служб» - так назывался мастер-класс, в котором приняли участие следующие гости мероприятия:

- главный редактор газеты «Сегодня», Ольга Гук;

- шеф-редактор «5 канала», Владимир Мжельский;

- корреспондент телеканала ICTV, Дарка Олифер.

Во время беседы журналисты вспомнили о своем опыте взаимодействия с представителями Церкви и создания новостных сюжетов религиозного характера.

Корреспондент телеканала ICTV Дарка Олифер поделилась со всеми присутствующими своими впечатлениями о создании сбалансированных видеосюжетов про жизнь Церкви, в которых присутствуют представители нескольких христианских конфессий.

По словам журналистки, при создании подобных сюжетов используется т.н. в западной журналистике balance approach, заключающийся в абсолютно одинаковом хронометраже, который уделяется каждой из представленных сторон.

Кроме этого, журналистка телеканала ICTV ответила на вопросы, касающиеся уровня компетенции светских журналистов в религиозной тематике и терминологии, степени их воцерковленности.

После этого шеф-редактор «5 канала» Владимир Мжельский рассказал участникам и гостям фестиваля о графике работы телеканала, а также об абсолютной отдаче, с которой относятся к своему делу многие светскихе журналисты и которая «может быть сопоставима только с жертвенностью и самоотдачей священнического служения».

Также была затронута важная тема пресс-анонсов, которые могли бы информировать зрителя или читателя о важных предстоящих событиях из жизни Церкви.

Шеф-редактор «5 канала» также высказал свое мнение о недопустимости политизации церковной жизни, после чего оставил представителям епархиальных пресс-служб личные данные, тем самым сделав реальный шаг к более тесному сотрудничеству Церкви и телевидения.

Главный редактор газеты «Сегодня» Ольга Гук раскрыла перед слушателями главные принципы работы коллектива газеты, а также сделала особый акцент на важности такого аспекта, как скорость получения авторитетного и компетентного комментария по тому или иному информационному поводу.

Кроме того, главный редактор газеты «Сегодня» поделилась своим личным видением того, какие материалы религиозного характера могут быть интересны современному читателю, и подчеркнула необходимость поднятия и раскрытия для людей т.н. «сложных» тем, вызвавших определенный резонанс в обществе и интерес со стороны людей.

***

ЧИТАЙТЕ також: 

VІІІ ФестЗМІ: урочисте ВІДКРИТТЯ в головному соборі Києво-Печерської Лаври (видео, фото)

    
 
 
АНТОНІЙ (Паканич), митрополит Бориспільський і Броварський, Керуючий справами УПЦ
ІОНА (Черепанов), єпископ Обухівський, вікарій Київської Митрополії
Протоиерей Георгий Коваленко
Владимир Легойда
Сергей Чапнин
Алла Бойко
Людмила Филлипович
Максим Васин
Юрий Решетников
Ольга Гук
Владимир Мжельский
Светлана Панюшкина
Галина Коваленко
Жанна Шевченко
Фестиваль ЗМІ православних
ФестЗМІ
газета Сегодня
5 канал
Вести

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
4836

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар