Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

«Верую, Господи! Помоги моему неверию!» Апостол и Евангелие 4-го воскресенья Великого поста — с толкованием

Версия для печатиВерсия для печати
20 березня 2015 | Редакция | Богослов’я

Завершается 4-я неделя Великого поста. Об особенностях следующей, 5-й недели, читайте в материале диакона Святослава Сёмака: 5-я неделя Великого поста: какой-то богослужебный детектив...

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Епископ Иона (Черепанов). «Лествица» и Лествичник: зачем мирянам читать книги, написанные монахами для монахов.

ВИДЕО. О 4-й неделе Великого поста, прп.Иоанне Лествичнике, о своих книгах и героях своих рассказов — протоиерей Александр Авдюгин

Сходи до Царства Небесного – до дня пам’яті прп. Іоанна Лествичника СЛУХАЙТЕ, як з’явилася його відома "інструкція спасіння"

Преподобный Иоанн Синайский. Он же Лествичник...

 

***

Послание Святого Апостола Павла к Евреям, глава 6, стихи 13-20.

Бра­тья, ко­г­да Бог да­вал обе­то­ва­ние Ав­ра­а­му, то, не имея ни­ко­го вы­ше Се­бя, кем Он мог бы кля­сть­ся, Он по­клял­ся Со­бою,

ска­зав: «Во­ис­ти­ну, бла­го­сло­в­ляя, бла­го­сло­в­лю те­бя и, ум­но­жая, ум­но­жу те­бя». (Быт. 22:17)

И Ав­ра­ам, про­явив дол­го­тер­пе­ние, по­лу­чил обе­щан­ное.

Ведь лю­ди кля­нут­ся кем-ни­будь вы­с­шим се­бя, и клят­ва у них скре­п­ля­ет ко­нец вся­ко­го спо­ра.

Вот по­то­му и Бог, же­лая с из­быт­ком до­ка­зать на­след­ни­кам обе­то­ва­ния не­из­мен­ность Сво­ей во­ли, вос­поль­зо­вал­ся ещё и клят­вой,

что­бы в этих двух не­из­мен­ных ве­щах, в ко­то­рых Бо­гу не­воз­мо­ж­но сол­гать, мы на­шли при­бе­жи­ще и об­ре­ли уве­рен­ность, креп­ко дер­жась от­крыв­шей­ся пе­ред на­ми на­де­ж­ды.

Она для нас – не­зыб­ле­мый и вер­ный якорь ду­ши, она вхо­дит внутрь хра­ма, за за­ве­су,

ку­да уже во­шёл за нас Пред­те­чей Ии­сус, став Пер­во­свя­щен­ни­ком на­ве­ки по чи­ну Мел­хи­се­де­ка*(Быт. 4:18)». (Пс. 109:4)

***

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев): По­сла­ние к Ев­ре­ям, от­ры­вок из ко­то­ро­го мы чи­та­ем в 4-ю не­де­лю Ве­ли­ко­го по­ста, – осо­бен­ное пи­са­ние Но­во­го За­ве­та. И осо­бен­ность его в том, что в нём вся ис­то­рия ве­ру­ю­ще­го че­ло­ве­че­ст­ва рас­сма­т­ри­ва­ет­ся как не­кое еди­ное це­лое, в ко­то­ром со­дер­жа­тель­но свя­за­но про­шлое с на­сто­я­щим и бу­ду­щим. Но связь эта не та­кая, ка­кую ут­вер­жда­ли язы­че­с­кие ис­то­ри­ки и фи­ло­со­фы, го­во­ря, что нет ни­че­го но­во­го на зе­м­ле: мол, всё по­в­то­ря­ет­ся в ци­к­ли­че­с­ком рит­ме, всё дви­жет­ся по кру­гу, как Сол­н­це и звё­з­ды, как при­лив и от­лив, как день и ночь, как ле­то и зи­ма. Биб­лей­ский взгляд на ис­то­рию со­в­сем иной.

Бог со­тво­рил этот мир и че­ло­ве­ка в нём не для бес­смы­с­лен­но­го вер­че­ния, но для дви­же­ния к оп­ре­де­лён­ной це­ли. И цель эта – в Са­мом Бо­ге Твор­це. Как пи­сал в По­сла­нии к Ри­м­ля­нам апо­стол Па­вел, «всё из Не­го, Им и к Не­му» (Рим. 11:36).

Че­ло­век в сво­ём гре­хов­ном со­сто­я­нии ча­ще все­го та­кой це­ли не ви­дит. На­про­тив, он ви­дит во­к­руг се­бя тлен и смерть, ко­то­рая ли­ша­ет смы­с­ла ка­кое бы то ни бы­ло су­ще­ст­во­ва­ние. От­то­го и мысль о ве­ч­ном по­в­то­ре­нии и бес­смы­с­лен­ном дви­же­нии по кру­гу. Са­мо сло­во «грех» в гре­че­с­ком язы­ке (а кни­ги Но­во­го За­ве­та на­пи­са­ны по-гре­че­с­ки) оз­на­ча­ет «дви­же­ние ми­мо це­ли, сбой». Дей­ст­ви­тель­но, по­лу­ча­ет­ся так, как ска­за­но у Пуш­ки­на:

«Сби­лись мы. Что де­лать нам!

В по­ле бес нас во­дит, вид­но,

Да кру­жит по сто­ро­нам».

По­лу­чить из ок­ру­жа­ю­ще­го ми­ра пред­ста­в­ле­ние о смы­с­ле и це­ли сво­его су­ще­ст­во­ва­ния че­ло­век не мо­жет, так как всё это­му про­ти­во­ре­чит и сви­де­тель­ст­ву­ет об от­сут­ст­вии смы­с­ла: «Су­е­та су­ет, ска­зал Ек­к­ле­си­аст, су­е­та су­ет, — всё су­е­та! Что поль­зы че­ло­ве­ку от всех тру­дов его, ко­то­ры­ми тру­дит­ся он под сол­н­цем? Род про­хо­дит, и род при­хо­дит… Вос­хо­дит сол­н­це, и за­хо­дит сол­н­це… Идёт ве­тер к югу, и пе­ре­хо­дит к се­ве­ру, кру­жит­ся, кру­жит­ся на хо­ду сво­ём, и воз­вра­ща­ет­ся ве­тер на кру­ги свои. … Что бы­ло, то и бу­дет; и что де­ла­лось, то и бу­дет де­лать­ся, и нет ни­че­го но­во­го под сол­н­цем. Бы­ва­ет не­что, о чём го­во­рят: “смо­т­ри, вот это но­вое”; но это бы­ло уже в ве­ках, быв­ших пре­ж­де нас» (Еккл. 1:2-10).

Един­ст­вен­ный ис­то­ч­ник зна­ния о це­ли и смы­с­ле бы­тия че­ло­ве­че­с­ко­го – От­кро­ве­ние от Бо­га. Имен­но об этом – всё Свя­щен­ное Пи­са­ние, с пер­вых же его стра­ниц. По­э­то­му сле­ду­ет раз­ли­чать про­с­то ис­то­рию как по­с­ле­до­ва­тель­ность фа­к­тов и со­бы­тий, так или ина­че ин­тер­пре­ти­ру­е­мых, и Свя­щен­ную ис­то­рию как по­с­ле­до­ва­тель­ность От­кро­ве­ний Бо­жи­их.

Бог про­дол­жа­ет де­ло Тво­ре­ния в ис­то­рии, Сво­и­ми От­кро­ве­ни­я­ми и про­мы­с­ли­тель­ны­ми дей­ст­ви­я­ми пре­одо­ле­вая ха­ос и бес­смы­с­лен­ность ми­ра гре­ха, ука­зы­вая лю­дям их ве­ч­ное пред­на­зна­че­ние. В ми­ре Свя­щен­ной ис­то­рии по­сто­ян­но по­я­в­ля­ет­ся что-то но­вое, про­из­ра­стая из про­шло­го. И это но­вое всё бли­же под­во­дит лю­дей к той ве­ли­кой но­виз­не, ко­то­рая от­кры­лась в Ии­су­се Хри­сте и в Его Цер­к­ви.

Это мо­ж­но срав­нить с тем, как из ма­ло­го се­ме­ни вы­рас­та­ет боль­шое де­ре­во. Де­ре­во ведь не мо­жет вы­рас­ти из кам­ня. Оно вы­рас­та­ет из се­ме­ни, по­то­му что ка­ким-то об­ра­зом в нём уже за­ло­же­но. Энер­гию же ро­с­та да­ёт Бог.

Эта мысль о том, что в глу­би­нах Свя­щен­ной ис­то­рии уже за­ло­же­ны про­об­ра­зы бу­ду­щих но­вых От­кро­ве­ний, про­ни­зы­ва­ет всё Свя­щен­ное Пи­са­ние. Апо­стол Па­вел ви­дит в про­шлых со­бы­ти­ях про­об­ра­зы бу­ду­щих свер­ше­ний, как в се­ме­ни мо­ж­но ви­деть бу­ду­щее де­ре­во. Од­на­ко для то­го, что­бы это ви­деть, не­об­хо­дим дар ве­ры, про­свет­ля­ю­щий на­ше ду­хов­ное зре­ние.

Вот и ещё од­но срав­не­ние, ко­то­рое да­ёт апо­стол Па­вел: про­шлое в Свя­щен­ной ис­то­рии «есть тень бу­ду­ще­го, а те­ло – во Хри­сте» (Кол. 2:17). Ко­г­да мы смо­т­рим на тень, мы лишь с тру­дом мо­жем уга­дать, ка­ко­му те­лу она при­на­д­ле­жит. Но ко­г­да мы ви­дим те­ло, то яс­но со­з­на­ём, ка­кую тень это те­ло мо­жет от­бро­сить. Имен­но это пред­ста­в­ле­ние ле­жит в ос­но­ве но­во­за­вет­ных тол­ко­ва­ний со­бы­тий Вет­хо­го За­ве­та. В со­бы­ти­ях древ­но­сти ав­то­ры Но­во­го За­ве­та ус­ма­т­ри­ва­ют те­ни, пред­вос­хи­ще­ния, про­об­ра­зы той ре­аль­но­сти, сви­де­те­ля­ми и уча­ст­ни­ка­ми ко­то­рой они яв­ля­ют­ся. Так вся ис­то­рия осоз­на­ёт­ся в её вну­т­рен­ней связ­но­сти и един­ст­ве. Об этом го­во­рит и се­го­д­няш­ний от­ры­вок из По­сла­ния к Ев­ре­ям.

Кни­га Бы­тия упо­ми­на­ет о не­сколь­ких обе­то­ва­ни­ях Бо­га Ав­ра­а­му. Сна­ча­ла Он по­ве­лел Ав­ра­а­му ос­та­вить Хар­ран и ид­ти в не­ве­до­мую зе­м­лю, ко­то­рую обе­щал от­дать по­том­ст­ву Ав­ра­а­ма (Быт. 12:7).

За­тем Бог обе­ща­ет Ав­ра­а­му сде­лать его от­цом мно­же­ст­ва на­ро­дов (Быт. 17:5-6).

Тре­тье обе­то­ва­ние – о том, что «от Ав­ра­а­ма про­изой­дёт на­род ве­ли­кий и силь­ный, и бла­го­сло­вят­ся в нём все на­ро­ды зе­м­ли» (Быт. 18:18).

На­ко­нец, в чет­вёр­тый раз Бог под­твер­дил Своё обе­то­ва­ние клят­вой: «Мною кля­нусь, го­во­рит Гос­подь, что, так как ты … не по­жа­лел сы­на тво­е­го, един­ст­вен­но­го тво­е­го, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твоё, как звёзды небесные и как песок на берегу моря; … и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт. 22:16-18).

Сло­во обе­то­ва­ния Бо­жия бы­ло твёр­дым и не­пре­ло­ж­ным и са­мо по се­бе. Но что­бы сде­лать его ещё бо­лее убе­ди­тель­ным, оно бы­ло под­кре­п­ле­но клят­вой. Это обе­то­ва­ние за­клю­ча­лось в том, что по­том­ки Ав­ра­а­ма бу­дут мно­го­чи­с­лен­ны и бла­го­сло­вен­ны. Ав­ра­а­му ну­ж­но бы­ло про­явить тер­пе­ние, пре­ж­де чем он по­лу­чил обе­щан­ное. Лишь че­рез два­д­цать пять лет по­с­ле то­го, как он по­ки­нул Хар­ран, у не­го, со­ста­рив­ше­го­ся, и у бес­плод­ной Сар­ры ро­дил­ся сын Иса­ак. Но Ав­ра­ам ни­ко­г­да не по­ко­ле­бал­ся в сво­ей на­де­ж­де и ве­ре, ко­то­рая и вме­ни­лась ему в пра­вед­ность (Рим. 4:9).

Хри­сти­а­не, как до­ка­зы­ва­ет апо­стол Па­вел, ис­пы­тав на се­бе бла­го­сло­ве­ние Бо­жие, яв­ст­вен­но осоз­на­ли, что древ­нее обе­то­ва­ние Ав­ра­а­му осу­ще­ст­ви­лось в Ии­су­се Хри­сте. Это Цер­ковь Хри­сто­ва пред­ста­в­ля­ет со­бою ис­тин­ный Из­ра­иль и ис­тин­ное се­мя Ав­ра­а­мо­во: «ве­ру­ю­щие бла­го­сло­в­ля­ют­ся с вер­ным Ав­ра­а­мом. … Ес­ли же вы Хри­сто­вы, то вы се­мя Ав­ра­а­мо­во и по обе­то­ва­нию на­след­ни­ки» (Гал. 3:9,29).

Нет, ис­то­рия не по­в­то­ри­лась. Но она вы­све­ти­лась смы­с­лом. Ав­ра­ам «сверх на­де­ж­ды, по­ве­рил с на­де­ж­дою» (Рим. 4:18). Он стал про­об­ра­зом и об­раз­цом хри­сти­ан, их ве­ры и их на­де­ж­ды на на­сле­дие жиз­ни ве­ч­ной (Мф 19:29). И ес­ли на­де­ж­да Ав­ра­а­ма по­ко­и­лась толь­ко на его ве­ре в Сло­во Бо­же­ст­вен­но­го обе­то­ва­ния, под­кре­п­лён­ное клят­вой, то хри­сти­ан­ская на­де­ж­да по­ко­ит­ся на не­из­ме­ри­мо бо­лее про­ч­ном ос­но­ва­нии. Она по­доб­на про­ч­но­му яко­рю, ко­то­рый не даст суд­ну быть уне­сён­ным мор­ски­ми те­че­ни­я­ми в не­ве­до­мом на­пра­в­ле­нии. И этот спа­си­тель­ный якорь – Ии­сус Хри­стос, Вос­крес­ший и Воз­нё­с­ший­ся.

Да, – ут­вер­жда­ет По­сла­ние к Ев­ре­ям, – хри­сти­а­нам от­кры­лась ве­ли­чай­шая в ми­ре на­де­ж­да, о ко­то­рой не смел и меч­тать Ав­ра­ам. На­ша на­де­ж­да не здесь, не на греш­ной зе­м­ле, но в свя­той ве­ч­но­сти. На­де­ж­да на зе­м­лю обе­то­ван­ную пре­об­ра­зи­лась в ожи­да­ние жиз­ни ве­ч­ной в Цар­ст­ве Не­бес­ном.

И сно­ва мы ви­дим древ­ний про­об­раз – Ие­ру­са­лим­ский храм, ко­то­рый как пре­хо­дя­щая тень, от­бро­шен­ная в глу­би­ны про­шло­го ве­ч­ным хра­мом не­бес­ным. В Свя­тая Свя­тых зем­но­го хра­ма, то есть в при­сут­ст­вие Бо­га, мог вой­ти лишь один че­ло­век – пер­во­свя­щен­ник, и да­же он толь­ко один раз в го­ду. Ны­не же воз­не­сён­ный Ии­сус Хри­стос, как ве­ч­ный Пер­во­свя­щен­ник, раз и на­все­г­да во­шёл за за­ве­су тай­ны, в Бо­же­ст­вен­ное при­сут­ст­вие на не­бе­сах. Так Он стал на­шим Пред­те­чей, на­шим Пер­во­про­хо­де­цем, от­крыв­шим нам цель на­ше­го су­ще­ст­во­ва­ния и про­ло­жив­шим путь к этой це­ли всем сле­ду­ю­щим по Его сто­пам ве­ру­ю­щим хри­сти­а­нам.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

***

Евангелие от Марка, глава 9, стихи 17-31.

В те вре­ме­на один че­ло­век при­шёл к Ии­су­су, кла­ня­ясь Ему и го­во­ря: Учи­тель! При­вёл я к Те­бе сы­на сво­его, одер­жи­мо­го ду­хом не­чи­с­тым.

Где бы дух ни за­стиг его, по­вер­га­ет его на зе­м­лю, и он ис­пу­с­ка­ет пе­ну, скре­же­щет зу­ба­ми и це­пе­не­ет. И об­ра­тил­ся я к уче­ни­кам Тво­им, что­бы они из­г­на­ли его, но они не смог­ли из­г­нать его.

Он же ска­зал им в от­вет: о на­род, не­ве­ру­ю­щий и раз­вра­щён­ный! До ка­ких пор Я бу­ду с ва­ми? До ка­ких пор Мне тер­петь вас? При­ве­ди­те его ко Мне! (Втор. 32:5,20)

И при­ве­ли его к Не­му. Ед­ва уви­дев Ии­су­са, дух так со­тряс одер­жи­мо­го, что тот упал и стал ка­тать­ся по зе­м­ле, ис­пу­с­кая пе­ну.

И спро­сил Он у от­ца его: дав­но ли это с ним? И тот от­ве­тил: с дет­ст­ва.

Уж сколь­ко раз дух бро­сал его то в огонь, то в во­ду, что­бы по­гу­бить его. Но ес­ли Ты мо­жешь хоть сколь­ко-ни­будь по­мочь нам, Гос­по­ди, то сжаль­ся над на­ми!

Ии­сус же ска­зал ему: ес­ли ты мо­жешь хоть сколь­ко-ни­будь ве­рить, то всё воз­мо­ж­но ве­ру­ю­ще­му.

И тот­час отец это­го от­ро­ка вос­кли­к­нул со сле­за­ми: ве­рую! По­мо­ги же мо­е­му ма­ло­ве­рию*!

Уви­дев, что сбе­га­ет­ся на­род, Ии­сус по­ве­лел ду­ху не­чи­с­то­му: дух не­мой и глу­хой! Я по­ве­ле­ваю те­бе: вый­ди из не­го и впредь не воз­вра­щай­ся в не­го!

Во­зо­пив и силь­но со­тряс­ши одер­жи­мо­го, дух вы­шел, а от­рок за­стыл, слов­но мёр­т­вый, так что мно­гие го­во­ри­ли: он умер.

Но Ии­сус, взяв его за ру­ку, при­вёл его в чув­ст­во, и он под­нял­ся.

А ко­г­да Он во­шёл в дом, уче­ни­ки на­еди­не спро­си­ли Его: по­че­му мы не в си­лах бы­ли из­г­нать его?

Он же ска­зал им: сей род ни­чем иным не мо­жет быть из­г­нан, кро­ме как мо­лит­вою и по­стом.

Вый­дя от­ту­да, они от­пра­ви­лись в Га­ли­лею, но Он не хо­тел, что­бы кто-ни­будь уз­нал об этом,

по­то­му что Он, на­ста­в­ляя уче­ни­ков Сво­их, го­во­рил им: Сын Че­ло­ве­че­с­кий пре­дан бу­дет в ру­ки че­ло­ве­че­с­кие, и каз­нят Его, и че­рез три дня по­с­ле каз­ни Он вос­кре­с­нет.

*В ори­ги­на­ле — не­ве­рию, од­на­ко дан­ный пе­ре­вод бли­же к смы­с­лу, чем бу­к­валь­ный.

Исцеление бесноватого отрока. Верую, Господи, помоги моему неверию

Исцеление бесноватого отрока, фреска

***

Архиепископ Аверкий (Таушев): Об этом ис­це­ле­нии по­ве­ст­ву­ют все три си­но­п­ти­ка, ука­зы­вая, что оно со­вер­ше­но Гос­по­дом сра­зу по­с­ле схо­ж­де­ния с го­ры Пре­об­ра­же­ния.

В это вре­мя мно­же­ст­во на­ро­да со­бра­лось око­ло уче­ни­ков Хри­сто­вых, ожи­дав­ших Его у под­но­жия го­ры. По св. Мар­ку, уче­ни­ки име­ли свои спо­ры с кни­ж­ни­ка­ми. Тот же Марк сви­де­тель­ст­ву­ет, что «весь на­род», уви­дев Хри­ста, со­шед­ше­го с го­ры, «изу­мил­ся», ве­ро­ят­но по­то­му, что на ли­це Его и на всей на­ру­ж­но­сти со­хра­нил­ся ещё не­кий от­блеск той сла­вы, ко­то­рой Гос­подь про­си­ял на Фа­во­ре.

Не­кий че­ло­век об­ра­тил­ся к Гос­по­ду с прось­бой ис­це­лить его сы­на, ко­то­рый в но­во­лу­ния бес­ну­ет­ся и тяж­ко стра­да­ет, бро­са­ясь то в огонь, то в во­ду. Он до­ба­вил при этом, что при­во­дил его уже к уче­ни­кам Хри­сто­вым, но те не мог­ли ис­це­лить его. Ус­лы­шав, что уче­ни­ки Его не мог­ли ис­це­лить стра­ж­ду­ще­го, хо­тя Он и дал им власть над не­чи­с­ты­ми ду­ха­ми, Гос­подь вос­кли­к­нул: «О род не­вер­ный! (не име­ю­щий ве­ры) и раз­вра­щён­ный (не в смы­с­ле раз­врат­ный, а в смы­с­ле: пре­врат­но чув­ст­ву­ю­щий), до­ко­ле бу­ду с ва­ми? До­ко­ле бу­ду тер­петь вас?»

Од­ни тол­ко­ва­те­ли от­но­сят этот уп­рёк Гос­по­да к уче­ни­кам Его, по не­до­с­тат­ку ве­ры сво­ей не быв­ших в со­сто­я­нии ис­це­лить бес­но­ва­то­го, дру­гие — ко все­му на­ро­ду иу­дей­ско­му.

Св. Мат­фей по­ве­ст­ву­ет за­тем, что Гос­подь по­ве­лел при­ве­с­ти к се­бе от­ро­ка и «за­пре­тил ду­ху не­чи­с­то­му», и «бес вы­шел из не­го».

Еван­ге­ли­сты Марк и Лу­ка при­во­дят не­ко­то­рые под­роб­но­сти. Ко­г­да от­рок был при­ве­дён, с ним слу­чил­ся страш­ный при­па­док бе­шен­ст­ва. На во­п­рос Гос­по­да, как дав­но это при­клю­чи­лось с от­ро­ком, отец от­ве­чал, что с мла­ден­че­ст­ва, и при­ба­вил: «Ес­ли что мо­жешь, сжаль­ся над на­ми и по­мо­ги нам». На это Гос­подь от­ве­чал: «Ес­ли сколь­ко-ни­будь мо­жешь ве­ро­вать, всё воз­мо­ж­но ве­ру­ю­ще­му». Отец не­сча­ст­но­го от­ро­ка со сле­за­ми во­зо­пил: «Ве­рую, Гос­по­ди, по­мо­ги мо­е­му не­ве­рию!» то есть со сми­ре­ни­ем при­знал, что ве­ра его не­со­вер­шен­на, не­до­с­та­то­ч­на. Это сми­рен­ное ис­по­ве­да­ние бы­ло воз­на­гра­ж­де­но: от­рок ос­во­бо­дил­ся от де­мо­на.

И на во­п­рос уче­ни­ков, по­че­му они не смог­ли из­г­нать бе­са, Гос­подь от­ве­тил: «За не­ве­рие ва­ше». Мо­жет быть, уз­нав от от­ца бес­но­ва­то­го си­лу, про­дол­жи­тель­ность и упор­ст­во бес­но­ва­ния, они усом­ни­лись на этот раз в сво­ей си­ле из­г­нать бе­са и по­то­му не мог­ли из­г­нать его, как на­чал то­нуть Пётр, уже по­шед­ший по во­де на­встре­чу Гос­по­да, но по­том, при ви­де силь­но­го ве­т­ра и волн, усом­нив­ший­ся в воз­мо­ж­но­сти дой­ти до Гос­по­да.

При этом Гос­подь до­ба­вил: «Ес­ли вы бу­де­те иметь ве­ру с гор­чи­ч­ное зер­но и ска­же­те го­ре этой: пе­рей­ди от­сю­да ту­да, и она пе­рей­дёт; и ни­че­го не бу­дет не­воз­мо­ж­но­го для вас», то есть са­мая ма­лая ве­ра, ес­ли толь­ко она есть, уже спо­соб­на тво­рить ве­ли­кие чу­де­са, так как в ней со­кры­та ве­ли­кая си­ла, по­доб­ная си­ле, со­кры­той в ни­ч­то­ж­ном по ви­ду гор­чи­ч­ном зер­не, раз­ра­с­та­ю­щем­ся по­том в гро­мад­ное де­ре­во.

Но не сле­ду­ет ду­мать, буд­то ве­ра име­ет как бы соб­ст­вен­ную си­лу: она яв­ля­ет­ся лишь не­об­хо­ди­мым ус­ло­ви­ем, при ко­то­ром дей­ст­ву­ет все­мо­гу­ще­ст­во Бо­жие. Ве­ра — как бы про­вод­ник Его все­мо­гу­щей си­лы. Ес­те­ст­вен­но, Бог мо­жет со­вер­шать чу­де­са и при не­до­с­та­то­ч­ной ве­ре, как ис­це­лил Он бес­но­ва­то­го юно­шу, не­смо­т­ря на ма­ло­ве­рие от­ца. «Всё воз­мо­ж­но ве­ру­ю­ще­му» зна­чит, что Гос­подь всё го­тов сде­лать для че­ло­ве­ка при ус­ло­вии его ве­ры. Ве­ра это как бы при­ём­ник или про­вод­ник бла­го­да­ти Бо­жи­ей, ко­то­рая и тво­рит чу­де­са.

В за­клю­че­ние Гос­подь ска­зал: «Этот же род», то есть род бе­сов­ский, «из­го­ня­ет­ся толь­ко мо­лит­вою и по­стом». Это по­то­му, что ис­тин­ной ве­ры не мо­жет быть без под­ви­гов мо­лит­вы и по­ста. Ис­тин­ная ве­ра по­ро­ж­да­ет мо­лит­ву и пост, ко­то­рые в свою оче­редь со­дей­ст­ву­ют ещё боль­ше­му ук­ре­п­ле­нию ве­ры. По­э­то­му пра­во­слав­ные бо­го­слу­жеб­ные пе­с­но­пе­ния вос­хва­ля­ют мо­лит­ву и пост, как обо­ю­до­ост­рое ору­жие про­тив бе­сов и стра­стей. «По­ст­ни­ка и мо­лит­вен­ни­ка из­да­ли чу­ют бе­сы», го­во­рит еп. Фео­фан, Вы­шен­ский За­твор­ник, «и бе­жат от не­го да­ле­ко, что­бы не по­лу­чить бо­лез­нен­но­го уда­ра. Мо­ж­но ли ду­мать, что где нет по­ста и мо­лит­вы, там уже бес? — Мо­ж­но».

Во вре­мя это­го пре­бы­ва­ния Гос­по­да с уче­ни­ка­ми в Га­ли­лее Он опять «учил уче­ни­ков Сво­их и го­во­рил им, что Сын Че­ло­ве­че­с­кий пре­дан бу­дет в ру­ки че­ло­ве­че­с­кие, и убь­ют Его, и по уби­е­нии в тре­тий день вос­кре­с­нет. Но они не ра­зу­ме­ли этих слов, а спро­сить Его бо­я­лись» (Мк 9:31-32). Гос­подь ви­дел, что те­перь Его уче­ни­кам осо­бен­но ну­ж­но знать о бли­зо­сти Его стра­да­ний, смер­ти и вос­кре­се­нии, а по­то­му не­од­но­крат­но по­в­то­ря­ет им это, что­бы луч­ше за­пе­чат­леть это в их па­мя­ти и под­го­то­вить их к это­му. Но им, ещё не от­ре­шив­шим­ся от обы­ч­ных иу­дей­ских пред­ста­в­ле­ний о Мес­сии, всё это бы­ло не­по­нят­но.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

***

Печатается по изданию «Воскресные Апостольское и Евангельское чтения с объяснением Недели 4 Великого Поста», составленом обществом им. М.Н.Скабаллановича.

Текст службы Крещению Господню Богоявлению

архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)
Преподобный Иоанн Лествичник
Великий пост
Воскресное апостольское чтение
Воскресное Евангельское чтение
Общество им.М.Н.Скабаллановича

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
4645

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар