Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

Третье воскресенье после Пасхи: почему и как вспоминается расслабленный?

Версия для печатиВерсия для печати

В третье воскресенье после Пасхи Православная Церковь вспоминает чудо исцеления Господом расслабленного. Неделя так и называется – О расслабленном.

***

Расслабленный так расслабленный… Воспринимаем образ, вспоминаемый Церковью в этот день, особо не задумываясь и по инерции. Но какое отношение он имеет к нам?

Вслушаемся в песнопения субботней всенощной.

Третье воскресенье после Пасхи - о расслабленном

Чудесное исцеление одного как прообраз обновления всех

В это воскресенье про­сла­в­ля­ет­ся чу­де­с­ное ис­це­ле­ние при Ов­чей ку­пе­ли рас­слаб­лен­но­го, 38 лет то­мив­ше­го­ся в тяж­кой бо­лез­ни. По объ­ясне­нию Си­на­к­са­ря, чу­до это празд­ну­ет­ся в этот день по­то­му, что Хри­стос со­вер­шил его во вре­мя ев­рей­ской Пя­ти­де­сят­ни­цы. В ис­це­ле­нии рас­слаб­лен­но­го свя­тая Цер­ковь ви­дит изо­б­ра­же­ние об­но­в­ле­ния жиз­ни все­го че­ло­ве­че­ст­ва чрез вос­кре­се­ние Хри­сто­во.

«Хри­стос, — вос­пе­ва­ет она в пе­с­но­пе­ни­ях это­го дня, — от мер­т­вых вос­та, на­ча­ток усоп­ших, пер­во­ро­ж­ден тва­ри, и Со­де­тель всех быв­ших, ист­лев­шее ес­те­ст­во ро­да на­ше­го в Се­бе Са­мом об­но­ви»; «днесь смерть и ад пле­ни­ся, род че­ло­ве­че­с­кий в не­тле­ние об­ле­че­ся; тем же бда­го­да­ря­ще во­пи­ем: сла­ва, Хри­сте, вос­та­нию Тво­е­му».

Вме­сте с этим свя­тая Цер­ковь, на­по­ми­ная нам о рас­слаб­ле­нии на­шей ду­ши гре­ха­ми, при­зы­ва­ет ка­ж­до­го из нас взы­вать: «в ле­тех мно­гих не­мощ­ст­ву­ю­щую ду­шу мою, Пре­бла­гий, ис­це­ли, яко­же рас­слаб­лен­но­го пре­ж­де, яко да по­с­ле­дую Тво­им сте­зям, яже по­ка­зал еси лю­бя­щим Тя»; «Рас­слаб­лен­но­го яко воз­двигл еси, Хри­сте, расс­лаб­лен­ную мою ду­шу пре­сту­п­ле­нии оз­д­ра­ви, и ше­ст­во­ва­ти мне Твоя пра­вые сте­зи спо­спе­ше­ст­вуй».

Третье воскресенье после Пасхи - о расслабленном

Так как вос­по­ми­на­е­мое ны­не чу­до бы­ло со­вер­ше­но Спа­си­те­лем при Ов­чей ку­пе­ли, в ко­то­рую «ан­гел Гос­по­день на вся­кое ле­то схо­ж­да­ше и воз­му­ща­ше во­ду», то в не­ко­то­рых тро­па­рях ка­но­на про­сла­в­ля­ет­ся ещё свя­той ар­хи­стра­тиг Ми­ха­ил. Вос­хва­ляя его, как «на­чаль­ни­ка ан­ге­лов», «пред­во­ди­те­ля» «выш­них слу­жи­те­лей», свя­тая Цер­ковь вос­пе­ва­ет его и как «на­став­ни­ка за­блу­ж­да­ю­щих» и, в ви­ду на­ше­го ду­хов­но­го рас­слаб­ле­ния, мо­лит­вен­но взы­ва­ет к не­му: «про­све­ще­ние нам ис­про­си», «уми­ри на­шу жизнь, на­па­сть­ми все­гда зми­е­вы­ми и об­сто­янь­ми жи­тия зыб­ле­мую при­сно», «с на­ми про­си нам пре­гре­ше­ний из­ба­в­ле­ние, ис­пра­в­ле­ние же жи­тия», и «на­сла­ж­де­ние благ ве­ч­ных».

***

 «Спа­си­тель, сжа­лив­шись, го­во­рит ему: «Ра­ди те­бя я стал Че­ло­ве­ком, ра­ди те­бя об­лё­к­ся в плоть, а ты го­во­ришь: нет у те­бя че­ло­ве­ка! Возь­ми своё ло­же и хо­ди»

Ру­кой пре­чи­с­той со­з­дав­ший че­ло­ве­ка, Ты при­шёл, ми­ло­серд­ный Хри­стос, ис­це­лить одер­жи­мых не­ду­га­ми. Па­ра­ли­зо­ван­но­го в Ов­чей ку­пе­ли Ты сло­вом под­нял на но­ги, ис­це­лил бо­лезнь кро­во­то­чи­вой, дочь ха­на­не­ян­ки, одер­жи­мую бе­са­ми, по­ми­ло­вал, и прось­бой сот­ни­ка не пре­не­б­рёг. По­то­му мы воз­гла­ша­ем: «Все­силь­ный Гос­по­ди, сла­ва Те­бе!»

***

Мы, не­до­с­той­но сто­я­щие в пре­чи­с­том Тво­ём хра­ме, ве­чер­нюю хва­леб­ную песнь вос­пе­ва­ем, взы­вая из глу­би­ны ду­ши: Хри­сте Бо­же, оза­рив­ший мір Сво­им три­днев­ным Вос­кре­се­ни­ем, вы­ве­ди лю­дей Тво­их из рук вра­гов Тво­их, Че­ло­ве­ко­лю­бец.

***

Па­ра­ли­зо­ван­ный, как не­по­гре­бён­ный мер­т­вец, уви­дев Те­бя, за­кри­чал: «По­ми­луй ме­ня, Гос­по­ди! ибо ло­же моё ста­ло мне гро­бом. За­чем мне ра­до­сти жиз­ни? Не ну­ж­на мне и Ов­чая ку­пель, ибо нет у ме­ня ни­ко­го, кто опу­с­тил бы ме­ня в бур­ля­щие во­ды. Но при­хо­жу к Те­бе, Ис­то­ч­ни­ку ис­це­ле­ний, что­бы вме­сте со все­ми взы­вать: все­силь­ный Гос­по­ди, сла­ва Те­бе!

***

При Ове­чей ку­паль­не ле­жал че­ло­век в не­мо­щи, и уви­дев Те­бя, Гос­по­ди, за­кри­чал: «Нет у ме­ня че­ло­ве­ка, ко­то­рый опу­с­тит ме­ня в во­ду, ко­г­да она за­бур­лит. Ко­г­да же я сам до­би­ра­юсь до неё, кто-то дру­гой опе­ре­жа­ет ме­ня и по­лу­ча­ет ис­це­ле­ние, я же ле­жу в не­мо­щи». И в тот час Спа­си­тель, сжа­лив­шись, го­во­рит ему: «Ра­ди те­бя я стал Че­ло­ве­ком, ра­ди те­бя об­лё­к­ся в плоть, а ты го­во­ришь: нет у те­бя че­ло­ве­ка! Возь­ми своё ло­же и хо­ди».

Всё для Те­бя воз­мо­ж­но, всё Те­бе по­слуш­но, и всё под­чи­не­но. Всех нас по­мя­ни и по­ми­луй, Свя­той, поскольку Ты — Че­ло­ве­ко­лю­бец.

Стихиры на «Господи воззвах!»

***

Ангел одного исцелял… Ныне же очищает безчисленные множества Христос

Со­вер­шая зна­ме­ния, тво­ря чу­де­са, еди­ный Царь, Ты Крест по Сво­ей во­ле пре­тер­пел, из милосердия к нам, и смерть смер­тию умер­т­вив, ожи­во­тво­рил нас.

Третье воскресенье после Пасхи - о расслабленном

***

Си­лою Бо­же­ст­вен­ною не­ко­г­да рас­слаб­лен­но­го сло­вом Тво­им, Хри­сте, ук­ре­пив­ший, и по­ве­лев­ший ло­же своё взять ему, дол­гое вре­мя в не­мо­щи пре­бы­вав­ше­му, тяж­ко бо­ля­щую ду­шу мою ис­це­ли.

***

В ку­паль­ню Ове­чью не­ко­г­да Ан­гел схо­дил, и од­но­го ис­це­лял по вре­ме­нам; ны­не же кре­ще­ни­ем бо­же­ст­вен­ным очи­ща­ет без­чи­с­лен­ные мно­же­ст­ва Хри­стос.

***

Од­но ре­че­ние рас­слаб­лен­но­го ук­ре­пи­ло, ко­г­да про­зву­ча­ло все­мир­ное сло­во То­го, Кто ра­ди нас на зе­м­ле явил­ся по ми­ло­сер­дию. От­то­го бо­ля­щий и по­шёл, не­ся свою по­стель, то­г­да как кни­ж­ни­ки не мог­ли смо­т­реть на со­вер­шив­ше­е­ся, одер­жи­мые по­ро­ком за­ви­с­ти, ду­ши рас­слаб­ля­ю­щим.

Песни канона на Утрени

***

«Чистая, как Ты родила Младенца, древнее Адама? — Как Сам Он знает, как ведомо Ему!»

 «Чи­с­тая, как Ты мо­ло­ком пи­та­ешь? И как Ты ро­ди­ла Мла­ден­ца, древнее Ада­ма? Как в объ­я­ти­ях но­сишь Сы­на, на пле­чах хе­ру­вим­ских но­си­мо­го? – «Как Сам Он зна­ет, как ве­до­мо Ему, всё в бы­тие при­вед­ше­му!»

***

Кра­со­те дев­ст­ва Тво­е­го и пре­свет­лой чи­с­то­те Тво­ей по­ра­жа­ясь, Гав­ри­ил взы­вал к Те­бе, Бо­го­ро­ди­ца: «Ка­кую при­не­су Те­бе по­хва­лу до­с­той­ную? Ка­ким име­нем  на­зо­ву Те­бя? Не­до­у­ме­ваю и изу­м­ля­юсь. По­­­эт­о­му, как мне ве­ле­но, взы­ваю Те­бе: «Ра­дуй­ся, Бла­го­дат­ная!»

***

Те­бя, При­сно­де­ва, в древ­но­сти Иса­ия со­зер­цал, как сви­ток, в ко­то­ром пер­стом От­ца Сло­во ве­ч­ное на­пи­са­но, от вся­ко­го не­ра­зу­мия спа­са­ю­щее нас, сло­ва­ми свя­щен­ны­ми Те­бя вос­пе­ва­ю­щих.

***

От све­то­но­с­но­го чре­ва Тво­е­го про­изош­ло ве­ли­кое Сол­н­це – Хри­стос, и про­све­тил Он мір, Пре­чи­с­тая, си­я­ни­я­ми свет­лы­ми, и тьму пре­сту­п­ле­ния про­гнал; по­то­му мы вос­пе­ва­ем Те­бя, как все­го до­б­ро­го ви­нов­ни­цу, Бо­жия Не­ве­с­та.

Песни канона на Утрени

***

«Душу мою расслабленную воздвигни, дабы я, спасенный, взывал Тебе…»

В те­че­ние дол­го­го вре­ме­ни пре­бы­вав­шую в не­мо­щи тяж­кой ду­шу мою ис­це­ли, Пре­бла­гой, как рас­слаб­лен­но­го не­ко­г­да, что­бы я хо­дил по Тво­им пу­тям, ко­то­рые по­ка­зал Ты лю­бя­щим Те­бя. 

Третье воскресенье после Пасхи - о расслабленном***

Как рас­слаб­лен­но­го Ты воз­двиг, Хри­сте, так да­руй здра­вие и ду­ше мо­ей, пре­сту­п­ле­ни­я­ми сво­и­ми из­ну­рён­ной, и по­мо­ги мне хо­дить по Тво­им пря­мым пу­тям.

***

Ду­шу мою, Гос­по­ди, от гре­хов вся­че­с­ких и от дел не­дол­ж­ных тяж­ко рас­слаб­лен­ную, воз­двиг­ни бо­же­ст­вен­ным Тво­им по­пе­че­ни­ем, как и рас­слаб­лен­но­го воз­двиг Ты не­ко­г­да, да­бы я, спа­сён­ный, взы­вал Те­бе: «Сла­ва, Хри­сте Ми­ло­сти­вый, мо­гу­ще­ст­ву Тво­е­му!»

***

«При­ди­те все на­ро­ды, по­з­най­те си­лу не­обы­чай­ной тай­ны»

О, как бо­же­ст­вен­ны, пол­ны люб­ви и слад­ки Твои сло­ва, ибо Ты по­обе­щал быть с на­ми до скон­ча­ния ве­ка, Хри­сте! И мы, дер­жась за них как за якорь на­де­ж­ды, ра­ду­ем­ся.** (Мф 28:20)

***

Пре­кра­с­ней­шим Ты от гро­ба вос­си­ял, как же­них из бра­ч­но­го чер­то­га, пре­кра­с­ней­шее Сло­во, и раз­ве­ял ада без­от­рад­ность, и уз­ни­ков воз­двиг, со­г­ла­с­но вос­кли­цав­ших: «Сла­ва сла­ве Тво­ей, сла­ва, Ии­су­се Бо­же, вос­кре­се­нию Тво­е­му!»

Третье воскресенье после Пасхи - о расслабленном***

При­ди­те все на­ро­ды, по­з­най­те си­лу не­обы­чай­ной тай­ны: ибо Хри­стос, Спа­си­тель наш, быв­шее в на­ча­ле Сло­во, был рас­пят ра­ди нас и до­б­ро­воль­но по­гре­бён, и вос­крес из мёр­т­вых, что­бы спа­сти всё. Ему по­кло­ним­ся!

***

«Умиротвори жизнь нашу, непрестанными нападениями змия потрясаемую»

Про­све­ще­ние нам ис­про­си, ве­ли­чай­ший Ар­хи­стра­тиг, все­гда ве­ли­ко­му Све­ту пред­сто­я­щий, и жизнь на­шу уми­ро­тво­ри, не­пре­стан­ны­ми на­па­де­ни­я­ми змия и не­сча­сть­я­ми жи­тей­ски­ми по­тря­са­е­мую все­гда, до­с­той­ный изу­м­ле­ния!

***

«Гос­по­ди, рас­слаб­лен­но­го не ку­пель ис­це­ли­ла, а Твоё сло­во воз­ро­ди­ло»

Гос­по­ди, рас­слаб­лен­но­го не ку­пель ис­це­ли­ла, а Твоё сло­во воз­ро­ди­ло, и да­же мно­го­лет­ний его не­дуг это­му не по­ме­шал. По­то­му что про­яви­лось силь­ней­шее дей­ст­вие Тво­е­го Го­ло­са, и он от­бро­сил не­вы­но­си­мо тя­же­лую но­шу и вме­сто неё по­нёс но­шу сво­его од­ра, сви­де­тель­ст­вую о мно­же­ст­ве Тво­их ми­ло­стей. Сла­ва Те­бе!

Песнь канона на Утрени

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Текст службы в Неделю о расслабленном с параллельным переводом и объяснениями .pdf

Текст службы в Неделю о расслабленном с параллельным переводом и объяснениями .doc

Читайте также: Поем Богу разумно. Самые красивые фрагменты службы в переводе на русский - специальная подборка

Печатается по изданию «Неделя о расслабленном. Всенощное бдение, Божественная литургия с русским переводом с объяснениями», 2013, общества им. М.Н.Скабаллановича

Общество им. М.Н.Скабаллановича

Приєднані документи: 
Неделя о расслабленном
Неделя четвертая по Пасхе
перевод богослужений

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
2687

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар