Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

ТОП-5 уникальных Троицких храмов Киева

Версия для печатиВерсия для печати

В честь светлого праздника Троицы мы вспоминаем о пяти Троицких церквях Киева. Некоторые из них стоят на нашей земле до сих пор, другие стали историей.

Троицкая надвратная церковь Киево-Печерской Лавры

Навдратная Троицкая церковь сегодня

На живописной и тихой Лаврской улице, среди старинных фортификаций, притаилась одна из самых необычных святынь украинской столицы – Троицкая надвратная церковь. Древний храм служит просторной аркой, главными воротами в Печерскую Лавру, каждый день через эту арку проходят толпы паломников и туристов.

Древняя церковь с многочисленными фресками на фасаде и золочеными куполами в былые времена буквально стояла на страже спокойствия обители и ее прихожан. Троицкая Надвратная церковь была не только домом Божьим, но и основной сторожевой башней, защищающей Святые врата Лавры.

Троицкая Надвратная церковь появилась в Киеве почти тысячу лет назад – в неспокойное и кровавое время, когда погрязшие в междоусобицах князья терзали Русь на части, не замечая как с востока, словно буря, подчинив себе Китай и Самарканд, надвигаются грозные орды монголо-татар.

Церковь выстроил черниговский князь Святослав. Братоубийственная война лишила Святослава почти всего – его удел отняли русы и половцы, и тогда убитый горем воин принял монашеский постриг. Бывший князь смиренно колол дрова, носил воду, ухаживал за монастырским садом, а последние свои сбережения отдал на строительство храма, который расположился прямо над монастырскими воротами.

Ведь сам Святослав, который в крещении был назван именем Панкратий, а став монахом - получил имя Николай, стал привратником: присматривал за воротами в Лавру. За смирение и самоотверженность бывший князь получил прозвище «Святоша», а основанная им церковь до сих пор напоминает о житии князя-монаха.

Не взирая на хрупкий вид и скромные размеры, церковь-башня могла надолго сдержать натиск врага. Внутри обители даже сохранились комнаты караульных. Крепкие стены церкви-стражницы пережили и страшное землетрясение 1230 года, и даже вторжение монголов в 1240 году, когда орды хана Бату предали столицу Руси мечам и пожарам.

Троицкая надвратная церковь в советские годы

Древнейший храм Киево-Печерского монастыря, Троицкая Надвратная церковь получила свой теперешний вид в XVII-XVIII столетиях, когда суровые и аскетичные черты русской церкви приобрели воздушные и утонченные формы, свойственные «казацкому барокко». Надвратный храм увенчали «грушевидные» купола, внутреннее убранство церкви переменилось. Но и сегодня можно прикоснуться к древним, плоским камням домонгольской кладки на южном фасаде святыни.

Свято-Троицкий храм Китаевского монастыря

Троицкий храм в наши дни

Этот храм был заложен в далеком XVIII веке. История Свято-Троицкого храма началась с того, что на месте старого Сергиевского храма, который обветшал настолько, что реставрировать его было невозможно, заложили новую церковь. Строительству новой обители в Китаевской пустыни способствовали самые влиятельные киевляне той поры – генерал-аншеф, сенатор князь А. Голицын, войт И. Сичевский, помещики З. Гудима, К. Сулима и другие.

Зодчие старались придать трехпрестольному храму вид первых церквей Киевской Руси, выстроив обитель в прямоугольной форме. Следуя украинским церковным традициям, кроме главного купола, мастера соорудили еще один – над алтарем.

Внутреннее убранство храма было выполнено в стиле казацкого барокко – в те времена в Российской Империи была мода на все украинское. «Жемчужиной» обители был резной иконостас с позолотой. Фасад нового храма украсили благородной лепниной, а северный вход увенчал барельеф в виде двух ангелов, держащих корону.

Храм несколько раз достраивали и заново расписывали, но уже к концу XIX века обитель обветшала, и в стенах церкви появились трещины. Монастырская братия разрослась, храм стал мал для большого количества монахов.

Но труднее всего обители пришлось после революций 1917-го года. Монастырь закрыли, в пустующих постройках разместили колонию для малолетних преступников, а пышные сады отдали колхозам. Территория монастыря неоднократно переходила из рук в руки – в 1931 году в здании храма устроили инвалидный городок, с 1939 года территория Китаевской обители принадлежала Институту садоводства, а с 70-х годов монастырь перешел во владение Республиканского учебно-производственного комбината пчеловодства и рыболовства.

Свой отпечаток на храм наложила и война – во время августовских сражений за Киев артиллерия немецко-фашистских оккупантов повредила огнём купола Свято-Троицкой церкви.

После освобождения Киева в обители устроили овощехранилище. К середине 50-х годов святыня пришла в запустение: потолки обваливались, стены покрылись глубокими трещинами, а внутри храм был завален битым кирпичом.

В 1965 году старинную церковь включили в перечень памятников республиканского значения, началась реставрация храма. Внутри уцелели лишь некоторые фрагменты архитектуры и росписи, иконостас был разрушен.

Но уже ко дню города в 1982 году храм полностью восстановили внешне, а вскоре привели в порядок и внутреннее убранство. Сегодня Свято-Троицкий храм Китаевской обители по праву считается одной из самых интересных церквей столицы.

Церковь в честь Святой Троицы на Жилянской

Троицкая церковь в нач. ХХ века

Мало кому известно, что на Жилянской улице, неподалеку от метро «Олимпийская», находится одна из уникальных столичных церквей. Храм в честь Святой Троицы расположился в месте, которое киевляне называли «Новое Строение». Именно этот уголок столицы приглянулся тогдашнему митрополиту Филарету.

Владыка Филарет, знавший толк в градостроении, заметил, что у реки Лыбедь и в районе Лукьяновки, бывшей тогда окраиной столицы, строятся новые кварталы, без единого православного храма. Зато в старой части города церквей было гораздо больше, чем нужно.

Выбивать разрешение на строительство новых храмов было делом трудоемким и затратным, но митрополит быстро нашел выход из ситуации. Митрополит Филарет обратился к генерал-губернатору Бибикову с просьбой: перенести три церкви – Вознесенскую, Златоустовскую и Троицкую из Старокиевской части столицы в новые кварталы города.

Троицкая церковь была самой скромной из всех трех – знаток киевской старины, историк Закревский описывал ее как «малую, ветхую, убогую, деревянную церковь об одном куполе с деревянною же колокольнею».

Маленькую церквушку разобрали и вскоре на углу Жилянской и Большой Васильковской улиц появился новый храм. Его возвели на месте, где ранее хотели строить «съезжий», то есть арестный дом.

Но интерес вызывал не столько новый храм, как его настоятель - отец Ефимий Ботвиновский. Писатель Николай Лесков описывал священника как простого и доброго человека, бескорыстного и искреннего. Известно, что отец Ефим похоронил в маленькой крипте под новой церковью свою любимую жену, навсегда связав себя с Троицкой церковью на Жилянской.

Новый храм имел шатровую колокольню и был увенчан шатровым восьмигранным верхом. Церковь была небольшой и не слишком вычурной, но в те годы на Жилянской улице стояли, в основном, одноэтажные дома, и новая обитель стала настоящей «изюминкой» квартала.

В 1901 году на Большой Васильковской улице местные католики – немцы и поляки - начали строить Николаевский костел. Роскошное сооружение высотой более 60-ти метров поражало своими масштабами. Среди православного населения сразу же появились те, кто ратовал за воздвижение каменной святыни, которая не только не уступала бы в величии костелу, но и затмила бы его.

И уже в 1902 году выдающийся архитектор Ермаков положил на стол представителям епархии проект новой Троицкой церкви. Огромный, двухъярусный храм с громадным куполом-луковицей, пятиярусной колокольней и великолепной отделкой в псевдорусском стиле должен был вырасти на пересечении двух улиц. Высота Троицкой церкви составила 56,5 метров, а колокольня возвышалась на целых 65.

После Октябрьской Революции строительство храма сначала заморозили, а потом и вовсе прекратили. В 1920-х годах здесь зарегистрировали приходскую общину, но уже к началу следующего десятилетия храм закрыли.

Колокола Троицкой церкви зазвучали, когда в Киев вступили войска нацистской Германии. Немцы хотели поддержки Православной Церкви и поэтому разрешили служить в ранее закрытых большевиками храмах.

Троицкая церковь просуществовала до 1962 года, когда в ходе реконструкции улицы храм был снесён.

***

В 2011 году Киевсовет выделил земельный участок на пересечении улиц Шота Руставели и Жилянской под возведение разрушенной Троицкой церкви. Инициативная группа занимается возрождением храма возле НСК «Олимпийский».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Троїцька церква біля НСК «Олімпійський»: зводили кілька десятиліть – зруйнували за одну ніч

Свято-Троицкий Ионинский монастырь

Троицкий Ионинский монастырь. Наши дни

Существует предание о преподобном Ионе Киевском. Однажды о. Иона вышел на крыльцо своей кельи и увидел, как на Зверинецкой горе полыхает пожар. Пламя объяло курень, в котором спала монашеская братия.

В ужасе отец Иона метнулся к куреню, чтобы спасти своих братьев, но с удивлением увидел, что огонь не причиняет строению никакого вреда, а в столпе пламени стоит Сама Богородица. Божья Матерь коснулась головы Ионы и предрекла славу его обители, сказала, что многие чада спасутся в этих стенах. Потом Богородица исчезла, оставив на снегу следы своих стоп.

Монастырь был возведён не сразу – сначала появились только деревянный дом и домашний храм во имя Живоначальной Троицы. Строительству немало содействовала княгиня Екатерина Васильчикова, супруга киевского генерал-губернатора: она пожертвовала монастырю свою дачу и 10 тысяч рублей на обустройство обители. Но монастырь могли возвести лишь с позволения самого государя Императора. Васильчикова отправилась в Петербург, добилась аудиенции у царя, попросила его о разрешении начать строительство святыни.

Об этой аудиенции тоже есть интересное предание. Якобы представители дворянства и духовенства, не желавшие создания монастыря, начали спорить с княгиней. Устав слушать их пререкания, царь вышел на прогулку в Летний сад, где в него в упор выстрелил террорист Корзаков. Только чудо уберегло монарха от смерти. Вернувшись в кабинет, он без раздумий одобрил постройку киевской обители.

Сначала в монастыре появился приют для сирот, школы и больницы, и только потом появились кельи для монахов. А с годами монастырь оброс всеми необходимыми постройками – просфорней, свечной мастерской, кузницами, слесарными и иконописной.

Строгий монашеский устав монастыря запрещал братии покупать новые земли, но земельные участки дарили меценаты – всего Ионинская обитель имела 15 различных земельных наделов за Киевом и в его пределах.

Во времена советской власти монастырь думали снести, на его месте планировали выстроить новый городской центр. Потом обитель отдали под склады и общежития. Монахи до последнего отказывались покидать монастырь, терпеливо снося соседство посторонних людей и давление со стороны власти.

Троицкий Ионинский монастырь, 1990-е годы

По инициативе архимандрита Иова Ионониский монастырь переоформили в церковно-трудовую артель «Труд». Тем не менее, вскоре монастырь был закрыт. Власти решили превратить церковь в ботанический музей, посреди святыни планировали возвести памятник Мичурину.

А монастырские часы продолжали отмерять время, словно ожидая своего часа. Эти часы – одни из самых древних в Киеве. Их изготовили парижские мастера-часовщики еще в конце XIX века.

Когда Свято-Троицкий монастырь снова был открыт, полуразрушенную церковь пришлось восстанавливать чуть ли не с нуля. За последние два десятка лет здесь произошло немало чудес, киевляне считают обитель святым местом.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Монастыри епископа Ионы

Свято-Троицкий собор на Троещине

Троицкий собор в наши дни

Там, где сейчас расположились спальные районы Киева, некогда находились угодья киевских князей. Там, между селами Троещиной и Выгуровщиной, располагалась загородная резиденция властителей киевской земли.

В XVI-XVII веках эти села и близлежащие земли были подарены православным монастырям. Троещина оказалась в собственности Свято-Троицкого больничного монастыря при Лавре.

Старый храм был разрушен в 1960-х годах, а на его месте выстроили клуб.

Сегодня Свято-Троицкий собор на Троещине — один из самых молодых храмов столицы. Инициатором его создания был архимандрит Пимен, который и стал его первым настоятелем.

Средства на строительства храма выделяло как духовенство Троицкой церкви, так и простые миряне. Большое содействие строительству храма оказал Блаженнейший Митрополит Владимир.

Проект храма разрабатывал архитекторы Вадим Гречина и Ирина Гречина и конструктор Леонид Ленович. Храм предполагалось возводить в традиции украинского зодчества эпохи барокко.

Планировалось возвести комплекс церковных сооружений, в том числе крестильню, трапезную, келии, иконописную мастерскую и колокольню. Размещен Троицкий храмовый комплекс между Троещиной и Выгуровщиной, на искусственном холме...

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Храмостроитель, молитвенник, художник, композитор ― схиархимандрит Серафим (Соболев) (Троицкий собор обязан трудам этого удивительного человека)

Троїцький Іонинський чоловічий монастир (Київська єпархія)
Троїцький чоловічий монастир (Китаївська пустинь) 
Успенська Києво–Печерська Лавра
Троицкая надвратная церковь Лавры
Троицкая церковь возле
Троицкий собор на Троещина
Троица

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
8095

1

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

ст

сашко|
Кирилловская церковь - главный престол храма был освящен в честь св.Троицы

Додати коментар