Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

ТЕКСТ службы Входу Господню во Иерусалим

Версия для печатиВерсия для печати

В суб­бо­ту перед Вербным воскресеньем Цер­ковь вос­по­ми­на­ет чу­до вос­кре­ше­ния Гос­по­дом Ла­за­ря (Ин гл. 11.), как до­ка­за­тель­ст­во Бо­же­ст­вен­ной си­лы Ии­су­са Хри­ста и удо­сто­ве­ре­ние в об­щем воскресе­нии всех умер­ших, что и вы­ра­жа­ет­ся в тро­па­ре празд­ни­ка: «Об­щее вос­кре­се­ние пре­ж­де Тво­ея стра­сти уве­ряя, из мер­т­вых воз­двигл еси Ла­за­ря, Хри­сте Бо­же…»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Это самый потрясающий рассказ о воскрешении Лазаря — не пропустите

Тор­же­ст­вен­ный вход Ии­су­са в Ие­ру­са­лим был всту­п­ле­ни­ем Его на путь кре­ст­ных стра­да­ний. Об этом со­бы­тии рас­ска­зы­ва­ют в сво­их Еван­ге­ли­ях все че­ты­ре еван­ге­ли­ста (см. Мф 21:1-11; Мк 11:1-11; Лк 19:29-44; Ин 12:12-19).

Текст праздничной службы в формате .pdf

Текст праздничной службы в формате .doc

За шесть дней до Па­с­хи при­шёл Ии­сус в Ви­фа­нию, где был Ла­зарь умер­ший, ко­то­ро­го Он вос­кре­сил из мёр­т­вых.

Па­с­ха в тот год со­вер­ша­лась в пят­ни­цу ве­че­ром; сле­до­ва­тель­но, при­ше­ст­вие Гос­по­да в Ви­фа­нию за шесть дней до пят­ни­цы па­да­ет на пред­ше­ст­ву­ю­щую суб­бо­ту. Там (то есть в Ви­фа­нии) при­го­то­ви­ли Ему ве­че­рю (ужин).

Его ви­фан­ские дру­зья — Ла­зарь, Мар­фа и Ма­рия — при­го­то­ви­ли её, ко­не­ч­но, в сво­ём до­ме, че­му под­твер­жде­ни­ем слу­жат сле­ду­ю­щие за этим сло­ва, что Мар­фа слу­жи­ла как хо­зяй­ка до­ма, а Ла­зарь был од­ним из воз­ле­жа­щих с ним. Ука­за­ние на Ла­за­ря еван­ге­лист де­ла­ет, не­со­м­нен­но, ра­ди на­по­ми­на­ния о не­дав­но слу­чив­шем­ся ве­ли­ком чу­де Гос­по­да, со­вер­шён­ном над Ла­за­рем.

Ма­рия же, взяв фунт нар­до­во­го чи­с­то­го дра­го­цен­но­го мvра, по­ма­за­ла но­ги Ии­су­са и отёр­ла во­ло­са­ми сво­и­ми но­ги Его; и дом на­по­л­нил­ся бла­го­уха­ни­ем от мvра. На Вос­то­ке был обы­чай воз­ли­вать на по­чет­ных гос­тей мvро, и Ии­сус во вре­мя Сво­ей зем­ной жиз­ни (по край­ней ме­ре, как со­об­ща­ют еван­ге­ли­сты) был три­ж­ды по­ма­зан миром на ве­че­рях в раз­ных до­мах.

Иу­да Ис­ка­ри­от­ский, также быв­ший на ве­че­ри, ска­зал: «Для че­го бы не про­дать это мvро за три­ста ди­на­ри­ев и не раз­дать ни­щим?» Еван­ге­лист за­ме­ча­ет, что Иу­да лгал, ко­г­да го­во­рил так. Ис­тин­ное же по­бу­ж­де­ние Иу­ды за­клю­че­но бы­ло в его сре­б­ро­лю­бии. Иу­да за­ве­до­вал де­не­ж­ным ящи­ком в ма­лом об­ще­ст­ве Ии­су­со­вом, и из по­да­я­ний, которые опу­с­ка­ли в не­го, крал. При­но­ше­ния эти со сто­ро­ны рас­по­ло­жен­ных ко Гос­по­ду лиц на­зна­ча­лись на обы­ден­ные ну­ж­ды ма­ло­го об­ще­ст­ва Хри­сто­ва, а рав­но для раз­да­чи ни­щим...

Тол­пы бо­го­моль­цев, шед­шие в Ие­ру­са­лим на празд­ник Па­с­хи так же, как и Ии­сус, уз­нав, что Он на­хо­дит­ся в Ви­фа­нии, за­шли ту­да, что­бы по­смо­т­реть и по­слу­шать Его, а так­же и для то­го, что­бы уви­деть вос­кре­шён­но­го Ла­за­ря, ибо сла­ва о чу­де­с­ном со­бы­тии об­ле­те­ла уже да­ле­ко ок­ре­ст­но­сти Ви­фа­нии. Мно­гие, уви­дев Ла­за­ря жи­вым, уве­ро­ва­ли в Ии­су­са, а ста­рей­ши­ны и пред­ста­ви­те­ли си­не­д­ри­о­на еще бо­лее уси­ли­лись в сво­ей вра­ж­де к Не­му. Ос­ле­п­лён­ные зло­бою, они ре­ши­ли убить и Его и вос­кре­шён­но­го Им Ла­за­ря, да­бы сте­реть да­же вся­кие сле­ды со­вер­шён­но­го Ии­су­сом Хри­стом чу­да...

На дру­гой день по­с­ле суб­бо­ты Гос­подь по­шёл в Ие­ру­са­лим. Мно­же­ст­во на­ро­да (то есть, глав­ным об­ра­зом, при­шед­шие на празд­ник, а не жи­те­ли Ие­ру­са­ли­ма, ко­то­рые бы­ли за­пу­га­ны си­не­д­ри­о­ном и фа­ри­се­я­ми) взя­ли паль­мо­вые вет­ви и по­шли к Ии­су­су на­встре­чу. Паль­ма на Вос­то­ке слу­жит сим­во­лом кре­по­сти и кра­со­ты, вет­ви её в ру­ках — сим­вол ра­до­сти и тор­же­ст­ва. Ше­ст­вие по­лу­чи­лось очень тор­же­ст­вен­ное. К Ви­фа­нии шли ог­ром­ные тол­пы вы­шед­ше­го на­встре­чу из Ие­ру­са­ли­ма на­ро­да. Все вос­кли­ца­ли: Осан­на! бла­го­сло­вен гря­ду­щий во имя Гос­под­не, Царь Из­ра­и­лев! «Осан­на», соб­ст­вен­но, зна­чит «спа­си, да­руй спа­се­ние». Это сло­во иу­деи упо­т­реб­ля­ли как на­род­ное вос­кли­ца­ние, вы­ра­жав­шее ра­дость, осо­бен­но при празд­не­ст­вах; этим на­род изъ­я­в­лял свою ра­дость и бла­го­же­ла­ния Сы­ну Да­ви­до­ву, то есть Мес­сии.

Ии­су­су под­ве­ли ос­ла, и Он, вос­сев­ши на не­го, про­дол­жал путь по до­ро­ге, усе­ян­ной паль­мо­вы­ми вет­вя­ми и по­кры­той оде­ж­да­ми на­ро­да...

У ев­ре­ев был обы­чай: ца­ри и по­бе­ди­те­ли въез­жа­ли Ие­ру­са­лим на ко­нях или ос­лах, и на­род тор­же­ст­вен­ны­ми кри­ка­ми, с паль­мо­вы­ми вет­вя­ми в ру­ках, встре­чал их. Ис­по­л­няя про­ро­че­ст­ва Вет­хо­го За­ве­та (см. Зах. 9:9), Хри­стос имен­но та­ким тор­же­ст­вен­ным об­ра­зом въез­жал в Ие­ру­са­лим, но не как Царь зем­ной или по­бе­ди­тель в вой­не, а как Царь, Цар­ст­во Ко­то­ро­го не от мi­ра се­го (Ин 18:36), как По­бе­ди­тель гре­ха и смер­ти. Ев­рей­ский на­род, на­хо­див­ший­ся под рим­ским игом, ожи­дал Мес­сию как по­ли­ти­че­с­ко­го ос­во­бо­ди­те­ля, и всем ка­за­лось, что Чу­до­тво­рец, вче­ра вос­кре­сив­ший Ла­за­ря и не­ко­г­да на­кор­мив­ший 5 ты­сяч на­ро­да, впол­не мо­жет быть имен­но тем зем­ным во­ж­дем, ко­то­рый при­ве­дёт свой на­род к по­ли­ти­че­с­кой не­за­ви­си­мо­сти и зем­но­му цар­ст­ву на­сла­ж­де­ния.

Из на­хо­див­ших­ся то­г­да на ули­цах Ие­ру­са­ли­ма толь­ко Один Хри­стос знал, что вме­сто зем­но­го цар­ст­ва Он при­но­сит че­ло­ве­ку Цар­ст­во Не­бес­ное, вме­сто из­ба­в­ле­ния от зем­но­го раб­ст­ва Он ос­во­бо­ж­да­ет че­ло­ве­ка от раб­ст­ва го­ра­з­до худ­ше­го – от раб­ст­ва гре­ху. Он Один знал, что путь, усе­ян­ный ны­не паль­мо­вы­ми вет­вя­ми, ве­дет к Кре­сту и Гол­го­фе. Это цар­ское про­сла­в­ле­ние Хри­ста пе­ред Его смер­тью Цер­ковь вспо­ми­на­ет для того, чтобы показать, что стра­да­ния Спа­си­те­ля бы­ли воль­ны­ми.

Гос­подь знал, как не­по­сто­я­нен на­род и как пе­ре­мен­чи­ва тол­па. Сво­им все­ве­де­ни­ем он про­ви­дел, что не прой­дёт и не­де­ли, как воз­гла­сы «Осан­на Сы­ну Да­ви­до­ву» сме­нят­ся во­пля­ми «Возь­ми, возь­ми, рас­пни Его», и что эти ужа­с­ные сло­ва бу­дет кри­чать тот са­мый на­род, ко­то­рый толь­ко что вос­тор­жен­но встре­чал Его. Это на­по­л­ни­ло глу­бо­кой скор­бью Его Свя­тей­шую Ду­шу. Од­но бы­ло уте­ши­тель­но и ра­до­ст­но для Спа­си­те­ля при Его вхо­де в храм: это – чи­с­тые дет­ские го­ло­са, от чи­с­той ду­ши и чи­с­то­го серд­ца вос­кли­цав­шие Ему: «Осан­на Сы­ну Да­ви­до­ву». Вот это­му ра­до­вал­ся Гос­подь, ибо это был чи­с­тый дет­ский вос­торг, и де­ти – как де­ти, от все­го серд­ца — ра­до­ва­лись и тор­же­ст­во­ва­ли, не по­ни­мая, как дол­ж­но, все­го про­ис­хо­дя­ще­го, но не­по­сред­ст­вен­но вы­ра­жая Ему свои вос­торг и лю­бовь.

По­доб­но се­му и мы в этот ве­ли­кий празд­ник дер­жим в ру­ках вер­бы – «ва­ии» – с воз­жён­ны­ми све­ча­ми – «зна­ме­ние по­бе­ды», и взы­ва­ем Гос­по­ду как По­бе­ди­те­лю ада и смер­ти: «Осан­на, Бог Гос­подь, и яви­ся нам».

От обы­чая упо­т­реб­лять в этот празд­ник ва­ии (паль­мо­вые вет­ки) он и на­зы­ва­ет­ся «Не­де­лею Ва­ий», а в про­с­то­ре­чии – «Верб­ным Вос­кре­сень­ем» по за­ме­не у нас ва­ий вер­бою, как ра­нее дру­гих дре­ве­с­ных вет­вей да­ю­щей по­ч­ку.

***

Текст службы в день праздника Входа Господня во Иерусалим (Всенощное бдение и Бо­же­ст­вен­ная Ли­тур­ги­я) составлен обществом им. М.Н.Скабаллановича и печатается по благословению Почетного председателя общества, наместника Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископа Обуховского Ионы.

Текст службы Крещению Господню Богоявлению

Подготовлено специально для Ионинского монастыря, но содержит все песнопения и последования праздничной службы. Приводится на церковнославянском языке с параллельным переводом на русский и объяснениями.

Приєднані документи: 
перевод богослужений
Великий пост
Общество им.М.Н.Скабаллановича
неделя Ваий
Вербное воскресенье Вход Господень в Иерусалим
воскрешение Лазаря

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
6847

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар

12 + 2 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.