Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

ТЕКСТ Пасхальной службы (Светлая Утреня и Божественная литургия)

Версия для печатиВерсия для печати
15 квітня 2017 | Тексти богослужінь

ПАСХА. Светлая утреня и Божественная литургия .pdf

ПАСХА. Светлая утреня и Божественная литургия .doc

Па­с­халь­ная по­лу­нощ­ни­ца

Ве­ли­чай­ший празд­ник хри­сти­ан­с­т­ва — Па­с­ха — на­чи­на­ет своё празд­но­ва­ние уже в ве­чер­ню и Ли­тур­гию Ве­ли­кой Суб­бо­ты. Ос­ле­пи­тель­ный блеск па­с­халь­ной ут­ре­ни и Ли­тур­гии — пол­день ве­ч­но­го дня, ут­ро ко­то­ро­го на­чи­на­ет­ся в ука­зан­ных служ­бах Ве­ли­кой Суб­бо­ты.

Колокольный зво­н созывает верующих к служ­бе, на­зы­ва­е­мой Па­с­халь­ной по­лу­нощ­ни­цей. На­чи­на­ет­ся она, как правило, в 23:30. До это­го про­ис­хо­дит чте­ние Де­я­ний Апо­сто­лов, на­чи­на­е­мое обыкновен­но око­ло 20:00. Во вре­мя это­го чте­ния мо­ля­щи­е­ся на­чи­на­ют схо­дить­ся в цер­ковь.

Во вре­мя пе­ния по­лу­нощ­ни­цы пла­ща­ни­ца уно­сит­ся в ал­тарь, по­ла­га­ет­ся там на пре­сто­ле и ос­та­ет­ся до празд­ни­ка Воз­не­се­ния — в знак со­ро­кад­нев­но­го пре­бы­ва­ния Вос­крес­ше­го Спа­си­те­ля на зе­м­ле.

СВЕТ­ЛАЯ ЗА­УТ­РЕ­НЯ

Свет­лый празд­ник на­чи­на­ет­ся со зво­на и об­ла­го­у­ха­ния всей Цер­к­ви фи­ми­а­мом (для че­го обы­ч­но ус­та­на­в­ли­ва­ют­ся два со­су­да с го­ря­щим уголь­ем в цер­к­ви и ал­та­ре).

Свя­щен­но­слу­жи­те­ли об­ла­ча­ют­ся «во весь свет­лей­ший сан». И на­чи­на­ет­ся кре­ст­ный ход — как бы на­встре­чу гря­ду­ще­му в Не­бес­ный Си­он — Гор­ний Ие­ру­са­лим — По­бе­ди­те­лю смер­ти. Кре­ст­ный ход ещё сим­во­ли­зи­ру­ет то, как ра­но ут­ром мvро­но­си­цы шли ко гро­бу Хри­ста, что­бы воз­лить на не­го смо­лу с аро­ма­та­ми и во­об­ще ус­т­ро­ить всё по чи­ну по­гре­бе­ния, при­ня­то­го у древ­них ев­ре­ев.

Кре­ст­ный ход на­чи­на­ет­ся при за­кры­тых Цар­ских вра­тах. В ал­та­ре по­с­ле ока­ж­де­ния на­сто­я­те­лем Пре­сто­ла свя­щен­но­слу­жи­те­ли очень ти­хо по­ют сти­хи­ру «Вос­кре­се­ние Твое Хри­сте Спа­се, Ан­ге­ли по­ют на не­бе­сех, и нас на зе­м­ли спо­до­би, чи­с­тым серд­цем, Те­бе сла­ви­ти», ко­то­рая да­же сво­и­ми сло­ва­ми изо­б­ра­жа­ет Ан­ге­лов, вос­пе­ва­ю­щих на Не­бе­сах Вос­кре­се­ние Хри­сто­во. Па­с­ха ещё очень да­ле­ка от нас.

От­вер­за­ет­ся за­ве­са Цар­ских врат. На­сто­я­тель ка­дит Пре­стол, и клир сно­ва по­ёт сти­хи­ру, но уже гром­че – при­бли­зи­лось вре­мя тор­же­ст­ва.

От­вер­за­ют­ся Цар­ские вра­та, на­сто­я­тель сно­ва ка­дит Пре­стол, по­с­ле че­го свя­щен­ни­ки, за­пе­вая сти­хи­ру Кре­ст­но­го Хо­да, вы­хо­дят из ал­та­ря. Хор под­хва­ты­ва­ет это пе­с­но­пе­ние, и пред­ше­ст­ву­е­мый Крестом и хо­руг­вя­ми, вы­хо­дит их хра­ма. За ним идут свя­щен­ни­ки, за ни­ми – все ве­ру­ю­щие.

На­сто­я­тель дер­жит крест. Ди­а­ко­ны не­сут ка­ди­ла. Один из свя­щен­ни­ков не­сет Еван­ге­лие, дру­гой — ико­ну Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва.

Со­че­та­ние глу­бо­ко зна­ме­на­тель­ное: Кре­стом при­шла па­с­халь­ная ра­дость все­му міру, в Еван­г­е­ли­и ­ра­с­к­ры­та её тай­на и смысл, из Гро­ба вос­кре­с­ло От­чее Си­я­ние, ико­на не­ви­ди­мо­го От­ца, во­пло­щён­ное Сло­во. Кре­стом, Еван­ге­ли­ем и ико­ной (во­пло­ще­ни­ем) при­хо­дит БЛА­ГО­УХА­НИЕ Ду­ха Свя­то­го, Ко­т­о­рым­ вся­ка ду­ша жи­вит­ся. Без­смерт­ное Ипо­ста­с­ное Ды­ха­ние Жиз­ни Ве­ч­ной, Уте­ши­тель, при­шед­ший от От­ца стра­да­ни­ем и Вос­кре­се­ни­ем Сы­на.

Кре­ст­ный ход со­про­во­ж­да­ет­ся трез­во­ном. По­дой­дя к две­рям хра­ма, ос­та­на­в­ли­ва­ют­ся с об­ра­щен­ны­ми на за­пад Еван­ге­ли­ем и ико­ной.

Взяв у ди­а­ко­на ка­ди­ло и ока­див ико­ны и бра­тию, на­сто­я­тель чи­та­ет Еван­ге­лие от Мат­фея, в ко­то­ром опи­сы­ва­ет­ся, как ми­ро­но­си­цы при­шли ко гро­бу, но их встре­тил Ан­гел, воз­ве­с­тив­ший им та­кую ожи­да­е­мую и всё рав­но вне­зап­ную весть: «Его нет во гро­бе – Он вос­крес!».

По­с­ле это­го сно­ва со­вер­ша­ет­ся ка­ж­де­ние, и на­сто­я­тель ос­та­на­в­ли­ва­ет­ся пе­ред за­кры­ты­ми цер­ков­ны­ми дверь­ми. Гля­дя на вос­ток и дер­жа в ле­вой ру­ке крест, пра­вой тво­рит ка­диль­ни­цей кре­ст­ное зна­ме­ние три­ж­ды. И воз­гла­ша­ет гром­ко не обы­ч­ный воз­глас со­вер­ша­е­мой ве­чер­ни Бла­го­сло­вен Бог наш все­гда, сей­час и все­гда и в ве­ч­но­сти, ко­то­рым ис­по­ве­ду­ет­ся вет­хо­за­вет­ное зна­ние че­ло­ве­ка о Бо­ге, но бо­го­слов­ст­ву­ет в бла­го­да­ти Но­во­го За­ве­та, про­сла­в­ляя Свя­тую Тро­и­цу.

Воскресение Христово. Византия 1120 год. Миниатюра из Евангелия императора Никифора II Фоки. Хранится на Афоне в Великой Лавре

Не­сколь­ко слов о празд­ни­ке Па­с­хи

Празд­но­ва­ние Па­с­хи вос­хо­дит ко вре­ме­нам Вет­хо­го За­ве­та, ко­г­да Гос­подь вы­во­дил Свой на­род из еги­пет­ско­го раб­ст­ва. Пе­ред ис­хо­дом из Еги­п­та Он по­ве­лел, что­бы в ка­ж­дой ев­рей­ской се­мье Ему при­не­с­ли в жер­т­ву яг­нён­ка. Этот яг­не­нок (по-сла­вян­ски аг­нец) дол­жен был быть съе­ден, а его кро­вью ну­ж­но бы­ло по­ма­зать ко­ся­ки две­рей, что­бы «про­шёл Гос­подь ми­мо две­рей и не по­пу­с­тил гу­би­те­лю вой­ти в дом для по­ра­же­ния» пер­вен­цев (Исх. 12:23). От это­го «про­шёл» (по-ев­рей­ски Пе­сах) и про­ис­хо­дит сло­во «Па­с­ха». Со вре­ме­нем Па­с­хой ста­ли на­зы­вать так­же чу­де­с­ный пе­ре­ход на­ро­да че­рез Кра­с­ное мо­ре и са­мо­го па­с­халь­но­го агн­ца. Впо­с­лед­ст­вии ста­ло по­нят­но, что и па­с­халь­ный аг­нец, и пе­ре­ход че­рез мо­ре ока­за­лись про­об­ра­за­ми лиц и со­бы­тий Но­во­го За­ве­та.

В па­с­халь­ном агн­це, за­ка­ла­е­мом за гре­хи лю­дей, апо­стол Па­вел яс­но ви­дит об­раз Хри­ста, жер­т­ву­ю­ще­го Со­бой для из­ба­в­ле­ния че­ло­ве­че­ст­ва от гре­ха: «Па­с­ха на­ша, Хри­стос, за­клан за нас» (1Кор. 5:7); упо­т­реб­ле­ние в пи­щу это­го агн­ца яви­лось про­об­ра­зом та­ин­ст­ва Ев­ха­ри­стии, в ко­то­ром мы пи­та­ем­ся Пло­тью и Кро­вью Хри­ста. В пе­ре­хо­де же на­ро­да Бо­жия че­рез мор­ские во­ды Па­вел ви­дит про­об­раз та­ин­ст­ва Кре­ще­ния (1Кор. 10:1-2), че­рез ко­то­рое хри­сти­а­не, ос­во­бо­ж­да­ясь от раб­ст­ва гре­ху (как ев­реи — от раб­ст­ва Еги­п­ту), про­хо­дят че­рез смерть вме­сте со Хри­стом, этим Но­вым Мо­и­се­ем (ев­реи и Мо­и­сей шли ме­ж­ду сте­на­ми во­ды, а боль­шие ско­п­ле­ния во­ды в Вет­хом За­ве­те ча­с­то сим­во­ли­зи­ру­ют цар­ст­во смер­ти), и вы­хо­дят из смер­ти в «сво­бо­ду сы­нов Бо­жи­их» вме­сте с вос­крес­шим Хри­стом. Из это­го ста­но­вит­ся по­нят­ным, по­че­му в древ­ней Цер­к­ви Кре­ще­ние бы­ло не­раз­рыв­но свя­за­но с Ев­ха­ри­сти­ей и при­ча­ще­ни­ем Свя­тых Та­ин, а празд­ник Па­с­хи вос­при­ни­мал­ся как кре­щаль­ное тор­же­ст­во: этот день был од­ним из не­мно­гих дней в го­ду, в ко­то­рые со­вер­ша­лось та­ин­ст­во Кре­ще­ния – при­ня­тие в Цер­ковь её но­вых чле­нов. Ос­нов­ные мо­ти­вы празд­ни­ка – Вос­кре­се­ние Хри­ста, Кре­ще­ние вер­ных и уча­стие в Его тра­пе­зе яв­ля­ют­ся глав­ны­ми в па­с­халь­ном бо­го­слу­же­нии.

Кро­ме это­го, у Па­с­хи есть ещё од­но ва­ж­ное зна­че­ние – эс­ха­то­ло­ги­че­с­кое, то есть от­но­ся­ще­е­ся к «ве­ку бу­ду­щей жиз­ни». В та­ин­ст­ве Кре­ще­ния че­ло­век уми­ра­ет и вос­кре­са­ет вме­сте со Хри­стом для ве­ч­ной жиз­ни, но мы ви­дим, что вся жизнь че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся как бы про­дол­жа­ю­щим­ся кре­ще­ни­ем: в те­че­ние жиз­ни мы «еже­днев­но уми­ра­ем» в борь­бе с гре­хом, а «окон­ча­тель­но» вос­кре­с­нем в День все­об­ще­го вос­кре­се­ния, по­с­ле ко­то­ро­го смер­ти уже не бу­дет. И те из нас, кто бу­дет со Хри­стом в Его Цар­ст­ве, бу­дут уча­ст­ни­ка­ми «бра­ч­но­го пи­ра Хри­ста и Его Цер­к­ви» – ве­ч­но для­щей­ся Па­с­хи. С дру­гой сто­ро­ны, уча­стие в этом пи­ре нам да­ро­ва­но уже здесь и сей­час – в Ев­ха­ри­стии и при­ча­ще­нии Те­ла и Кро­ви Хри­ста – па­с­халь­но­го Агн­ца. И, по уче­нию св. Ио­ан­на Зла­то­ус­та, ка­ж­дая Ли­тур­гия – это Па­с­ха. Он же учит о том, что ес­ли кто в празд­ник Па­с­хи воз­дер­жи­ва­ет­ся от при­ча­ще­ния Свя­тых Та­ин, то для та­ко­го этот день – не Па­с­ха и не празд­ник, ибо «ка­кой празд­ник бы­ва­ет без пи­ра?»

***

Текст СЛУЖБЫ СВЯТОЙ ПАСХИ (Светлая Утреня и Божественная Литургия) составлен обществом им. М.Н.Скабаллановича и печатается по благословению Почетного председателя общества, наместника Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископа Обуховского Ионы.

Текст службы Крещению Господню Богоявлению

Подготовлено специально для Ионинского монастыря, но содержит все песнопения и последования службы. Приводится на церковнославянском языке с параллельным переводом на русский и объяснениями.

Приєднані документи: 
Пасха
перевод богослужений
Общество им.М.Н.Скабаллановича

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
31335

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар