Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

Священник в соцсетях. On-line или off-line: вот в чем вопрос

Версия для печатиВерсия для печати

ОТ РЕДАКЦИИ. Автор данной статьи – заместитель главы информационного отдела молодой Вознесенской епархии, которая буквально недавно «вышла» с проповедью в интернет. По его словам, многие верующие недовольны активной деятельностью священнослужителей в социальных сетях. И часто обращаются в информационный отдел с вопросом: является ли проповедь в интернете истинной проповедью? Встречаются даже обвинения, мол: «приняли интернет, примут и антихриста».

Автор и решил ответить на многочисленные вопросы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Вознесенской епархии – год: что сделано, чем уникальна, какие планы

Епископ Вознесенский и Первомайский Алексий: год на кафедре. Об особенностях своего служения владыка рассказал сегодня в гостях у редакции «ПвУ»

***

Ни для кого не секрет, что сегодня большинство священнослужителей ведут активную деятельность в интернет-пространстве. Многие выкладывают фотографии с богослужения или проведенного мероприятия, высказывают свое мнение о том или ином актуальном событии, отвечают на вопросы верующих, а в основном и не верующих людей.

И часто у православных христиан возникает вопрос: а подобает ли священнослужителю, тем паче архиерею, регистрироваться в социальных сетях, и можно ли это назвать проповедью?

«Присоединяйтесь к нам на Facebook…»

ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter и т.д. – одни из самых популярных и посещаемых сайтов во всемирной сети Интернет. На июль 2013 года аудитория Facebook составила 1,2 миллиарда пользователей, аудитория ВКонтакте – более 43 миллионов человек. И с каждым днем присоединяется все больше и больше людей.

Как и любая проблема, данная – быть священнослужителю on-line или off-line – имеет две стороны.

Сейчас не редко можно встретить ребят старшего школьного возраста, а зачастую и учеников начальных классов, с последними моделями телефонов компании Apple в руках.

С ранних лет дети регистрируются ВКонтакте и в других социальных сетях. Все знают, что там можно найти массу материала, который развращает и пагубно влияет на души подрастающего поколения.

Некоторые же родители считают, что таким образом их чада смогут лучше ассимилироваться в обществе, найдут общий язык со своими сверстниками и одноклассниками. Это было бы так, если бы родители контролировали времяпровождение своих детей в интернете.

Но «запретный плод сладок», и юным пользователям социальных сетей хочется увидеть и приобщиться к не самому душеполезному. Также бесконтрольное пользование интернетом приводит к детской безграмотности и несамостоятельности.

Дети считают, что все проблемы, которые возникают у них, может решить интернет. Задали сложную задачу по математике – в интернете есть математические решебники, в сочинении возникают сложности с орфографией – Word с удовольствием исправит все ошибки.

Детки в сетке

Я не единожды общался с детьми школьного возраста в интернете – и с ужасом обратил внимание на то, что очень мало ребят, которые грамотно пишут. Каждый допускает хотя бы мелкую, но ошибку в правописании, а слог у большинства прискорбно скуден.

Родители задаются вопросом: «Откуда мой ребенок знает столько скверных слов?». Да, проблема улицы существовала и до возникновения социальных сетей. Но с появлением соцсетей ненахождение в плохой компании не является гарантией того, что школьнику не захочется выражаться так, как выражаются его «старшие товарищи» по Фейсбуку.

Ведь в социальных сетях существует множество открытых групп с огромным содержанием нецензурной лексики и прочего стыда. Вы скажете, что это – проблема воспитания, что родители мало уделяют времени своим детям, и, как следствие, те чувствуют вседозволенность.

Но все мы прекрасно знаем, как нелегко приходится многим родителям выживать в современном мире, и не всегда хватает сил и времени полностью отдаваться детям. Хотя вины с родителей тоже снимать нельзя.

Проблема нравственности всегда была очень актуальной, поэтому молодым родителям необходимо с самых первых дней жизни своих чад вкладывать в их души зерна христианской морали.

Ведь если ребенок с малых лет становится Причастником Тела и Крови Христовой, он уже приближается к Богу и отстраняется от злого и пагубного. Если ребенку пояснять то или иное поведение, событие с христианской точки зрения, он будет отделять зерна от плевел.

Что касается вопроса «священнослужитель в соцсетях», то все немного сложнее.

Священник в сети, или «Пользователь N хочет стать вашим другом»

Большинство «on-line»-батюшек используют социальные сети для того, чтобы нести слово Божие в массы. Но ведь и они не защищены от того огромного количества разврата и ужаса, который зачастую непроизвольно попадает в поле зрения.

Да, опыта и самосознания у них гораздо больше, чем у школьников, но ведь и лукавый не дремлет. Для многих людей (православных или тех, которые себя таковыми считают) появление батюшки в интернете является большим соблазном. Многие думают, мол: «батюшки уж и сюда пробрались». Как же на это реагировать и как вести себя священнику?

Раньше священнослужители отдавали предпочтение, в основном, порталу LiveJournal, на котором они заводили свои блоги. В этих блогах служители Церкви делились своими рассуждениями о некоторых актуальных событиях, выкладывали свои проповеди, отвечали на вопросы веры и т.д.

Позже поле деятельности священников расширилось – появились ВКонтакте и Facebook. Вот тут все стало немного сложнее. Ведь в этих социальных сетях регистрируются все, и каждый норовит стать «другом».

Но понятие дружбы в интернет-пространстве очень размыто. Когда у тебя в списке «друзей» много контактов, создается иллюзия нужности и важности, хотя многие ни разу не общались вживую с рядом пользователей. Этим затмевается стремление к улучшению личности, к собственному самосовершенствованию.

Священнослужитель, добавляя всех желающих в списки «друзей», может стереть грань авторитетности и внести некое панибратство.

«Не кормите тролля»

В социальных сетях, к сожалению, набирает обороты такая вещь, как троллинг.

Тро́ллинг, редко тролление – «вид виртуального общения с нарушением этики сетевого взаимодействия, выражающейся в виде проявления различных форм агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения для нагнетания конфликтов.

Используется как персонифицированными участниками, заинтересованными в большей узнаваемости, публичности либо эпатаже, так и в процессе анонимного взаимодействия пользователей, осуществляемой без возможности идентификации с реальным субъектом виртуального общения» (Википедия).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Этот троллинг зачастую направлен против политиков, государственных деятелей, артистов и, конечно же, служителей Церкви.

Мы часто видим на экранах телевизоров, мониторов компьютера видеосюжеты и статьи, порочащие Церковь и ее служителей (особенно любят поговорить о Церкви в телепроекте ТСН «Гроші»). Но нас это не должно удивлять, потому что Господь сказал: «И будете ненавидимы за Имя Мое» (Мф. 10:22).

Вы скажете, что Церковь каким-то образом должна реагировать на это. Должна. Церковь должна молиться за этих людей. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44).

Удивительно, но лучшим средством борьбы с троллингом является игнорирование последнего. «Троль» – это, своего рода, «вампир». Эти люди, зачастую, не преследуют никакой цели, и если не обращать на них внимания, их пыл быстро угаснет.

Будьте бдительны! Рекомендации священнослужителям

На заседании Священного  Синода Американской Православной Церкви 6 октября 2013 года в Сайоссете, штат Нью-Йорк, были приняты рекомендации для священников о том, как вести себя в социальных сетях. Вот некоторые из них:

  • священству строго рекомендуется быть особенно бдительными в отношении своего профиля в социальной сети для того, чтобы исключить возможность распространения и среди взрослых, и среди детей неуместных материалов;
  • священники не должны посылать запросы на добавление в «друзья» своим прихожанам и другим лицам, на которых распространяется их пастырское служение. Вследствие неравенства положения для адресата такого запроса может быть затруднительным его отклонить;
  • священникам настоятельно рекомендуется не принимать запросы на добавление в «друзья» от лиц, с которыми они не были знакомы ранее;
  • священникам, которые желают общаться с прихожанами через страницу в социальной сети, настоятельно рекомендуется создать групповой аккаунт, к которому прихожанин может присоединиться;
  • священники, в особенности недавно рукоположенные, должны предварительно оценивать содержание изображений и видео, которые они размещают в сети, на предмет пригодности к публичному доступу.

Социальные сети – сегодня неотъемлемая часть жизни многих людей. И Церковь не должна сторониться интернета, напротив – активно участвовать в создании качественных интернет-ресурсов.

Священнослужитель, как никто другой, должен с особой осторожностью и бдительностью вести общение в интернете – тогда его проповедь будет не только назидательна, но и спасительна для многих людей.

священник в соцсетях

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
3731

1

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Да,вполне согласен.Путь к

игорь|
Да,вполне согласен.Путь к церковной библиотеке для многих может быть очень долог.

Додати коментар