Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

Реальная помощь неравнодушных, или Путешествие по сельским дорогам Украины

Версия для печатиВерсия для печати
05 березня 2014 | Сергей Рыжков | Репортаж

История этой поездки началась с публикации на «Православии в Украине». В дни Рождества журналист и фотограф Сергей Рыжков отправился с другими волонтерами в детдома в Киевскую область развезти подарки и сделать репортаж. Но текст получился совсем не о детдомах. Что же так зацепило его за живое?..

Читайте также: Потрібна допомога. РЕПОРТАЖ із одного села на Київщині...

На публикацию последовала довольно живая реакция. Откликнулись священники из Бориспольской епархии, и хотя дело не касалось церковной жизни напрямую, они посчитали своим долгом не пройти мимо чужой беды.

Не прошли мимо - уже традиционно - волонтеры из всеукраинской организации «Молодость не равнодушна». Группа молодых людей во главе с Александрой Гавриш собрала подарки, улыбки, информацию и отправилась к героям нашей предыдущей публикации.

Как это было - читайте в материале Сергея Рыжкова.

***

Первый день весны выдался не очень-то и весенним. Пасмурное небо, хмурые, куда-то спешащие люди на улицах, бабушки, скупающие продукты в супермаркетах. Все это дополнял сырой воздух, пахнувший несбывшимися надеждами...

После встречи на территории Троицкого Ионинского монастыря с волонтерами молодежного движения «Молодость не равнодушна», братства преподобного Ионы Киевского, как после манипуляций с эквалайзером, мое настроение начало приобретать мажорные нотки.

Свято-Троицкий Ионинский монастырь. Фото с сайта Ионинского монастыря

Микроавтобус для поездки в село уже стоял загруженным. Где, что и как из вещей и продуктов ребята доставали, для меня так и осталось загадкой. Это их дело. Для меня было важно другое: несмотря ни на какие трудности и политические противостояния есть в стране молодые люди, готовые оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

Сегодня едем в гости к батюшке Александру в с.Заворичи Броварского района Киевской области.

Подошел владыка Иона, благословил нас в поездку и на вопрос: «Что мы там должны сделать?» ответил кратко: «Разберетесь на месте. Действуйте по обстоятельствам».

Начало пути

И вот мы едем уже по Броварскому шоссе. Дорога загружена транспортом. Как всегда в субботу люди едут за город. На КПП при выезде из Киева дежурят два человека: один постовой милиционер и, видимо, самообороновец. Все спокойно. По трассе замечаем кучи выброшенных автомобильных шин, рядом в лесу жгут костры, абсолютно не заботясь о том, что могут спровоцировать лесной пожар. Обочины дорог полны мусора. Три года назад я достаточно часто мотался по этой трассе, и в то время обочины убирали, а, может, и не мусорили так, как сейчас.

Перемен в лучшую сторону в соблюдении правил дорожного движения не видно. «Покращення вже сьогодні» - не наблюдаем. 

Трасса Киев — Москва. Чтобы попасть в Заворичи или Мокрець, нужно свернуть на Калиту

Проезжаем село Калита. Когда-то в советские времена здесь был один из самых больших свиноводческих комплексов, дававших работу окрестным селам, а сегодня здесь только воспоминания о былом. Многоэтажные дома, детские площадки, магазины, аптеки — все было построено еще при СССР.

Из нового — разве что киоски с живыми цветами. Тоже, надо сказать, радует. Значит, есть кому дарить цветы! Значит, жизнь продолжается!

Здесь в селах и техника на дорогах уже другая. Почти все машины — хозяйственные, рабочие. Время — два часа дня, а народу на улицах не видно. Хоть и суббота. Это вам не Киев. То ли по домам попрятались, то ли работой занимаются.

Когда съехали на сельскую дорогу, то впечатления от ям на ней сразу возродили воспоминания кадров документальной военной хроники. Казалось, что воронки здесь берегут как память...

Село Заворичи

А вот главный майдан с. Заворичи. Здесь спокойно и тихо. Никаких блокпостов, никакой агитации. Возле магазина — три велосипеда и мальчик, с интересом глядящий на нашу машину. Даже спросить, как проехать к церкви, и то не у кого.

Улочки в селе узенькие, реально разминуться два автомобиля, не заехав на бровку, не смогут, да и живность по дорогам бегает, норовя попасть "в борщ". Поэтому едем неспеша.

Само село Заворичи чистое, не в пример Броварам. Видно, что здесь есть хозяева, хотя, вполне даже может быть, я и не прав. Может, это как раз сельские коммунальщики так убирают.

Храм во имя великомученика Георгия построен еще в 1873 году.  Хотя официально эта деревянная церковка не является памятником архитектуры, здание привлекает к себе внимание. Его светло-небесный цвет с зелеными крышами прячется за ажурными узорами старых верб, указывающих, что где-то рядом есть река.

На пороге однокупольного деревянного храма нас уже встречает небольшого роста, скромно одетый, среднего возраста священник с доброй улыбкой. Это настоятель храма протоиерей Александр Журавлёв. Как радушный хозяин, он первым делом показывает нам свой храм, рассказывает его историю.

И опять то же чувство: чистота и простота окружающего тебя пространства. Аккуратно, с любовью убранные в рушники иконы и кресты радуют глаз и согревают душу домашним теплом.

 На крыльце Георгиевской церкви с.Заворичи — протоиерей Александр Журавле и волонтеры Александра Гавриш, Александр Иваницкий, Юлия Головнева, Елена Кукол

Заворичи были учреждены еще в 980 году князем Владимиром великим, о чем свидетельствуют летописные данные. С начала XVI века здесь находилась резиденция польско-королевского наместника.

Во времена Богдана Хмельницкого здесь была сформирована Заворицкая казацкая сотня, входящая в состав Переяславского полка, которой руководил Иван Мищенко

До 1917 года Заворичи принадлежали известному роду белорусских околичных шляхтичей – Оскеркам. В Заворичах и близ лежащих селах жила околичная шляхта. Паны владели небольшими наделами земли, но своих крепостных не имели и обрабатывали землю самостоятельно. Это было некое собрание поселений, составлявших одну общину.

Последнего представителя рода Оскерков местные жители ласково называли Ласкерко. Его очень любили. В начале 20 века он построил в селе дворец, вокруг которого разбил роскошный парк. Много помогал бедным и нуждающимся. До сих пор люди говорят: «Добрый был господин. Если бы все господа были такими».

Кодаг началась революция, крестьяне предостерегали Оскерка:

– Беги, господин, тебя убьют!

– Меня никогда не убьют, я на стороне людей. Я люблю свою Родину.

Но его убили… Жена и сын успели выехать в Варшаву. Сегодня от этого парка осталась только каштановая аллея…

Во дворе церкви — детская площадка, возле забора стоят три игрушечных лука. Все это напомнило мне мое детство...

С другой стороны церкви расположены могилы дворян, бывших прихожан. Даже немного странно, как они смогли пережить все лихолетия ХХ века. Здесь же и могила основательницы и первой сельской учительницы церковноприходской школы Марфы Ивановны Крадинг. Она скончалась в возрасте 75 лет 23 декабря 1874 года. Еще один факт, подтверждающий, что наши предки жили праведной жизнью, длительность которой была на треть больше, чем сейчас.

Где еще такое можно увидеть?..

Село Мокрец

Времени у нас мало, батюшке нужно будет служить вечернюю, поэтому отправляемся сразу в село Мокрец. Села, как пограничная полоса отделяет разве что железная дорога, проложенная еще в 1968 году. Машины мягко переезжают чистенький переезд, с работающими автоматическими шлагбаумами, аккуратной сторожевой будкой, свежевыкрашенными столбиками и без обычных в таких местах колдобин. И мы — в Мокреце.

Здесь, на развилке улиц, сразу же бросается в глаза огромная сюрреалистическая надпись: «Продается»…

Мы едем в семью Алины, где мальчик болен ДЦП

Я уже рассказывал об этой семье. Из-за коррупции чиновников разных уровней Алексею не установлен правильный диагноз. Каждая новая комиссия пишет что-то свое. Неужели никто из этих эскулапов не видит, что ребенок, действительно, болен? Ведь это видно даже невооруженным взглядом!

 Семья Алины, о. Александр Журавлев и волонтеры

Из-за противоречий медицинских заключений ребенок не получает никаких пенсий и дотаций. Отца нет, на руках у мамы еще двое несовершеннолетних детей. Живут только на очень, очень небольшую мамину зарплату. Слава Господу, что Алексея любят, за ним ухаживают, как могут, и есть надежда, что спасут ребенка от одиночества и отторжения. Слава Богу, что его братья, несмотря на свой юный возраст, как могут, помогают маме по хозяйству.

На лицах волонтеров – волнение. Думаю, они не ожидали увидеть такое... Одно дело — услышать от кого-то, прочитать в интернете, а другое — вот так воочию столкнуться с реальными проблемами.

Хозяйство Алины

Следующая наша остановка — в доме Ковальца

Здесь нам также рады. Это особая семья. Несколько лет назад умерла мама. Сын Евгений прикован к постели и инвалидной коляске. Дочь Таня – несовершеннолетняя. Слава Господу и добрым людям, сегодня у Жени уже есть новая кровать, есть ноутбук, он уже может следить за новостями, общаться с друзьями.

Отец Жени, Сергей Александрович, настоящий мужик. Вот как раз на таких и держится земля наша. Несмотря ни на какие невзгоды, ни на какие жизненные неурядицы и трудности, он не сломился духом, не пал, остается человеком и все силы отдает своей небольшой семье.

Сергей Александрович Ковалец и Протоиерей Александр Журавлев

Сергей Александрович Ковалец и протоиерей Александр Журавлев

Я смотрю на то, как деловито волонтеры обсуждают проблемы семьи, как они общаются, и сердце радуется их неравнодушию. Радуется, что у нас в стране есть настоящие патриоты, которые без лишних слов и заказного пиара делают невидимое, но такое нужное и большое дело, оказывают материальную и психологическую помощь тем, кто в ней сегодня действительно нуждается. Это их баррикады, это их противостояние процессам насилия, угнетения, рабства и деморализации нашего общества. 

Александра Гавриш раздает детям привезенные игрушки

Здесь, в Мокреце, есть Детский дом «Надежда»

Вместе с прихожанами батюшки Александра воспитатели и воспитанники детского дома помогают многодетным семьям.

Батюшка Александр Журавлев говорит: «Хорошо, когда воспитатели понимают проблему, что детям не только нужно уметь брать, но им нужно еще и учиться отдавать. Дети сами определяют, кому они хотят помочь. Они делают своими руками какие-то подарки и развозят их людям. Это замечательно.

Ребятам это приятно делать не только потому, что они делятся чем-то своим, но они также видят благодарность в глазах тех, кому они вручают подарки.

Когда к одинокому старику приходит два, три, четыре ребенка и поздравляют его, дарят ему сделанное своими руками, для стариков это бальзам на их израненные души. А в результате дети получают взамен намного больше.

Дай Господь здоровья и благословения в делах директора детского дома Андрея Александровича Довгопола и Валентине Лушняк за их истинное, бескорыстное служение людям.

Следующая наша остановка — в семье ветерана Великой Отечественной войны дедушки Вани

Ему 87.

По словам его внучек, на фронт он ушел ребенком. А сегодня у него нет даже элементарного постельного белья!

Как рассказали внучки Люба и Вера, для дедушки Вани очень нужны взрослые памперсы, но денег на них нет. Также он очень нуждается в безотлагательном лечении, но за неимением средств это для него недоступно. Мама девочек на работе, отца нет. Они и приглядывают, и кормят, и ухаживают за дедом. 

 

Волонтеры затевают с девочками незатейливый разговор:

– Мы планируем помочь достать книги для сельской библиотеки, а какие книжки вам хотелось бы читать?

– О! Очень бы хотелось почитать о Адаме и Еве.

– А еще?

– Нравятся приключенческие романы, про любовь.

– А из серьезной литературы?

– Снежная королева…

– На каком языке больше нравится читать?

– Однозначно на украинском!

– А какое кино вы смотрите? Есть видео?

– Та видео есть, так шнур где-то потеряли, и сейчас нет возможности смотреть…

– А что бы вы хотели делать своими руками? Если бы сейчас у вас в селе открылись кружки...

– О!!! Вышивать хотели бы! Но у нас нет мулине, нет полотна, нет канвы. Нет вообще никаких тканей.

– А если бы мы привезли, может,вы бы занялись, например, пошивом одежды для кукол, чтобы можно было даже потом продавать эти изделия и на эти деньги помогать семье и нуждающимся?

– Мы не пробовали никогда. Хотели бы, если бы кто показал, как это делается.

– Девочки, подумайте и скажите честно: вы будете заниматься работой, если будет такая возможность?

–….Наверное, нет…

– А чем бы вам хотелось заниматься?

– Сидеть в интернете.

– А у вас в школе компьютеры есть?

– Да. Там есть компьютерный класс, специально для этого.

– А вам там разрешают пользоваться компьютерами?

– Да, мы ходим туда на уроках.

– А после уроков?

– Не... После уроков не пробовали. Наверное, не разрешают…

– А все таки, в завершении, серьезно, чтобы вам и нравилось делать, чтобы вы могли в дальнейшем получить какую-то специальность?

– Да мы не думали никогда об этом.

– А если подумать?

– Ну… Наверное все таки вышивка бисером и плетение из разноцветных лент. У нас это уже получалось.

Грустный разговор, но зато честно…. 

Даже этого небольшого общения было достаточно для того, чтобы понять: проблемы на селе с воспитанием детей — серьезные

Здесь все теоритические методички, которыми так любят хвастаться всевозможного рода «грантоеды», несостоятельны, и теории «светлого будущего» сельских детей разбиваются о сегодняшний практически безнадежный, сложный быт, где взрослые заняты зарабатыванием хлеба насущного, а дети по большей части предоставлены сами себе.

Наблюдая за общением сельских детей и волонтеров, я невольно поймал себя на мысли, что вот это здорово, если общение будет продолжаться, если оно перерастет в дружбу, и у сельских ребят появится возможность самообразовываться, а у городских – возможность познавать современный мир таким, каким он есть, а не как его показывают в новостях.

Мы давно уже привыкли к тому, что стандартом всех несчастий в селах есть поголовное пьянство, но ни в прошлый раз, ни в этот ни один такой нам не встретился. Напротив, мы видели, что люди заняты работой. Тяжелой работой, отбирающих у них по 12-16 часов в сутки без выходных.

Это только в бюджете кто-то где то закладывает какие-то дотации и средства для сельского населения. На деле эти средства в село не попадают. Они расходятся по карманам чиновников и бизнесменов. Это село кормит бюджетников, и чиновников, и депутатов, и всех прочих, не прося ничего взамен…

Какая нужна помощь?

Протоиерей Александр Журавлев, настоятель храма св.Георгия, с.Заворичи: 

Самая действенная и необходимая помощь — чтобы люди молились.

Нам очень тяжело. Не то, чтобы физически тяжело. Тяжело морально.

В селах люди простые. Они прямолинейные и сразу отличают правду от лжи, не воспринимают никаких намеков. Это очень хорошо. Но в таком состоянии они практически беззащитны.

И здесь наша задача — помочь им, объяснить, направить, объединить в общину, чтобы люди могли противостоять трудностям.

А по поводу того чем можно помочь материально, то у каждого человека свои запросы. Первую помощь при очень большой нужде наш приход оказывает. Те, кто хочет помочь, пусть звонят нам, и мы будем консультироваться, чем конкретно человек может помочь и тогда будем решать, что и как делать.

Вот приехали волонтеры из Ионинского, привезли вещи, продукты, литературу. Это реальная помощь. Спасибо им за их неравнодушие. Спасибо тем, кто воспитал их и направил на путь Истины.

Приятно видеть молодых людей, которые с такой заботой и вниманием относятся к нуждающимся. Особенно в такое время, когда умы людей в смятении, когда брат идет на брата...

Люди все больше начинают задумываться о спасении. Но одни думают о спасении своего имущества, другие — о спасении страны, третьи — о спасении души. 

Особая благодарность владыке Ионе и волонтерам Ионинской молодежки за молитвы, за литературу.

Нужна литература, аудиозаписи

В селе интернета нет практически, как и компьютеров. У нас при церкви есть библиотека, но книг не хватает. Собрание библиотеки состоит практически только из наших собственных книг, которые мы отдаем на всеобщее пользование. Часто приходится перепечатывать книги, чтобы люди могли их прочитать. Есть такие книги, что мы просто боимся за их сохранность.

В нашей библиотеке прослеживается закономерность: люди больше внимания уделяют компакт дискам. Их слушают во время занятий какой-то работой. Их слушают те, кто плохо видит.

Очень были бы благодарны, если бы периодические издания, например, журнал для православной молодежи «Отрок», были постоянно в нашем храме. Было бы замечательно, чтобы духовная литература, имею в виду не только религиозную, но также и классическую, и детскую литературу, исторические и педагогические издания, присутствовала бы не только в храмах, но и в школьных библиотеках.

К сожалению, сейчас большинство молодежи увлекаются приключенческими и любовными романами, боевиками, фантастикой. Во многом такая литература оторвана от нашей действительности.

Мы с матушкой «присели» сейчас на Достоевского, «Братья Карамазовы». Это такой кладезь мудрости! Это то, во что мы должны вчитываться, понимая, что эти люди уже прошли, а мы только стоим над решением этих вопросов. 

– Как Вы ладите с властями, местным депутатом Верховной Рады?

– Дружить нужно, но задруживаться не стоит. Приезжали к нам из Броваров люди во время предвыборной компании, а позже их не видел никто. Но мы этим не тяготимся — невниманием к нам и к нашим проблемам. Дай Господь, чтобы нас просто не трогали. Вы видите, чем заканчивается "особое внимание" друг ко другу.

У каждого своя парафия. Пусть они делают свое дело честно, а мы занимаемся тем, чем дал нам Господь заниматься. Слава Богу, подключаются неравнодушные люди, которые помогают нам в нашем служении. Церковь — это не строение, не здание, это собрание верующих людей, это мы с вами.

Мы работаем постоянно по мере своих сил. У нас есть для детей зимний и летний лагеря. Детворы много. И работы много.

– А как же вот те самые богатые, дачи которых стоят в селе и по имуществу которых судят, что в селе все благополучно?

– Сначала нужно понять, что даже если они верующие, то, скорее всего, ходят в церковь по месту своего постоянного жительства, а на дачах расслабляются и не хотят знать никаких проблем. Поэтому они не являются прихожанами данного прихода и, естественно, не участвуют в его жизни. 

– Как у вас проводятся службы?

– Службы проводятся регулярно, так, как это и должно проводиться на приходах: Литургия в 8 утра, потому что у всех прихожан есть хозяйство, а вечерняя в зимнее время в 16-00, в летнее в 17-00. Все желающие могут добраться к нам электричкой "Киев-Нежин", ст.Заворичи.  От станции 2,5 км церковь Святого Георгия. 

***

Говорят активные члены волонтерского молодежного движения «Молодость не равнодушна», Братства преподобного Ионы Киевского при Киевском Троицком Ионинском монастыре. 

Юля Головнева:

– Мне поездка понравилась.

Несмотря на то, что люди реально живут очень бедно, но у них есть чувство собственного достоинства, они ничего не просят. Мы спрашиваем, может быть, вам что-то нужно, а они отвечают нет, не волнуйтесь, все есть. Нам приходилось буквально допрашивать их о размерах одежды, детских вещей, о других потребностях. Возникло даже стойкое впечатление, что люди чем-то напуганы.

Почти всем, кого мы посещали, нужен срочный ремонт в их домах. Стены ободранные, мебель старая и поломанная, двери и окна прохудившиеся. И это еще мягко сказано...

И при всем при том, несмотря на все проблемы, неурядицы и трудности люди не унывают, живут безропотно.

Вот там где мальчик Женя болезнью прикован к инвалидной коляске, отец и его сестра очень сильны духом. Такой бы моральный климат во все семьи!

Больше всего поразило состояние ветерана Великой Отечественной войны дедушки Вани. Он реально защищал Родину от фашистов, а сейчас не имеет возможности даже попасть в госпиталь. 

Александр Иваницкий:

– Ощущение от поездки немного гнетущее. Увидеть такие условия в каких люди живут…

Какие социальные стандарты? Люди реально живут в нищете. Сейчас даже трудно сообразить, с чего начинать, настолько все запущено. Необходимы и вещи, и стройматериалы, и продукты, и просто даже помощь физическая.

Но хотелось бы помочь им в главном. Помочь ощутить, что они нужны обществу, открыть для них новые горизонты, найти для себя нужное дело.

В самую первую очередь нужно, в конце концов, установить диагноз больного мальчика, чтобы семья могла получать положенное государственное пособие. Нужно каким-то образом сделать так, чтобы ветеран войны попал в госпиталь на лечение. Может быть, мальчику Жене можно сделать протезы... Тут целый комплекс проблем. Государство просто самоустранилось, и только церковная община помогает, но она сама нуждается в помощи.

Это была наша первая поездка. Сейчас будем думать, чем мы можем помочь, будем пробовать составлять планы. 

Александра Гавриш:

– После того, как мы прочитали статью на orthodoxy.org.ua о положении бедных людей в этом селе, мы сделали рассылку по социальным сетям, по почте. Получили такие комментарии: а зачем туда ехать, мы знаем это село, у нас там дачи, там народ нормально живет. И, если честно, были сомнения по этому поводу: ну приедем мы с этими вещами, с продуктами, может, мы никому и не нужны с этим всем вовсе...

А когда приехали, когда зашли в первую семью, все сомнения сразу отпали. Даже неловко было от чувства, что ты там в Киеве так хорошо живешь — и вода горячая, и все остальное. А тут стены обшарпанные, нет постельного белья...

Ездила раньше по детским домам. Там есть хоть какое-то финансирование от государства. В детские дома любят приезжать депутаты, любят фотографироваться на фоне красивых игрушек, опрятно одетых детей. Поэтому им нужно, чтобы детский дом был в норме. А вот к таким семьям, где мы были, не приходит никто. У них нет денег и средств сделать хоть какой-то элементарный ремонт. Состояние жилищ ужасное.

Но проблема еще в том, что эти люди реально боятся. Боятся, что у них заберут землю, заберут и продадут детей. Ведь у них нет возможности обратиться к адвокату. Сейчас такое время, что нельзя быть уверенным в своей безопасности. 

Сегодня мы изучили первые потребности этих людей. Мы видели, как в их глазах затеплилась надежда. Хотелось бы, чтобы этот лучик не угас.

Есть очень большая потребность в мальчуковой подростковой одежде, в постельном белье, нужны памперсы. 

Очень бы хотелось помочь, чтобы мальчик поступил в Суворовское или аналогичное училище и получил достойное образование. В условиях села это просто недоступно.

Слава Богу, в селе есть хороший пастырь, батюшка с горячим сердцем и деятельной натурой, который знает всех, знает проблемы, помогает нуждающимся. Но ему тоже необходима помощь.

*** 

Мы говорили отцу Александру "до свидания" на ступеньках церкви. Как раз уже должна была начинаться служба. Возле ступеней выстраивался местный самоходный парк – велосипеды разный модификаций и годов выпуска, среди которых транспорта олигархов замечено не было…

Для тех, кто интересуется и реально хочет помочь

Храм во имя святого великомученика Георгия. Киевская область, Броварской район, с. Заворичи, ул. Кирова, 57, настоятель — протоиерей Александр Журавлёв.

Тел. 067 745 20 10, 095 592 50 83.

Координатор от волонтерского молодежного движения «Молодость не равнодушна», братства преподобного Ионы Киевского Александра Гавриш

https://www.facebook.com/profile.php?id=100005465379121

http://vk.com/id6907492

тел. 098 362 98 45

Полный фотоотчет о поездке смотрите на сайте автора: areacreativ.com

ІОНА (Черепанов), єпископ Обухівський, вікарій Київської Митрополії
Троїцький Іонинський чоловічий монастир (Київська єпархія)
Протоиерей Александр Журавлев
Александра Гавриш
Александр Иваницкий
Сергей Рыжков
село Заворичи
волонтерское движение
«Молодость не равнодушна!»
братство преподобного Ионы Киевского

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
5901

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар