Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

Сельская свадьба в Чернобыле. Фоторассказ

Версия для печатиВерсия для печати

Вступление в виде увертюры

Вы бывали на озере Кенигзее? А в турецкой Долине бабочек? А в Римском Колизее?..

Туманным ноябрьским днём мы, дети асфальта и городской суеты, ехали в северо-западном направлении от Киева. Ехали, чтобы там, среди Украинского Полесья, в воспетом краю постоять у ворот тишины, побывать в наивной, очаровательной сказке, окунуться в тихую и умиротворенную атмосферу матушки-природы.

Легенд об этом крае ходит множество. Наверное, из-за большого количества маленьких речушек и болот, пересекающих многочисленные перелески. С давних времен люди говорили, что это край знахарей и ведунов. Тут, наверное, до сих пор боятся гигантского Царь-змея и никогда не слышали о Долине бабочек и озерах, название которых вызывает у детей смех…

Утренний сиреневатый туман стелился по обочинам. Надо признаться, дорога, ведущая в эти края, не такая уж и плохая. В нашей стране такая считается даже хорошей.

Народ здесь с виду не зажиточный. Нет особняков в четыре этажа с подземными гаражами, нет вилл с бассейнами. Хаты почти все деревянные, небольшие, чтобы можно было протопить в холодную зиму. Топят печи дровами – уголь нынче вообще в дефиците.

Жизнь в зоне отчуждения идет своим чередом. Люди женятся, рожают детей, садят огороды, сады. Те, кто остался здесь жить, адаптировались к лишениям. Тут другие радости и другие приоритеты. И другое, не придуманное счастье, о котором можно только мечтать в квартирах с теплыми санузлами…

Завязка в форме размышлений

Старая сельская деревянная церковь встретила нас светлыми ликами многокрестных окон, через которые туман, казалось, проникал внутрь. Небольшая команда певчих ежилась и со всех сил растирала посиневшие руки.


В этот день в этой сельской церкви должно было состояться таинство венчания: двое людей готовились дать обещание Богу и друг другу хранить верность, в благости и чести прожить совместную жизнь, родить и воспитать достойных детей.

Признаюсь честно: меня, фотографа, избалованного свадебными обрядами, видевшего на своем веку немало венчаний, удивить очень сложно. Я снимал свадьбы различных сословий: богатых и бедных, знаменитых и очень высокопоставленных, простых украинских учителей и непростых чиновников.

А здесь я стоял и думал: что ими движет? Ведь жизнь в селе очень непростая, и вряд ли в ближайшем будущем они смогут обеспечить своих детей всем необходимым. Вряд ли смогут дать своим детям достойное образование, нормальное медицинское обслуживание, не говоря уж о поездках на курорты в Долину бабочек…

Действие развивается и развивается…

 «Ой гай, гай, гай, гаю зелененький,
За то тебе полюбила, що ти молоденький»

Из подъехавших к церкви целой армады иностранных внедорожников на площадь перед старой церквушкой высыпала шумная толпа гостей во главе с брачующимися. Дородные сваты, перевязанные рушниками, как атланты размяли затекшие мышцы, и сразу стало понятно, кто в случае чего будет наводить пошатнувшийся порядок.

Никаких сомнений, как жить дальше, ни у кого не было! Это таки другая реальность, другие законы, другое бытие. Здесь полнокровная река жизни движется по своему руслу. И только под камни, что лежат, не попадает чистая вода.

Еще вчера ходившая в потертых обносках, а сегодня празднично разодетая нарядная толпа, весело пританцовывая, двинулась к церкви. Старенькое деревянное крыльцо застонало, но впустило всех без проблем. Таинство приближалось…

Кстати, а вы знали, что свадебный рушник должны стелить исключительно мамы, а не свидетели или служки в храме? Ибо мамы стелят молодым дорогу. Причем, под рушник мама жениха кладет денежку — там, где будет стоять жених, а мама невесты насыпает немного зерна туда, где будет стоять её дочка. Ни деньги, ни зерно, никто из храма не забирает, так оно и остается до следующей утренней службы.

А знаете ли вы, зачем на свадьбу пекли два коровая? Сейчас эта добрая традиция почти утрачена, а зря. Коровай от родителей жениха и коровай от родителей невесты разрезали не в конце свадьбы, как это делают сейчас, а в начале. Шишечки откладывали как подарки гостям (их всегда делали особо вкусными), а сам хлеб подавали к столу так, чтобы никто не знал, чей хлеб ест.

Почти все свадебные традиции имели под собой идеологию семейной дружбы и любви. Ничего не делалось просто так! Каждый эпизод имел свое значение.

Кульминация, плавно перетекающая в развязку

Я делал свадебные фото, и позировали мне с радостью и задором.

Каждый из присутствующих в церкви, глядя на молодоженов, вспоминал что-то свое. Кто свою свадьбу, кто свадьбу друзей. И плыли перед глазами переживания, радости и боли, чаяния и надежды, разочарования и страдания. И каждый, находящийся здесь, желал молодоженам счастья. Пусть молча, в душе, но искренне. И от этого легко дышалось и хотелось жить.

Позади молодоженов на церковной стене виднелась роспись, где Адам и Ева в блаженстве Райского сада с трогательной наивностью как бы призывали к первозданной чистоте отношений стоявших перед аналоем их потомков. Даже лицами брачующиеся были похожи на прародителей! Видно, что невесте приятно было купаться в лучах любви, приятно, что эту любовь видят окружающие.

 И вот венчание подходит к концу. Батюшка рассказывает молодым, как они должны заботиться друг о друге, как должны согревать друг друга лас­кой и теплом, как беречь душу своего любимого. Говорит он это тихо, как бы даже интимно, и вся церковь внимает его словам, боясь пошевелиться. На глазах многих — слезы радости.

Ну а дальше поздравления родных и друзей… Загудела, зашевелилась свадьба и двинулась на выход, предвкушая всякие вкусности — еле успел остановить, чтобы сделать на память общую фотографию. Это же единственное время, когда можно сделать свадебное фото с трезвыми и счастливыми гостями!

Эпилог

Я не впервые приезжаю в Чернобыльскую зону, не впервые беседую с ее любознательными и гостеприимными жителями, каждый раз поражаясь их стойкости и трудолюбию, их искренности. Но каждый раз складывается устойчивое впечатление, что попадаю в наивную, очаровательную сказку, в место, где можно постоять у ворот тишины.

areacreativ.com

Сергей Рыжков
Ильинский храм в Чернобыле
Чернобыль

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
1607

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар