Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

С праздником Успения! Говорили ли о Богородице в ветхие времена?

Версия для печатиВерсия для печати

Как лестница из сна Иа­ко­ва стала символом Бо­го­ма­те­ри? Какие еще ветхозаветные образы напоминают о Матери Господней?

Вчитаемся в слова праздничного богослужения.

***

Пресвятая Матерь Божия после Вознесения Иисуса Христа жила на земле еще несколько лет (одни христианские историки говорят 10 лет, а другие - 22 года). Апостол Иоанн Богослов, по завещанию Господа Иисуса Христа, принял Её к себе в дом и с великой любовью заботился о Ней, как родной сын, до самой Её кончины. Пресвятая Матерь Божия стала для всех учеников Христовых общею Матерью.

Однажды, когда Пресвятая Мария так молилась на горе Елеонской, явился Ей архангел Гавриил, с райскою финиковою ветвью в руках, и возвестил Ей радостную весть о том, что через три дня окончится Её земная жизнь и Господь возьмет Её к Себе, причём в уверение своих слов дал Ей райскую ветвь, которую впоследствии нёс перед телом Богоматери апостол Иоанн Богослов.

В час кончины необыкновенный свет осиял комнату, где лежала Божия Матерь; Сам Господь Иисус Христос, окружённый ангелами, явился и принял Её пречистую душу.

О том, какая же связь Ветхозаветных пророчеств с празднуемым сегодня Церковью священного Успения Богородицы, узнаем из паримий (ветхозаветных Писаний).

Паримия (греч.) – значит притча, мудрое, образное назидательное иносказание. Чтения эти бывают из разных книг Ветхого Завета и содержат проповедь об ожидаемом спасении, которое устроила для нас Божественная Премудрость. 

Первая паримия

Книга Бытия

По­ки­нув Бе­эр-Ше­ву, от Ко­лод­ца Клят­вы, Иа­ков на­пра­вил­ся в Хар­ран. Дой­дя до не­ко­е­го ме­с­та, он ос­та­но­вил­ся, за­стиг­ну­тый но­чью, и лёг спать, под­ло­жив под го­ло­ву ка­мень. Во сне он уви­дел ле­ст­ни­цу, со­еди­няв­шую не­бо и зе­м­лю: ан­ге­лы Бо­жьи под­ни­ма­лись и спу­с­ка­лись по ней. Гос­подь сто­ял на вер­ши­не и го­во­рил Иа­ко­ву: — Я Гос­подь, Бог Ав­ра­а­ма, от­ца тво­е­го, и Бог Иса­а­ка. Эту зе­м­лю, на ко­то­рой ты ле­жишь, Я да­рую те­бе и тво­им по­том­кам. Мно­го­чи­с­лен­ны, как пе­сок, бу­дут твои по­том­ки, и рас­се­лят­ся они на за­пад и на вос­ток, на се­вер и на юг. Бла­го­сло­ве­ни­ем для всех на­ро­дов зе­м­ли бу­дешь ты и твои по­том­ки. Я с то­бой: ку­да бы ты ни шёл, Я бу­ду те­бя хра­нить — и вер­ну те­бя об­рат­но, в эту стра­ну. Я те­бя не ос­та­в­лю: ис­по­л­ню всё, что обе­щал. Про­снул­ся Иа­ков и вы­мол­вил: — Во­ис­ти­ну, Гос­подь пре­бы­ва­ет на этом ме­с­те — а я-то и не знал! — Как же страш­но это ме­с­то! — ска­зал он в ужа­се. — Это же дом Бо­га, вра­та не­бес! 

ТОЛКОВАНИЕ НА ПЕРВУЮ ПАРИМИЮ НА ВЕЧЕРНИ

Иа­ков, бо­ясь ме­с­ти бра­та, очень ра­но встал, поч­ти но­чью. Ти­хо вы­шел из до­ма, что­бы ни­кто его не за­ме­тил. Ме­с­то, где он но­че­вал, бы­ло в 15 вер­стах от Ие­ру­са­ли­ма, к се­ве­ру. Быть но­чью сре­ди по­ля опа­с­но (мог­ли на­пасть раз­бой­ни­ки), но Иа­ков пред­по­чел опа­с­ность, не до­ве­ряя ха­на­не­ям. Упо­ми­на­е­мый «сту­де­нец клят­вен­ный» на­хо­дил­ся на юге Фи­ли­стим­ской зе­м­ли. Там еще при Ав­ра­а­ме был за­клю­чен со­юз (то есть по­кля­лись в вер­но­сти до­го­во­ру) с фи­ли­стим­ским ца­рем Ави­ме­ле­хом о не­на­па­де­нии под­дан­ных Ави­ме­ле­ха на Ав­ра­а­ма и всех его бли­з­ких.

Хар­ран – ме­со­по­там­ский го­род, ку­да ро­ди­те­ли Иа­ко­ва со­ве­то­ва­ли ему от­пра­вить­ся для вы­бо­ра се­бе же­ны из род­ст­вен­но­го пле­ме­ни.

По­че­му же сон Иа­ко­ва, ко­то­рый он при­нял за Бо­же­ст­вен­ное от­кро­ве­ние, стал сим­во­лом или про­об­ра­зом Бо­го­ма­те­ри?

1. «Ле­ст­ви­ца Иа­ко­ва» как об­раз вос­хо­ж­де­ния на­по­ми­на­ет нам о ду­хов­ном за­ко­не жиз­ни, ко­то­рый за­клю­чен в воз­мо­ж­но­сти бо­го­об­ще­ния. При­мер Бо­го­ма­те­ри го­во­рит нам, что Она этот за­кон ис­по­л­ни­ла бо­лее дру­гих.

2. «Ле­ст­ви­ца Иа­ко­ва» как путь к Бо­гу ука­зы­ва­ет на то, что путь этот уже ука­зан (че­рез ис­по­л­не­ние за­по­ве­дей Бо­жи­их), уже оп­ре­де­лен, уже дан, и ис­кать ка­ж­до­му по­оди­но­ч­ке нет не­об­хо­ди­мо­сти. Тем бо­лее нет ну­ж­ды стро­ить Ва­ви­лон­скую баш­ню, что­бы са­мим, без Бо­га, под­нять­ся «вы­ше звезд не­бес­ных». Это путь сми­ре­ния, и как об­ра­зец вы­со­чай­ше­го сми­ре­ния мы име­ем Пре­бла­го­сло­вен­ную Вла­ды­чи­цу.

3. «Ле­ст­ви­ца Иа­ко­ва» по­то­му и по­ка­за­на, что­бы учить за­ко­ну по­сте­пен­но­сти. В ду­хов­ном пу­ти взле­ты не­на­де­ж­ны. На при­ме­ре Бо­го­ма­те­ри мы ви­дим сле­до­ва­ние то­му же за­ко­ну. Ее вос­хо­ж­де­ние на­ча­лось с ос­но­ва­ния – с мо­лит­вы в хра­ме, с по­сто­ян­но­го вни­ма­ния и усерд­но­го тру­да.

4. «Ле­ст­ви­ца Иа­ко­ва» ос­но­ва­на на зе­м­ле. Это и за­кон, и ра­дость для всей зе­м­ли. Ес­ли об­ра­тить­ся к об­ра­зу Бо­го­ма­те­ри, то и Она от зе­м­ли, от ро­да че­ло­ве­че­с­ко­го. Она ни­чем зем­ным не пре­не­б­ре­га­ла: ни тру­да не гну­ша­лась, ни скор­би не счи­та­ла для се­бя не­ну­ж­ны­ми, ни об­ще­ния не из­бе­га­ла, ни уе­ди­не­ни­ем не тя­го­ти­лась. Толь­ко грех на зе­м­ле вре­дит все­му, а так, без гре­ха, вся зе­м­ля бла­го­сло­вен­на Бо­гом, и луч­ший цве­ток зе­м­ли – Бо­го­ма­терь – «На­де­ж­да и Ут­вер­жде­ние на­ше».

5. «Ле­ст­ви­ца Иа­ко­ва» пол­на Ан­ге­лов, под­ни­ма­ю­щих­ся от зе­м­ли и спу­с­ка­ю­щих­ся к зе­м­ле. Не­сут они Бо­гу мо­лит­вы всех, а лю­дям от Бо­га – да­ры Его люб­ви. Па­мять об этом мо­жет обо­д­рить ка­ж­до­го, тем бо­лее то­г­да, ко­г­да ка­жет­ся оди­но­ко и гру­ст­но в мiре, дав­но стра­ж­ду­щем от «ос­ку­де­ния пре­по­доб­ных». Для ве­ру­ю­щих это ос­ку­де­ние вос­пол­ня­ют Ан­ге­лы и ми­лость Ца­ри­цы Ан­ге­лов – Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

6. «Ле­ст­ви­ца Иа­ко­ва» не толь­ко ут­вер­жде­на на зе­м­ле, но и до­с­ти­га­ет не­ба. Этим при­ме­ром Гос­подь зо­вет ка­ж­до­го под­ни­мать­ся и ус­т­ре­м­лять­ся ввысь, к Бо­гу. Яр­ким и вдох­но­в­ля­ю­щим жи­вым при­ме­ром, а не толь­ко об­ра­зом, мо­жет быть ка­ж­до­му Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца, Ко­то­рая до­с­тиг­ла вы­с­ше­го из да­ров бо­го­об­ще­ния в са­мом со­вер­шен­ном об­ра­зе. Всем вер­ным Она бу­дет По­мощ­ни­цей и За­ступ­ни­цей, ес­ли стре­м­ле­ние к Бо­гу ста­нет смы­с­лом всех ис­ка­ний в жиз­ни.

7. На­ко­нец, «ле­ст­ви­ца Иа­ко­ва» – это связь не­ба с зе­м­лей, че­ло­ве­ка с Бо­гом. Не­по­в­то­ри­мый и со­вер­шен­ный об­ра­зец ее – Пре­чи­с­тая Де­ва. Она Са­ма ста­ла той ле­ст­ви­цей, ко­то­рая воз­во­дит к Бо­гу.

Вторая паримия

Книга пророка Иезекииля

Так го­во­рит Гос­подь: на вось­мой день и да­лее жре­цы мо­гут при­но­сить на жер­т­вен­ни­ке ва­ши жер­т­вы — все­со­жже­ния и пир­ше­ст­вен­ные жер­т­вы, что­бы Я был к вам бла­го­скло­нен, — го­во­рит Гос­подь Бог. Он по­вёл ме­ня об­рат­но, ко внеш­ним вос­то­ч­ным во­ро­там Хра­ма. Они бы­ли за­пер­ты. И ска­зал мне Гос­подь: — Эти во­ро­та бу­дут за­пер­ты и не от­кро­ют­ся, и не прой­дёт че­рез них че­ло­век. Гос­подь Бог Из­ра­и­лев про­шёл че­рез них, и по­то­му они бу­дут за­пер­ты. И лишь пра­ви­тель, толь­ко пра­ви­тель мо­жет вос­сесть в них, что­бы со­вер­шить тра­пе­зу пред Гос­по­дом. Он дол­жен вхо­дить в них че­рез при­твор и та­ким же об­ра­зом вы­хо­дить об­рат­но. Про­вод­ник че­рез се­вер­ные во­ро­та про­вёл ме­ня к Хра­му. И я уви­дел, что Храм Гос­по­да на­по­л­нен Сла­вой Гос­под­ней.

ТОЛКОВАНИЕ НА ВТОРУЮ ПАРИМИЮ НА ВЕЧЕРНИ

Вто­рая па­ри­мия обе­ща­ет че­рез про­ро­ка Ие­зе­ки­и­ля ос­во­бо­ж­де­ние плен­ным и да­же вос­ста­но­в­ле­ние хра­ма. Он, про­рок, го­во­рит об ус­т­рой­ст­ве бу­ду­ще­го хра­ма и об ос­вя­ще­нии его. Ос­вя­щать бу­ду­щий храм бу­дут семь дней, а на вось­мой день свя­щен­ни­ки дол­ж­ны при­не­с­ти жер­т­ву, но уже не для ос­вя­ще­ния хра­ма, а для уми­ло­сти­в­ле­ния Гос­по­да и как знак бла­го­дар­но­сти Ему и вы­ра­же­ние пре­дан­но­сти.

Про­рок в ви­де­нии ви­дел храм весь, по­том ему сно­ва по­ка­за­ли вос­то­ч­ные вра­та свя­ти­ли­ща. Они бы­ли за­кры­ты. О них бы­ло ему ска­за­но, что Гос­подь про­шел ими, и ни­кто уже не дол­жен не толь­ко про­хо­дить ими, но да­же и ви­деть их от­кры­ты­ми. Нет ис­к­лю­че­ния в та­ком слу­чае ни ца­рю, ни пер­во­свя­щен­ни­ку. Да­же для вку­ше­ния жер­т­вы пер­во­свя­щен­ни­ку доз­во­ле­но бу­дет по­дой­ти че­рез при­твор к вра­там (сло­во «елам» не пе­ре­ве­ли гре­ки; оно оз­на­ча­ет при­твор или га­ле­рею), что­бы по­чув­ст­во­вать се­бя как бы пе­ред ли­цом Бо­га.

От вос­то­ч­ных врат про­рок был про­ве­ден к се­вер­ным, от­ку­да ему от­кры­лось ве­ли­че­ст­вен­ное зре­ли­ще сла­вы Бо­жи­ей.

Бла­жен­ный Фео­до­рит, мне­ние ко­то­ро­го при­ня­ли от­цы Цер­к­ви, счи­та­ет вос­то­ч­ные вра­та, ко­то­ры­ми од­на­ж­ды во­шел Гос­подь, сим­во­лом Бо­го­ма­те­ри. Она как бы от­кры­ла дверь Гос­по­ду в че­ло­ве­че­с­кий мiр. Гос­подь стал Че­ло­ве­ком, как все мы. Ма­терь Бо­жия по­слу­жи­ла един­ст­вен­но­му и не­по­в­то­ри­мо­му та­ин­ст­ву во­пло­ще­ния Гос­по­да. По­э­то­му в Бо­го­ро­ди­ч­ные празд­ни­ки чи­та­ет­ся эта па­ре­мия. 

Третья паримия

Книга Притчей

Пре­му­д­рость по­стро­и­ла се­бе дом, семь стол­пов по­ста­ви­ла тё­са­ных, при­го­то­ви­ла мя­са и пря­ных вин, на­кры­ла на стол. И по­сла­ла слу­жа­нок воз­гла­шать с вы­сот го­род­ских во все­ус­лы­ша­нье: — Про­ста­ки, об­ра­ти­тесь ко мне! Не­смыш­лё­ным она ска­за­ла: — При­хо­ди­те, ешь­те мои яс­т­ва, пей­те пря­ные мои ви­на! Рас­про­щай­тесь с не­ве­же­ст­вом — и бу­де­те жить, и ид­ти пу­тём ра­зу­ма. По­пра­вишь на­гле­ца — не ми­но­вать ос­корб­ле­ния, уп­ре­к­нёшь не­че­с­тив­ца — лишь се­бе на по­зор. Не уп­ре­кай на­гле­ца, а не то воз­не­на­ви­дит те­бя, уп­ре­кай му­д­ре­ца, и он те­бя по­лю­бит. Му­д­ро­го на­ставь — он ста­нет ещё му­д­рее, на­у­чи пра­вед­но­го — ещё ра­зум­нее бу­дет. Гос­по­да бо­ять­ся — вот на­ча­ло му­д­ро­сти, Его свя­тость по­з­на­вать — вот в чём ра­зум! Со мной, Пре­му­д­ро­стью, про­длят­ся твои дни и ум­но­жат­ся го­ды жиз­ни.

ТОЛКОВАНИЕ НА ТРЕТЬЮ ПАРИМИЮ НА ВЕЧЕРНИ

Тре­тья па­ре­мия по­свя­ще­на Пре­му­д­ро­сти. Под Пре­му­д­ро­стью свя­щен­но­му­чен­ник Иг­на­тий Бо­го­но­сец, свя­ти­тель Ам­вро­сий Ме­ди­о­лан­ский, бла­жен­ный Ав­гу­стин и дру­гие от­цы ви­дят Гос­по­да Ии­су­са Хри­ста. До­мом Пре­му­д­ро­сти, со­г­ла­с­но Еван­ге­лию (Мф 28:20), при­ня­то счи­тать Цер­ковь. Раз­нят­ся мне­ния от­цов о том, что счи­тать се­мью стол­па­ми. Од­ни счи­та­ют, что это ука­за­ние на Семь Все­лен­ских Со­бо­ров, дру­гие, что на семь та­инств, тре­тьи – на семь да­ров Св. Ду­ха (Ис. 11:12). Тра­пе­за, тем бо­лее с упо­ми­на­ни­ем хле­ба и ви­на, рас­тво­рен­но­го в ча­ше, ко­не­ч­но же, сим­во­ли­зи­ру­ет Ев­ха­ри­стию, но мо­ж­но сю­да вклю­чить и все бла­га Цер­к­ви, сре­ди ко­то­рых и сло­во Бо­жие (Мф 4:4 и 1 Кор. 1:4 – 5).

Ко­го по­сла­ла Пре­му­д­рость звать на свою тра­пе­зу? Это речь о про­по­вед­ни­ках Еван­ге­лия, ко­то­рым за­по­ве­да­но ог­ла­сить весь мiр («шед­ше, на­у­чи­те вся язы­ки»; Мф 28:19). Ко­го же зо­вут? Бе­зум­ных, то есть тех, ко­го не удо­в­ле­тво­ря­ет му­д­рость ве­ка се­го, кто ищет оп­рав­да­ния кро­вью Аг­н­чей, что в Цер­к­ви воз­мо­ж­но в та­ин­ст­ве Ев­ха­ри­стии. При­гла­шен­ным пред­ла­га­ет­ся рас­стать­ся с бе­зу­ми­ем, т. е. с со­м­не­ни­ем, не­ве­ри­ем, за­блу­ж­де­ни­я­ми и по­ко­рить ра­зум ве­ре.

Не все пой­дут на зов Бо­жий, и по­то­му Гос­подь сло­ва­ми «На­ка­зу­яй (т. е. при­зы­вая, по­ка­зы­вая при­мер, убе­ж­дая) злыя, при­имет се­бе без­че­с­тие» и даль­ней­ши­ми пре­до­с­те­ре­га­ет от бли­з­ко­го об­ще­ния со злы­ми. Их не ис­пра­вишь, ес­ли они не хо­тят это­го са­ми, а толь­ко раз­дра­жишь и се­бе по­вре­дишь. Кро­ме то­го, на­вле­кая на се­бя опа­с­ность, по­ме­ша­ешь де­лу Бо­жию. Это дол­ж­но быть пре­ду­п­ре­ж­де­ни­ем для тех, кто при­зван быть по­слан­ни­ком Бо­жи­им для спа­се­ния пре­му­д­рых, т. е. тех, кто спо­со­бен внять на­ста­в­ле­ни­ям. Та­ким об­ра­зом ис­по­л­нит­ся сло­во Еван­ге­лия: «иже бо имать, да­ст­ся ему и пре­из­бу­дет» (Мф 13:12).

Об­ра­ще­ние к стра­ху Бо­жию (к стра­ху чем-то на­ру­шить во­лю Бо­жию, а не к бо­яз­ни на­ка­за­ния) как к на­ча­лу пре­му­д­ро­сти сде­ла­ет вся­ко­го, лю­бя­ще­го му­д­рость и прав­ду, ров­ным, сми­рен­ным и опыт­ным. От со­ве­та свя­тых та­кой бу­дет толь­ко бо­га­теть ра­зу­мом. Ес­ли об этом за­бо­тить­ся, то и вре­мен­ная жизнь бу­дет спо­кой­нее (и по­то­му дол­го­лет­нее), и ве­ч­ная – на­де­ж­нее.

Ка­кое от­но­ше­ние это име­ет к Бо­го­ма­те­ри?

Ее Цер­ковь на­зы­ва­ет «Пре­чи­с­тый храм Спа­сов», «Па­ла­та всех Ца­ря» и дру­ги­ми срав­не­ни­я­ми, ко­то­рые го­во­рят о том, что Она жи­вой храм Бо­жий и к Ней мо­ж­но от­не­сти сло­ва о до­ме Пре­му­д­ро­сти. Ес­ли ка­ж­дая ду­ша мо­жет стать хра­мом Бо­гу, то тем па­че Его Пре­чи­с­тая Ма­терь.

***

Читайте также: Поем Богу разумно. Самые красивые фрагменты службы в переводе на русский - специальная подборка

Печатается по изданию «Благовещение Пресвятой Богородицы в неделю Крестопоклонную. Всенощное бдение, Божественная литургия с параллельным переводом с изъяснениями», общества им. М.Н.Скабаллановича

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

24 серпня – День Незалежності, 28 серпня – Успіння Богородиці: що ми святкуємо? 

«Молися, Пречиста Богородице, за спасіння душ наших» — бесіда на Успіння Пресвятої Богородиці

«ЧЕТЫРЕ РАССКАЗА: О невидимом присутствии Божией Матери». Протоиерей Александр Овчаренко 

28 серпня – Успіння Пресвятої Богородиці: чому смерть Божої Матері є таким великим святом?  

Всё о празднике Успения Пресвятой Богородицы можно прочитать на одноименном сайте 

Успение Богородицы

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
2576

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар