Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

РЕПЛИКА. Не раскалывайте Церковь

Версия для печатиВерсия для печати

Обращение к патриотам в Церкви в связи с последними политическим событиями.

С самого начала гражданского противостояния Украинская Православная Церковь заняла нейтральную позицию. И это логично – ведь верующие оказались по обе стороны баррикад, в отличие от паствы других конфессий, которые были настроены однозначно и недвусмысленно.

В принципе, в позиции УПЦ нет ничего нового – Церковь всегда декларировала свою аполитичность и осуждала т.н. «политправославие», т.е. превалирование политики над церковностью. Замечу – любой политики, любой направленности.

Не секрет, что среди верующих УПЦ есть люди самых разных взглядов, и не только политических: есть патриоты Украины, есть сторонники автокефалии, есть люди, ратующие за более тесные связи с Россией, есть противники любого разрыва с РПЦ, и это до сих пор не мешало нам жить мирно.

Как участник многих фестивалей и конференций, организованных Киевской Митрополией, могу засвидетельствовать, что все наши встречи всегда проходили в духе братской любви и взаимоуважения независимо от того, откуда приезжали участники: с Волыни ли или Донецка, с Крыма или Днепропетровска.

ФестСМИ во Львове. Семьи Немчиновых (Днепропетровск) и Ровинских (Волынь)

Читайте также: «Схід і Захід разом», или Побежденные стереотипы - прот.Александр Авдюгин о ФестСМИ во Львове

И вот всё круто изменилось

Такой взаимоненависти между православными я давно не видел. Иногда ловишь себя на мысли, а православные ли мы вообще?

Да. Политика способна разделять, но ведь до сих пор острые углы как-то сглаживались. Находились точки соприкосновения в главном, а второстепенное же находило свое место (третье, четвертое) в иерархии ценностей. Значит, сейчас главное отошло на второй план?..

Я тоже участник этого процесса. У меня тоже свои политические взгляды, и взгляды эти не на стороне «майдана». 

Читайте также: ДИНАМО В ОГНЕ, или Почему я не иду протестовать против «злочинной» власти

Разумеется и я заангажирован. Однако до сих пор публично последовательно пытался отстаивать позицию аполитичности Церкви. Мои взгляды – это только мои взгляды, и прикрывать их церковностью было бы и неконструктивно, и просто глупо.

Произошло то, что произошло. От страны отделился Крым. Сейчас можно говорить что угодно, но это политическое событие состоялось. И что же мы видим? Верующие — и миряне, и священники условно «украинофильской направленности» уже призывают уйти от Русской Православной Церкви. Отдельные священники прекращают поминание Святейшего Патриарха. Почему? За что? Или Церковь у нас не отделена от государства?

Помню, как осенью шла речь о возможном подписании Украиной ассоциации с Европейским Союзом. Помню, какое смущение у верующих это вызвало. И тогда Митрополия пыталась успокоить народ – ведь вступление или невступление в какие-либо политические организации или договора с ними не есть вопрос Веры, не есть вопрос спасения.

И те, кто сейчас декларирует «долой РПЦ» и не поминает Патриарха, тогда согласно кивали. Что же изменилось сейчас? Да просто тогда это совпадало с их интересами. А теперь произошло другое политическое событие (напомню: ПОЛИТИЧЕСКОЕ), и вот со всей ясностью проявился факт: «политправославие» плохо только тогда, когда не соответствует нашим взглядам.

И это очень важный момент

Украинская Православная Церковь была сильна только своей вселенскостью, своей способностью вмещать всех и не пытаться причесывать под одну гребенку.

До чего довела страну политика унитарности, игнорирование чувств одной части народа в пользу другой, мы все видим (можно говорить, что угодно, но добровольно 90% населения одной из территорий просто так из страны не уходит). И теперь упомянутый политизированный слой церковного народа хочет то же самое сделать с Церковью.

Кто-то самовольно перестает поминать Патриарха, кто-то готов к скорейшему объединению с раскольниками, лишь бы «подальше от Москвы», кто-то в исступлении вещает, что «существование МП в Украине становится технически невозможным» и призывает арестовывать несогласных с ним епископов. И это не какие-то маргиналы, это люди, которые имеют в Церкви свое положение, в том числе и профессора богословия.

Они совершенно не берут в расчет мнение миллионов верующих УПЦ, которые такую позицию не приемлют и не приемлют категорически. Бывает что человек, вращаясь в довольно узком кругу единомышленников, теряет чувство реальности и позицию своего карманного мирка проецирует на весь мир. Тем страшнее бывает соприкосновение с этой реальностью.

Церковный народ, особенно церковный народ Юго-Востока Украины сейчас находится в состоянии смущения. И его не трудно понять. Ведь некоторые заявления звучат довольно двусмысленно. Ну право же, нельзя призывать идти защищать Лавру от возможного захвата, а потом говорить, что все у нас в порядке и никто нам не угрожает. Угрожает, не стоит закрывать глаза на это.

Такую позицию на самом деле можно понять: ответственность каждого сегодня велика, но и прессинг, который оказывается, наверняка, огромен. Тем важнее сейчас следить за своими словами всех, чье слово имеет хоть какое-то значение для публики.

Именно поэтому хотелось бы попросить всех быть сдержанней

Особенно «националистов от церкви». Своими словами, своими угрозами, своими деяниями вы не врачуете раны Церкви, а готовите новый раскол УПЦ. Люди могут долго терпеть, но в какой-то момент это терпение лопнет, и процесс уже нельзя будет остановить. Потом можно будет говорить о «несознательности», «распропагандированности» церковного народа, об «интригах Москвы» и т.д. Но назад уже ничего не вернется. Не доводите температуру до кипения.

Не творите своими руками «церковный Крым». Лучше вспомните, что сейчас Великий пост, и молитесь за нашу страну и нашу Церковь. А Господь Сам управит. Ему виднее.

Дмитрий Марченко
Протоиерей Александр Авдюгин
Немчиновы
Ровинские
Евромайдан и Церковь
Великий пост
раскол
политправославие
политика в Церкви
Фестиваль ЗМІ православних
ситуация в Крыму
диалог УПЦ и УПЦ (КП)

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку» — 4149 4978 2406 2196
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
8828

7

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

раскол Церкви

Николай|
Мы не сможем быть независимыми и непопираемыми братскими народами пока не обретем автокефалию. Сейчас надо мобилизироваться перед военным вторжением братьев россиян, реагировать на беззакония в Крыму, а нас Церковь присыпляет - пост, мы вне политики, терпение, смирение ... перед дулом автомата брата? Нас готовят к сдаче Украины через игру на братских чуствах и преданости УПЦ. Но УПЦ уже не то и мы не зомби в отличии от россиян (православномусульманобуддийского народа) - мы не сдадимся без боя. После боя будет все по новому!

Дима, подписываюсь под каждым

Марина|
Дима, подписываюсь под каждым написанным Вами словом. Спасибо!

Ложь - это зло

Марьян|
Любопытно видеть, как автор - русский националист, призывает к сдержанности украинцев - коренных жителей Украины. В то время когда "брат" агрессивно с оружием в руках захватывает нашу землю. В то время как на российском телевидении и всем росс. медиа-пространстве на украинцев и их Родину льется отвратительный поток лжи - РПЦ молчит. В то время, когда Крым оккупировали опричники Путина - и аннексировали, - РПЦ молчит, словно крови в рот набрала. В то время когда нас украинцев оскорбляют, унижают, называют фашистами и нацистами - иерархи РПЦ - это тихо приветствуют. И после этого нам лицемерно говорят о братском народе и прочие лживые слова. Я вот теперь хожу и думаю, кому служит РПЦ: Господу Иисусу Христу или полковнику Путину?

Николай, хватит политической агитации на православном сайте

Ольга|
Николай, не стоит размещать политическую агитацию и указывать Церкви и людям что делать. Надеюсь, Вы согласитесь, что все и так от этого устали.

Справді, не розколюйте Церкву

Ольга|
Цитата із статті: "добровольно 90% населения одной из территорий просто так из страны не уходит". А де таке було? Треба ж відділяти реальність від фантазій Аксьонова.

настрої серед православних

о. Олександру А...|
Те, що Ви пишете про настрої своїх парафіян, називаючи їх природніми, якраз і підтверджує тезу про "п’яту колону". На жаль...

Интересный подход у автора:

Ксения|
Интересный подход у автора: если Россия ввела войска в Украину - это нормально, ведь мы же братья... или мне предлагается примириться с политическим злодеяниями против моей Родины, вплоть до военного вмешательства мнимо-братского государства и их злодеяниями и обязаться не мешать им? Позвольте напомнить что говорил патриарх Кирилл о патриотизме: "Патриотизм - это способ выживания, способ формирования общности, которая называется народом. Если мы разрушаем любовь к своей стране, мы пилим сук, на котором сидим". С таким посылом выступил в Совете Федерации патриарх Московский и всея Руси Кирилл. "Только люди, которые дальше своего носа не видят, могут пропагандировать идеи релятивистского отношения к национальной традиции, национальной культуре, национальной самобытности и любви к Отечеству", - подчеркнул глава РПЦ, отметив попытки носителей "разрушительных идеологий" (к которым он причислил в том числе и потребительство) оказывать давление на региональные власти. Читать полностью: http://top.rbc.ru/politics/28/01/2014/901979.shtml Неужели это касается только России, или я должна любить пресловутый русский мир и забыть, что я родилась в Украине, что мой родной язык - украинский, и спокойно смотреть как оскорбляют мою Родину? Любовь к Родине и готовность ее защищать - это фундаментальная ценность любого народа и Церковь, ее представители просто обязаны ее поддерживать. Читая такие статьи который раз молю Бога об автокефалии нашей Украинской Церкви, которая реально была бы со своим народом ...

Додати коментар