Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

Религиозная инспирация личностного сознания и конфликт уровней идентичности в условиях современной Украины

Версия для печатиВерсия для печати

Выступление на Международной конференции «Религия и/или повседневность» (Минск, Беларусь, 14-16.04.2015) кандидата философски наук, старшего научного сотрудника Отделения Религиоведения Института Философии НАНУ Горкуши О.В. (Киев).

Человеческая идентичность – личностное сознание причастности к определенной сфере бытия.

Сознание – такое окончательно неопределимое понятие гуманитаристики, которое обозначает феномен, никоим образом не определимый в пределах полностью постижимого человеческим разумом. Ибо сознание – личностно-опытно подтвержденный феномен, о котором мы знаем в первую очередь, выходя из личностного опыта обладания сознанием. Сознание раскрывается перед человеком в личностном опыте осознания бытия, действительности и самого себя.

В советском религиоведении преобладал структурно-функциональный поход к определению религиозного сознания, который, безусловно, очень полезен, если мы хотим понять, каким образом функционирует и из каких составляющих слагается сознание религиозного человека. Более того, структурно-функциональный поход к определению религиозного сознания позволял советским религиоведам производить адекватные религиоведческие исследования даже в ситуации, когда они «несерьезно относились» к главному религиозному предмету – Богу. Ибо структурно-функциональный поход к определению религиозного сознания не претендует на определение Бога, а лишь на определение человеческого религиозного сознания и мировоззрения, а при таком подходе к предмету не имеет большого значения мировоззренческая позиция исследователя.

Таким образом, советским религиоведам удавалось раскрыть особенности функционирования религиозного сознания и мировоззрения, в том числе и показать ключевое значение представлений о сверхъестественном или определения понятия Бог, трансцендентное в мировосприятии и миропонимании религиозного человека, хотя сами они не были религиозными и, чаще всего, считали понятие Бог пустым понятием, не предполагали, что этим понятием обозначается действительность или бытие (с точки зрения религиозного сознания – фундаментальное, определяющее действительность бытие).

Для атеистического мировоззрения такое всеопределяющее бытие не просто выносилось за скобки постижимого и осмысливаемого, но и считалось несуществующим. Однако этот нюанс ни в коей мере не умаляет вклада советских религиоведов в понимание структуры и функциональных особенностей религиозного сознания и религиозного мировоззрения соответственно.

Сознание как предмет субъективно-опытно-улавливаемый, как условие и преддверие процесса осознания (а именно с результатами последнего мы и имеем дело, когда, например, анализируем особенности религиозного сознания через его проявление в мировоззренческих высказываниях носителей) есть экзистенциальной и гносеологической основой любого познания, осмысления, понимания. Проще говоря, сознание как таковое – место (локус) встречи человека с действительностью и сам процесс осознания личностным субъектом и действительности, и самого себя, в эту действительность включенного. Сознание ― это событие встречи человека с действительностью и собой. Человеческая идентичность зависит от тех параметров действительности и себя, которые фиксируются человеческим сознанием в этом событии.

Особенностью религиозного сознания есть то, что событие осознания действительности и самого себя индивидуальным субъектом тут происходит в присутствии субъекта трансцендентного, абсолютного, вневременно и внепространственно расположенного – Бога, автора и творца мира и соавтора действительности. Следовательно, этот дополнительный субъект, предположительно отсутствующий как таковой в событии сознания с точки зрения атеистов, с точки зрения носителя религиозного сознания есть непосредственным свидетелем и, более того, со-бытийствующим, со-действующим субъектом осознания человеком действительности и себя, Он непосредственно причастен к событию осознания бытия мира и человека.

Сознание религиозного человека «сопереживает» мир в ситуации «встречи с Богом» – то есть не самостоятельно, а опираясь на метафизического субъекта мировосприятия, который одновременно «переживает»  и мир, и человека (индивидуального субъекта), встроенного в этот мир, в Своем личностном опыте сознания. Таким образом, мы видим, что религиозное сознание владеет дополнительным механизмом подтверждения действительности осознаваемого. Ибо то, что осознается, осознается не только индивидуальным человеческим субъектом, но и субъектом Божественным, и, следовательно, действительно существует, ибо Бог – Творец, подтверждает его существование в момент человеческого осознания. Именно потому Бог есть Истина, Дорога и Жизнь с точки зрения христианской теологи.

Сознание человека для религии есть орудием взаимопризнания и местом встречи человека с миром и Богом, феноменальной характеристикой человеческого бытия, обеспечивающей человеку возможность не только познавать (мир и Бога), самоопределяться (мировоззренчески), но и формулировать достойный ответ (опытно-жизненный также) на призыв Бога, подтверждая тем свою жизнь. Сознание – возможность человеку подтвердить свою богоподобность, орган, которым человек касается природного и надприродного одновременно, функционируя в природном имеет выход к надприродному, локус, в котором разворачивается иманентно-трансцендентное измерение духовной жизни, место взлета от временного и относительного к вечному и абсолютному, возможность обрести спасение. Сознание для религии не теоретическое задание, а экзистенциальная данность, в которой конституируется взаимопроникновение, взаимовлияние, содействие земного и вечного, действительного и должного, происходит взаимоопределение Бога и Человека. В конечном итоге – это механизм перевоплощения действительности из наличествующего состояния в достойное (соответственно замыслу Творца) посредством Божьей воли, которая действует не внешне, а главным образом – внутренне.

Религиозный сознательный опыт, будучи необходимо личностным переживанием, также, безусловно, опирается на общественный религиозный опыт – обобщенный опыт религиозной традиции, высказанный целой системой религиозных представлений, вероучений, воззрений.

Следовательно, мы можем говорить о:

1) религиозной идентичности (вытекающей из религиозного сознания) – когда самоопределение индивидуального человеческого субъекта происходит относительно Метафизического надприродного субъекта – Бога;

2) религиозно-традиционной  идентичности (определяющейся на уровне традиционно-религиозного сознании) – когда самоопределение индивидуального человеческого субъекта происходит относительно традиционно сформулированных представлений о Боге;

3) церковной идентичности (находящейся на уровне церковно-религиозного сознания) – когда самоопределение индивидуального человеческого субъекта происходит относительно церковно определенного и подтвержденного представления о Боге в рамках теологической доктрины отдельной Церкви (в ее конкретных земных измерениях).

Все эти идентичности, выстраиваемые человеческим сознанием относительно разных доступных локализаций Трансцендентного субъекта, никоим образом не должны вступать в диссонанс между собой и с идентичностями, выстраиваемыми человеческим сознанием относительно действительности и мира.

Во всяком случае, если эти все уровни самоосознания приходят к человеку «природным» путем, не ломая его представлений о Боге, мире и себе в целостности временно-пространственного, ценностно-смыслового континуума, который (если мы вспомним, что мир как мы его осознаем – это человеческий мир), включает исторические, культурные, традиционные «когнитивные идентификаторы действительности», освоенные человеком в его контекстуальной среде и согласно заложенным ментальным характеристикам.

Общественное сознание есть своеобразным содержательно-методологическим космосом, в котором станет возможен процесс осознания  индивидуальным сознанием, контекстом его дискурсивного протекания, условием и обобщенным результатом.

Общественное сознание это своеобразный «стиль» мировоззрения (научное, философское, религиозное), общественноустановленный механизм осознания, опираясь на который индивидуальное сознание получает целую систему общественно сформулированных и проверенных когнитивных идентификаторов личностного сознательного опыта, нормативную шкалу верификации правильного понимания и поведения, цепь параметров для оценки соответствия наличествующего и нужного, желаемого, достойного, систему метафизически-экзистенциальных и онтологическо-методологических координат, в которой проявляется мироощущение, разворачивается мировосприятие, формулируется миропонимание – актуализируется мировоззрение.

Благодаря общественному сознанию бытие человеческого существа превращается в осмысленную жизнь – приобретает историю и контекстуальное прочтение. Общественное сознание ― это общепризнанное традиционно-сформированное предусловие самоопределения человека в мире, методологическая спецификация способа его самоопределения, содержательно-смысловой космос его самонахождения.

Фундамент религии, с позиции верующего, находится в Боге, а человек лишь имеет возможность вступать во взаимосвязь с действительностью, воспринимая ее как религиозный человек.

Следовательно, воспринимая действительность, религиозный человек в своем сознании прежде всего опирается на сознание или осознание действительности Божьим субъектом. Однако как человек, включенный в действительность, он одновременно и становится проводником этой действительности с ее особенными характеристиками для восприятия Божьим субъектом.

Проще говоря, призвание религии – ставить человека с его жизненной ситуацией в соотношение с трансцендентным субъектом-свидетелем – Богом, делая их, таким образом, сопричастными действительности, со-ответсвтенными субъектами, от которых эта действительность с ее будущим зависит.

Однако, как мы говорили ранее, тут следует различать уровень религиозного сознания (религиозное, конфессиональное, церковное), ибо именно от того, какой религиозной идентичностью измеряет себя и действительность личностный человеческий субъект, зависит и его миропонимание, и мотивированность, и аргументация, инспирация, направленность жизнедеятельности.

Религия, представленная разными украинскими конфессиями, в основном проповедуя простые жизненные фундаментально-мировоззренческие ценности, искренне и достойно исполняет свое призвание. Среди таких фундаментальных оснований религиозного мировоззрения приоритетными являются: сакральный статус Божьей Истины, выявлением которой есть адекватная действительности правда; священность человеческой жизни и свободы совести; призвание лелеять и взращивать дом своего бытия – Богом определенное для человека Отечество, включающее место рождения и проживания, исторически сформированную сообщность предыдущих и грядущих поколений, интересы которых должны быть учтены. Опираясь на них, человек чувствует обязанность построения своего Дома-Отечества соответственно с Божьими наставлениями ориентирования на Истину (стать проводниками правды о действительности, истории, культуре, Боге и человеке, а не заниматься лжесвидетельством и мифотворчеством). Он стремится жить согласно Божьей воле, защищая свое Отечество от оккупантов, а сознание – от порабощения тоталитарной идеологией, которая подменяет духовные человеческие ценности (жизнь, свободу, достоинство быть Образом и Подобием Божьим) монстрами, синтезированными из земных интересов и временных цен  «скреп», которые на самом деле прикрепляют индивида к земному, тленному, временному и изменчивому измерению.

Украинские религиозные организации, несмотря на их разноконфессиональность, могут объединить свои усилия вместе с усилиями гражданского общества Украины в деле сакральной инспирации построения будущей Украины таким образом, чтобы человек, со всеми его разноуровневыми и разновекторными идентичностями (религиозной, национальной, языковой, профессиональной и др.), был защищен от авторитаризма земных идолов и тоталитарных идеологий низкочеловеческого происхождения, от репрессивных систем управления земными властями, почувствовал себя достойной, ответственной личностью, стал не объектом манипуляций и пользования властями, политиками, информационно-пропагандистской машиной, а сознательным субъектом экзистенциально-метафизического и жизнедеятельного самоопределения, соавтором построения комфортного мира, в котором достойное место определено каждой равноответственной личности, каждому субъекту, готовому приложить свои личностные усилия для построения нашей Украины с учетом и Божьего субъекта с его гипотетическим видением таковой.

Не убий, не укради, не лжесвидетельствуй, не идолопоклонствуй, не предавай, заботься о предках и наследниках, действуй с любовью и из любви – эти простые религиознопровозглашенные нормы поведения являются актуальными и сегодня. Они вытекают из тех теологически обоснованных, фундаментальных, сакральных ценностей, которые непосредственно определяют место человека в целостной картине мира с учетом и надприродного, внеусловного уровня, который умножает ответственность личности за свою жизнь, за жизнь своего народа, за жизнь своей Родины, за жизнь Бога в сегменте действительности, определенном человеку как земное Отечество.

Последнее мгновение сознательной личности – это очень близко к Богу и вечности, или к безумию и небытию. Религия, действенная, действительная, живая религия, живя в человеке и мире через человека, открывая доступ человеческого сознания к Богу, сопровождает человека в это мгновение, предлагает личности такую мировоззренческую диспозицию и инспирацию жизнедеятельности, где возможно адекватное самоопределение в это мгновение.

Личностное человеческое сознание обладает свободой выбора в это мгновение самоопределиться или перед лицом Бога, Отечества, предков и грядущих поколений, детей, родителей, соседей, коллег ― близких и отдаленных свидетелей жизни этой личности – с одной стороны; или же остаться наедине с угрозой пустоты небытия, окончательно запутавшись в сети низменных человеческих слабостей, прельщений, кощунства, индивидуальных амбиций, синтетических иллюзий, мифов, фальшивых идолов и всепожирающей ненависти громадной идеологической имперской машины, вооруженной не только словом неправды и откровенной лжи, но и летальным вооружением – с другой.

Это мгновение – все, что у этой личности есть, чтобы ответить себе и Богу: я есть и есть эпицентром любви и источником жизни; или же: меня нет, ибо лукавство и ненависть человеческая меня истребила. Религия в это мгновение, протягивая руку Бога, дарует возможность спасения, оставляя за человеком право сделать окончательный выбор между Богом и Сатаной, жизнью и небытием. Ибо если ты с Богом, то правдиво в жизни. Если ты с Богом и жизнью вечной, тогда открой свое сердце для Его воли и стань орудием любви и жизни, справедливости и милосердия, правды, и защити их от смерти и уничтожения. Это последний  шанс  события встречи человека с его Смыслом Жизни.

Но для этого нужно вывести человеческое сознание на глубинный уровень религиозной идентичности, где личность осознает действительность и себя именно перед лицом Бога, а не в рамках земных интерпретаций. Уровень же конфессиональной или церковной идентичности должен быть не окончательным пунктом, а взлетной площадкой для человеческого религиозного сознания. Ибо именно уровень глубинно-религиозной идентичности дает возможность личности опереться сознанием на Божий Субъект, сверяя личностное мировоззрение и жизнедеятельность с позицией Творца.

Безусловно, и ответственность личностного человеческого субъекта тут выше, ибо тут человек чувствует себя в ответе перед Творцом за всю действительность, в которую он погружен как деятельная, свободная личность. Отсутствие же уровня глубинно-религиозного сознания лишает традиционно-конфессиональное или церковное сознание духовной Божественной основы. В таких обстоятельствах происходит десакрализация религиозного сознания: место Божественного субъекта в религиозном сознании закрывает собой традиционно-конфессиональное или церковное представление о мире и человеке. Происходит превращение религиозного сознания в мировоззрение, утратившее возможность верификации Божьей Истиной провозглашенного Слова.

Религия в лице украинских церквей осознала, что ее призвание в мире касается человека, а не идеологии или властьимущих. Ее функция – открыть человеческому сознанию уровень глубинно-религиозного сознания для личностного свободного ответа Творцу, а не поучение правильному поведению на благо земным институциям. Именно ориентируясь на человека, и ведя его к спасению, религия в Украине избегает идолопоклонства и продолжает служить Богу, а не его врагу.

Христос Воскрес!

Оксана Горкуша

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
1343

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар