Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

ТЕКСТ службы Навечерия Рождества Христова: Царские часы и Вечерня с Литургией

Версия для печатиВерсия для печати

Ча­сы — служ­бы, спе­ци­аль­но ус­та­но­в­лен­ные для ос­вя­ще­ния оп­ре­де­лён­ных ча­сов, чем-ли­бо зна­ме­на­тель­ных в ис­то­рии на­ше­го спа­се­ния, в бла­го­дар­ность за про­ис­шед­шие в них со­бы­тия.

Но так как спа­се­ние на­ше со­вер­ше­но стра­да­ни­я­ми Хри­сто­вы­ми, то и от­дель­ные мо­мен­ты это­го ве­ли­ко­го де­ла бы­ли тяг­чай­ши­ми в жиз­ни Спа­си­те­ля. Поэтому чув­ст­во бла­го­дар­но­сти за спа­се­ние не мо­жет не рас­тво­рять­ся сле­за­ми со­стра­да­ния Хри­сту и пе­ча­ли о наших гре­хах, при­вед­ших Его на Крест.

Потому служ­ба ка­ж­до­го из ча­сов, ко­то­рых Пра­во­слав­ная Цер­ковь че­ст­ву­ет че­ты­ре: 1, 3, 6 и 9, но­сит скорб­но-по­ка­ян­ный ха­ра­к­тер. Эта служ­ба для всех ча­сов име­ет один и тот же чин (схе­му), со­вер­шен­но не по­хо­жий на чин дру­гих служб а имен­но, ус­ту­па­ю­щий им в тор­же­ст­вен­но­сти.

В по­с­лед­ний день пе­ред празд­ни­ком со­вер­ша­ет­ся на­ве­че­рие Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва (Ро­ж­де­ст­вен­ский со­чель­ник), сви­де­тель­ст­ву­ю­щее об осо­бен­ной ва­ж­но­сти на­сту­па­ю­ще­го тор­же­ст­ва, ибо на­ве­че­рия бы­ва­ют толь­ко пе­ред ва­ж­ней­ши­ми празд­ни­ка­ми.

Скачать текст службы «Навечерия Рождества Христова: Царские часы и Вечерня с Литургией» в PDF-формате.

Скачать текст службы «Навечерия Рождества Христова: Царские часы и Вечерня с Литургией» в формате .doc.

Царские часы, Навечерие Рождества Христова

В Пра­во­слав­ной Цер­к­ви в На­ве­че­рие со­вер­ша­ют­ся ча­сы, на­зы­ва­е­мые Цар­ски­ми, по­то­му что из­дав­на на этом Бо­го­слу­же­нии при­сут­ст­во­ва­ли ца­ри, по­кло­ня­ясь но­во­ро­ж­дён­но­му Ца­рю ца­рей.

Цар­ские ча­сы на­чи­на­ют­ся и со­вер­ша­ют­ся при от­кры­тых цар­ских вра­тах, сре­ди хра­ма, пред Еван­ге­ли­ем, по­ло­жен­ным на ана­лое, как бы в зна­ме­ние то­го, что ны­не Спа­си­тель уже не та­ит­ся, как неко­г­да во мра­ке вер­те­па, но си­я­ет всем на­ро­дам. Пред Еван­ге­ли­ем вос­ку­ря­ет­ся ка­диль­ный фи­ми­ам, в вос­по­ми­на­ние ла­да­на и смир­ны, при­не­сён­ных вол­хва­ми но­во­ро­ж­дён­но­му Хри­сту.

На­зва­ние «цар­ские» эти ча­сы по­лу­чи­ли толь­ко на Ру­си. Это бы­ло свя­за­но с их осо­бой тор­же­ст­вен­но­стью, а так­же с ви­зан­тий­ским обы­ча­ем при­сут­ст­вия им­пе­ра­то­ра во вре­мя их со­вер­ше­ния; византийскую тра­ди­цию про­дол­жа­ли мо­с­ков­ские ца­ри. Ме­ж­ду тем в ста­рых Ти­пи­ко­нах та­ко­го на­зва­ния не бы­ло. По­э­то­му бо­лее вер­ным и со­г­ла­с­ным с древ­ни­ми Ус­та­ва­ми бы­ло бы на­зва­ние ча­сов «вели­ки­ми».

Ча­сы во­об­ще пред­ста­в­ля­ют со­бой служ­бу, ко­то­рая пред­на­зна­че­на для бо­го­слу­жеб­но­го про­сла­в­ле­ния свя­щен­ных вре­мён и сро­ков, со­еди­нён­ных с де­лом на­ше­го спа­се­ния. С ли­тур­ги­че­с­кой то­ч­ки зрения Цар­ские Ча­сы Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва со­ста­в­ля­ют од­но це­лое с ве­чер­ней это­го дня, ко­то­рая уже яв­ля­ет­ся ве­чер­ней на сам празд­ник Ро­ж­де­ст­ва, что под­чёр­ки­ва­ет не­пре­рыв­ность со­бы­тий священной ис­то­рии в со­от­вет­ст­вии с по­ве­ст­во­ва­ни­ем Еван­ге­лия.

В от­ли­чие от все­днев­ных и ве­ли­ко­по­ст­ных ча­сов, Цар­ские Ча­сы вос­хо­дят к «пе­с­нен­но­му по­с­ле­до­ва­нию», ле­жа­ще­му в ос­но­ве Ус­та­ва ве­ли­кой цер­к­ви св. Со­фии в Кон­стан­ти­но­по­ле, на бо­го­слу­же­ни­ях ко­то­рой при­сут­ст­во­вал им­пе­ра­тор Ви­зан­тии.

Со­вер­ша­ют­ся Царские Часы на­ка­ну­не празд­ни­ков Ро­ж­де­ст­ва и Кре­ще­ния, в так на­зы­ва­е­мые Со­чель­ни­ки (6 ян­ва­ря и 18 ян­ва­ря), и по­свя­ща­ют­ся этим свя­щен­ным со­бы­ти­ям, а так­же в Ве­ли­кую Пятницу — ра­ди Стра­стей Гос­под­них.

Псал­мы для Цар­ских ча­сов не яв­ля­ют­ся псал­ма­ми, чи­та­ю­щи­ми­ся за все­днев­ны­ми ча­са­ми; они осо­бен­ные для ка­ж­до­го из трёх дней, ко­г­да чи­та­ют­ся эти ча­сы. По­ми­мо псал­мов, на ка­ж­дом ча­се (а соверша­ют­ся они под­ряд, с пер­во­го по де­вя­тый) чи­та­ет­ся па­ри­мия — от­ры­вок из Вет­хо­го За­ве­та, со­дер­жа­щий про­ро­че­ст­во о вспо­ми­на­е­мом дне, текст из Апо­сто­ла и Еван­ге­лия. Кро­ме то­го, по­ют­ся осо­бые тро­па­ри.

По благословению настоятеля Троицкого Ионинского монастыря епископа Обуховского Ионы (Черепанова) предлагаем текст богослужения в Рождественский Сочельник. Служба содержит тексты песнопений праздника, но составлена так, чтобы отображать богослужение именно в Ионинском монастыре.

***

Читайте также:

ТЕКСТ РОЖДЕСТВЕНСКОЙ СЛУЖБЫ-2015. Читайте и скачивайте. 

Пять часов Рождественской службы — на восьмидесяти страницах 

Поём Богу разумно: самые красивые фрагменты Рождественской службы - в переводе на русский  

Встречаем Рождество правильно: 10 советов архипастыря

 

ТЕКСТЫ ВСЕХ СЛУЖБ СМОТРИТЕ НА САЙТЕ ОБЩЕСТВА им. М.Н.Скабаллановича.

архимандрит Спиридон (Письменный)
перевод богослужений
Скоро Різдво
Текст Рождественской службы
Рождественский Сочельник
Навечерие Рождества Христова

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
21572

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар