Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

Публичный ответ архиепископа Луки на открытое письмо в областной газете

Версия для печатиВерсия для печати

Социальный ролик «Нет – войне!» с участием архиепископа Запорожского и Мелитопольского Луки и детворы стал поводом для возмущенного письма жительницы Запорожья, опубликованном в газете «МИГ» 14 августа. Женщина называет ролик «картинным», «насквозь фальшивым», «приторным», «ни к чему не обязывающим» и призывает правящего архиерея к покаянию и молитве.

Открытое письмо к Высокопреосвященному Луке, архиепископу Запорожскому и Мелитопольскому

"Прошу дать мне, Бондаренко Наталии Николаевне, ЛПА на ЧАЭС III кат., матери пятерых детей (трое младших приемные, двое из Запорожья, один из Бердянска), ответ на вопрос: к кому Вы обращаетесь в своем ролике с “призывом о мире”?

Ко мне? К Порошенко? К Путину? К Кириллу? К Гиркину? К Бородаю?… К кому? Вы, значит, за мир во всем мире, - а кто за войну? Прежде чем выпускать елейные ролики и пиариться среди детей, по вине и Вашего Патриархата, оказавшихся заложниками военных действий, прежде чем выпускать картинные, насквозь фальшивые, приторные, ни к чему не обязывающие “социальные ролики”, принесите свои извинения невинно отсидевшим в тюрьме “пономарям”.

На Вашей Церкви кровь с 28.07.2010 года. Покайтесь и молитесь о спасении, как писано в Библии".

архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука

Всем сомневающимся и негодующим архиепископ Лука ответил открытым письмом, в котором напомнил о сути Церкви Христовой на земле, ловушках человеческого сознания, порождающих церковные разделения и расколы, о каноничности Украинской Православной Церкви, о революционной целесообразности, патриотизме и социальной работе Запорожской епархии.

«В Церкви мы обретаем бессмертие»

Ходить или не ходить? А если и ходить, куда? – этот, практически, гамлетовский вопрос задает себе не только человек, который готов впервые переступить порог храма, но и посещающий богослужения.

Вообще, зачем мы ходим в церковь? Послушать проповедь? — Для этого сегодня можно включить радиоприемник или телевизор. Помолиться? — Молиться можно везде и во всякий час. Подать поминальную записку? — Ее можно передать со знакомыми. Поставить свечку? — Так ее можно поставить и перед домашним образом. Послушать церковную музыку или посмотреть иконы? — Для этого есть консерватории и музеи. Дань уважения народным традициям? — Можно посетить этнографический фестиваль.

Очевидно, чтобы дать ответ на этот вопрос мы должны прежде ответить: «А что такое церковь?»

Церковь – это не здание, не социальный институт, как считают люди, далекие от храма, это даже не только собрание людей, объединенных единой верой. Нет. Церковь – намного больше.

Из всех новозаветных образов Церкви наиболее глубоким следует признать образ Главы и тела. Согласно этому образу, Церковь есть богочеловеческий организм, тело Христово, Главою которого является Сам Христос, а членами – все верующие во Христа и соединенные с Ним как со своей Главой.

Священное Писание говорит, что спасение возможно только во Христе: «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Таким образом, спасение осуществляется не на основании индивидуального «контракта» о спасении, но через вхождение в Вечный Завет между Богом и человеком, однажды установленный Иисусом Христом в собственной Его Крови. Христос спасает не отдельных людей, а Церковь как единое целое, как Свое тело. И каждый человек спасается в той мере, в какой он принадлежит этому телу. Проще говоря, в Церкви, в ее Таинствах, мы соединяемся с Богом, с источником бытия, с источником вечной жизни, и, получив благодать Святого Духа, обретаем бессмертие.

Попытки подчинить Церковь политике

К великому сожалению, на пути спасения человечество поджидает множество капканов и ловушек, одна из которых – забыть, что нужно измениться самому, а не изменять Церковь под себя. Это порождает заблуждения, в частности тенденцию подчинить Церковь национально-политическим идеологиям и программам.

«Самостійній державі – самостійна церква» — девиз некоторых современных политиков. Эта тенденция давно справедливо осуждена как ересь этнофилетизма. Она рождается из ослабленного сознания соборности Церкви, являясь, таким образом, основанием для разделений и расколов.

И вот тут человек, живущий в нашем Отечестве, Богоспасаемой Украине, становится перед выбором: «куда пойти?». У нас в государстве зарегистрировано более десятка различных конфессий в названии которых присутствуют слова «православная церковь». И «истинная», и «возрожденная», и «новоапостольская». А может, следуя патриотическому велению сердца, выбрать что-то национальное? Например «Киевскую». Выбор велик.

Но следуя за апостолом Павлом, зададим вопрос: «Разве разделился Христос?» (1 Кор. 1,12). Вспомним, что Церковь не ограничивается никаким народом и государством, в ней «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11).

Вызывает сожаление стремление некоторых сил внести раскол и шатание во внутрирелигиозную жизнь Украины путем навешивания ярлыков и разделения на «своих» и «чужих». Я говорю об откровенной травле Украинской Православной Церкви, официальное название которой сознательное искажается добавлением в стиле «Московская» «Российская» и проч., что, безусловно, не способствует снижению накалившейся в обществе атмосферы.

Все это — попытки личный религиозный выбор человека связать с теми или иными политическими взглядами, что, по сути, является оскорблением религиозных чувств человека. То, что это вещи абсолютно разных плоскостей, невоцерковленным авторам безразлично. Кроме того, сея вражду, этим помогают нашим оппонентам оправдать свои действия типа «наших бьют – надо защищать».

Термин «московский патриархат» в отношении УПЦ придумали СМИ

Для внесения ясности относительно статуса УПЦ и ее отношения с Церковью Русской приведу ряд фактов:

1. В Запорожской епархии Украинской Православной Церкви урожденных украинцев — 88%, из которых 45% родились в Запорожье и области, а 43% — прибыли на службу в Запорожскую епархию из самых разных уголков нашей державы.

2. Уставы Запорожской епархии УПЦ и об Управлении Украинской Православной Церкви не содержат слов «Московский Патриархат». Приписка «МП» появилась исключительно благодаря СМИ после государственной регистрации «УПЦ КП» для различия между Украинской Православной Церковью и новым религиозным объединением. При этом она не имеет никакого юридического, канонического и экклезиологического смысла.

3. Устав Украинской Православной Церкви начинается статьями:

«1. Українська Православна Церква є самостійною і незалежною у своєму управлінні та устрої.

2. Найвищими органами церковної влади та управління Української Православної Церкви є Собор Української Православної Церкви, Собор єпископів Української Православної Церкви та Священний Синод Української Православної Церкви на чолі з Митрополитом Київським і всієї України.

3. Українська Православна Церква з’єднана з Помісними Православними Церквами через Руську Православну Церкву».

Как четко видно из сказанного, Украинская Православная Церковь, будучи полностью самостоятельной и независимой в своей жизнедеятельности, не имеет автокефалии, признанной Вселенским Православием, но соединяется с Кафолической церковью через Русскую Православную Церковь.

В связи с этим употребление государственными служащими и другими лицами термина «московська церква» та «российский патриархат» — недопустимо, поскольку это разжигает межнациональную и межконфессиональную вражду, влечет за собой нарушение закона.

4. В настоящее время часто слышны требования, причем от людей нецерковных, не являющихся прихожанами УПЦ, совершать богослужения в храмах на украинском языке, а не на русском. На эти беспочвенные нападки хочется сказать следующее: Православная Церковь есть хранительница традиций, и так как первые богослужебные книги в Киевской Руси были изданы на славянском языке (его принято называть церковнославянский, потому как найденные памятники славянской письменности, это — Евангелие, богослужебные тексты), то вот уже более тысячи лет именно он и звучит в стенах храмов. Говорить о его «непонятности» может лишь человек, не посещающий богослужения и в глаза не видевший использующуюся в церковнобогослужебном обиходе литературу.

Украинский язык есть государственный язык для нас и, соответственно, делопроизводство государственных структур должно исполняться, апеллируя к этому. Церковь же живет по утвержденным канонам и традициям, поэтому законность навязывания определенных предпочтений, сформулированных по соображениям политической целесообразности, достаточно спорна.

Но, по просьбе прихода, в рамках икономии благословляется совершать богослужения на украинском языке, письменность которого, если вспомнить, сформирована на основе кириллицы, т.е. славянского языка. Кроме этого, по желанию прихода ряд песнопений могут исполняться, а священник говорить проповедь на украинском языке. Данный вопрос обсуждался на приходских собраниях, но не один приход епархии не пожелал этого.

Социальная работа Запорожской епархии

5. Кроме юридически подтвержденной самостоятельности и независимости в управлении нужно обратить внимание на деятельность УПЦ. В нашем случае — на деятельность нашей, Запорожской епархии, которая помимо собственно богослужебной миссии, направленной на ведение своих верных чад ко спасению, непрестанно проводит социально-благотворительные мероприятия.

Запорожская епархия занимается содержанием епархиального детского приюта «Надежда»; организацией при храмах пунктов питания и раздачи одежды для малоимущих и мест ночлега в период похолодания; пастырской опекой заключенных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, находящихся на территории епархии.

Клирики епархии, служащие в больничных храмах, осуществляют духовную и моральную поддержку находящихся на излечении людей. Отдельно необходимо вспомнить о благотворительном проекте Запорожской епархии «Любовь милосердствует».

Также Запорожская епархия оказывает духовное окормление и материальную помощь служащим воинских подразделений Украины на сумму более 100 тысяч. На нужды беженцев собрано более 150 тыс. гривен, на которые было приобретено 30 тонн продуктов, при этом ежедневно духовенство и прихожане епархии помогают продуктами, вещами, и т.п. (уже более 10 тонн).

«Вольному – воля, спасенному – рай»

В свете вышеизложенного и неправды, которая звучит из уст некоторых «лжепатриотов», возникает вопрос: как Украинская Православная Церковь, а в частности, Запорожская епархия, клир которой на 88% урождённые украинцы, воспитывая в своих прихожанах любовь ко Христу, к своей Родине и друг к другу, оказывая духовную и материальную поддержку нуждающимся, может делать что-то плохое для Украины, а также действовать в интересах другого государства?

Вспомните, что мы говорим о политиках, которые переходят из партии в партию в угоду своим экономическим интересам. Поменялся политический вектор, что, уже нужно менять конфесию? Это можно сравнить с предательством родителей, которые тебя родили и выростили. Предательство Церкви, в которой ты был крещен. И никакая революционная необходимость не сможет это оправдать.

И, наконец, решая вопрос, куда следует ходить, учесть тот факт, а факты очень упрямая вещь, что сейчас ЕДИНСТВЕННАЯ православная церковь на Украине, признана ВСЕЙ полнотой Вселенского Православия, всеми 15 Поместными Православными Церквями – носит название УКРАИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. Именно так, без всяких добавок типа МП (московский патриархат).

Каждый вправе решать сам, ходить ли в церковь, зачем ходить в церковь, в какую ходить церковь. Но решая, вспомнить, что единственное, что не может сотворить Всемогущий Бог, так это спасти нас без нас. И, как говорит народная мудрость, «Вольному – воля, спасенному – рай»».

Архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука, правящий архиерей Запорожской епархии Украинской Православной Церкви

 

ПОМОЩЬ БЕЖЕНЦАМ ОТ ЗАПОРОЖСКОЙ ЕПАРХИИ УПЦ-ВСЕ ССЫЛКИ

Социальный ролик “Нет войне! (более 3400 просмотров в YouTube, данные о 5 тыс. беженцах были на момент съемки - июль 2014 г., официальные данные на сентябрь 2014 г.- в Запорожье уже более 24 тыс. беженцев).

 

ЛУКА (Коваленко), архієпископ Запорізький і Мелітопольський
Зачем ходить в храм

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
4488

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар