Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

Привычка... воровать

Версия для печатиВерсия для печати

О нравственных причинах и последствиях воровства в современном украинском обществе рассуждает директор православного кинофестиваля «Покров» протоиерей АЛЕКСАНДР АКУЛОВ.

 

Наверное, мало есть в жизни вещей, которые невозможно украсть. Люди исхитрились воровать не только материальные предметы, но и мысли, произнесённые другим человеком вслух. Воруют и идеи, высказанные по наивности в компании коллег, которым доверяешь и думаешь, что они искренне радуются твоим творческим находкам.

Против такого воровства придумали законную защиту авторских прав, а за воровство материальное предусмотрено наказание в виде различных тюремных сроков. И то, и другое, конечно, действует, но до конца не может избавить наше сообщество от воров и жуликов. Не может, потому что не бывает идеальных законов и способов их исполнения. Да и воришки бегают не по горизонтальной социальной плоскости, а перемещаются хаотично, смешиваясь со всеми слоями нашего общества.

Все так живут

Но если раньше воры признавали себя таковыми, и их было не так уж и много, теперь всё так перемешалось, что человек, даже если в открытую ворует, вором себя не признаёт, ссылаясь на то, что так живёт большинство.

Как «наколки» на теле раньше были атрибутом закоренелого «зэка», а теперь их добровольно наносит себе чуть ли не каждый десятый молодой человек, так и поведение современного жулика в галстуке и при высоких должностях уже не относится к чему-то криминальному. Оно одобряется и его окружением, и теми людьми, которые готовы стать такими же ради денег и процветания.

Получается, что на любом рынке происходит то же, что и в высоких кабинетах, только в уменьшенных масштабах. При этом обсчитанный на базаре человек, возмущённый этим обстоятельством, может спокойно на своей работе обмануть начальника и считать это нормальным поступком. И так везде и со многими.

Евангельский ответ

Но кого, прежде всего, обманывает человек, крадущий у своего ближнего, включая государство? Конечно, у самого себя. Потому что в последующем он потеряет в десятки раз больше, чем было нажито воровским путём. Таков Евангельский ответ на плохие поступки: «Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе…»

И таких людей, разорившихся или потерявших в один момент всё и сразу, в церковь приходит очень много. У них только один отчаянный вопрос: «Почему это произошло именно со мной?»

Никто точного ответа дать не сможет, но прийти к пониманию своих греховных ошибок поможет любой священник, помня, что каждый может оказаться на месте этого воришки.

На чужой беде

Но сейчас даже не об этом, а о мега-воровстве, которое происходит в наши дни, когда Украина находится в состоянии военной тревоги и силового противостояния. Вроде бы мобилизуются последние людские и финансовые ресурсы, чтобы выстоять и сберечь страну, но при этом вскрывается всё больше фактов, что кто-то на этом наживается, опять-таки, на самых разных уровнях.

Бывали времена, когда ради победы в одних полках служили и преступники, и обычные солдаты, понимая меру ответственности за будущее своей Родины. Люди своей волей и высокими патриотичными чувствами прекращали всякие конфликты и преступления. И верующие всегда были в авангарде таких порывов.

Но насколько мы сегодня морально и нравственно упали, если воровство не уменьшается, а увеличивается во время государственных бедствий! И разве может быть по-другому, если даже православные не могут найти общего понимания ситуации и вместе решить, как поступать в той или иной ситуации.

Род лукавый…

Воровство перестало в глазах многих быть грехом. Его не замечают ни малые, ни старые, и к нему привыкает здоровая, работающая часть нашего общества. И если уж общенациональная катастрофа не может изменить человека и привести его к праведной жизни и к честному служению своей стране, что тогда должно произойти, чтобы мы стали считать себя по-настоящему православным народом?!

Наше общество долгие годы отказывалось от уроков религии в школе, выгоняя священников из классов. На первое место ставились задачи построить здоровую экономику и национализировать сознание людей. Что из этого получилось, мы сегодня видим. Всё рушится.

Получается, что дом свой мы построили «на песке», не скрепив его качественной смесью крепкой веры в Бога. Делили Церковь, не просвещали молодёжь, учились целыми корпорациями обкрадывать свою любимую Украину… В итоге получили лукавых людей, говорящих одно, а делающих совсем другое и принципиально не боящихся Бога.

Получается, что мы, общество, обворовали самих себя и даже этого не заметили. Мы украли надежду на честную жизнь, которая перестала цениться и вызывает лишь смех и сожаление. А потом стали воровать у себя доброту, терпение и настоящую Любовь к ближнему – ту, которая без всяких выгод, а просто ради Христа Спасителя. Воровать и выкидывать, чтобы всё это не мешало жить.

Выход есть

А ведь такими темпами может скоро наступить время, когда и воровать-то будет уже нечего… даже у себя.

И всё же выход есть. Многое изменится в нашей жизни, когда каждой грешной душой начнёт овладевать нестерпимое желание покаяться в греховных делах и поступках. Если, понимая, что воровством не проживёшь, а умереть для вечной жизни можно навсегда, мы начнём возвращаться вместе с детьми к принятию Заповедей Божиих и строгому, но радостному их соблюдению.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Глухота разума и сердца

Съедобная ложь

Не бойтесь!

Протоиерей Александр Акулов

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
2621

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар