Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

Придите на Воздвижение: когда и как за богослужением выносят Крест Господень?

Версия для печатиВерсия для печати

Глав­ной осо­бен­но­стью вечернего богослужения накануне праздника Воздвижения яв­ля­ет­ся вы­нос Кре­ста Господнего и покло­не­ние ему. Вынос Креста совершается во время Всенощного богослужения на утрени. 

Воздвижение - утреня в Трапезном храме Киево-Печерской Лавры

Чтение Евангелия 

Читается Евангелие от Иоанна, глава 12, стихи 28-36.

Сказал Господь: — Прославь Своё имя, Отец! И с неба раздался голос: — Прославил и ещё прославлю! Толпа, стоявшая там, слышала голос. Одни говорили, что это прогремел гром, а другие — что с Ним разговаривал ангел. — Не ради Меня был этот голос, а ради вас! — сказал им в ответ Иисус. — Вот и настало время суда для этого мира, теперь будет изгнан вон Властитель этого мира! А когда Меня вознесут от земли, Я всех к себе привлеку! Этими словами Он дал понять, какой смертью умрёт. — Мы из Закона знаем, что Помазанник всегда будет с нами, — ответил народ. — Как Ты можешь говорить, что Сын человеческий должен быть вознесён? И кто этот Сын человеческий? Иисус сказал им: — Совсем недолго свету осталось быть с вами. Так ходи´те, пока светло, чтобы тьма не объяла вас. Ведь тот, кто ходит во тьме, не знает, куда направляется. А пока ещё светит вам свет, верьте в свет — и станете сынами света!

Дан­ное Еван­ге­лие пред­ста­в­ля­ет со­бой про­ро­че­ст­во о Сво­ём Рас­пя­тии и Воз­не­се­нии, про­из­не­сён­ное Гос­по­дом на­шим Ии­су­сом Хри­стом и подтверждён­ное Бо­гом-От­цом. По­учи­те­лен тот мо­мент, что оже­с­то­чён­ные серд­цем ус­лы­шан­ное с Не­ба при­ня­ли кто за гром, кто – за го­лос Ан­ге­ла, но толь­ко не за го­лос Бо­жий. Так и сей­час лю­ди при­ни­ма­ют Свя­щен­ное Писание: кто за ис­то­ри­че­с­кую кни­гу, кто – за по­э­ти­че­с­кое про­из­ве­де­ние, а кто и во­об­ще – за сбор­ник ми­фов, но толь­ко не за путь в Цар­ст­во Не­бес­ное, ука­зан­ный Спасителем. И мно­гие ве­ру­ю­щие с уми­ле­ни­ем слу­ша­ют и чи­та­ют Еван­ге­лие, но не ис­по­л­ня­ют на­пи­сан­но­го в нём, не по­ни­мая: «По­ка име­е­те свет, ве­руй­те в свет, что­бы стать вам сы­на­ми све­та!» Ко­г­да на­сту­пит Страшный Суд, бу­дет позд­но на­чи­нать ис­по­л­нять Еван­ге­лие. И те, для ко­го Рас­пя­тие и Вос­кре­се­ние бу­дут на­пра­с­ны­ми, горь­ко об этом по­жа­ле­ют. Поэтому Цер­ковь через чте­ни­е это­го от­рыв­ка из Еван­ге­лия сло­ва­ми Са­мо­го Хри­ста пре­до­с­те­ре­га­ет всех от беспечности в де­ле спа­се­ния и по­ка­зы­ва­ет этот путь – во всём со-рас­пинать­ся Хри­сту.

Песнопения

Крест Хри­стов, на­де­ж­да христи­ан,

пу­те­во­ди­тель за­блу­ж­да­ю­щих­ся,

при­стань но­си­мых бу­рей, по­бе­да в бит­вах,

бе­з­о­па­с­ность все­лен­ной, врач бо­льным,

вос­кре­се­ние мёр­т­вых, по­ми­луй нас.*

Воздвижения Креста Господнего

* Об­ра­ще­ние ко Кре­сту как к оду­ше­в­лён­но­му – по­э­ти­че­с­кий при­ём. В дейст­ви­тель­но­сти мы об­ра­ща­ем­ся за спа­се­ни­ем ко Хри­сту, Гос­по­ду нашему, ко­то­рый в по­ни­ма­нии ве­ру­ю­щих не­отъ­е­м­лем от Кре­ста, то есть от Сво­его Рас­пя­тия и Вос­кре­се­ния.

Помазания во время канона не совершается. Читается Ка­нон, по окон­ча­нии которого звучат тор­же­ст­вен­ные све­ти­льны.

СВЕТИЛЬНЫ

Крест – хра­ни­тель всей все­лен­ной, Крест – кра­со­та (ук­ра­ше­ние) Цер­к­ви, Крест – вер­ных утвер­жде­ние; Крест – Ан­ге­лов сла­ва и де­мо­нов по­ра­же­ние.

***

Крест се­го­д­ня воз­дви­га­ет­ся и мир ос­вя­ща­ет­ся; ибо Ты, Хри­сте, си­дя­щий со От­цом и Ду­хом Свя­тым, на нем про­стер­ши ру­ки, весь мир при­влек к по­з­на­нию Те­бя.

Удо­стой же на Те­бя на­де­ю­щих­ся бо­же­ст­вен­ной сла­вы.

Вынос Креста

Вы­нос Кре­ста, как го­во­рит­ся в Ус­та­ве, «пе­ва­е­му же сла­во­сло­вию», совершается во вре­мя пе­ния хо­ром ве­ли­ко­го сла­во­сло­вия.

На словах "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас", которые произносятся трижды, пред­сто­я­тель (первенст­ву­ю­щий свя­щен­ник или архиерей) вы­но­сит свя­той Крест пе­ред Цар­ски­ми вра­та­ми и ожи­да­ет окон­ча­ния сла­во­сло­вия.

При этом он в по­л­ном об­ла­че­нии, как при со­вер­ше­нии Ли­тур­гии – ра­ди осо­бой тор­же­ст­вен­но­сти служ­бы и осо­бо­го по­чи­та­ния Кре­ста. Там, где со­вер­ша­ет­ся чин воз­дви­же­ния, про­ис­хо­дит при­мер­но то же, что про­ис­хо­ди­ло в те да­ле­кие вре­ме­на в окрестно­стях Ие­ру­са­ли­ма: при ог­ром­ном сте­че­нии на­ро­да для всех не бы­ло воз­мо­ж­но­сти по­дой­ти и при­ло­жить­ся ко Кре­сту, по­э­то­му па­т­ри­арх Ма­ка­рий под­нял Крест, что­бы всем бы­ло его вид­но (т.е. со­вер­шил его «воз­дви­же­ние», по-церковносла­вян­ски), на­род со­вер­шал по­кло­не­ние Кре­сту и мо­лил­ся: «Гос­по­ди поми­луй!»

Воздвижение Креста. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 62)

И по чи­ну пред­сто­я­тель 5 раз при пе­нии «Гос­по­ди поми­луй» (100 раз) со­вер­ша­ет воз­дви­же­ние кре­ста на 4 сто­ро­ны све­та: на вос­ток, на за­пад, на юг, на се­вер, и в по­с­лед­ний раз на вос­ток.

За­тем все моля­щи­е­ся це­лу­ют Крест и принимают помазывание свя­тым еле­ем.

При общем по­кло­не­нии Кре­сту по­ет­ся осо­бый тро­парь: «Кре­сту Тво­е­му покла­ня­ем­ся, Вла­ды­ко, и свя­тое вос­кре­се­ние Твое сла­вим».

Этот тро­парь еще раз под­чер­ки­ва­ет не­раз­рыв­ную связь кре­ст­ных стра­да­ний и воскре­се­ния Спа­си­те­ля.

По­с­ле это­го по­ют­ся осо­бые сти­хи­ры на поклонение Кре­сту.

СТИХИРЫ:

При­ди­те, вер­ные, жи­во­тво­ря­ще­му Дре­ву по­кло­ним­ся, на кото­ром Хри­стос, Царь сла­вы, до­б­ро­воль­но ру­ки рас­про­стер и воз­вы­сил к пре­ж­не­му бла­жен­ст­ву нас, ко­то­рых враг, ус­ла­ж­де­ни­ем ог­ра­бив, со­де­лал из­г­нан­ны­ми от Бо­га.

Христос София-Киевская

При­ди­те, вер­ные, покло­ним­ся Дре­ву, бла­го­да­ря ко­то­ро­му мы удо­сто­и­лись со­кру­шать го­ло­вы не­ви­ди­мых вра­гов.

При­ди­те, все пле­ме­на на­ро­дов, Крест Гос­по­день пе­с­но­пе­ни­я­ми поч­тим. Ра­дуй­ся Крест, пад­ше­го Ада­ма со­вер­шен­ное ис­ку­п­ле­ние!

[То­бою вер­ней­шие ца­ри на­ши хва­лят­ся, ибо они тво­ею си­лою на­род из­ма­иль­тян* мо­гу­ще­ст­вен­но по­ко­ря­ют (ино­гда сло­ва, за­клю­чён­ные в ква­д­рат­ные скоб­­ки, вы­пу­с­ка­ют­ся).]

Ны­не те­бя со стра­хом це­луя, мы, хри­сти­а­не, сла­вим при­гво­ж­ден­но­го на те­бе Бо­га, воз­гла­шая: «Рас­пя­тый на нем, Гос­по­ди, по­ми­луй нас, как бла­гой и Че­ло­ве­ко­лю­бец!»

* Му­суль­ман (потомков Измаила)(Быт., главы: 16, 25, 28). Име­ет­ся в виду, что уче­ние о Кре­сте, ко­то­ро­му про­ти­вят­ся му­суль­ма­не, всё рав­но по­бе­ж­да­ет, как ко­г­да-то пра­во­слав­ные ца­ри по­бе­ж­да­ли му­суль­ман­ских.

При­ди­те, лю­ди, не­обы­чай­ное чу­до со­зер­цая, пре­кло­ним­ся пред си­лою Кре­ста; ибо де­ре­во в раю про­из­ра­сти­ло смерть, а это – жиз­нью рас­цве­ло, имея Гос­по­да без­греш­но­го при­гво­ж­ден­ным на се­бе.

Со­би­рая с не­го пло­ды не­тле­ния, мы, все на­ро­ды, воскли­ца­ем: «Кре­стом уп­разд­нив­ший смерть и нас ос­во­бо­див­ший, сла­ва Те­бе!»

Ис­по­л­нил­ся глас про­ро­ков Тво­их, Бо­же, Иса­йи и Да­ви­да, воз­ве­ща­ю­щий: «При­дут все наро­ды, Гос­по­ди, и по­кло­нят­ся пред То­бою*».

Ибо вот, на­род, бла­го­да­ти Тво­ей ис­по­л­нен­ный, в Тво­их, Бла­гой, дво­рах Ие­ру­са­лим­ских.

Крест пре­тер­пев­ший за нас и Ожи­во­тво­ря­ю­щий нас воскре­се­ни­ем Тво­им, со­хра­ни и спа­си нас!

* В дан­ном слу­чае – Кре­ста, со­сто­я­ще­го из стол­ба, пе­ре­кла­ди­ны, под­но­жия и таб­ли­цы.

Го­ло­са про­ро­ков пред­воз­ве­с­ти­ли свя­тое Дре­во, ко­то­рым Адам ос­во­бо­дил­ся от древ­не­го про­кля­тия на смерть; тво­ре­ние же в сей день при его воз­дви­же­нии так­же воз­вы­ша­ет глас, прося у Бо­га бо­га­той ми­ло­сти.

Но, един­ст­вен­ный не­из­ме­ри­мый в ми­ло­сер­дии Вла­ды­ка, стань уми­ло­сти­в­ле­ни­ем за нас и спа­си ду­ши на­ши!

***

Ис­по­л­нил­ся глас про­ро­ка Твое­го, Бо­же, Мо­и­сея, воз­ве­ща­ю­щий: «Уви­ди­те Жизнь ва­шу, ви­ся­щую пред оча­ми ва­ши­ми*».

В этот день Крест воз­дви­га­ет­ся – и мир ос­во­бо­ж­ден от за­блу­ж­де­ния; в сей день Хри­сто­во Вос­кре­се­ние об­но­в­ля­ет­ся и кон­цы земли ра­ду­ют­ся, при­но­ся Те­бе пе­с­но­пе­ние на ким­ва­лах, по Дави­ду, и воз­гла­шая: «Ты со­де­лал спа­се­ние сре­ди зе­м­ли, Бо­же – Крест и Вос­кре­се­ние, ко­то­ры­ми спас нас, Бла­гой и Че­ло­ве­ко­лю­бец. Все­силь­ный Гос­по­ди, сла­ва Те­бе!»

* Зна­че­ние этой сти­хи­ры очень ве­ли­ко для по­ни­ма­ния зна­че­ния сегодняшне­го празд­ни­ка. В по­э­ти­че­с­ких про­ти­во­по­с­та­в­ле­ни­ях показывает­ся вся глу­би­на па­де­ния че­ло­ве­че­ст­ва: на Кре­сте рас­пя­ли и под­вер­г­ли на­смеш­кам и из­де­ва­тель­ст­вам – Ко­го?! – сво­его Бо­га и Твор­ца! И те­перь ис­пра­вить это мо­ж­но толь­ко тер­пе­ли­вой хри­сти­ан­ской жизнью, так как, гре­ша, мы рас­пи­на­ем Хри­ста ежд­нев­но и еже­ча­с­но. А участь рас­пи­на­те­лей Гос­по­да из­ве­ст­на…

В этот день Не­при­ступ­ный по су­ще­ст­ву до­с­туп­ным мне ста­но­вит­ся* и тер­пит стра­да­ния Ос­во­бо­ж­да­ю­щий ме­ня от стра­стей; по­да­ю­щий свет сле­пым оп­ле­вы­ва­ет­ся без­за­кон­ны­ми ус­та­ми и за плен­ни­ков под­ста­в­ля­ет спи­ну ра­нам.

Его ви­дя на Кре­сте, чистая Де­ва и Ма­терь му­чи­тель­но ве­ща­ла: «Увы Мне, Ди­тя Мое, что Ты это сде­лал? Цве­ту­щий кра­со­тою бо­лее всех лю­дей, безды­хан­ным, не­взра­ч­ным яв­ля­ешь­ся, не име­ю­щим ни ви­да, ни кра­со­ты.

Увы Мне, Свет Мой, не мо­гу спя­щим ви­деть Те­бя, тер­за­юсь вну­т­рен­но и страш­ный меч сквозь серд­це Мое про­хо­дит.

Вос­пе­ваю стра­да­ния Твои, покло­ня­юсь ми­ло­сер­дию Тво­е­му; дол­го­тер­пе­ли­вый Гос­по­ди, сла­ва Те­бе!»

Читайте также: Поем Богу разумно. Самые красивые фрагменты служб в переводе на русский - специальная подборка

Печатается по изданию «Службы Воздвижения Креста Господнего. Всенощное бдение, Божественная литургия с параллельным переводом с изъяснениями», общества им. М.Н.Скабаллановича

***

СКАЗАНИЕ о Воз­дви­же­нии кре­ста Гос­под­ня

Поиски Креста

Рим­ские им­пе­ра­то­ры-язы­ч­ни­ки пы­та­лись по­л­но­стью унич­то­жить в че­ло­ве­че­ст­ве вос­по­ми­на­ния о свя­щен­ных ме­с­тах, где по­стра­дал за людей и вос­крес Гос­подь наш Ии­сус Хри­стос.

Им­пе­ра­тор Ад­ри­ан (117-138) при­ка­зал за­сы­пать зе­м­лёй Гол­го­фу и Гроб Гос­по­день и на искусствен­ном хол­ме по­ста­вить ка­пи­ще язы­че­с­кой бо­ги­ни Ве­не­ры и ста­тую Юпи­те­ра. На это ме­с­то со­би­ра­лись язы­ч­ни­ки и со­вер­ша­ли идоль­ские жер­т­во­при­но­ше­ния. Од­на­ко че­рез 300 лет Про­мы­с­лом Божи­им великие хри­сти­ан­ские свя­ты­ни – Гроб Гос­по­день и Животворя­щий Крест – бы­ли вновь об­ре­те­ны хри­сти­а­на­ми и от­кры­ты для по­кло­не­ния.

Это про­изош­ло при рав­но­апо­столь­ном им­пе­ра­то­ре Кон­стан­ти­не Ве­ли­ком, пер­вом из рим­ских императоров, пре­кра­тив­шем го­не­ния на хри­сти­ан.

Свя­той равноапостоль­ный Кон­стан­тин Ве­ли­кий (306-337) по­с­ле по­бе­ды в 312 го­ду над Ма­к­сен­ти­ем, пра­ви­те­лем За­пад­ной ча­с­ти Рим­ской им­пе­рии, и над Ли­ки­ни­ем, пра­ви­те­лем Во­с­то­ч­ной ее ча­с­ти, в 323 го­ду сде­лал­ся еди­но­дер­жав­ным пра­ви­те­лем ог­ром­ной Рим­ской им­пе­рии. В 313 го­ду он из­дал так на­зы­ва­е­мый Ми­лан­ский эдикт, по ко­то­ро­му бы­ла узаконена хри­сти­ан­ская ре­ли­гия, и го­не­ния на хри­сти­ан в За­пад­ной поло­ви­не им­пе­рии пре­кра­ти­лись.

Пра­ви­тель Ли­ки­ний, хо­тя и под­пи­сал в уго­ду Кон­стан­ти­ну Ми­лан­ский эдикт, од­на­ко фа­к­ти­че­с­ки про­дол­жал го­не­ния на хри­сти­ан. Толь­ко по­с­ле его окон­ча­тель­но­го по­ра­же­ния указ 313 го­да о ве­ро­тер­пи­мо­сти распространился и на Вос­то­ч­ную часть импе­рии. Рав­но­апо­столь­ный им­пе­ра­тор Кон­стан­тин, со­дей­ст­ви­ем Божи­им одер­жав­ший в трёх вой­нах по­бе­ду над вра­га­ми, ви­дел на не­бе Бо­жие зна­м­е­ние – Крест с над­пи­сью «Сим по­бе­ди­ши» («Побеждай этим»).

Го­ря­чо же­лая оты­скать Крест, на ко­то­ром был рас­пят Гос­подь наш Ии­сус Хри­стос, рав­но­апо­столь­ный Кон­стан­тин на­пра­вил в Иерусалим свою мать, бла­го­че­с­ти­вую ца­ри­цу Еле­ну (па­мять 21 мая), снаб­див ее пись­мом к Па­т­ри­ар­ху Ие­ру­са­лим­ско­му Ма­ка­рию.

Хо­тя святая ца­ри­ца Еле­на к это­му вре­ме­ни бы­ла уже в пре­клон­ных го­дах, она с во­о­ду­ше­в­ле­ни­ем взя­лась за ис­по­л­не­ние по­ру­че­ния.

Язы­че­с­кие капи­ща и идоль­ские ста­туи, на­по­л­няв­шие Ие­ру­са­лим, ца­ри­ца повелела, унич­то­жить.

Ра­зы­ски­вая Жи­во­тво­ря­щий Крест, она расспраши­ва­ла хри­сти­ан и иу­де­ев, но дол­гое вре­мя её по­ис­ки оставались без­ус­пеш­ны­ми. На­ко­нец, ей ука­за­ли на од­но­го ста­ро­го еврея по име­ни Иу­да, ко­то­рый со­об­щил, что Крест за­рыт там, где сто­ит ка­пи­ще Ве­не­ры. Ка­пи­ще раз­ру­ши­ли и, со­вер­шив мо­лит­ву, на­ча­ли копать зе­м­лю.

Обретение Креста Господнего

 

Императрица Елена находит животворящий крест.

Капелла Сан-Сильвестро XIII века в римском монастырском комплексе Санти-Куаттро-Коронати

Вско­ре бы­ли об­на­ру­же­ны Гроб Гос­по­день, не­по­да­ле­ку от не­го – три кре­ста, до­ще­ч­ка с над­пи­сью, сде­лан­ной по при­ка­за­нию Пила­та, и че­ты­ре гво­з­дя, прон­зив­ших Те­ло Гос­по­да. Что­бы уз­нать, на ко­то­ром из трёх кре­стов был рас­пят Спа­си­тель, Па­т­ри­арх Ма­ка­рий пооче­ред­но воз­ло­жил кре­сты на по­кой­ни­ка. Ко­г­да был воз­ло­жен Крест Гос­по­день, мер­т­вец ожил.

Воздвижение Креста. Икона. Кон. XVI в. Нижний ряд: обретение 3 крестов, внесение их в иерусалим, опознание Креста Христова возложением на умершую (СПГИХМЗ)

Уви­дев вос­крес­ше­го, все убе­ди­лись, что найден Жи­во­тво­ря­щий Крест. Хри­сти­а­не, в бес­чи­с­лен­ном мно­же­ст­ве при­шед­шие по­кло­нить­ся Свя­то­му Кре­сту, про­си­ли свя­ти­те­ля Ма­ка­рия под­нять, воз­двиг­нуть Крест, что­бы все мог­ли, хо­тя бы из­да­ли, благоговей­но со­зер­цать его.

То­г­да Па­т­ри­арх и дру­гие ду­хов­ные ли­ца на­ча­ли вы­со­ко под­ни­мать Свя­той Крест, а на­род, взы­вая «Гос­по­ди, поми­луй!», бла­го­го­вей­но по­кло­нял­ся Че­ст­но­му Дре­ву. Это торжественное со­бы­тие про­изош­ло в 326 го­ду.

При об­ре­те­нии Животво­ря­ще­го Кре­ста со­вер­ши­лось и дру­гое чу­до: тя­же­ло боль­ная жен­щи­на, при осе­не­нии её Свя­тым Кре­стом, сра­зу ис­це­ли­лась. Ста­рец Иу­да и дру­гие иу­деи уверова­ли во Хри­ста и при­ня­ли свя­тое кре­ще­ние. Иу­да по­лу­чил имя Ки­ри­ак и впо­с­лед­ст­вии был ру­ко­по­ло­жен во епископа Ие­ру­са­лим­ско­го. В цар­ст­во­ва­ние Юли­а­на От­ступ­ни­ка (361-363) он при­нял му­че­ни­че­с­кую смерть за Хри­ста (па­мять священномучени­ка Ки­ри­а­ка 28 ок­тя­б­ря).

Свя­тая ца­ри­ца Еле­на ознамено­ва­ла ме­с­та, свя­зан­ные с зем­ной жиз­нью Спа­си­те­ля, основанием бо­лее 80 хра­мов. Они были воз­двиг­ну­ты в Виф­ле­е­ме – месте Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва; на го­ре Еле­он­ской, от­ку­да Гос­подь воз­нес­ся на не­бо; в Геф­си­ма­нии, где Спа­си­тель мо­лил­ся пе­ред Сво­и­ми страдания­ми и где бы­ла по­гре­бе­на Бо­жия Ма­терь по­с­ле ус­пе­ния.

В Констан­ти­но­поль свя­тая Еле­на при­вез­ла с со­бой часть Жи­во­тво­ря­ще­го Дре­ва и гво­з­ди. Рав­но­апо­столь­ный им­пе­ра­тор Кон­стан­тин по­ве­лел воздвиг­нуть в Ие­ру­са­ли­ме ве­ли­че­ст­вен­ный и об­шир­ный храм в честь Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, вклю­чав­ший в се­бя и Гроб Гос­по­день, и Голгофу.

Храм стро­ил­ся око­ло 10 лет. Свя­тая Еле­на не до­жи­ла до освяще­ния хра­ма; она скон­ча­лась в 327 го­ду. Храм был ос­вя­щён 13 сентя­б­ря 335 го­да. На сле­ду­ю­щий день, 14 сен­тя­б­ря, ус­та­но­в­ле­но бы­ло празд­но­вать Воз­дви­же­ние Че­ст­но­го и Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста.

Еще одно событие связанное с Крестом

Его воз­вра­ще­ние из Пер­сии по­с­ле 14-лет­не­го пле­на обратно в Ие­ру­са­лим.

В цар­ст­во­ва­ние Ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра Фо­ки (602-610) пер­сид­ский царь Хоз­рой II в вой­не про­тив гре­ков раз­бил грече­с­кое вой­ско, раз­гра­бил Ие­ру­са­лим и увез в плен Жи­во­тво­ря­щий Крест Гос­по­день и Свя­то­го Па­т­ри­ар­ха За­ха­рию (609-633).

Крест про­был в Пер­сии 14 лет и лишь при им­пе­ра­то­ре Ира­к­лии (610-641), ко­то­рый с по­мо­щью Бо­жи­ей по­бе­дил Хоз­роя и за­клю­чил мир с сы­ном по­с­лед­не­го, Си­ро­е­сом, хри­сти­а­нам бы­ла воз­вра­ще­на их свя­ты­ня.

С ве­ли­ким торжест­вом Жи­во­тво­ря­щий Крест был при­не­сён в Ие­ру­са­лим. Император Ира­к­лий в цар­ском вен­це и пор­фи­ре по­нес Крест Хри­стов в храм Вос­кре­се­ния. Ря­дом с ца­рём шел Па­т­ри­арх За­ха­рия. У во­рот, которы­ми вос­хо­ди­ли на Гол­го­фу, им­пе­ра­тор вне­зап­но ос­та­но­вил­ся и не мог дви­нуть­ся даль­ше.

Свя­той Па­т­ри­арх объ­я­с­нил ца­рю, что ему прегра­ж­да­ет путь Ан­гел Гос­по­день, ибо Тот, Кто нес на Гол­го­фу Крест для ис­ку­п­ле­ния ми­ра от гре­хов, со­вер­шил свой Кре­ст­ный путь в уничижён­ном ви­де. То­г­да Ира­к­лий, сняв ве­нец и пор­фи­ру, на­дел простую оде­ж­ду и бес­пре­пят­ст­вен­но внёс Крест Хри­стов в храм.

Воздвижение Креста Господнего
перевод богослужений
Крестовоздвижение
Общество им.М.Н.Скабаллановича

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
6793

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар