Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

«Премудрість-online» від Владислава Дятлова: «Історії київської святості»

Версия для печатиВерсия для печати
17 грудня 2018 | Премудрість-online

Відкритий православний університет продовжує цикл освітньої програми «Премудрість-online». Наш новий лектор – Владислав Дятлов, церковний історик, провідний науковий співробітник Музею історії Десятинної церкви.

Назва курсу — «Історії київської святості». Перші три лекції вже можна переглянути на УouТube каналі університету.

 Владислав Дятлов

Вступление. Истории киевской святости. Вступление. Понятие и типы святости

Одно из явлений жизни христианской церкви – почитание святых. Всемирно известный митрополит Сурожский Антоний вспоминал старое присловье о том, что человек не может отвернуться от греха, пока не увидит в глазах хотя бы одного другого человека свет вечной жизни. В этих словах – один из ключей к пониманию того, почему христианская церковь почитает святых.

Из введения вы узнаете о понятии и типах святости.

Лекция 1. Истории киевской святости. Собор киевских святых

Автор рассказывает о Соборе киевских святых. Что означает понятие «собор». Что такое «Собор киевских святых». Почему несколько подвижников Собора киевских святых, которые в земной жизни никогда не бывали на территории Киева, почитаются покровителями г.Киева?

Лекция 2.1. Истории киевской святости. Страстотерпцы. Борис и Глеб

В широком смысле слова понятие «страстотерпец» тождественно понятию «мученик». В киевской христианской истории наиболее известны три страстотерпца: Борис, Глеб и Игорь. В этой лекции вы узнаете о наиболее важных событиях жизни и подвига Бориса и Глеба, об обстоятельствах гибели Игоря Ольговича, а также о страстотерпничестве вообще.

Лекция 2.2. Истории Киевской святости. Страстотерпцы. Игорь Ольгович и Ярополк Изяславич

Не всегда в преданиях о страстотерпцах мы можем отделить исторические факты от домыслов, порожденных поздней интерпретацией. Но в каждой из историй мы видим большой урок и часть опыта христиан того времени.

Умирая, Ярослав Мудрый завещал своим сыновьям определенный порядок престолонаследия: старшему из сыновей доставался Киев, другие города распределялись между прочими сыновьями, но между городами была определенная иерархическая лестница. Когда умер бы старший брат, то в Киев должен был бы перейти «черниговский» брат, а «переяславский» — в Чернигов.

Через примерно 20 лет после смерти Ярослава этот порядок был разрушен. Подросли внуки Ярослава и конкуренция вокруг Киевского престола стала запутанной. Вспыхивали усобицы. Русь превратилась в федерацию княжеств, где одни группы княжеств противостояли другим, достаточно легко меняя своих союзников и врагов…

Лекция 3.1. Истории киевской святости. Спасский и Пустынно-Никольский монастыри Киева

Выражаясь поэтически, древние и старинные монастыри Киева можно было бы сгруппировать в… созвездия. Например, созвездие святынь Старокиевской горы. Или созвездие святынь Подола. Лавра сама по себе — тоже внушительное созвездие святынь…

***

На этот раз в лекции Владислава Дятлова речь пойдет о монастырях, которые частично входят в киевские созвездия святынь. Но все они объединены тем, что были основаны как загородные.

О каких монастырях идет речь? Это Спасский на Берестове и Кловский, Выдубицкий и Зверинецкий, Гнилецкий и Кирилловский. А также: Пустынно-Николаевский, Межигорский, Ионинский, Голосеевский, Китаевский, Феофаниевский и Преображенский.

Лекция 3.2. Окольные монастыри Киева. Кирилловский, Кловский и Межигорский монастыри

В 1786 г. Кирилловский монастырь был упразднен, его храмы обращены в приходские.  В кельях разместилась воинская больница.

В 1830 г. здесь разместились лечебные учреждения в для душевнобольных людей. И назывались они Кирилловскими богоугодными заведениями. Во ІІ пол. ХІХ века при очередном ремонте Кирилловского храма в нем обнаружили древнерусские фрески ХІІ века.

***

Кловский монастырь был посвящен Влахернской иконе Пресвятой Богородицы. Судьба Кловского монастыря после монгольского нашествии долгое время оставалась неизвестной. Но из документов мы знаем, что вначале 18 века в районе бывшего Кловского монастыря находились лаврские хозяйственные угодья…

***

Первое документальное упоминание о Межигорском монастыре относится к началу 16 ст. В текстах говорится, что монастырь был основан несколько раньше и пережил запустение в связи с разлрением Киева крымским ханом Менгли Гиреем в 1482 г.

Лекция 3.3. Окольные монастыри Киева. Выдубицкий монастырь

Если бы мы через Google посмотрели на территорию Национального ботанического сада им. Н.Гришко, нам бы показалось, что ботсад напоминает собой вытянутый с севера на юг овал. Но уточним, на самом деле, в северной стороне овала есть глубокая полукруглая впадина.

Попробуем с вами мылено поделить этот овал прямой линией, проводя ее с северо-востока на юго-запад. Тогда северо-западная долька овала — это составная местности Зверинец. А юго-восточная долька — составная местности Выдубичи.

Что такое Зверинец и что такое Выдубичи?

Лекция 3.4. Окольные монастыри Киева. Зверинецкий монастырь

В 700 метрах к северо-западу от Выдубицкого монастыря расположен монастырь Зверинецкий, монастырь загадочный.

Дело в том, что ни в каких письменных, внешних по отношению к этому монастырю источниках нет ни одной строчки о нем. Все, что мы о нем знаем, это немногочисленные археологические находки, дающие информацию, и граффити – подземные надписи, нацарапанные на стенах Зверинецких пещер.

Именно из них мы узнаем, что один из первых пределов освящен в честь святителя Иоасафа Белгородского, в пещерах Зверинецкого монастыря киевляне прятались во времена Второй Мировой войны.

Но обо всем по-порядку.

Лекция 3.5. Окольные монастыри Киева. Свято-Троицкий Ионинский монастырь

Третий монастырь на выдубицко-зверинецком малом киевском Афоне – это Свято-Троицкий Ионинский монастырь. Он стоит на середине Зверинецкого плато.

Когда смотришь на ботанику из Днепра и сравниваешь ее с территорией Лавры, то, как и в случае с Лаврой и с уничтоженным, к сожалению, Пустынно-Никольским монастырем, возникает ощущение, будто в ботанике находится какой-то двухъярусный большой монастырь. Но в данном случае — монастыря два: у подножия гор, на берегу Днепра мы видим купола Выдубицкого, а на плато повыше – купола Ионинского.

Далі буде... Слідкуйте за оновленнями.

Владислав Дятлов
Відкритий Православний Університет Святої Софії-Премудрості
Премудрість-online

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
722

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар