Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

В чём радость праздника Успения — в жизни, где так много страданий

Версия для печатиВерсия для печати

Этот разговор состоялся накануне Успения — в Бердянской епархии, у новопрославленной чудотворной иконы Божьей Матери «Троеручица-Бердянская» с епископом Бердянским и Приморским Ефремом.

Почему мы празднуем смерть Богоматери? Зачем так торжественно отмечать Успение, если вот Она, Богородица, — на иконах всё равно рядом с нами? Для чего нужны чудотворные святыни — почему Господь и Божья Матерь сразу не исцелят всех больных и немощных?

Ответы на эти и многие другие вопросы о празднике Успения и не только читайте в интервью.

***

Икону «Троеручицу-Бердянскую» прославляли как чудотворную совсем недавно, в мае этого года.

В июле на празднованиях 1000-летия со дня преставления святого князя Владимира образ вместе с другими семью украинскими святынями был пронесен историческим крестным ходом по центральным улицам Киева, и почти сто тысяч украинцев смогли на себе ощутить благодать Бердянской «Троеручицы», приложившись затем к ней в Киево-Печерской Лавре.

Читайте также: 20-тысячный крестный ход на 1000-летие: впечатления участников и галафоторепортаж

Когда приближаешься к этому образу, забываешь просить о чем-то конкретном — просто радуешься тому, что вот Она, Пресвятая, так близко с нами и так рядом… Наверное, это и есть самое главное чудо — постоянное присутствие святых в нашей жизни, любовь Господа к нам — «глубокая, неизмеримая, божественная».

С разговора о том, как это — жить рядом с чудотворной иконой — и началась наша беседа с владыкой Ефремом.

— Вообще прославление иконы — это уникальный случай. А особенно значимо это для нашего региона, где в годы советской власти уничтожаемо было всё: вера, святыни, люди, особенно духовенство. Иконы и церковную утварь из храмов вывозили и сжигали, поэтому старых образов практически не сохранилось — только кое-где что-то осталось у людей, которые смогли спрятать и сберечь святыни. И наш образ какое-то время пылился в запасниках музея, как говорят историки, а затем был передан в храм Рождества Христова.

Вы правильно говорите — взирая на икону Божьей Матери «Троеручица-Бердянская», невозможно остаться равнодушным. Этот образ располагает к себе — такой светлый, яркий, чистый…

Когда была изготовлена для нашей иконы драгоценная риза, мы облачили образ, и все заметили, что выражение лица Богородицы стало ещё более смиренным. Это как раз черта Божьей Матери – чем больше Её слава, тем больше Её смирение. Чем больше мы Её почитаем, тем больший пример смирения и кротости Она показывает даже в Своем образе.

Богородица на иконе нашей — как живая, мы с Ней общаемся, будто Она рядом с нами предстоит. И это многие ощущают. Во время молебнов и акафистов, которые мы еженедельно совершаем у нашей иконы, собирается множество людей, и никто не остаётся равнодушным. Приезжают из прифронтового Мариуполя, чтобы побыть у нас, помолиться.

И сам я чувствую, насколько связан с этой иконой. Да, Божья Матерь – одна, но то, что она «наша», Бердянская «Троеручица», делает нас ещё более ответственными за Её почитаение, за Её прославление – чтобы по всему миру чтили Её образ как свидетельство Её любви, Её присутствия рядом с нами.

— Вы сами были свидетелем чудес по молитвам к Божьей Матери?

— Прямо при мне чего-то такого не происходило, но мы были рядом, когда совершались чудеса. Этот случай с женщиной, у которой рука была на косточки раздроблена. Она наша прихожанка, поломала руку, и со скорбью мне рассказывала, какое несчастье с ней произошло. А тут приходит и рассказывает уже другое: всё, исцелилась!

Ещё был случай во время крестного хода с иконой. Образ находился в селе Акимовка, и ночью по молитве к Божьей Матери женщина получила исцеление. Мы узнали об этом, и когда возвращались с крестным ходом обратно, то ещё раз прибыли в село и совершили молебен вместе с народом — в благодарность об этом событии.

Нам известны лишь несколько исцелений, которые произошли за последнее время. Многие хранят произошедшие с ними чудеса втайне, как глубоко сокровенное и личное.

Очень много случаев документально зафиксировано в дореволюционные годы — эти свидетельства в нашей епархии изданы отдельной книгой.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Ровно 100 лет одному чуду Богородицы, и другие случаи исцеления детей

А в наши дни то количество верующих, которые присутствуют во время пения акафиста, свидетельствует о почитании Богородицы и Её чудотворной помощи по молитве у иконы. Люди отстояли Всенощное бдение в субботу, Литургию в воскресенье утром, но всё равно в свой выходной, когда можно отдохнуть, в воскресенье вечером приходят помолиться Божьей Матери. Мы даже приняли такое решение, что акафист поем всем храмом. Раньше только хор пел, а сейчас все берем книжечки и слаженно вместе прославляем Богородицу за Её любовь к нам.

— Как вы думаете, почему люди так почитают Деву Марию?

— Ещё у Креста Божьей Матери был усыновлен весь человеческий род — в лице апостола Иоанна Богослова. С тех пор Её любовь, Её материнское отношение ко всем без исключения людям передаётся из поколения в поколение. Наверное, это реальное общение с Ней и располагает так человеческие сердца.

Многие Её чудотворные иконы являются свидетельством милости Божьей Матери к нам: «Отрада и утешение», «Нечаянная радость». Она благоволит грешникам, благоволит тем, кто ищет пусть спасения, помогает им. Немногие имеют дерзновение обращаться к Богу, чувствуя свое недостоинство, и потому просят Божью Матерь, чтобы Она ходатайствовала перед Богом о нас. И Она никогда не отказывала в этих прошениях, всегда помогала. Поэтому люди и обращаются к Ней.

— К вопросу о помощи… К нам на сайт, на радиопрограмму поступает очень много просьб. Иногда сталкиваешься с таким количеством страдания, что несколько дней потом не можешь прийти в себя.

Вот, например, история, которая поразила всех: женщину избил муж, повредил ей позвоночник, и 20 лет с тех пор она лежит парализованная в доме инвалидов.

Помогите взрослому. Лариса, 20 лет прикована к постели. Избил муж

Владыка, мы знаем, что нужно благодарить Господа за всё. Но как благодарить Его в данном случае — когда видишь страдания, в которых много лет приходится жить людям?

— На эту тему немало книг написано. Что Бог не посылает человеку испытания выше его сил…

Но когда мы богословствуем отвлеченно, это одно, а когда реально чувствуем боль нашего ближнего, это совсем другое. Яркий пример Ветхого Завета — праведный Иов, который любил Бога, хотел жить с Богом, был готов всё принимать от Бога, но и на него обрушились тяжкие испытания.

Мы часто говорим о том, что Господь ставит нас именно в те условия, которые помогут спасти нашу душу. То, о чем вы рассказываете, это сигнал для всех нас. Бог не только спасает страданием эту женщину. Он желает спасти и нас, поэтому взывает: где ваше милосердие, где ваша любовь, почему эта женщина страдает? Лазарь тоже лежал возле дома богача, и псы приходили лизать струпья его. Богатый веселился, а Лазарь мучился. Но после смерти Лазарь утешался, а богатый обрёк себя на вечные мучения.

Так и сейчас: Господь дает повод и нам задуматься — ты имеешь средства, имеешь возможность, почему ты ничего не делаешь?

Просто мы привыкли больше думать о себе, а не о тех, кто рядом. Ведь иногда люди даже не замечают других, сознательно делают себя слепыми, глухими к человеческой боли, чтобы не видеть, не слышать, пройти мимо, успокаивая себя, что нет возможности помочь всем.

А всё дело в нашей черствости: видя страдания другого, мы не можем себя настроить, чтобы уделить внимание. Эта женщина в своих тяжких страданиях спасёт свою душу, а вот мы — если останемся равнодушными — своей душе навредим, а если не изменимся, то и погибнем.

А ропот, обида на Бога здесь неуместны. Роптать нужно на себя — что я не поднялся и не побежал помогать. Бог зла не сотворил и не искушает никого: человек сам искушается своими страстями и похотями. Господь дал нам возможность спасаться, возможность помогать. Как мы научимся добродетелям, научимся быть милосердными, если Он Сам всё будет делать?

Бывает, человек стоит на молитве по традиции, по инерции, но когда вдруг видит человеческое горе, у него в душе обнаруживается струна, ранее не издававшая ни звука, и оказывается, что он не может быть равнодушным, он готов помогать. Но ведь где-то ему нужно было встретить это страдание…

Многие сейчас смотрят телевизор, разные передачи — и везде призывы: помогите, помогите, помогите. Поэтому сейчас у нас еще больше ответственности. Если раньше человек мог закрыться, сидеть у себя в доме, в своем городе и не видеть ничего, то сейчас отовсюду поступают просьбы о помощи. Безусловно, всем помочь невозможно. Но для себя нужно определиться, кому ты будешь помогать, и обязательно это делать.

— В акафисте «Слава Богу за все» есть благодарение за то, что Господь ввёл нас в эту жизнь, как в «чарующий рай». Как соотнести красоту этого мира с почти повсеместным горем, которыми он наполнен?

— Мир был еще лучше, пока грех не вошел в природу через человека. Человек был поселен в рай, и когда согрешил, Бог изрек проклятие. Вместе с человеком изменилось и все вокруг. И даже то, что мы видим, чем восхищаемся, это все равно уже искаженная природа.

Человек, хотя и пребывает в состоянии греховном, призван преобразить этот мир. Но сначала он должен преобразить себя, и тогда начнется улучшаться всё вокруг.

Поэтому тем людям, которые лишены зрения, созерцания природы, красоты, Бог дает утешение в чем-то другом. Тяжело быть слепым, а если ты еще и прикован к постели… Но мы можем спросить: почему тогда находились люди, которые добровольно делали себя затворниками, уходили от красоты земного мира?

— Как Иоанн Святогорский…

— Как раз недавно мы праздновали его память. Он добровольно и сознательно избрал путь затворничества, чтобы его ничего не рассеивало. Он отказался от созерцания прекрасной природы Святых гор, потому что хотел весь быть в молитве и принадлежать только Богу.

Во все времена находились люди, которые добровольно шли на такие лишения, чтобы уйти от всего видимого и приобрести то, что невидимо.

— Как можно утешить человека в постигших его страданиях, ведь слова о том, что Бог добрый и любит его, будут выглядеть просто жестокими?

— Самая лучшая проповедь – это наша праведная жизнь. Что толку рассказывать о воде человеку, который жаждет? — Нужно дать ему воду.

Поэтому и тому, кто в нужде, нужно просто помочь. Уже потом, когда он будет иметь к вам расположение, когда увидит вашу жизнь, заинтересуется, почему вы помогаете незнакомым людям, тем, кто не сможет вам ничего вернуть, тогда, может быть, он захочет вникнуть, что движет вами. Хотя и бывает, что многие остаются равнодушными, а то ещё и порицают своих благодетелей, мол, имеют много, а помогают мало… Но в большинстве случаев человек, которого коснулось страдание, будет благодарным за ту помощь, которую ему оказывают.

Поэтому прежде всего необходимы действия с нашей стороны. А поставит Бог вопрос человеку или нет, это уже совсем другой разговор. Если установится дружба, доверительные отношения, тогда можно будет говорить и о вере в Бога, и о жизни во Христе.

В первые века христианства многие становились последователями Христа, потому что видели жизнь христиан – как они любят друг друга, как поддерживают и не ожидают ничего взамен. Поэтому и окружающим хотелось становиться на этот путь радости.

— Владыка, напоследок, раз мы заговорили о радости, можете сказать, почему мы празднуем Успение? Всё-таки это отход от мира, с тем, кто умер, мы разлучаемся…

— Это удивительно, насколько в Церкви совершенно иное восприятие вещей.

С Рождественским постом всё ясно: Рождество — это торжество, мы готовимся к этому празднику. Пасха – тоже. А вот Успенский пост – что это за повод такой? Мы что, постимся перед смертью?

На самом деле, Успение — это праздник, праздник того, что жизнь торжествует. Что Богородицу ни гроб, ни смерть не удержали. И благодаря опоздавшему апостолу Фоме мы знаем эту истину — что Матерь Божья со Своим пречистым телом переселилась из этого, земного мира в небесный.

Богородица явила нам высоту духовной жизни, ведь, узнав время своего исхода, Она много пребывала в молитве. И мы также пребываем в молитве, в посте и готовим свою душу к торжеству этого праздника с обетованием, что у Бога все живы. Что жизнь не заканчивается гробом, а смерть — это не прыжок в никуда, а шаг в новую жизнь.

Праздник Успения даёт нам надежду, твёрдое упование, что если мы здесь, в этой жизни будем с Богом, то и в Вечности Господь примет нашу душу — как принял на руки душу Своей Пречистой Матери.

Беседу вела Юлия Коминко

Фото Олега Зотова, сайт Бердянской епархии

Читайте также:

ЄФРЕМ (Ярінко), єпископ Бердянський і Приморський
Бердянська єпархія
Икона Божьей Матери Троеручица-Бердянская
Успение Богородицы

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
2468

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар