Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

Поведение священнослужителей в соцсетях – опрос «Православия в Украине» (обновляется)

Версия для печатиВерсия для печати
24 грудня 2014 | Точка зору

В продолжение темы, а точнее, проблемы поведения священнослужителей в соцсетях предлагаем точку зрения пользователей интернета — священников и активных мирян Украинской Православной Церкви.

Читайте также: Священики у соцмережах: свобода висловлювання чи антимісіонерство?

На наши вопросы согласились ответить о.Александр Пономаренко, о.Анатолий Кириакидис, о. Александр Бойко, Владимир Шолох, Владислав Головин, Алла Тихонова и одна прихожанка, пожелавшая остаться неизвестной.

Мы задали три вопроса:

1. Насколько уместно участие священнослужителей в дискуссиях в соцсетях на политические темы? Если нет, то почему? И как нужно вести дискуссии?

2. Допустима ли публичная критика друг друга в соцсетях, в соотношении с заповедью Христа: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает ... если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». Ваше мнение по этому поводу?

3. Польза и вред социальных сетей. О чем должен помнить член Церкви Христовой, выражая свое публичное мнение?

Протоиерей Александр Пономаренко, настоятель Троицкого храма в г.Желтые Воды, Криворожская епархия

Протоиерей Александр Пономаренко

1. Считаю, что не стоит священникам обсуждать на публике политические темы. Наша задача одна – привести людей ко Христу.

Нам следует помнить, что читающие нас люди рассматривают наше мнение как мнение всей Церкви.

Нам, священникам, следуют обращаться чаще к опыту апостола Павла. В своих посланиях у него и речи не было о греческом мире, римском мире или израильском. Вот и мы должны чаще говорить о мире Христовом.

2. Меня удивляет, когда молодые священники, диаконы или пономари, начитавшись околоцерковных брошюрок, в соцсетях комментируют, при этом в оскорбительных тонах, священников, которые претерпели оскорбление за веру в 70-80-х. Вообще, судить собрата своего – полное хамство.

Осуждение духовенства самим духовенством приводит к печальным последствиям. Я знаю многих священников, которые допускали осуждать епископов и священников в присутствии своих детей. Как правило, их дети теперь в церковь не ходят.

3. «Все мне позволено, но не все полезно». Мне, как благочинному, пришлось потребовать от некоторых священников закрыть свои «профили» в социальных сетях…
О себе. Особо умные вещи в соцсетях не выкладываю, чтобы не удовлетворять у многих любопытство, а у себя не развивать тщеславие. Позволяю иногда «выбросить» свои карикатуры. Раньше думал, что не стоит этого делать, но потом позвонил один батюшка и попросил иногда «шутить». Говорит, что людям и так тяжело, а юмор поможет хоть не сойти с ума.

Протоиерей Александр Бойко, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» Одесской епархии, г.Ильичевск

 

1. Любой священник, который хочет высказываться относительно политических тем, должен иметь благословение на это правящего архиерея. Если такового нет - можно публиковать или комментировать цитатами святых или находить аналогии в истории Церкви (Церковь и святые богаты опытом).

2. Если уж священник себя показал в сетях - надо быть готовым к тому, что не просто будут критиковать, но и обзывать, унижать и священника, и саму Церковь (как это очень часто и бывает).

3. Думаю, что от сетей пользы не больше, чем от простой еды. Как апостол говорит - ем, ничего не приобретаю, не ем - ничего не теряю. Все зависит от самого человека, как он будет пользоваться сетями. Но глупо отказываться нам от возможности говорить о Христе и Церкви, используя современные возможности.

Есть вещи и явления, о которых молчать нельзя. Например, принимаемые законы, публичные высказывания или постановления властей (кощунственное отношение к святыням, отбирание храмов, вопиющее хамство, откровенная ложь и т. п.).

В любом случае, как священники ,так и миряне должны проверять достоверность информации, которой хотят поделиться. Необходимо черпать эту информацию из официальных источников, либо подтверждать ее своими фото- и видеоматериалами. Спаси Вас, Господи, за вопросы.

Протоиерей Анатолий Кириакидис, настоятель храма в честь Покрова Богородицы, г.Фастов Киевской области

1. Желательно, чтобы такие дискуссии, и не только с мирянами, вели представители Церкви, непосредственно имеющие на то благословение священноначалия. И если возникают предпосылки к подобной дискуссии, то чтобы любой священник мог сослаться на мнение таких представителей.

2. Критику друг друга в соцсетях не одобряю.

3. Соцсети — это всего лишь инструмент нашего общения с миром и друг другом. Но чтобы правильно пользоваться этим инструментом, необходимо иметь должное воспитание, а главное — веру в Бога! Мир Вам!

Владимир Шолох, сотрудник Синодального издательского отдела УПЦ

1. В дискуссиях на политические темы я ничего плохого не вижу, ведь их участники – граждане того или иного государства и вполне могут участвовать в политической жизни своих стран.

Для участников-христиан в любом случае является обязательным видеть в оппоненте не столько врагов, сколько братьев с иной точкой зрения. Впрочем, уважительное отношение к оппоненту является сравнительно недавним приобретением цивилизованного человечества. В полемических трудах древних св. отцов можно часто встретить ныне недопустимые приемы: переход на личности, бранные характеристики оппонента и др. Сам Христос в Своем ответе фарисеям обозвал тетрарха Ирода «лисицей» (Лк. 13.32), а апостол Павел судившего его первосвященника – «стеной подбеленной» (Деян. 23.3).

2. Открыто критиковать поступки, совершенные кем-то публично, думаю, можно, оставаясь в рамках порядочности. Но вытаскивать наружу чье-то грязное белье – в любом случае бесчестно. Для выяснения личных отношений в соцсетях есть возможность обмениваться сообщениями, невидимыми для других людей.

3. Пользы и вреда в соцсетях столько же, сколько и в других средствах коммуникации. Как любой инструмент, соцсети можно использовать для созидания или разрушения – все зависит от человека, его совести, порядочности и воспитания.

Выражая публично свое мнение, христианину стоит помнить, что по его словам люди могут судить не только о нем, но и о Церкви, к которой он принадлежит, и о христианстве в целом. От ответственности за свои слова и поступки нас никто не освобождает, в том числе и анонимность.

Влад Головин, журналист

1. Сейчас во всем обществе, в том числе среди верующих, существует повышенный фон тревожности.

Гибнут люди, все чаще – люди, которых мы знаем. Кого-то отправляют на фронт, кто-то живет под обстрелами. И это постоянное ожидание чего-то плохого так давит на психику, что люди часто не могут контролировать свои эмоции. В итоге в адрес людей с другой точкой зрения мы слышим проклятия, угрозы, оскорбления.

Апостол Павел говорил: «Никакое гнилое слово да не исходит их уст ваших».
Я убежден в том, что сейчас вообще не время для дискуссий. В стране полно беженцев, раненных, просто нуждающихся. Нужно помогать им, не взирая на то, каких они политических взглядов – в этом будет христианское поведение.

2. Мне кажется, это сказано для поддержания дисциплины в сплоченном коллективе – христианской общине. Сейчас таких коллективов крайне мало. И когда эту заповедь используют для того, чтобы оскорблять в социальных сетях, получается позерство. Это не красит человека.

3. Мне в этом смысле нравится выражение из кодекса самураев: «Прежде, чем выразить человеку свое мнение, подумай, в состоянии ли он его принять».

Алла Тихонова, педагог

1. Есть политические темы — от них лучше воздержаться. Но есть события, которые не могут не тронуть сердце, например, гибель людей, их страдания и причины страданий. А также — предательство и верность Спасителю и Его Церкви. Эти вопросы, наверное, следует обсуждать. Возможно, что-то можно изменить, пусть на личностном уровне, понять, и изменить свое отношение к происходящему. Совместно молиться о чем-то…

2. Мое мнение совпадает с Евангельским. Не следует выносить личную дискуссию на всеобщее обозрение.

3. Если люди объединены общей верой, то первая польза соцсетей — удивительная сила совместной молитвы. Но всегда следует помнить о том, что тебя слышит Господь. И не только в сети.

Татьяна А., сотрудник Кабинета Министров Украины

Дискуссии в соцсетях должны быть сдержанными и толерантными, как акцентировал недавно на этом Блаженнейший Митрополит Онуфрий.

Сейчас можно прочесть такое на страницах православного духовенства, что диву даешься. Священник должен помнить, что он представитель Церкви Христовой. Выражать свои политические взгляды, особенно в наше неспокойное время, когда общество поделилось, считаю, неправильным. Священник обязан призывать к миру, а не становиться на сторону какой-то партии и заявлять об этом.

Скажу еще о культуре общения. Однажды был такой случай. Один священник, имени которого называть не буду, в пятницу Крестопоклонной недели рассказывает в соцсетях о том, что он позавтракал бутербродом с вялеными помидорами и оливковым маслом первого холодного отжима... Мне люди, коллеги говорят: это ваши батюшки так проповедуют о посте?

Выкладывая какую-либо информацию в соцсетях, православные христиане должны помнить о любви, которую заповедал нам Христос. О пользе, которую мы можем принести друг другу.

Протоиерей Александр Бойко
Протоиерей Анатолий Кириакидис
Владимир Шолох
Влад Головин
Алла Тихонова
Протоиерей Александр Пономаренко
священники в соцсетях

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
2862

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар