Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

Постмайданный период. Понять и простить

Версия для печатиВерсия для печати

Решение написать этот материал пришло тогда, когда жизнь вокруг убедила: постмайданный период, а вместе с ним новый конфликт в Крыму и противостояния по всей Украине рождают не только идеологических противников. К сожалению, люди не могут удержаться от ненависти друг ко другу.

Есть робкая надежда, что этот материал поможет всем нам понять своего оппонента. Это понимание не будет простым, но все-таки это возможность начать делать шаги к примирению и диалогу.

Новые киевские ассоциации

Какие привычные ассоциации связаны у нас с Киевом? Киев – мать городов русских, город каштанов, Кий, Лыбидь и Хорив.

Теперь к этим ассоциациям добавилось еще несколько, правда, менее радостных. Они — с устойчивым привкусом горечи: «Небесная сотня», разоруженный «Беркут»… Знакомая пожилая женщина пошла на Майдан возложить цветы, и оттуда ее увезли на скорой. Сердце не выдержало того количества горя, с которым она столкнулась непосредственно на месте событий. Горя окружающих, отцов и матерей, своего собственного горя.

Что чувствуешь, подходя к Майдану? Острую боль и скорбь.

Что видишь: множество людей, баррикады, цветы и лампадки. В голове мысли: «Этот город никогда уже не будет для нас прежним, только центром истории христианства, культурным и политическим центром. Теперь это еще и место, где при нас пролита кровь людей. Погибли люди, такие же как и мы…»

И с этим нам жить.

Попытки осмыслить

Невозможно многотысячному собранию людей дать характеристику единым и целостным определением. Например, это «5000 простых людей», или «это масса искренних людей с честными намерениями», или «это настоящие нацисты» или, или, или…

Невозможно отобразить суть и причину действий в единых характеристиках: «массовый психоз», «эмоциональное заражение», «люди борются за правду».

Но все это время мы все равно пытались это сделать. Такой прием называется тотализация, когда интерпретация действительности стремится к универсальности, всеохватности, упрощенности и уплощенности. Для этого нужно создать образ и наделить его яркими характеристиками, обратиться к историческим параллелям и все – взгляд на действительность будет готов. Так у первобытных народов рождалась мифология – целостная, понятная, удобная.

Есть еще один прием – генерализация: «все они…», «всегда так», «никогда не …». Элементарный уровень обобщения — соединение сходного по внешним признакам, а подобный генерализации высокий уровень обобщения закрывает существенные глубокие и более сложные различия.

Мне бы хотелось сегодня усложнить взгляд на проблему Майдана и именно с точки зрения структур характера, их достоинств и проблем посмотреть вновь на этот феномен. Это всего лишь взгляд из одной плоскости — плоскости психологии.

Вопрос, который интересовал многих

«Почему мы пошли, а вы не пошли?»

И тут же давался убедительный ответ: «Потому что вы — ленивые трусы, потребители, погрязшие в быту». В ответ звучало: «А вы экстремисты».

Есть ли еще какие-либо причины пойти или не пойти? Наверняка, есть. Например, кто будет помогать и лечить раненых, печь хлеб, давать воду и свет, вывозить мусор и подметать двор; кто будет исполнять свои ежедневные обязанности, поддерживая привычный ритм жизни (вылечить больной зуб, спасти застрявшего в лифте, вовремя перевести железнодорожные стрелки, объяснить детям, что такое совесть и зачем она нужна)…

Я сознательно не рассматриваю феномен Евромайдана с точки зрения политических целей (это не моя область), сознательно не отвечаю на вопрос о нравственной правде и неправде: дар различения добра и зла, помноженный на тысячи жизней — не моя профессиональная функция.

Не возьмусь также описывать характеры целиком, иначе стоило бы писать книгу. Отмечу лишь наиболее яркие их черты. Возможно, это поможет понять и простить другого.

Кто и почему пошел / не пошел на Евромайдан? Типы характеров

1. «Искренне поверившие в возможность кардинальных изменений»

Мотивированный таким образом человек должен верить, что кто-то другой может быть «кристально честным, искренне любить свой народ и заботиться о нем».

Можем сказать, что это стремление к идеализации, но оно не означает наивности или мечтательности. Такое стремление помогает людям ставить перед собой высокие цели и прилагать усилия для их достижения. Может помогать поднимать нравственные устремления нации и личную ответственность каждого.

Когда это становится проблемой? Когда отчетливо видно, что какие-то высокие цели не могут быть достигнуты сейчас, но человек продолжает идти, теряя при этом надежду и силы. Иногда — используя вхолостую силу окружающих. Хотя вместо этого нужно было бы подвести итоги и внимательно рассмотреть остаток. Поблагодарить себя и других за проделанную работу и задать вопрос о целесообразности и возможности дальнейших действий.

То есть при стремлении к идеализации всегда важно учитывать разрыв между идеалом и конкретной жизнью. И для таких людей, по моему наблюдению, это непросто. Ведь часто свои высокие цели они называют «нормой». «Так ведь кристальная честность должна быть нормой». Не замечая, что ответ на вопрос: «Что такое кристальная честность» не так прост, как кажется.

Также проблемой может стать желание морального превосходства. Иногда оно тайное, иногда явное. Желание превосходства может выражаться в идее: «Именно потому, что я сам такой нравственно развитый, у меня такие завышенные требования и ожидания от других».

2. «Сомневающиеся»

Это люди, склонные, в первую очередь, к самоанализу и критическому взгляду на происходящее. Их выводы неутешительны: «Всяк человек ложь. И я тож». Поэтому их мнение: «Как я могу ожидать кристальной честности от другого, если я сам, при всем старании, ею не обладаю?»

Им больше нравится ставить перед собой небольшие, но конкретные цели. Иногда такой человек может быть склонен к излишним самообвинениям, не всегда оправданным. Тогда он настолько проникается чувством собственной «плохости», что в принципе теряет возможность быть активным.

Хотя и такие люди тоже могут поддержать революцию. Обычно они находят себе место, где могли бы помогать конкретными делами: помощь в приготовлении еды, медсестры и т.д. Ведь они любят заботится о других. 

3. «Законопослушный гражданин»

Такой человек больше ценит мысли и знания, чем чувства. Поэтому и в действиях руководствуется не эмоциями, а правилами.

Отношения с законом у него четко определены: закон нужно уважать. Поэтому объявить войну существующей власти, при всех ее недостатках, противоречит всей сути этого характера. Ведь для таких людей важен порядок и исполнение правил, они с трудом переносят смену существующего положения вещей. «Разложить все пополочка и в мыслях, и в важных областях жизни» — их девиз. И если уж что-то разложено, то будьте добры, не трогайте.

Педантичность, контроль, строгость и ответственность могут носить чрезмерный характер. Эти люди уважают себя и других за соблюдение твердых, общепризнанных нравственных принципов. Люди же, нарушающие привычные устои общества, даже для высоких идеалов, могут вызывать у них острое неприятие и агрессию.

Майдан год назад

4. «При всем богатстве выбора выбор невозможен»

Такие люди очень осведомлены во всех важных для них областях жизни. Однако они склонны испытывать беспокойство, особенно в те моменты, когда от них требуется совершить выбор. Если же выбор еще и судьбоносный, то это может мгновенно их парализовать. Такой паралич приводит к неприятным последствиям, его еще можно назвать «манией сомнения».

Преследуя цель оставить себе открытыми все варианты выбора для контроля (в своих планах) всех возможных исходов ситуации, эти люди в конечном итоге не оставляют себе никакого выбора.

Есть реальная история про женщину, которая, ожидая ребенка, наблюдалась у двух разных акушеров, принадлежавших к двум разным медицинским центрам с диаметрально противоположными взглядами на роды. В течение всей беременности она размышляла и прикидывала, какого специалиста и какие условия лучше выбрать. Когда же настало время рожать, вопрос еще не был решен. Она так долго думала, точно ли в ее положении ей пора отправляться в клинику и в какую именно, что внезапно выяснилось: рожать надо срочно. Женщина попала в ближайшую к дому клинику, где роды принял дежурный врач. Все ее усилия и заботы оказались бесполезными, жизнь сама продиктовала решение.

5. «Надо что-то делать»

Такие люди начинают действовать часто еще до рассмотрения альтернатив. И потом удивляются: «А как же еще?»

Они часто просто несутся вперед, и им кажется, что окружающие от них этого ждут. Считают, что это и есть активная жизненная позиция. Поэтому в своем делании они не всегда глубоко понимают ситуацию.

Такая экспрессия вводит человека в заблуждение, мешая ему сделать настоящий выбор. Ведь выбор подразумевает ответственность за свои действия, а ответственность предполагает обдуманность, вхождение в курс дела.

Потерять работу – несчастье для большинства людей, но это становится просто катастрофой для такого человека, поскольку работа для него – главнейший источник чувства собственного достоинства.

6. «Я точно знаю как надо»

Эти люди — «эксперты» во всем и сами искренне в это верят. Поэтому говорят они убедительно, твердо, увлекая за собой других, особенно погрязших в сомнениях или тех, кому сложно сделать выбор. Для последних «эксперт» кажется просто спасением: «Вот кто возьмет ответственность за мою жизнь». Но когда настает время платить по счетам, эксперт так же уверенно говорит: «Ты сам виноват, что все так закончилось», явно не собираясь хотя бы за что-то отвечать. Тем более, что из-за постоянной сосредоточенности на том, как надо, такие люди не очень склонны к сочувствию и сопереживанию.

Это от них в минуты тяжелой утраты мы можем услышать: «Это тебе за тяжелые грехи». И на наши попытки объяснить, что и так страдаем, услышим: «Так написано в …». При этом наш герой испытывает нескрываемое чувство самоудовлетворения. Ведь у него такой скорби нет, значит, он явно лучше, и это очевидно.

«Грандиозное «Я»» — можно использовать этот термин, для передачи чувства собственного величия и превосходства, которое характеризует один из полюсов внутреннего мира такого человека. Такие люди очень озабочены вопросами престижа. Для них кто-то сильный, могущественный и популярный и есть тот, к чьему мнению нужно обязательно прислушаться.

7. «Законы существуют для того, что бы их менять, улучшать и иногда нарушать»

Такой человек очень опасается, что к нему будет применено давление, или кто-то из власть имущих проявит по отношению к нему свое превосходство. Поэтому он может видеть такие явления там, где их и в помине не было.

Сила, власть, влияние – это сфера внутренних интересов такого человека. Социально они более творческие и активные, т.к. могут конфронтировать с правилами, особенно, если те устарели или неуместны.

Но обратная сторона медали – высокий уровень конкуренции, обесценивание авторитетов и высокий пожизненный коэффициент революционности. Из-за своей способности не бояться трудностей эти люди обычно успешны в профессии, но из-за высокого уровня стремления к власти им сложно достигнуть зрелой взаимности. Это не значит, что они одиноки, но в отношениях они обычно хотят так явно лидировать, что существенно осложняют взаимное доверие и уважение. Ведь высшее для них удовольствие — это «превзойти кого-нибудь», в том числе, и власть имущего. Поэтому иногда их конфронтации с законом носят искренний характер (я добиваюсь этого, потому что действительно в это верю), а иногда характер конкуренции трудно определить даже им самим.

Проблемы, которые движут нами

Есть такие черты характера, которые излишне нагружены проблемами. И эти проблемы могут также двигать человеком.

«Скрытая и явная суицидальность»

Такие люди сами себе кажутся худшими врагами. И в их историях мы встречаемся с несводимыми к нравственности паттернами жесткой самодеструктивности.

Для них все опасности Майдана стали хорошей возможностью принять решение: «Что мне делать с собой, неприкаянным». Вот цитата из репортажа Влада Дятлова для сайта «Православие в Украине». «На одной из баррикад у меня случился разговор с молодым пареньком, на вид лет 18-ти. Сирота. Готов был любой ценой бросаться в бой, ибо: «Я лучше погибну на баррикадах, чем буду так жить, как приходится, когда все отняли!» Мне вспомнилось, что в истории одной из европейских революций XIX в. звучал баррикадный лозунг: «Жить – работая, или умереть – сражаясь!» Неужели мы все еще в этом позапрошлом столетии? Я понял, что мог бы попытаться объяснить парню, что в 18 рано считать жизнь неудавшейся. Но не в такой же обстановке, когда тебе кричат: «Лучше отойди!» Быть может, у парня действительно что-то сложилось чрезвычайно трудно, но в любом случае вытаскивать человека из отчаяния нужно не чтением морали на грохочущей баррикаде. И еще подумал: «А сколько их, таких, с которыми нужно долго и терпеливо беседовать, чтобы вдохнуть веру в то, что даже в наших политико-экономических реалиях можно испробовать много шансов на успех, прежде чем стремиться к смерти на баррикаде?» Страшно все это…»

«Звезда»

Перефразируя известную поговорку, можно сказать, что «Звезда всегда себе сцену найдет», а к ней — камеру и зрителя.

Существенные дефициты в самооценке требуют компенсаторного внимания и даже славы. При этом они часто чувствуют себя маленькими и перепуганными детьми, а люди вокруг кажутся им сильными, доминирующими и безжалостными. Поэтому надо самому казаться сильнее, а известность и популярность воспринимается окружающими, как доказательство силы. Популярность связана с властью, поэтому контроль над другими и возможность ими манипулировать – также подойдет.

Если к этому добавить эмоциональную выразительность и высокий уровень креативности, то такие черты характера, действительно, приносят человеку ожидаемую славу. В попытках доказать собственную правоту эти люди также будут бороться изо всех сил.

«Сделать всех»

Такие люди действуют, не только мало задумываясь, но и мало проговаривая свои намерения. Не потому что скрытные, просто у них высокий уровень базисного возбуждения и базисной агрессии. Все это мешает им мыслить и толкает к беспорядочной двигательной активности.

Их чувства более полярны, чем чувства большинства людей: радостная эйфория или черная злость, которые к тому же переходят в действия. Если до этого мы говорили о желании взять вверх, то здесь мы имеем дело с глубокой потребностью оказывать давление. Такие люди не очень нуждаются в других, но не потому что настолько самостоятельны, а потому, что редко испытывают к кому симпатию, а тем более привязанность. Сила любой ценой – это может стать их девизом. Такие люди склонны хвастаться удачными манипуляциями, обманами и т.д., что говорит о существенном дефиците совести.

«Поиск врага»

Здесь мы находим такие черты характера, как подозрительность, отсутствие чувства юмора, грандиозность. Все проблемные черты проецируются на другого, и психика тут же начинает воспринимать их как внешнюю угрозу.

Эти люди не расположены доверять посторонним. Они могут стремиться к революционной ситуации, так как в ней их склонность противопоставлять себя силам, в которых они видят зло или угрозу, может найти прямое выражение. У них есть уверенность, что источник любых их страданий — вовне. Чем ярче эта уверенность, тем большую опасность для других человек может представлять. Такие мысли приводят их к недоброжелательности и гневливости. При этом внешне такой человек не обязательно будет выглядеть готовым к бою, часто он может показаться нам даже слабым и нуждающимся в помощи.

Теперь представьте, что все эти характеры встретились…

Это только малая толика… А теперь представьте, что эти люди встретились, например, в сети и пытаются объяснить друг другу причины своего выбора. Могут ли они не только услышать друг друга, но и описать себя, свои побуждения? Ведь часто какие-то черты характера остаются непонятными для самого человека.

Важный жизненный вывод: понять, что характер человека, мотивы его поступков гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд и часто не понятны даже ему самому.

Мы все стремимся найти «общий язык», но что это такое — в контексте описанного выше материала? Похоже, мы как горе-строители Вавилонской башни вынуждены говорить на разных языках своих характеров. И обречены так же не понимать друг друга.

И все же позиция: «Я не знаю, почему ты так делаешь и думаешь, но понимаю, что ты ДРУГОЙ» гораздо ближе к возможности простить, чем: «Я точно знаю, почему ты так сделал и подумал. И поэтому могу судить о тебе четко и ясно».

использованы фото Максима Сидоренко

Евромайдан
комментарий психолога
психология в Церкви

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
3821

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар