Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

Почему многие, пришедшие на Крещение – воду освятить, так и не заходят в храм?

Версия для печатиВерсия для печати

Прошли крещенские торжества и хотя до календарного отдания праздника еще несколько дней, но уже можно и «со стороны» взглянуть на прошедшие церковные события.

Именно «события», так как одинаковых праздников в православных храмах не бывает. То, что мы служим по установившимся веками правилам, до запятой сверенному церковному Уставу, отнюдь не свидетельствует о неизменной сходности. Каждое праздничное торжество особенное и неповторимое.

Духовные переживания каждого человека определяются его личным духовным опытом, а он постоянно меняется.  Господь сравнивает возрастание в душе Божьего Царства Духа Святого с ростом растения: «Царство Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» (Мк. 4:26-28).

Церковь – это община, которая также из года в год духовно изменяется, поэтому и различны восприятия наших ежегодных, на первый взгляд одинаковых церковных событий.

Так что же особенного принесли эти крещенские праздничные дни для меня лично, как священника и настоятеля прихода?

Старый, из практики времен литературного соцреализма, шаблон написания подобных статей или отчетов, требует при такой постановке вопроса – по пунктам перечислить положительные, затем выделить отрицательные примеры, и закончить жизнеутверждающим выводом. Шаблон, конечно, практичный, вот только в духовной жизни сложно применимый.

Что такое суеверия и возможно ли с ними бороться? Два случая

Да и как он сработает, если при освящении воды, тебя назвав «святым отцом», просят «посильней побрызгать» в принесенную посудину и на их владельца?

Поднимаю глаза на просящего, чтобы сказать, что я не «брызгаю», а окропляю и что меня пока еще не канонизировали, а передо мной – искренние, радующиеся празднику глаза верующего человека. И что ему скажешь? Только улыбнешься в ответ.

Видеоподтверждение)

Или иной пример.

Наш второй священник, на вечерней Богоявленской службе в очередной раз услышал рассуждения о том, что вода вечерняя для дома и животных, а утренняя для человеков, причем пить ее надо по расписанию и точным дозам. Батюшка  миролюбиво поведал, что это ни есть факт православный, а так называемое «богословие» от фирмы ОБС (одна бабка сказала), а затем добавил, что не надо агиасму в боржоми претворять. Священник получил, как говорил незабвенный дед Щукарь, «полный отлуп»: «Молод еще, я всю жизнь при церкви и точно знаю!»

Какие могут быть претензии, если мало времени посвящаем толкованиям церковных правил?

Мы расстроились от этого? Или отчитали тех, кто уверен в своей правоте?

Нет. Просто вновь и вновь получили подтверждение, что за богословскими рассуждениями наших проповедей и служебными обязанностями, мало времени посвящаем простым, понятным для всех толкованиям церковных правил.

А ведь и действительно. В нашу воскресную школу для взрослых народ ходит «подкованный», об исихазме, апокатастасисе и прочих теологических изысках беседующий, а люди простые, неискушенные, к земле приближенные и особенной грамотностью не обладающие, как-то в стороне остались.

Какие тут к ним претензии за рассуждения подобные?

Медленно исчезают крещенские языческие приметы...

Должно заметить, что крещенских примет чисто языческого происхождения среди прихожан наших намного меньше стало.

Помнится, во времена моей священнической молодости, мне настойчиво советовали, чтобы я ни в коем разе в сочельник из храма креста не выносил, потому что тогда бесы прихожан одолеют.  Как и помню беспрекословные утверждения о надобности ночью крещенской во двор выходить и слушать залают ли собаки соседские. Ежели залают, то богатым год будет. Сейчас священник, который на этом приходе служит о подобных «откровениях» уже не слышит.

Хотя городские прихожане тоже иногда удивить могут. В этом году не обошлось без очередной «новости». Как и при всяком уважающем себя приходе у нас есть постоянные «нищие» у паперти стоящие или в притворе на скамейке сидящее. Ранним утром подхожу к храму и слышу причитание одного из них: «Господь Бог миру явится, и в моем кошельке деньги объявятся».

Но глядя на выстроившуюся вокруг храма много сотенную колонну все едино – вздыхаешь...

Радостно, что с каждым годом все больше в эти праздничные дни не только за водой святой приходящих, но и молящихся. Сочельник уже вполне можно чисто исповедальным днем определить.

Но глядя на выстроившуюся вокруг храма много сотенную колонну все едино – вздыхаешь: слаба, батенька, миссия твоя…

Святая вода – это прекрасно. Она веру утверждает и  разум укрепляет. Она помогает и силы дает. Поэтому это просто Чудо. Но все же если желаешь Бога встретить одного похода за этой крещенской святостью мало.

Вот только как бы объяснить все это? Чтобы поняли и зашли туда, где встреча эта вполне возможна и реальна.

Ведь, когда к кому-то в гости идем, то не рядышком с крыльцом (папертью) хозяин нас принимает, а в дом зовет.

Почему эти люди не заходят в храм?

Так почему же многие, пусть и с хорошей целью пришедшие – воду освятить, так и не заходят к Приглашающему, а рядышком предпочитают стоять?

Удивительны и особенны по своей духовной насыщенностью Крещенские праздники. Для меня, их центр – полиелей на Утрене.

Именно в это время особенно четко и внутренне ясно воспринимаются так часто повторяемые в храмах и молитвах слова: «Бог Господь явился нам», да и великая Тайна Святой Троицы просто воспринимается без рассуждений и многословия.

И если с верою внимательно прислушаться, то обязательно услышишь: «Ты еси Сын мой возлюбленный, о нем же благоволих» (Мк. 1. 11)

Читайте также: 

Крещение Господне
Крещенский Сочельник
крещенская вода
крещенские приметы
миссионерство

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
59234

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар