Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

Американский епископ в Украине: где был, что видел...

Версия для печатиВерсия для печати
01 квітня 2015 | Інтерв’ю

О паломничестве в Украину сайту Восточно-Американской епархии рассказал епископ Манхеттенский Николай.

— Летом прошлого года после моей хиротонии в Калифорнии, епископ Сиэттлийский Феодосий пригласил меня вместе с ним посетить Украину. Своими планами я поделился с епископом Мэйфильдским Георгием, который ни разу не был на Украине, и он решил к нам присоединиться. В феврале этого года мы отправились на поезде из Москвы в Киев.

— Это ведь не первая Ваша поездка. Когда Вы впервые побывали на Украине?

— Первый раз я приехал на Украину в 2007 году диаконом вместе с митрополитом Лавром после подписания Акта о каноническом общении. Это была очень недолгая поездка. Мы приехали в Киев 23-го мая и через три дня, в канун праздника Святой Троицы, поехали в Почаев.

Второй раз я был в Киеве с Курской иконой в июне в 2010 году. Тогда икона находилась в пригородном храме Всех Святых неделю, и я все время нес послушание в храме у иконы.

КИЇВ. До столиці прибула Курсько-Корінна ікона Божої Матері «Знамення»

Интервью с архиепископом Марком (РПЦЗ) во время его пребывания в Украине в 2010 году

В этот раз я поехал на Украину в новом качестве, и у меня было большое желание пообщаться с другими архиереями, спокойно помолиться у святынь Киева за себя, за духовенство и прихожан нашей епархии.

Около 9 часов утра мы приехали в Киев. Владыка Феодосий готов был составить для нас план на шесть дней пребывания, а у меня возникла мысль по возможности сразу повидать Блаженнейшего митрополита Киевского Онуфрия и взять у него благословение. Несколько дней назад мы с ним встречались в Москве и предупредили, что хотели бы пообщаться и послужить вместе с ним в Киеве.

— С чего началось Ваше паломничество?

— Мы узнали, что владыка Митрополит в обеденное время будет принимать гостей в канцелярии в Лавре, и мы с владыкой Георгием решили туда поехать. Владыка Онуфрий почти каждый день принимает духовенство, народ, детей – никому не отказывает. Мы немного подождали, а когда владыка Онуфрий приехал, то увидев нас, обрадовался и по-английски сказал: «What a nice surprise!» и, обращаясь к владыке Георгию: «Vladyka George, I am happy to see you!».

Владыка Онуфрий просто сиял. Мы тоже были рады и сказали, что хотели бы послужить вместе с ним. Владыка провел нас в кабинет и с интересом слушал рассказ о нашем путешествии. Митрополит Онуфрий подарил нам памятные панагии и мы думали, что на этом наше общение закончено. Но владыка пригласил нас пообедать. Вместе с нами в трапезной были митрополит Луганский Митрофан, председатель Отдела внешних церковных связей УПЦ, а также другие батюшки. Митрополит сказал, что приехали гости из Америки и благословил священника Георгия Георгицу показать нам Чернигов, Почаев, монастыри Киева. Так мы обрели проводникa по святым местам Украины.

После обеда мы с владыкой Георгием пошли пешком помолиться в Ближких и Дальних пещерах лавры. Для меня это было не первое посещение лаврских пещер, но, должен сказать, страх и трепет от пребывания там все равно не уходят. А владыка Георгий молился там впервые и тоже почувствовал великую благодать. Вечером мы сообщили владыке Феодосию о плане паломничества, которое устроил нам митрополит Онуфрий.

На следующий день за нами приехал отец Георгий и мы поехали в Чернигов. Там мы посетили Св. Троицкий собор, памятник архитектуры XVII века, где почивают мощи святителя Феодосия Черниговского, преподобного Лаврентия Черниговского и архиепископа Черниговского Филарета (Гумилевского), прославленного Украинской Православной Церковью в 2009 году. День у нас был насыщенный: архиепископ Черниговский и Новгород-Северский Амвросий показал нам свой кафедальный собор, а потом мы поехали в Св. Успенский Елецкий женский монастырь. Это один из самых древних монастырей Украины и самый древний монастырь Чернигова. Монастырь изначально был мужским и основан был в середине XI века князем Святославом Ярославичем в хвойном лесу, отсюда и название – Елецкий. Согласно монастырскому преданию, здесь некоторое время подвизался отец русского монашества – преподобный Антоний Печерский. Но большинство монастырских зданий было построено в XVIII столетии. Среди его настоятелей был известный церковный писатель и церковный деятель, будущий святитель Ростовский Димитрий.

История монастыря видела и нашествие монголо-татар, разграбивших его в 1239 году; в середине XVII века он находился в ведении иезуитов; в конце 1921 года был закрыт и действующим – женским – стал в начале 1990-х годов.

Мы также осмотрели еще один сохранившийся старейший памятник зодчества Киевской Руси – Спасо-Преображенский собор Чернигова (XI век). О бывшем его богатом убранстве свидетельствуют остатки фресок, резные плиты хоров, колонны. В Спасо-Преображенском соборе похоронен князь Игорь Северский, воспетый в "Слове о полку Игореве".

Вечером мы ужинали с сестрами Успенского монастыря, а потом под большим впечатлением вернулись в Киев.

— Как Вам показалась обстановка в Киеве?

— В Киеве было спокойно, но было видно, что народ особенно усиленно молится. Когда мы служили Всенощное бдение в трапезном храме Киево-Печерской лавры, все архиереи вышли на полиелей, а помазывать елеем верующих остались митрополит Онуфрий и по левой и правой сторонам храма – мы с владыкой Георгием. Народу было очень много, мы помазывали народ до 9-й песни канона – «Честнейшую Херувим…».

Люди подходили, мы поздравляли их с праздником и воскресным днем, и было видно, что они переживают, страдают, хотят мира, любви, чтобы Господь воцарился в сердцах людских и все были братьям во Христе. Мы сопереживали им, но то, что они просят о мире в храме, в общении с Богом, утешало, ободряло, внушало надежду.

Владыка, Вы упомянули, что за трапезой с вами был митрополит Луганский Митрофан. А Луганск – одно из самых горячих и небезопасных мест…

У нас не было времени поговорить подробно. Владыка Митрофан сказал, что жизнь в епархии сейчас очень непростая, просил молитв и добавил, что если ему приходится ездить, то он ездит из города и назад в Луганск объездным путем.

— Какие киевские святыни Вы посетили?

— В субботу, в первую очередь мы отправились в Вознесенский Флоровский и Покровский женские монастыри – средневековые обители и единственные, избежавшие закрытия безбожной властью в 1960-е годы. В середине XVIII века во Флоровском монастыре начала свой монашеский путь преподобная Александра Дивеевская (Мельгунова) – основательница Серафимо-Дивеевского монастыря. Среди святынь обители – частица мощей мученика Лавра.

В Покровском женском монастыре мы продолжительно общались с игуменией Каллисфенией и сестрами. Им было интересно узнать о церковной жизни в Америке и Австралии, как живут там православные приходы. Оказалось, что в монастырь приезжали паломники из Наяка и из Вашингтона прот. Виктор Потапов.

Нам было утешительно узнать, что монахини не прекращают монашеское делание, горячо молятся в надежде, что Господь Иисус Христос и святой князь Владимир услышат молитвы и пошлют помощь страдающему народу Украины. Монахини знают и наши святыни: святителя Иоанна Шанхайского, Курскую икону Пресвятой Богородицы и просили наших молитв.

В неделю о блудном сыне, святых новомучеников и исповедников мы с епископами Георгием и Феодосием служили в трапезном храме в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских. Пели два хора: архиерейский и братский семинарский. Служили митрополит Онуфрий, наместник лавры митрополит Павел, ректор семинарии митрополит Антоний, епископ Ирпенский Климент, викарий Киевской епархии и мы.

Перед службой к нам подошел владыка Павел (он давно знаком с владыкой Феодосием – пострижеником Лавры). Митрополит просил нас приезжать чаще, не забывать Украину, обещал с радостью нас принимать и вместе молиться у украинских святынь.

На следующий день, во время Божественной литургии, в положенное время, митрополит Онуфрий попросил владыку Георгия совершить диаконскую хиротонию, чтобы подтвердить наше братское единство. «Bishop George, you will do the ordination», – сказал он по-английски. Владыка Онуфрий вообще использовал малейшую возможность общаться с нами на английском языке.

По окончании богослужения владыка Онуфрий пригласил нас на трапезу в Пантелеимоновский женский монастырь, больше известный как «Феофания». Владыка Митрополит сказал, что ему дорого, что мы здесь, что приехали молитвенно поддержать духовенство и верующих Украины. А нам подумалось: «Хорошо нам здесь быть!»

Вернувшись домой, мы сразу позвонили митрополиту Илариону и рассказали о рукоположении. Владыка Иларион благословил благое дело и выразил слова благодарности митрополиту Онуфрию.

— Владыка, каковы Ваши впечатления о поездке в Почаев?

— В Почаев мы поехали вечером того же воскресного дня. По пути посетили Троицкий Корецкий монастырь. Игумения матушка Рафаила показала нам святыни обители. Я помню, как мы были там в 2007 году и в этот раз в одной из комнат я увидел на стене фотографии, повествующие о посещении монастыря митрополитом Лавром.

Кстати, в монастыре есть часовня, где непрестанно читается Неусыпаемая псалтирь.

В Почаев мы приехали уже после полуночи. Темно, мороз, снег, тишина. Нас встретил благочинный иеромонах Виссарион и иеродиакон Феодор. Наместник лавры митрополит Почаевской Владимир отсутствовал, но мы не теряли надежды на встречу с ним.

Успенский Почаевский монастырь – место для нас особое. Здесь подвизался и отсюда приехал в Джорданвилль будущий архиепископ Виталий (Максименко), отсюда пошло и наше типографское дело, и пение, и монашеские традиции. Отсюда прибыла к нам наша святыня – Почаевская икона Божией Матери. Как рассказывал мне митрополит Лавр, это был подарок владыке Виталию и Православной Америке от Почаева. Сначала икона пребывала в соборе в Бронксе. Когда после смерти владыки Никона (Рклицкого) в 1976 году по традиции икона посетила на День труда Джорданвилль, владыка Лавр оставил Почаевскую икону в Св. Троицком монастыре.

На следующий день утром вышли с владыкой Георгием на улицу – холод был невероятный. Даже кости промерзали. Но какая благодатная была тишина. Снег, елка, украшения, оставшиеся с Рождества, Троицкий собор, который освящал митрополит Антоний (Храповицкий). В будни в 5 часов утра в Успенском храме служится полунощница, затем ранняя литургия в пещерном храме преподобного Иова. В Почаеве я заметил удивительно добрые лица монашествующих, паломников. Зима, подъезжают автобусы с паломниками и в 9 часов, к поздней литургии, собор был почти полон.

Слушая пение, я вспомнил Джорданвилль – так же поет и наш хор. Помянул владыку Лавра, архимандрита Киприана, других братий монастыря, с утешением вспомнил свои семинарские дни и время, проведенное в монастыре. Особо помолился о владыке Виталии (Максименко), хотя лично я его не знал, но много слышал о нем от владыки Лавра. Иеродиакон Феодор рассказал нам об истории монастыря, Успенского собора, Почаевской иконы и "Стопочки" – места явления Божией Матери, о росписи храма и монашеской жизни. Потом мы спустились в пещеру, где почивают мощи преподобных Иова и Амфилохия Почаевских. Также в монастыре есть пещера, где при жизни подвизался преподобный Иов. Всего в монастыре более 100 человек братии, при лавре есть духовная семинария.

Вернувшись из поездки по приходам, митрополит Владимир, нас принял. Он очень интересовался церковной жизнью в Америке. Потом мы все вместе посетили Духовский скит и там общались с братией.

Нам посчастливилось побывать в Успенской Почаевской лавре в будние дни, помолиться на ежедневной службе. Владыка Владимир рассказал, что под праздник или в субботу за Всенощным бдением народу бывает так много, что он помазывает верущих почти до конца службы.

В день нашего возвращения в Киев мы пошли в Успенский собор на полунощницу в 5 часов утра. Владыка Владимир пригласил нас помолиться в алтаре. В алтаре темно, горела только одна свеча на престоле. Из тишины слышилось прекрасное пение братского монашеского хора.

— Слышала, что в монастыре сохраняется традиция, связанная с Почаевской иконой Божией Матери. Это так?

— Да. В конце полунощницы под пение стихиры «Непроходимая врата…» – особое пение Божией Матери «Почаевской», поют монахи и все паломники, вниз перед алтарем на лентах спускается дивная икона Пресвятой Богородицы «Почаевская».

Мы с владыками Владимиром и Георгием встали перед царскими вратами на колени. Приложившись к иконе, мы пошли к мощам преподобных в пещерный храм. Оставшаяся в соборе братия начала петь акафист Почаевской святыне. В нижнем храме мы приложились к мощам преподобных Иова и Амфилохия. Во время Литургии, в пещерном храме, я стоял у окна и наблюдал прекрасный вид с горы на Почаев – восход солнца, зима, молитва…

Там же мы встретили епископа Каширского Иова, который служит в Канаде, и соборно с духовенством отслужили акафист преподобным.

— Образовались ли в обители какие-либо новые традиции – особые молебные пения, например, в связи со сложной обстановкой в стране?

— С прошлого года по понедельникам вечером в лавре после вечерней службы совершают крестный ход с крестом и святыми иконами. Братия и паломники идут вокруг монастыря – внутри его – крестным ходом и молятся, чтобы Господь оградил монастырь. Решил и я пойти на крестный ход. Когда вечерняя служба закончилась, вышел старший священник с крестом и восемь монахов с иконами и вышли из собора вокруг монастыря, а за ними – паломники – всего человек 300. Как мне рассказали потом, летом народу бывает гораздо больше. Крестный ход шел быстрым темпом. Владыка Владимир шел вместе с нами, монахи и паломники пели, на остановках духовенство благословляло крестом и иконами обитель. Вернулись в собор. На душе было радостно.

— Как переживают почаевские иноки атмосферу разделения и нестабильности за стенами обители?

— Владыка Владимир рассказал, что бывает неспокойно, народ отходит от Бога, но паломников приезжает много. Заметно, что люди сосредоточены на себе, на развлечениях, очень мало кто думает о своем спасении. Он также отметил, что происходящее на Украине – это война против Православия, против Бога. Мы в ответ заметили, что в Америке православные – это тоже малое стадо и нам нелегко удержать молодежь в церковной ограде. И мы, как монахи, должны быть примером, молитвенниками пред Богом.

— Какие еще святыни Вы посетили до возвращения в Киев?

— Перед возвращением в Киев наш путь лежал в Кременец. В регентском училище, в храме святителя Николая нас встретил почаевский собрат – митрополит Тернопольский Сергий, известный архиерей-молитвенник. Во время встречи со студентами мы рассказали о скаутских лагерях в Америке, о молодежных съездах, о жизни на приходах, о Нью-Йорке, где хранится Курская икона и откуда путешествует по всему миру, о мощах святителя Иоанна в Сан-Франциско. Студенты слушали с большим интересом, а некоторые и поверить не могли, что в США тоже есть православные храмы. Владыка Георгий рассказал молодежи об Австралии, куда ему предстоит отправиться после Пасхи, что и там есть русские православные. Шла сырная седмица, и после встречи я передал ректору скромную лепту – студентам на мороженое.

Мы также посетили Богоявленский женский монастырь, где владыка Сергий показал нам храм, а игумения устроила для всех нас обед. В Киев мы вернулись духовно радостными и насыщенными.

В среду, 11 февраля, накануне нашего отъезда, мы поехали еще раз помолиться в Киевскую лавру. Наш спутник отец Георгий показал нам лаврский Успенский собор. За трапезой мы встретились с епископом Обуховским Ионой, который был прошлым летом на моей хиротонии в Сан-Франциско.

США. Єпископ Іона та протоієрей Миколай Могильний розповідають у Сан-Франциско про соціальне служіння української молоді

Владыка Иона показал нам монастырь в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» – подворье Ионинского монастыря.

Владыка Георгий остался под большим впечатлением, благодарил за братскую любовь и поддержку. Знаете, ведь и у архиереев бывают моменты одиночества, но когда ты знаешь, что твой собрат в Киеве, или в Австралии, или Сиэттле за тебя молится, и ты молишься за них, это единство во Христе очень поддерживает.

Мы молимся за наших братьев на Украине, за каждой Литургией возносим особые прошения на сугубой ектеньи и молитву, просим помощи от Бога, чтобы беззакония прекратились, а истинная любовь воцарилась.

— В Америке живет много украинцев. Что бы Вы сказали им по возвращении из Украины?

— Для нас это паломничество стало благодатным соприкосновением с Киевской Русью, хотя сейчас и небезопасно так говорить. Святой Владимир с крестом, стоящий на крутом берегу Днепра, благословляет не только Украину и Россию, но и весь православный мир. Все мы – братья во Христе, у нас одна Православная Церковь и нам надо не нести разделения, а усилить нашу общую молитву о спасении православных в Америке, России, Украине и во всем мире.

Нам трудно, невесело – это естественно. Мы переживаем, молимся, бьем поклоны, а мыслим ли мы о своем спасении? И если бы мы все – украинцы, русские, американцы мыслили о спасении, это сразу дало бы нам толчок к единой молитве о спасении нашей души. Разделения отойдут на второй план, если мы пойдем за Христом. Подумаем о будущем: что мы хотим оставить нашим детям – разваленную Церковь, разделенных православных людей, которые будут постоянно ссориться, или единую Церковь и дружных и процветающых братских народов? Это ведь постхристианский мир хочет разрушить, разделить, уничтожить нашу веру, нашу Церковь, наши семьи, наши святыни. Объединимся вокруг Христа-Спасителя и явим друг другу и всему миру торжество Православия. Господь увидит наше стремление, наши труды, наше единство и – помилует нас.

Пресс-служба Восточно-Американской епархии

1.Блаженніший ОНУФРІЙ, Митрополит Київський і всієї України, Предстоятель Української Православної Церкви
Успенська Києво–Печерська Лавра
Успенська Почаївська Лавра, ставропігійний чоловічий монастир
Епископ Манхеттенский Николай

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
3729

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар