Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

ЗВЕРИ И ЛЮДИ. Встретимся ли мы со своими котярами и псами в вечности?

Версия для печатиВерсия для печати

«Мы в ответе за тех, кого приручили».

Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»

Борьба за права животных стала одним из наиболее актуальных вопросов не только в Европе, но и в Украине, где они нарушаются чаще всего. Но какую позицию в этом вопросе занимает Церковь?

Игумен Валериан (Головченко), один из постоянных ведущих Ионинских «молодежек», рассказал в интервью «Православию в Украине» об общехристианском и личном отношении к братьям нашим меньшим.

«Душа человека и душа животного имеют принципиально разную природу. Животные не имеют понятия «нравственность»

— Скажите, отче, что говорит христианство о душах животных? Ожидает ли их жизнь после смерти? 

— Знаете, в Православии существуют различные богословские мнения о посмертной участи животных. Одни богословы говорят, что их души просто исчезают, другие утверждают, что если изначально в Раю были животные, значит, каким-то образом они могут там находиться.

Но в одном святые отцы сходятся – душа человека и душа животного имеют принципиально разную природу. Человек – больше, чем просто «разумный зверь». Это проявляется, прежде всего, в том, что животное не осознает себя как личность.

Да, животные тоже могут быть достаточно разумными. Они видят сны, выражают эмоции, а некоторые имеют даже подобие чувства юмора. Но в отличие от человека животные не имеют понятия «нравственность». Они руководствуются инстинктами, а не какими-либо принципами морали.

Конечно, и человек может деградировать до уровня животного, как сказано в одном из псалмов: «уподобихся скотом бессмысленным». Но животные, напротив, даже при всей своей «хорошести» не могут подняться до каких-то нравственных категорий. А ведь именно за это, за тот опыт различия добра и зла, который мы приобретаем на протяжении всей земной жизни, и будет судить нас Бог.

Бог не осудит вашего котика за то, что он, пардон, нагадил вашему гостю в туфлю. Но, вполне возможно, спросит с вас за то, что вы не поменяли коту песок в горшке и не спрятали обувь в шкаф, зная повадки вашего питомца.

Все же, по моему мнению, животные, которые нас окружают, имеют какое-то неведомое нам отображение в Вечности. У Бога ничего не сотворено «просто так». Умрем – узнаем.

 

Икона «Св. Герасим Иорданский со львом», к. XVIв.

«Лукаво поступают те «христиане», которые пытаются избавиться от кошачьего приплода, подбросив его в монастырь»

А есть ли конкретные предписания того, как христианин должен обращаться с животными?

— Из духовной литературы мы знаем много примеров сосуществования святых отцов с животными.

Всем известен образ прп. Серафима Саровского, который кормит медведя.

Некоторые читали и о древнем подвижнике Герасиме Иорданском (V в.), вылечившем и приручившем дикого льва.

Мне больше всего нравится описание прп. Нектария Оптинского (†1928г.):

...Из комнаты в комнату в старческих келиях ходил неслышной поступью пушистый серый кот. Выйдет старец Нектарий – и кот за ним. Войдет –  и он здесь. Скажет ему что-нибудь батюшка – кот, словно разумный, исполнит: пойдет и сядет, где скажут, сходит в приемную или на крылечко. Чаще же сидит у теплой печной стены и дремлет. Или, склонив голову, слушает молитвы старца... Иной раз погладит его отец Нектарий и скажет:

Преподобный Герасим Иорданский был великий старец, и потому у него был лев…  А мы малы, и у нас – кот.

 

В монастырях вы и по сей день часто можете встретить котов. Но монастырь – не приют для бездомных животных. Лукаво и греховно поступают те «христиане», которые пытаются избавиться от кошачьего приплода, просто подбросив его в близлежащий монастырь.

Конечно, и у монахов отношение к кошачьему поголовью может быть различным – монахи тоже люди. Но, «все испытывайте, хорошего держитесь» (1Фес. 5:21).

Лично мне очень понравилось, что в одном известном мне монастыре все зверушки здоровые и стерилизованные. Получают и необходимую заботу, и пропитание. Кошки не забывают радовать своих монашествующих хозяев ловлей мышей, а собаки стерегут по ночам монастырский двор от сомнительных личностей.

Кстати, по древним правилам, кошкам и котам не запрещалось «посещать храм». Считалось даже, что если кошка разродится в алтаре, то это вовсе не оскверняет его. И дело вовсе не в какой-то особой благодатности или молитвенности кошачьего племени, а в банальной борьбе с грызунами.

Зато, если собака случайно забредет в храм, ее прогонят, да еще окропят церковь святой водой. Но это вовсе не связано с каким-то эзотерическим противопоставлением кошек и собак.

Дело в том, что кошки охотятся на мышей, которые в свою очередь портят церковное имущество. А собаке в храме делать просто нечего. Собака в древности была сторожем двора и помощницей мужчины-охотника. Как говорили: «Баба да кошка в избе, мужик да пес во дворе».

«Содержание дома диких экзотических животных – зачастую безумное немилосердное отношение к твари ради собственной прихоти»

— Многие считают, что христиане – убежденные противники содержания животных дома. С чем связан этот стереотип?

— Ну, не всех животных, а только собак. Как я уже говорил, так действительно было в старину: когда псов держали для охраны земельных участков, логично было держать их во дворах.

Но в наши дни не каждый может позволить себе строить конуру во дворе девятиэтажного дома, поэтому нет ничего страшного в том, что мы держим питомцев в квартирах. Гораздо большая проблема сегодня – изменение отношения к питомцам.

Для некоторых пород собак жизнь в городских, квартирных условиях превращается в нестерпимую муку. Ну, а уж содержание дома диких экзотических животных – это зачастую безумное немилосердное отношение к твари ради собственных прихоти и гордыни.

Люди не осознают, что, вырывая таких зверей из природной среды обитания, устраивают им пытку длиною в жизнь. Должно смениться не одно поколение, сформироваться новые рефлексы, чтобы эти животные приспособились под «квартирные» условия.

«Подбирая на улице щенка или котенка и принесши его в дом, мы проявляем милосердие»

— Некоторые люди считают, что заводить породистых собак – глупо. Гораздо лучше подобрать бездомное животное с улицы, подарив ему дом и семейный уют. Что вы думаете по этому поводу?

— В вопросе с породистыми и дворовыми псами все очень непросто. Дело в том, что у собак присутствует фактор генетической памяти. Иными словами, они делают то, что делали их предки.

Мы видим, что дворовые псы идеально приспособились для жизни в современных городах. Они переходят улицу вместе с людьми, чтобы не попасть под колеса автомобилей. Некоторые из них даже пользуются общественным транспортом.

Это совершенно естественно, как и то, что бойцовый пес приспособлен для боя, охотничий – для охоты и охранный – для охраны.

Щенок породистой овчарки с детства обладает навыками своих предков, а обучить беспородного барбоса идти по следу и охранять периметр может быть очень тяжело.

И, тем не менее, я с уважением отношусь к тем, кто, подбирая на улице щенка или котенка, приносит его в дом. Это показатель вашего милосердия. А милосердие – одна из главных христианских добродетелей.

«Если вы, как хозяин, не знаете, что будете делать с потомством вашего любимца – я за стерилизацию»

— Почти все любители животных – убежденные противники стерилизации. Считаете ли вы ее вынужденной необходимостью или насилием над животным?

— В случае, если вы, как хозяин, не знаете, что будете делать с потомством вашего любимца – я за стерилизацию. Человек может перевести свой организм в режим воздержания, но запереть животное в четырех стенах, обрекая его на одиночество, реальное издевательство над ним.

Многие скажут, что стерилизация – это насилие над природой. Что ж, это не такое большое насилие, как убийство маленького щенка или котенка как чего-то ненужного вам. Кто-то, не желая брать на себя убийство, просто выбрасывает их на улицу.

Загвоздка в том, что домашнее животное, попав на улицу, долго не проживет. Поэтому, оставляя его там, вы обрекаете животное на медленную и мучительную смерть. Да и обыкновенная кошка в среднем живет на улице не больше двух лет. Зато в домашних условиях дотягивает и до двадцати.

«Человек, который без зазрения совести забивает палкой тюлененка-белька, попросту опасен» 

— Есть такая поговорка: «Настоящая женщина не носит настоящий мех». С христианской точки зрения, уместно ли носить одежду из меха редких животных?

— Человек, который без зазрения совести забивает палкой тюлененка-белька, вызывает серьезные сомнения в его психическом здоровье. По моему убеждению, любой подобный живодер попросту опасен и рано или поздно способен сделать то же самое с женщиной или ребенком.

Ношение меха редких животных – потворство своим страстям. Бессмысленная роскошь. И женщины, которые надевают на себя шубку из шкур убитых бельков, норок или песцов, становятся соучастницами их убийства. Но они редко задумываются об этом. Как правило, такая категория людей вообще не склонна к мыслительным процессам.

Поймите меня правильно, я не против контролируемой охоты. Ведение лесного хозяйства – целая наука. Ведь даже если те же милые и пушистые зайчики расплодятся слишком сильно, мало места будет не только фермерам, но и самому лесу, да и другим его обитателям.

Как знаток и хозяин леса, лесник обязан контролировать популяцию, чистить генофонд путем отстрела слабых и больных особей. Но браконьерство и бесконтрольная охота себе на потеху – просто мерзость.

«Помните, что породистое животное гораздо легче приучить к горшку, чем уличное. Но это не повод бить или выбрасывать его»

— Вы считаете возможным убийство животных? Если да, то в каких случаях?

— Есть три причины для убийства животного. Первое – ты убиваешь его для пропитания. Второе – для защиты себя или близких. И третье – из милосердия прекращаешь мучения обреченного животного.

Мне противны те, кто воспитывают животных тумаками. Помните, что породистое животное гораздо легче приучить к горшку, чем уличное, особенно если оно успело пожить на улице какое-то время. Но это не повод бить животное или выбрасывать его. Проявите терпение и заботу, и ваш питомец отплатит вам большой любовью.

Помню, как-то раз я исповедовался у одного известного батюшки – «всероссийского старца» архим. Кирилла (Павлова). Старец сидел в кресле в исповедаленке, а вокруг нас крутилась трехцветная кошка.

И когда батюшка встал, чтобы прочесть надо мной разрешительную молитву, котяра тут же устроилась на нагретое им место! Прежде чем сесть обратно, о. Кирилл обернулся, подозревая, что его место занято, и, улыбнувшись, погладил кошку. А потом аккуратно пристроился на краешек кресла.

Человек, чье сердце наполнено любовью, относится с любовью и ко всему окружающему.

— Сейчас многие люди считают, что жизнь животного, не менее ценна, чем жизнь человека. Каково мнение Церкви в этом вопросе?

— Конечно, любой человек в здравом рассудке питает симпатию к зверушкам. Но никогда нельзя противопоставлять любовь к животным любви к ближнему.

Тут многие возразят, дескать: животные не лгут и не предают, да и вообще, чем больше узнаю людей, тем больше нравятся собаки.

Но правда в том, что любовь к человеку и животному нельзя ставить в один ряд. Я, например, люблю маму, Родину и помидоры, но это совершенно разные проявления любви.

«Если у нас встал вопрос о ликвидации бродячих животных, которые представляют угрозу для человека, то этим должны заниматься психически здоровые люди»

— Сейчас в Украине и ближнем зарубежье развивается движение догхантеров – людей, которые отстреливают и травят бродячих животных. Они оправдывают это тем, что заботятся о безопасности детей и домашних питомцев, которые становятся жертвами бродячих псов. Как относиться к таким проявлениям заботы?

— Мне доводилось общаться как с противниками догхантинга, так и с его сторонниками. Дело в том, что городская охота на зверей показывает уровень цивилизованности нашего общества.

Разве люди стреляют собак на улицах Берлина или Вены? Нет. Просто потому, что там нет бродячих животных. Мы сами выбрасываем собак на улицы и удивляемся, почему они сбиваются в стаи.

С другой стороны, городская служба, которая занимается отловом бродячих животных, до сих пор сохранила традиции Полиграфа Полиграфыча Шарикова, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Я не представляю себе не то что высоко, а даже средне интеллектуального персонажа, с увлечением занимающегося этой работой. Методы у них соответствующие. То есть они ничем не лучше догхантеров, если не хуже.

Поэтому, если у нас встал вопрос о ликвидации тех бродячих животных, которые представляют реальную угрозу для человека, то этим должны заниматься хорошо экипированные люди, обладающие достаточной сноровкой для того, чтобы быстро и безболезненно умертвить животное, и делать это не на глазах у общественности. Более того, это должны быть психически здоровые люди, которые обязательно и  регулярно проходят проверку у компетентного психолога.

«Всевышний поставил человека царем природы. Не тираном, а повелителем, осознающим свою ответственность  перед Творцом за всё, и за котейку в том числе»

— В наши дни многие люди, в том числе и христиане, увлекаются вегетарианством или веганством, считая, что есть животных – бесчеловечно. Насколько правильна такая позиция с точки зрения православия?

— Не так давно мне посчастливилось побывать в Якутии – местный народ вообще не понимает, как можно питаться овощами, хотя их магазины битком набиты китайскими огурцами и помидорами. За сотни лет рыба и оленина стали главными продуктами их питания, ведь витамины брать им больше неоткуда.

Если мы вспомним пример святых отцов, проживавших на севере, то узнаем, что в северных землях рыбу разрешали есть в любые посты.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Якутские впечатления епископа Ионы

Когда люди говорят о том, что монахам предписывается вкушать пищу без масла, а некоторые современники питаются только сырыми фруктами и овощами, забывают, что первые христиане жили в странах, где фрукты и овощи растут круглый год, а некоторые местные жители в самом страшном сне не могут себе представить, каково это, когда за окном минус двадцать пять.

Кто-то всю жизнь мечтал стать индейцем – строил вигвамы, носил головной убор с перьями, а при первой же возможности уехал жить в резервацию, где краснокожие товарищи с распростертыми объятьями приняли «большого брата не отсюда».

Кто-то строил хижины из пальмовых листьев, мазался гуталином, а потом уехал жить в Африку, и сейчас с радостью бегает за машинами своих недавних соотечественников, выпрашивая подаяния.

Такие люди вызывают у меня куда большее уважение, чем те, кто вырывает из контекста чужой религии какую-то часть, основанную на чужих верованиях и этических нормах, и начинают кричать о том, что ничего живого убивать нельзя.

С точки зрения индуистской религии и теории реинкарнации, это вполне логично. Но с точки зрения христианства, большинства авраамических религий и северных языческих верований, такое мировоззрение просто не имеет права на существование.

Должны ли мы травить комнатных мух, или наоборот подкармливать их, подбрасывать им гниль и экскременты, приговаривая «гули-гули»? Так ли важно воздержаться от случайного убийства муравья, микроскопического пылевого клеща или инфузории-туфельки? Равнозначно ли их бытие человеческой жизни? Я лично убежден, что это не так.

Всевышний поставил человека царем природы. Царем – не тираном, собирающим непомерную дань, не безумцем-завоевателем, оставляющим позади себя лишь смерть и бесплодные земли. А мудрым правителем, берегущим и приумножающим доверенное ему царство природы.

Повелителем, осознающим свою ответственность  перед Творцом за всякую дарованную ему бессловесную. За ту же котейку или собачонку. Ведь сказал премудрый Соломон: «Праведный печется и о жизни скота своего» (Прит. 12:10).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Животные в квартире и в храме: трагедия или благословение?

Игумен Валериан (Головченко)
животные в храме и дома
догхантеры
Церковь о душах животных
прп. Герасим Йорданський (451)

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
6713

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар