Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

О чем Церковь говорила в эти выходные?

Версия для печатиВерсия для печати
02 грудня 2013 | Богослов’я

Послание Святого Апостола Павла к Ефесянам, зачало 220, глава 2, стихи 4-10

Братья, Бог, богатый милостью, по великой любви Своей, которою Он возлюбил нас,

мёртвых от грехов, оживил нас вместе с Христом. По доброте Его вы спасены!

Вместе с Христом Иисусом Он воскресил нас и усадил в небесах рядом с Ним,

чтобы явить всем грядущим векам неизмеримое богатство Своей милости, Своей доброты к нам через Христа Иисуса.

Вы спасены — через веру — Его великой добротой! Не за ваши заслуги — это Божий дар!

И не за дела, так что пусть никто этим не хвалится!

Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

***

Первые главы Послания к Ефесянам, отрывок из которого предложен нашему вниманию, читаются непросто, потому что в них предельно сжато изложены учительные основы христианского взгляда на человека, его реального состояния в міре, цели его существования и его спасения.

Высоте богословия этого послания отвечает и его возвышенный литургический стиль. Многие его строки звучат как гимн благодарения Богу за всё, что Он сделал для нас во Христе Иисусе.

Плоды Божественного деяния, которые мы верою вкушаем в Таинствах Церкви и, прежде всего, в таинстве святого Крещения, называются здесь нашим оживлением из мёртвых, спасением, воскресением и дарованием нам места одесную Бога на небесах.

Для многих это звучит как некая гипербола, странность, преувеличение. Но мы, конечно, понимаем, что эти слова следует понимать не в буквальном физическом, но в духовном смысле.

К христианам послание обращается как к спасённым уже в настоящее время, потому что они пребывают в Иисусе Христе, вместе с Ним оживлены, воскрешены и вознесены. В крещении некогда мёртвые по своим грехам стали вновь живыми, но не прежней жизнью, а новым существованием.

Они больше не живут в ожидании, что мір даст свой последний печальный ответ на их жизнь, имеющую своё основание в «биологии», но живут, исходя из опыта, что их жизнь наполнена радостным смыслом предвкушения блаженной вечности и имеет отныне основание в Боге. Поэтому верующие уже имеют своё «место на небе», хотя они ещё живут на этой земле.

Всё это надо понимать как жизнь в Теле Христовом, которое есть Церковь (Еф. 1:22-23), сфера проявления Божественной спасительной воли. Именно это отмечается в высказывании о том, что Бог нас вместе с Христом Иисусом воскресил нас и усадил в небесах рядом с Ним. Хотя Церковь и в міре, христиане, будучи «во Христе Иисусе», — уже на небесах.

Выражение «во Христе Иисусе» — ключ к пониманию христианства как такового. У апостола Павла оно появляется с глаголами, отражающими всё существование христианина. Оно противоположно выражению, отражающему жизнь «по стихиям міра», жизнь «по плоти».

«Во Христе Иисусе» мы уже не живём по плоти, не ходим по плоти, не предпринимаем, не знаем, не поступаем, не воинствуем, не говорим и вообще не существуем по плоти (все эти высказывания мы находим в посланиях апостола Павла). Всё это мы отныне «делаем» «во Христе Иисусе».

Замечательно, что и в прочитанном сегодня отрывке три его содержательные части — о нашем спасении, о нашем будущем и о нашем настоящем — своим центром имеют именно это ключевое выражение — «во Христе Иисусе».

Итак, Бог во Христе оживил нас, мёртвых по причине наших преступлений. Разумеется, речь идёт о духовной смерти человека, пребывающего во власти греха, в отчуждении от источника жизни, то есть от Бога. «Грех ожил, — пишет апостол Павел, — а я умер» (Рим. 7:9-10). Но Бог вернул меня к жизни, «оживил нас вместе со Христом», и теперь апостол Павел может от всей души воскликнуть: «Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим!» (Рим. 7:25).

Мы живы, воскрешены, мы вознесены на небеса вместе со Христом и во Христе. Разумеется, полностью реализуется всё это только в веке грядущем, но, как пишет святитель Феофан Затворник, уже сейчас, на этой земле «каждый человек верующий делается причастным сего оживления». Уже сейчас мы «оживлены, оживляемы и имеющие оживляться до скончания века!»

Святитель предлагает и наглядный образ нашего сооживления со Христом: «Кто поднял бы тяжёлый кусок магнита, показал бы силу свою; но если б он вместе с тем поднял и все налипшие на него куски железа, то показал бы тем большую силу. Так и здесь. Великая сила явлена в воскресении и посаждении одесную Христа Господа; но ещё большая сила явлена тем, что вместе со Христом и во Христе своскрешены и спосаждены на небесных все прилепившиеся и имеющие прилепиться ко Христу верою».

То есть то, что Бог Отец сделал для Иисуса Христа (Еф. 1:19-21), Он сделал также для всех верующих. Христос при этом рассматривается как некий Новый Адам, символизирующий и содержащий в Себе новое человечество. Верующие должны ощущать себя участниками Христова воскресения и вознесения. Эту особенность Послания к Ефесянам принято рассматривать как учение о «реализованной эсхатологии».

События Воскресения Христа, Его Вознесения и ниспослания Духа Святого изменили все отношения в міре. Поэтому читателям послания предлагается рассматривать себя причастными этим великим событиям. Они с полным правом могут ощущать себя спасёнными, — «благодатью вы спасены», «благодатью вы спасены через веру» (Еф. 2:5.8). Уже спасены!

Это причастие, которое употреблено здесь в посланиях Апостола Павла единственный раз, призвано обратить внимание читателей на то, что освобождающее и спасительное деяние Божие, совершённое в прошлом, продолжает действовать в настоящем.

Но Апостол совсем не желает убедить христианина в мысли, будто цель его жизни уже достигнута. Нет, все мы живём на земле, в истории, полной трудностей и непредсказуемости. Христиане в крещении воспринимают благоволение и щедрость Бога. В этом веке они отражают милость Божию как в зеркале, и отражают часто загадочно, и даже, увы, искажённо. Однако то, что «видим ныне якоже зерцалом въ гадании» (1 Кор. 13:12), в веках грядущих достигнет своей цели и явится во всём своём величии и блеске. Таково наше упование. Но такова и наша задача. Церковь должна стать доказательством Благодати Божией в человеческой истории.

И вот мы снова слышим: «вы благодатью спасены, через веру». Мы спасены не за наши «дела», не за наши заслуги, не потому, что мы такие уж хорошие, а единственно по милости, любви и благодати Божией. Об этом же говорится в Послании к Титу: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит. 3:5) и в Первом послании святого апостола Петра: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мёртвых» (1 Петр. 1:3). — Благодать, спасение, вера — фундаментальные понятия всего богословия апостола Павла.

Благодать — от Бога, спасение тоже от Бога. Но и вера, как утверждает послание, — тоже не наше личное достижение, но дар благодати, дар, который даёт нам озарение, глубинное осознание того, что всё, что мы имеем, — жизнь и смысл жизни, — от Бога, а не от нас самих.

Человеческая гордыня утверждает: «Мы наш, мы новый мір постоим». Вера даёт нам знание того, что новый мір, как и старый — творение Бога. Архитектор — Бог. Но нас Он призывает в строители Его плана. Этот план, замысел Божий о міре и человеке существует предвечно, он пред-уготован. Бог дал нам жизнь.

Но из этого «дал» вытекает также и «задал». Задание Божие в том, чтобы мы дар новой жизни отражали в нашем повседневном поведении, в «добрых делах». Именно к этому призывал нас Господь Иисус Христос: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5:16).

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

Евангелие от Луки, 66 зачало, глава 12, стихи 16-21

Господь поведал им притчу: у одного богатого человека хорошо уродила земля,

и стал он думать: что же мне делать? Мне некуда собрать урожай свой.

И решил: вот что я сделаю: разрушука я житницы свои и построю бо´льшие, и соберу туда весь урожай свой и всё добро своё,

и скажу душе своей: душа! Здесь хватит добра на многие годы; отдыхай, ешь, пей, веселись.

Но Бог сказал ему: безумец! Этой ночью душу твою заберут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

Так бывает с теми, кто копит богатство для себя, а не для Бога.

***

Евангелие прошлого Воскресения повествовало нам притчу о Милосердном Самарянине и закончилось такими словами: «Тогда Иисус сказал ему: Иди и ты поступай так же». А сегодняшнее Евангелие, чем оно заканчивается? «Но Бог сказал ему: в сию ночь душу твою возьмут у тебя. Кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».

Вот два разных пути. Оба они приводят нас к нашему последнему моменту, к смерти. Но ведь смерти нет, а есть вечная жизнь. Значит эти разные пути приводят нас к таинственному переходу, ко встрече с вечностью. Всем нам предлежит встретить это «нечто таинственное». И встреча эта окажется самым важным моментом всей нашей земной жизни, тем, для чего мы, в сущности, и жили.

В нашем языке даже и слов нет, чтобы выразить это. Но вот сегодняшнее Евангелие, а также Евангелие прошлого Воскресения нам дают некоторые определения этого момента, этой встречи. В конце одного пути прогремит страшное слово: «Безумный»! А в конце другого Евангелие не даёт нам даже и слова, которое мы услышим, а говорит только: «Иди и ты поступай так же»! Т. е., ты только делай так, поступай так«! А будет тебе то, что никаким словом не выскажешь.

Чем же определяются эти пути? Всей НАСТРОЕННОСТЬЮ нашей жизни. И эта настроенность проявляется в каждом шаге нашем, в каждом поступке, в каждом вздохе. И как странно! «НАСТРОЕННОСТЬ» кажется чем-то неважным для людей, чем-то случайным. Но не так и в очах Божиих. Эта «НАСТРОЕННОСТЬ»-то и определит то великое, таинственное, что мы с вами встретим тогда... момент исхода, и то, что уже будет нашим определением НАВСЕГДА.

Самарянин Милосердный жил любовью к Богу и к ближнему. И всякий человек был его ближним. Он как бы жил в одной великой семье Отца Небесного. Все для него были братья и сёстры. И он был братом для каждого. И этот, впавший в разбойники, был дорог для него. Он не смог пройти мимо него. Он остановился, хотя, вероятно, тоже спешил, как и те, прошедшие мимо, на какое-то дело, помог ему, положил на своего осла, привёл в гостиницу и поручил гостиннику дальнейшую заботу о нём. Заплатил за него, и если гостинник издержит больше, обещал и это пополнить, когда вернётся. Из всего этого нам нетрудно заключить, какова настроенность жизни этого человека: он любил Бога всем сердцем, всей душой своей, всей крепостью своей, всем разумением своим, и ближняго своего как самого себя.

А какая же жизненная настроенность была сегодняшнего богача? Хозяин он был видимо хороший и человек благоразумный, практичный. Видите, как он рассуждает: сломаю житницы свои и построю новые и соберу туда весь хлеб мой и всё добро моё. Слышите: ХЛЕБ МОИ и ДОБРО МОЕ. О Боге даже и помину нет, а ведь урожай то Божий!

И дальше: скажу душе моей: «Душа, много добра у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись...» А где же любовь к ближнему? Да её и нет. О ближнем и мысли нет. Вся забота о себе одном: покой, пища, питьё, веселье, — только для него. ЭГОИЗМ — вот НАСТРОЕННОСТЬ ЕГО ЖИЗНИ.

Братья и сёстры! А какой же дух нашей жизни, какая НАСТРОЕННОСТЬ её? Думаю, что если мы честно ответим на этот вопрос, то увидим в нас и то, и другое. Есть в нас и милосердие, но и эгоизма в нас немало. А если так, давайте призадумаемся над этими словами: «В сию ночь душу твою возьмут у тебя». Ведь это так, ведь это правда. Ведь «в сию ночь» значит для нас «в любую ночь, в любой день и час». Но возьмут обязательно.

И тогда, что же услышит наша душа? То, что услышал богач — эгоист: «БЕЗУМНЫЙ»! Или же увидит тот свет, который предстал Милосердному Самарянину. Да... Это будет приговор на всю вечность. И приговор этот зависит от всей настроенности нашей жизни, от духа её.

Пока не поздно, давайте выберем эту дивную настроенность Милосердного Самарянина и будем бороться со своим эгоизмом как с нашим врагом. Будем бороться до смерти. И всегда будем помнить: «БЛАЖЕНИ МИЛОСТИВИИ ИБО ОНИ ПОМИЛОВАНИ БУДУТ».

Архиепископ Андрей (Рымаренко)

Сайт «Молодость не равнодушна!»

перевод богослужений
толкование Евангельского чтения
Воскресное апостольское чтение
Воскресное Евангельское чтение

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
2448

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар