Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

Неделя о самарянке: зачем Тот, Кто облаками покрывает землю, просил воды у женщины

Версия для печатиВерсия для печати

Неделя пятая по Пасхе называется Неделей о самарянке. Чем заслужила женщина из Самарии такую честь, что вся Православная Церковь вот уже более 2 тысяч лет вспоминает её каждый год в дни Пасхальной радости?

Читайте также: Тот самый колодец в Самарии: место, где происходит Встреча

Христос и Самарянка

Именно в разговоре с самарянкой Господь Иисус Христос объявил Себя Мессией, что означает Христос, или «Помазанник». И сказал также, что наступит время, когда иудейство перестанет быть единой истинной религией, а «истинные поклонники будут поклоняться Отцу в Духе и Истине».

«Ибо угодно Богу, когда люди поклоняются не одним только телом, наружными знаками и словами, а всем своим существом, всей душой истинно веруют в Бога, почитают Его своими добрыми делами и милосердием к ближним».

***

Церковь поэтично и образно благодарит Господа за то, что Он, «облаками покрываяй землю», ради нас добровольно принял нищету, чтобы спасти людей — по Своей великой и богатой милости.

Вчитаемся в слова вечернего богослужения — в переводе на русский.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Текст службы в Неделю о самарянке с параллельным переводом и объяснениями .pdf

Текст службы в Неделю о самарянке с параллельным переводом и объяснениями .doc

***

«Пусть блистательно радуются сегодня небеса и земля! Ведь Христос явился во плоти, как Человек, чтобы избавить Адама от родового проклятия*, и прославляется чудесами, придя в Самарию. Он, одевающий водами облака, встал перед женщиной, прося воды. Поэтому все мы, верные, поклоняемся Ему, ради нас добровольно принявшему нищету** по Своему милосердному замыслу».

*Гал. 3:13. «Христос избавил нас от проклятия Закона, приняв проклятие вместо нас на себя, потому что сказано: [«Проклят тот, кто казнён на дереве»]». — [Если человек совершил преступление, которое карается смертью, и был казнён, и вы повесили его тело на столбе, то тело не должно оставаться на столбе ночью, оно должно быть похоронено в тот же день. Повешение — проклятие духа! Не оскверняйте землю, которую ГОСПОДЬ, ваш Бог, отдаёт вам во владение.] (Втор. 21:22-23). ...И ВЫ ПОВЕСИЛИ ЕГО ТЕЛО НА СТОЛБЕ... — Тела преступников нередко вывешивались на столбах (или насаживались на кол), обычно — уже после казни. Это делало казнь ещё более устрашающей: существовало поверье, что если человек лишён положенного погребения, то его дух не сможет обрести покоя в посмертном существовании. И далее: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству». (Евр. 2:14,15). Этому же посвящена вся 6 глава Послания апостола Павла к Римлянам.

**«Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;» Флп. 2:7

***

Встретив у колодца Иакова самарянку, Иисус, облаками покрывающий землю*, просит у неё воды. О чудо! Тот, Кого носят херувимы**, беседовал с женщиной-блудницей, прося у неё воды. Тот, Кто на водах повесил землю***, хотел воды. Тот, Кто наполняет водами источники и озёра****, воды просил, воистину желая призвать эту женщину, ставшую добычей врага-супостата, и напоить её, мучительно горящую в огне непристойных дел, живой водой, поскольку Ты есть истинно Милосердный и Человеколюбивый».

Христос и Самарянка

*«Он покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву [и злак на пользу человеку];» Пс. 146:8.

** «Господь царствует: да трепещут народы! Он восседает на Херувимах: да трясется земля!» Пс.98:1. «восседающий на Херувимах, яви Себя». Пс.79:2. «И взошел Давид и весь Израиль в Ваалу, он же Кириаф-Иарим, что в Иудее, чтобы перенести оттуда ковчег Бога, Господа, седящего на Херувимах, на котором нарицается имя Его». 1Пар. 13:6.

*** «Он распростёр север над пустотою, повесил землю ни на чём». Иов. 26:7. СЕВЕР – Евр. Цафо´н. Этим словом евреи называли сторону света, а также

гору, лежащую к северу от Палестины (совр. Джебель-эль-Акра на сирийском побережье Средиземного моря). В мифологии некоторых окрестных народов (в частности, жителей Угарита – совр. Рас-Шамра в Сирии) эта гора считалась местом обитания богов. Следы представлений об особом месте горы Цафон в мироздании можно видеть и в Ветхом Завете (Ис 14:13).

****«из скалы извёл потоки, и воды потекли, как реки». Пс. 77:16. «Ибо Господь, Бог твой, ведёт тебя в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор». Втор.8:7. «устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра.» Пс.103:3.

***

«Пророк Давид, ставший по родству с Тобой, Богородица, Богоотцом, в псалме так говорил о Тебе и о Боге, сотворившем Тебе величие: «Стала царица справа от Тебя». Ибо Бог, пожелавший без отца от Тебя вочеловечиться, явил Тебя виновницей жизни, чтобы возродить в человеке Свой образ, повреждённый страстями. И отыскав заблудившуюся в горах овцу, взяв её на Свои плечи, Он принесёт к Отцу, чтобы согласно со своей волей приобщить её к Небесным Силам. И так, Богородица, Христос спасёт мір, ибо имеет к людям великую и богатую милость».

Стихиры на Господи воззвах

***

«Поток вечно текущий жизни истинной*, Ты, Господи, воскресение наше, по Своей воле утомился, Спаситель мой, и добровольно жажду претерпел, естества законам повинуясь**; и, в Сихарь придя во плоти, у самарянки попросил воды испить».

Христос и Самарянка

*«Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». Ин 7:38. [Ис. 12:3; Иоил. 3:18.]

**Эта строка написана против ереси монофизитства, отвергающей во Христе человеческую природу с её слабостями и потребностями.

Тропарь песни 1 канона на утрени

***

«На середине праздника законного Ты, Творец всего міра и Владыка, возглашал присутствующим, Христе Боже: «Приходите и зачерпните воды бессмертия!» Потому мы припадаем к Тебе и с верою взываем: «Даруй нам милости Твои, ибо Ты – источник жизни нашей!»

Кондак после 3-й песни канона на утрени

***

«Душу мою, иссохшую от согрешений беззаконных, потоками Твоей крови ороси, и яви её плод добродетелей приносящей; ибо всем сказал Ты приходить к Тебе, Слово Божие всесвятое, и воду нетления черпать, живую и очищающую грехи тех, кто воспевает славное и божественное Твоё воскресение; подавая, Благой, с высоты воистину сошедшую силу Духа, ученикам Твоим, признающим Тебя Богом, ибо Ты – источник жизни нашей».

Икос после 3-й песни канона на утрени

***

«Дел Я соделал много, и за какое дело вы камни бросаете в Меня?»* – Иудеям Христос взывал, их обличая, – «За то ли, что словом всего человека здоровым сделал? Не судите по наружности, люди!»**

Христос и Самарянка

*«Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?» Ин 10:32.

**«Моисей дал вам обрезание [хотя оно не от Моисея, но от отцов], и в субботу вы обрезываете человека. Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, — на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу? Не судите по наружности, но судите судом праведным». Ин 7:22-24.

Тропарь песни 4 канона на утрени

***

«Самарянке, Господи, о том просившей, Ты подал воду познания могущества Твоего; оттого она вовеки не терпит жажды, воспевая Тебя».

Тропарь песни 4 канона на утрени

***

«Источник, Подающий Жизнь, Иисус Спаситель наш, придя к источнику патриарха Иакова, просил воды напиться у женщины-самарянки.

Когда она упомянула о том, что иудеи не общаются с самарянами, мудрый Создатель сладостными словами рассказывает ей о том, что лучше просить о воде живой (т.е. вечно текущей).

Взяв воду, она возгласила всем такими словами: «Придите, посмотрите на Того, Кто знает самое сокровенное, на Бога, пришедшего во плоти, чтобы спасти каждого человека».

Стихира на Хвалитех

Печатается по изданию «Неделя о самарянке. Всенощное бдение, Божественная литургия с русским переводом с объяснениями», 2015, общества им. М.Н.Скабаллановича

Общество им. М.Н.Скабаллановича

Приєднані документи: 
Неделя о самарянке
Колодец Иакова
перевод богослужений

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
2686

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар