Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

Наука vs религия? Размышления в день рождения Эйнштейна

Версия для печатиВерсия для печати

ОТ РЕДАКЦИИ: 135 лет назад, 14 марта, родился Альберт Эйнштейн – немецкий, швейцарский, американский физик.

«Моральные качества выдающейся личности имеют большее значение, чем чисто интеллектуальные достижения», – говорил ученый.

Мировую славу гениальный физик получил благодаря своей теории относительности, которая в корне изменила представление физиков и математиков о взаимосвязи пространства, времени и материи. А еще после окончания Второй мировой войны Эйнштейн, как последовательный миротворец, выступил на торжественном заседании сессии ООН 1947 года в Нью-Йорке, где заявил об ответственности ученых за судьбы мира, а в следующем году выступил с обращением о запрете оружия массового поражения.

А.Энштейн (1879-1955) лауреат Нобелевской премии  свое отношение к религии сформулировал так: «Я верю в Бога, как в Личность, и по совести могу сказать, что ни одной минуты моей жизни я не был атеистом».

Предлагаем еще раз вместе с автором статьи поразмышлять, как на самом деле наука и религия взаимодействуют. 

***

В поисках смыслов

Неумолимо быстро летит время. Современному человеку все сложнее становится находить время для полноценного отдыха, для общения с родными, для того, чтобы просто замедлить свой бег среди житейской суеты и задуматься над извечными вопросами нашего бытия. Но рано или поздно все же наступает момент в жизни каждого человека, когда эти вопросы тревожат особенно остро, а все земное становится неважным, пустым и тщетным.

Каждый волен выбирать свой путь в поисках сокровенного смысла жизни. Многие наши соотечественники, особенно воспитанные в советское время, в первую очередь обращались к науке. Но наука того времени, прежде всего, была призвана опровергать существование Бога, взамен порождая массу неотвеченных вопросов и противоречий.

Многие помнят обязательные антирелигиозные лекции, проводимые в школах, на заводах, в трудовых коллективах, которые сводились к примитивным доводам в пользу материалистической позиции, типа достижений в области космоса, где в его широких просторах Бога не видел никто. В головы советских граждан более чем 70 лет упорно вдалбливалось, что вера в Бога — удел неграмотных, невежественных, темных людей.

Но так ли на самом деле наука далека от религии? Неужели два этих понятия являются взаимоисключающими? 

Помнится, как в далекие 80-е, будучи студентами истфака, мы с большим интересом слушали запрещенный радиоканал «Голос Америки». Однажды пришлось услышать поразившие до глубины души слова. Дословно уже не процитировать, но смысл случайно услышанной фразы сводился к тому, что вера в Бога появляется не от нехватки знаний, а наоборот тогда, когда человек накопил достаточный багаж знаний об окружающем мире. Потому что только слепец может не замечать, как разумно устроен этот мир и что все его законы подчинены воле и разуму всевидящего Творца. Далее там говорилось о Библии и о том, что наука подтвердила историчность многих событий и личностей, о которых повествует Библия.

Тогда нас, юных студентов, смысл услышанного завел просто в тупик. Ведь нам часто на лекциях приходилось выслушивать, как профессора нашего факультета просто глумятся над некоторыми местами Священного Писания. Например, высмеивая описания дней творения Богом мира, находя несоответствие в том, что свет был сотворен в первый день, а Солнце и другие небесные светила в четвертый...

Тогда нам, таким «умным и образованным», действительно все это казалось абсурдом, а Библию мы воспринимали не иначе, как книгу для одурачивания «темных» людей. Но прошло некоторое время, и Богу было угодно из гонителей и насмехателей многих из нас обратить в истинную веру. Причем веру выстраданную, никем не навязанную, а выбранную нами сознательно раз и навсегда.

Ученые и отцы Церкви – об одном и том же

Но вернемся к теме о первом творческом акте Бога — создании Света. Теперь ученые доказали, что свет по своей природе может существовать независимо от Солнца, т.к. он понимается наукой как электромагнитные колебания. Известно, что еще в 1964г. американские исследователи обнаружили микроволновое фоновое излучение – незримый свет, идущий с неба на Землю, не от солнца, а из каждой мысленной точки небесного пространства. Этот свет получил название – реликтовый, т.е. оставшийся с первого дня творения. Тогда смена дня и ночи происходила  не по солнечному движению, а по тому, что первобытный свет, по воле Божьей, то сжимался, то разливался. Об этом свойстве света писал в «Беседах на Шестоднев» св. Василий Великий, живший еще в 4 веке. Хотя вряд ли наш уважаемый профессор был знаком с богословскими трудами...                                          

Помнится также, как этот преподаватель от всей души потешался, критикуя само понятие дней творения мира, понимая под этим астрономические 24 часа. «А как же тогда эволюция, палеонтологические и археологические источники», - говорил он. Ведь все это доказывает, что мир создавался намного дольше, чем за неделю. Нас, будущих педагогов-историков, его высказывания очень веселили. Мы искренне жалели тогда «несчастных» верующих.

Только невдомек нам было, прогрессивным студентам, что пожалеть нужно было нас, вместе с нашим авторитетным преподавателем. Думаю, что за свою жизнь он прочитал не один томик Маркса, Энгельса и Ленина, что успешно делали и мы, будущие историки, "опора коммунистического строя". Тогда нам казалось, что именно в этих томах и скрыта вся мировая премудрость. Мы даже не задумывались, что есть и другие, по-настоящему мудрые книги, только Господь дает каждому свое время для их постижения и осмысления.

Святитель Иоанн Златоуст в своем толковании на книгу Бытия ясно говорит, что употребление слова «день» при описании первых 3 дней, а также слов «вечер» и «утро» является для нас только условной формой изложения: «Для чего сказано, что было утро и был вечер, - чтобы ты знал, что не мгновенно все появилось, а что было начало, середина и конец этого периода».

А свт. Василий Великий в книге о творении в «Шестодневе» пишет: «Если ты скажешь день или век, то выразишь одно и то же понятие». Святые отцы Церкви никогда не понимали дней творения в буквальном смысле, подразумевая под днями длительные космические периоды.

Ч. Дарвин:  Бог – «первое звено» в природе, от Которого в процессе эволюции произошли все остальные виды

Теперь о всеми любимой в советское время дарвинистской эволюции. Да что там, и сейчас находятся педагоги, которые в буквальном смысле слова навязывают нашим детям именно эту теорию, хотя никаких палеонтологических доказательств за это время так и не появилось. Переходные звенья наука не обнаружила, их просто не существовало в природе.

А была ли вообще эволюция? Да, была, но не такая, как ее рисует дарвинизм - в виде постепенного развития без скачков, без чего-либо чудесного и сверхъестественного. Кстати, сам Ч.Дарвин с детства воспитывался в верующей религиозной семье. Он признавал Бога, как творца всего земного начала, т.е. первого звена в природе, от которого в процессе эволюции произошли все остальные виды.

Мог ли предположить ученый, что его гипотезу будут использовать атеисты всего мира как основное доказательство материалистической позиции? Факты свидетельствуют, что в органическом мире происходило постоянное вмешательство в жизнь великих творческих актов Бога. Нам известны только законы природы нынешнего «седьмого дня», когда «Бог почил от дел своих», т.е. законы статистического состояния неизменных видов. Но законы творчества Божия в дни творения были совсем иными: творческое слово вмешивалось в возникновение каждого вида животных. И сейчас это блестяще подтверждено палеонтологией.

Создание человека совершилось в шестой день творения, после того, как в тот же день были созданы животные, населяющие землю. Появление человека стало вершиной творческих актов Бога: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину» (Быт.l, 26-27).

Здесь упоминается глагол «бара» (‘сотворил’этот глагол следует отличать от других глаголов, указывающих на творческую или созидательную деятельность – ред.), ведь человек в своем существе получил нечто такое, чего не было в сотворенной ранее природе.

Если следовать теории Дарвина, то человек выделился из животного мира в процессе эволюции. А точнее, произошел от обезьяны. Хотя, если сравнивать строение зубов и внутренних органов, то человек более схож со свиньей, нежели с обезьяной. Да и состояние алкогольного опьянения происходит у человека и у свиньи аналогичным образом. Почему бы не принять это за основу альтернативной теории? Кому как больше нравится – от свиньи или от обезьяны?

Почему человек – не животное?

Чем же все-таки отличается человек от животного, при всем уважении к братьям нашим меньшим? Как и животные, человек создан из праха земного. Это утверждение также порождало массу усмешек у марксистов-ленинистов...

Но так ли примитивно это утверждение? Если сравнить химический состав тела человека и химический состав земли, то мы поймем, что они состоят из одних и тех же химических элементов: кислорода, углерода, водорода, азота, кальция, кремния, железа, калия, серы, меди, цинка, йода, фтора, фосфора и т.д.

Но главное отличие человека от животного состоит в том, что люди наделены Духом – свободным, разумным, бессмертным. Дух в человеке проявляется в том, что люди ищут Бога и в Нем Одном находят покой. Это указывает на Божественный «образ» и «подобие». Душа человека, в отличие от животного, бессмертна. Эта особенность, данная Богом только человеку, делает его жителем двух миров: телом он принадлежит  миру вещественному, а душой – к миру невидимому, духовному. Человеческий род един, т.к. все люди происходят от первой в мире человеческой пары – Адама, «взятого из земли», и Евы - «матери людей». Японские ученые-генетики недавно пришли к выводу, что все люди происходят от первой человеческой четы. Поэтому, объединяясь принципом любви, мы называем друг друга в Церкви Христовой братьями и сестрами.

Что говорят ученые о происхождении человеческого вида от Адама и Евы?

Интересны археологические находки на территории Южной Месопотамии или Шумер, т.е. там, где обнаружены следы древнейших человеческих культур (города Эриду, Ур, Обеид, 5 тыс. до Р.Х.). Ученые предполагают, что именно в этой земле обосновался изгнанный из рая Адам со своими потомками. Этот культурный слой, который залегает под слоем потопа, археологи называют слоем адамитов.

Снова вспомнились школьные и студенческие годы, когда история древних людей обрисовывалась исключительно как время дикости и жестокости. На самом деле, потомки Адама не были дикими людьми, как языческие племена, жившие на территории Европы в более позднее время. Об этом свидетельствуют найденные археологами красивая посуда, украшенная орнаментом, женские статуэтки, фигурки животных. Библия говорит нам, что у адамитов даже существовала музыка. Откуда же появилась столь высокая культура на этой прародине человечества?

В основу культур Месопотамии и Палестины, которые имели общий корень – Эриду, вошли именно те знания, которые Адам вынес из рая. Как известно из Писания, Адаму было заповедано создавать в Раю культуру, возделывать райский сад. Для этого Бог дал Адаму все необходимые знания, которые он донес до своих многочисленных потомков. Первые люди владели земледельческой культурой, строительством, ремеслами, искусством. Основой же их религии было служение Единому Богу – Творцу. Эта высокая культура  адамитов, не знавшая разрушительного влияния язычества, носила в себе отблеск рая и существовала около 1000 лет. Долгое время в науке бытовало мнение, что самые древнейшие культуры на земле – это царские династии Египта, возникновение которых датировалось десятками тысяч лет до Р.Х. Но радиоуглеродный метод, который позволяет определять возраст археологических находок, показал, что самые  известные древние культуры, не древнее 5000 лет до Р.Х. Новые научные данные полностью отвечают библейской хронологии, ведущей отсчет времени от сотворения первых людей.

Как же удалось сохранить знания о Боге, о сотворении мира, о первых людях, когда письменности человечество еще не имело? Нам известно, что до потопа люди жили около 1000 лет, значит Адам, который прожил 960 лет, мог общаться со своими потомками очень долго и передать им знания, которые получил непосредственно от самого Бога.

По преданию Церкви Господь Иисус Христос был распят на том месте, где был похоронен Адам. Голгофская жертва искупила первородный грех. Почему же Адам под конец жизни оставил окрестности рая и переселился на место будущего Иерусалима и был похоронен там?  В настоящее время исследователи допускают историчность этого предания. На плодородной долине Иордана был город Иерихон, такой же древний, как и Эриду, и Ур, там жили потомки Адама.

Естественным было желание Адама, от которого пошел весь род человечески и который прожил уже 930 лет, повидаться со своими потомками, чтобы лично рассказать им о Боге. То, что смерть постигла его именно в Палестине, символично указывало людям, что новый исторический центр вселенной будет находиться на Иордане. Весьма интересен факт, что в Библии, в книге Иисуса Навина, упоминается расположенный вблизи Иордана «город Адама». Возможно, это было место временного поселения Адама, позже он посещает Иерихон, а вслед за этим обосновывается в пределах будущего Иерусалима. Там Адам каялся о первородном грехе, молился и проливал слезы  о потерянном Рае. 

Не случайно Господь указал Аврааму идти именно сюда и совершить жертвоприношеие там, где было жилище Адама. Позже здесь был возведен Иерусалимский храм, куда был принесен родителями Богомладенец – второй Адам, Искупитель мира. Похоронили Адама поблизости, на Голгофской горе, как и повествуется в церковном предании, а мы верим, что Церковь Христова располагает богооткровенными знаниями, и  мы не имеем повода, чтобы сомневаться в них.

Существует еще один спорный вопрос в науке: сколько же лет человечеству?

Давно существует мнение, что люди на Земле появились более 500 тыс. лет назад. Это утверждение входит в противоречие с библейским о том, что возраст человечества не превышает 8 тыс. лет. Неужели Библия в этом вопросе дает неверные сведения? Многие ученые вплоть до 20 века считали, что палеолит, на протяжении которого жил доисторический человек, был очень долгим периодом.

На протяжении 20 века были получены данные радиоуглеродного метода, которые показали, что возраст ископаемых костей самых первых неандертальцев - не более 8 тыс. лет. Также обнаружилось, что неандертальцы и кроманьонцы как в Европе, так и в Месопотамии обитали одновременно. Это поставило под сомнение предположение о стотысячном периоде таяния ледника и о полумиллионном возрасте человека. У ученых появились все основания считать, что библейский рассказ о первых людях – правдивое отражение положения дел. А планета Земля, на которой мы все живем, – совсем молодая.

Кому нужны доказательства веры? 

Известный американский ученый А.Крессм Моррисон написал статью «Семь причин, объясняющих, почему я верю в Бога», в которой попытался с научной точки зрения обосновать свою позицию. Верующему человеку, наделенному свободной волей, доказательства не нужны. Ведь если любого из нас загнать в угол доказательствами существования Бога, то это будет уже не вера, а уверенность, и это уже не будет свободным выбором.

У каждого человека есть свое Евангелие, вернее своя встреча с Богом. К сожалению, наше поколение, воспитанное в СССР, было оторвано от духовной жизни. Многие близкие мне люди воспитывались в семьях коммунистов, где на любые разговоры о Боге накладывалось табу, хотя большинство были тайно крещены.

...Когда-то давно состоялась и моя первая встреча с Богом. Жили по соседству с моими родителями старенькие супруги. Жили совсем одни, так как их единственная оставшаяся в живых дочь эммигрировала в Канаду. Мне, 7-летней девочке, они очень нравились: такие добрые, улыбчивые, совсем седые и так похожи друг на друга. Было в них что-то такое, что притягивало. Я с радостью выполняла их поручения. Однажды, принеся им хлеб из магазина, зашла в гостиную их скромного домика, где в углу увидела странные, украшенные рушниками картины. Увидев мое удивление, они с большим воодушевлением рассказали мне о Спасителе, так, как могли. Помню, что приняла их рассказ без тени сомнения, со всей чистотой детской души. Прибежав домой, с порога спросила у родителей, почему они не сказали мне, что есть Бог.

Родители странно переглянулись, и я поняла, что они совсем не разделяют моей радости. Потом последовала долгая беседа о том, что эти старички неграмотные, темные и отсталые люди, и что наука давно доказала, что никакого Бога нет.

Помню, что испытала страшное разочарование - первый раз в своей жизни. Но уже тогда зернышко веры было посеяно в моей душе этими людьми, имена которых моя память не сохранила. Сейчас понимаю, что эта встреча была не случайна, и что Господь дает каждому человеку в этой жизни шанс идти за Ним, независимо от воспитания и других обстоятельств.

Сколько процентов ученых – безбожники?

Но вернемся к теме статьи: противоречит ли на самом деле наука религии, а все ученые мужи, основываясь на своих познаниях, отвергали Бога? Оказывается, все происходило с точностью до наоборот. 

По статистике, из 300 самых выдающихся ученых, живших в 17-18 вв., бытие Бога признавали 276 (92%), безразличными к религии были 18 (6%), атеистами – 6 человек (2%). 

В 19 в. о своей вере в Бога говорили М.Планк, А.Энштейн, Н.Бор, В.Гейзенберг, С.Королев, И.Павлов. Как свидетельствуют опросы современных ученых, из них 90% – верующие. 

Не многие знают, что великий английский физик И.Ньютон (1643-1724гг.) был еще и богословом. Он написал труды о Святой Троице, толкование на книгу пророка Даниила. Интересно, что сам Ньютон основными считал именно свои богословские труды, а не работы в области механики. Когда ученый во время разговора на улице произносил имя Бога, то всегда снимал шляпу. 

Многие ученые-естесствоиспытатели приходили к идее о Боге-Творце, познавая законы, по которым устроен мир. Так, французский ученый-биолог Луи Пастер, живший в 19 в., писал: «Я много изучал и потому верую, как простой крестьянин… Рано или поздно Бог открывает себя мужам науки, и они склоняются перед Ним. Великим ученым близок Бог, отрицание же Его – удел не столько неграмотности, сколько полузнайства». Пастер благоговел перед делами Творца и часто молился во время своих работ в лаборатории. 

Еще один лауреат Нобелевской премии К.Гейзенберг (1901-1976 гг.), создатель квантовой механики, много размышлял о благотворности религии для науки и культуры. Он пришел к выводу, что математические формулировки законов в некотором смысле божественны. Многие ученые через постижение законов, будучи атеистами, впервые увидели красоту Божественного творения. 

Отец русской науки Н.В.Ломоносов сравнивал природу с Евангелием, которое благовествует славу Божию. Он считал, что познание мира и познание Бога дополняют друг друга. 

Во всем мире известен русский хирург и биолог Н.И.Пирогов (1810-1881). Он жил в то время, когда материализм почитался как передовое мировоззрение. В своем дневнике он написал, что долго искал идеал веры, и, принявшись за чтение Евангелия в 38-летнем возрасте, нашел для себя этот идеал. Всю последующую жизнь он следовал православному учению. 

Исповедовал православную веру и А.С.Попов (1859-1905) – изобретатель радио, который окончил духовное училище и семинарию.

Верующими христианами были химик Д.И. Менделеев, академик И.П.Павлов, советские ученые Н.И.Вавилов и С.И.Вавилов, ученый-ракетостроитель С.П.Королев. 

Забавный случай произошел в жизни академика И.Павлова, который ярко характеризует особенности эпохи строившегося социализма. Однажды он ехал в трамвае по Ленинграду, на пути оказалась церковь, и Павлов, по своему обыкновению, снял шапку и перекрестился.Сидевший рядом рабочий с жалостью посмотрел на знаменитого ученого и, похлопав его снисходительно по плечу, произнес: «Э-эх, темнота!» В глазах этого рабочего академик, лауреат Нобелевской премии выглядел просто отсталым старорежимным стариком... Вот такие понятия о просвещенности культивировались в умах советских людей.

Рай на земле и на Небе. В чем разница?

В безумной гонке за мнимыми свершениями и идеалами закончилась эпоха «развитого социализма». Нам была обещана в скором времени жизнь в идеальном коммунистическом обществе, обществе с настолько высокой моралью и материальными возможностями, что даже райские обители не могли сравниться с обещанным народу благоденствием. Мы строили рай на земле, в котором не было места Богу, ведь мы сами были как боги.

Подобно Вавилонской башне рухнуло государство, построенное на костях и крови своих граждан, принесенных в жертву коммунистическим идолам. Да, действительно, Бог поругаем не бывает. И вот уже внуки тех, кто крушил храмы и отвергал Христа, восстанавливают оскверненные святыни и возводят новые. Каждый раз, слыша звон колоколов, зовущих к богослужению, я думаю о том, что Господь оказал нам великую милость - жить именно в ту эпоху, когда пришло время собирать камни. 

Нам выпало счастье созидать, а не разрушать церкви, счастье служить первые Литургии там, где за последние 100 лет никто не слышал церковного пения, и подобно апостолам нести слово Божье в самые глухие уголки нашей Родины.

Да, многие из современных христиан и даже церковнослужителей не были воспитаны в вере с младенчества. Но это не умаляет их веру, а, скорее, наоборот - дает возможность провести черту между жизнью без Бога и жизнью, которая осветилась Евангельским светом. Те люди, которые испытали подобное перерождение, никогда не вернутся к прежнему образу жизни, т.к. приобрели богатство, несоизмеримое ни с какими земными ценностями. И никакие доказательства им не нужны.

Использованы материалы книги «Тайна православия» В. Кременя

 

Матушка Тамара Клименко
наука и Бог
Альберт Эйнштейн

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
2937

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар