Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

Молодая православная семья: когда всё будет в порядке?

Версия для печатиВерсия для печати

В канун Дня влюбленных и Дня православной молодежи мы еще раз затронули тему взаимовлияния таких понятий, как православие-молодость-супружество. Предлагаем взгляд многолетнего ведущего Ионинской «молодежки» на современные православные молодые семьи.

Итак, архимандрит Иоасаф (Перетятько) — о тенденциях, перекосах и рецептах успеха.

 

архимандрит Иоасаф (Перетятько) на молодежном фестивале "Братья"

– Отче, мы с Вами затрагивали тему семьи совсем недавно …

Читайте также: «Чем активнее волонтеры, тем крепче их семьи» – архм. Иоасаф (Перетятько) на Рождественских чтениях

Тема актуальная. Накануне светского дня влюбленных и православного дня молодежи хотелось бы более подробно поговорить о православной семье как таковой.

– Да, это очень важная тема. От проблем в семьях не застраховывает человека даже церковная жизнь.

«Церковная семья»

Супруги в церковных семьях – это отнюдь не двое людей, которые всю жизнь только и делают, что смотрят друг другу в глаза и умиляются, а весь их разговор — «Спаси Господи!» и «Ангела Хранителя!»…

Да, среди воцерковленных семей почти нет разводов. Если православные люди решают пожениться, то потом всеми силами стараются сохранить брак. Они понимают, что для того, чтобы жить вместе, нужно, в первую очередь, бороться с эгоизмом и гордыней. И не с чужими, а со своими.  

Но часто молодой церковный человек настолько сильно акцентирует внимание на семье как таковой, что забывает о главном. О том, что цель христианского брака — такая же, как и цель отдельного человека. Это спасение, стяжание Святого Духа. Если же в браке, то вдвоем.

Есть такая тенденция: молодые люди, будучи активными в социальной деятельности до брака, когда женятся, настолько погружаются в семью, что полностью «забрасывают» волонтерство.

Естественно, уделять внимание семье очень важно. Но если человек после свадьбы замыкается в узком кругу родных, то это тревожный показатель. Выходит, что «главная цель христианской жизни» была удачно выйти замуж или жениться?

– Может, они за этим и пришли?

– Может быть. Но, насколько я знаю, для воцерковления могут быть и другие мотивы: бунт против мещанства, против ориентации жизни на какие-то сиюминутные цели – карьеру, зарплату, машину, квартиру... Видеть смысл своего существования не только по горизонтали, но и по вертикали.

«Горячий волонтер»

Проявлением такого бунта всегда становятся горячая молитва, посещение служб, активная волонтерская деятельность... Сегодня я вижу много таких ребят. В этот период нам приходится молодых людей даже сдерживать: ярко вспыхнувший костер имеет свойство быстро перегорать, когда нет хороших дров. Если же дрова бережной рукой постепенно подбрасывать, тогда очаг может гореть, гореть и гореть.

То же самое происходит и с нашей душой. Момент ровного горения наступает тогда, когда человек правильно выстраивает свою духовную жизнь.

«Птица счастья»

Рано или поздно наступает этап, когда молодые люди понимают, что им пришла пора определяться с семейной жизнью. То есть парень решает, что ему нужно «духовно и правильно» жениться, а девушка – выйти замуж.

Для многих это становится главной проблемой. Тут и проявляется эта тенденция «перекоса» в сторону семейности.

– А почему перекоса? Люди хотят простого человеческого счастья…

– Да, человек ищет человеческого счастья. А что такое, это счастье? Что это за синяя птица такая, за которой все гоняются? Эта птичка бедная не знает уже, куда деться, где спрятаться. Ее уже так измучили, что она превращается непонятно во что – в канарейку какую-то…

Психологи, писатели, пережившие жизненные потрясения, пишут, что счастье – это акт волевой. Прочтите автобиографическую книгу Виктора Франкла «Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере»…

Так не бывает, что кто-то пришел и «наделил» кого-то счастьем. Счастье можно «поймать» только тогда, когда я что-то отдаю, чем-то жертвую. Это может быть что угодно: время, состояние, жизнь. Допустим, меня можно осчастливить, пожертвовав на Нещеровский монастырь много денег, чтобы можно было построить корпус для братии. Но я хочу этого не для себя – мне важно, чтобы монастырь развивался.

Можно со мной поспорить на этот счет. Но, я считаю, что молодые люди попадают в ловушку именно потому, что гоняются за счастьем в лице девушки или молодого человека – для себя. А когда женятся или выходят замуж, это «счастье» садится перед ними: «И что?» И все! :)

– Вы шутите? А как же дети, семейный очаг?..

– Отчасти шучу.

Все дело в том, что когда семейные люди не зацикливаются исключительно на внутрисемейных целях, а продолжают развиваться в духовном плане, тогда все будет в порядке.

«Обыкновенные прихожане»

– Так что, не жениться и не выходить замуж вообще?

– Нет, конечно. Но нужно пересматривать мотивы, позицию молодых людей, молодых семей и самое главное – об этом больше говорить.

Христианская семья – это важно и хорошо. Но часто после того, как молодые люди женятся, выходят замуж, они постепенно превращаются в «обыкновенных прихожан». То были активные-активные, а тут раз – и не видно их, и не слышно.

«Качественные люди»

Мы, православные, привыкли противопоставлять себя светским людям. Возьмем 14 февраля – день влюбленных, за ним 15 февраля – день православной молодежи. Часто эти два праздника сравнивают. С днем Валентина даже пытаются бороться, в противопоставление ему приводят православный молодежный праздник. А зачем это? Нужно просто жить, просто себя реализовывать, становиться «качественным» человеком.

Счастье – это когда человек горит, и от него освещается все вокруг. Христос говорил, что «не ставят зажженную свечу под спудом» (Мф. 5:14-16). Почему, вместо того, чтобы показывать свет в конце тоннеля, мы боремся с ветряными мельницами?

Да, раньше, чтобы христианин был при деле, он должен был жениться либо идти в монашество. Но сейчас такое необычное время… Не всем везет. Парень может быть не готов к монашеству, и с семейной жизнью у него не складывается. Так что, этот человек теперь «за бортом»? Нет, он может достичь таких духовных высот, принести столько пользы ближним и в целом – Церкви, что другим и не снилось.

«Мы призваны быть святыми»

– Что Вы можете посоветовать всем молодым людям: и тем, кто одинок, и тем, кто только создал семью, и тем, кто уже в браке?

– Апостол Павел поставил нам планку. «Вы призваны быть святыми», – сказал он. Почему же мы ее опускаем? Вокруг каждого христианина должен весь мир преображаться. А тут получается, что мир изменяется ровно на ту квадратную площадь, где я живу со своей семьей – женой и детьми. Кстати, примеры святых, которые имели семьи, нам показывают, что они были не менее социально активны, чем люди неженатые.

Всем советую ходить на молодежку в Ионинский монастырь: там есть возможность получить ответы на все вопросы и даже больше. Да, там, правда, можно услышать о себе, что ты никудышный христианин. Ведь все время думал, что правильно живешь, детей причащаешь… Нет, где-то в глубине души понимал, что что-то не так, но на деток глянул – нормально, на жену глянул – отлично. Отбросил все мысли о своем несовершенстве и решил, что всё, «полный комплект».

Нет! Если вокруг тебя жизнь не преображается, то все остальное – ерунда.

Молодежки можно также слушать онлайн: здесь>>>

– Все должны стать волонтерами?

– Не обязательно официально становиться волонтером. Но необходимо проявлять социальную активность вообще по жизни.

Можно помогать престарелой соседке, участвовать в жизни одиноких больных людей. Можно принимать активное участие в жизни церковного прихода: начиная раздачей каши во время престольного праздника и заканчивая уборкой в храме после службы.

Да и просто – не проходить мимо чужой беды, когда таковую увидите.

– Спасибо, отец Иоасаф, за откровенный необычный разговор!

Троїцький Іонинський чоловічий монастир (Київська єпархія)
Синодальний відділ у справах молоді
архимандрит Иоасаф (Перетятько)
Ионинские молодежки
православная семья
православная молодая семья
православная молодежь
день православной молодежи
день влюбленных
волонтер
социальная активность
волонтерское движение

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
3535

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар