Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

МНЕНИЕ. Купание в проруби – символ расцерковления

Версия для печатиВерсия для печати

В последние годы появились новые искушения.

На Пасху людей бесплатно возят автобусами... на кладбище, на Крещение организуют купания...

Искушение в том, что многие из тех, кто поедет на Пасху Христову к праху умерших, вряд ли пойдут в храм прославлять Воскресшего Христа: просто физических сил на все не хватит. А многие из тех, кто с криками купаются в прорубях, так и не зайдут в храм помолиться и подумать о Богоявлении на реке Иордан, об Откровении Троического поклонения.

Мне этот новый обычай не нравится

Пару лет назад кто-то придумал, что и святую воду в храме можно не брать. Христос ведь освятил водное естество, поэтому, якобы, воду священнику освящать не надо, достаточно в 12 часов ночи (???) налить из водопроводного крана «святой» воды. На Урале люди в полночь набрали воды из стоячего пруда и... отравились...

Сегодня мне позвонили из районной администрации. Спрашивают:

– Когда в церквях будет Крещение? Я сначала не понял, отвечаю:

– У нас каждый день крестят, только надо пройти оглашение, хотя бы три собеседования со священником.

– Нет, я спрашиваю, когда будут купать в храмах.

– В храмах не купают.

– А когда вы организуете купания в прорубях?

– Мы не организуем купания в прорубях. Приходите в храм помолиться и почерпнуть святой Крещенской воды.

Примерно лет 10 назад стал повсеместно складываться новый, доселе неизвестный Церкви обычай окунаться в воду на праздник Крещения. В настольной книге Булгакова как-то неясно, вскользь упомянуто суеверие, бытовавшее в дремучих лесах отдаленных регионов Российской империи, что «хорошо и пользительно на Крещение окунаться в святую воду». На что совершенно резонно приводятся в книге церковные правила, запрещающие это и даже накладывающие прещения.

К сожалению, этот обычай стал символом не воцерковления, а скорее расцерковления, когда на праздник Крещения Господня отнюдь не с молитвами, а с пьяными нецензурными криками и гиканьем купаются.

Мне этот новый обычай не нравится.

Вот что пишет об этом Епископ Евтихий «Почему я против крещенских купаний».

Да, я против крещенских купаний. Почему?

Первое. Это неизбежный риск для здоровья, совершаемый сознательно и добровольно. Риск, который вступает в противоречие с Евангелием. Христос отвечает искушающему диаволу: «Написано также: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7). Хочешь быть последователем Христа – не рискуй ни жизнью, ни здоровьем тогда, когда для риска нет высшей цели служения другим. (Известны случаи, когда люди сильно простужались и даже умирали после такого купанья.)

Противоречит Евангелию и ссылка на то, что благодатная сила освящённой воды «не даст случиться ничему плохому». Следовать подобному утверждению равнозначно тому, чтобы требовать от Бога чуда. Что в этом плохого?! А вот что повествует Евангелие: «…И требовали от Него знамения с неба, искушая Его. И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения?..» (Мк. 8:11-12); «Но Он сказал им в ответ: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения…» (Мф. 12:39; 16:4).

Второе. Купание в освящённой воде противоречит благоговейному отношению к великой святыне. Откройте «Настольную книгу для священноцерковнослужителей» С.В.Булгакова: «К освящённой воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Освященная вода называется в Православной Церкви великою агиасмою (святынею). Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, назначает пить её тем, кои не могут быть допущены до святого причащения. Благочестивые христиане тоже издревле имеют обычай в Навечерие или в самый праздник Крещения почерпать освящённую воду для своего домашнего употребления и хранить её при святых иконах» (издание 1913 г., стр. 21).

Эта вода употребляется и для освящения храмов, алтарей, святой чаши для причастия, святых икон и пр. Для таинства крещения вода в купели освящается другим образом и с соответствующими молитвами. Над крещенской водой Богу молятся о «причащающихся (благоговейно пьющих), кропящихся и мажущихся» святою водою, но не о купающихся в святыне.

Для меня купание в «иордани» ассоциируется с неприятными слухами о том, что якобы где-то на молокозаводе баба купалась в цистерне с молоком и с былями об особой категории людей, принимающих ванны с шампанским. Кстати, эта когорта повсеместно участвует в крещенских купаниях, и их-то можно понять: им и жизнь скучна, своей религией они избирают дремучее суеверие и на святыню им плевать.

Третье. Крещенское купание – это рассадник суеверия. Снова обратимся к С.В.Булгакову: «Купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанию очистительную силу от этих грехов» (стр. 24). Ему вторит и видный фольклорист XIX века А.А.Коринфский, упоминая крещенские купания в перечне прочих суеверий в книге «Народная Русь»: «Купаются и те, кто святошничал-рядился о Святках, – чтобы очиститься от греховной скверны в освящённой воде; купаются и просто – «для здоровья». Последнее, однако, далеко-таки не всегда оправдывается на деле» (глава «Крещенские сказанья»).

Чем же отвечает наш Символ Веры? «Верую во едино крещение во оставление грехов»

Послушайте, почитайте, посмотрите в Интернете: кто в основном купается, как к купанию относятся, что хотят от купания получить и сравните это с действительным содержанием Евангельского события, с проповедническим материалом, посвящённым Богоявлению. Общего не найдёте. А сколько таких людей, которые самоудовлетворятся крещенским купанием, считая его за самое действенное доказательство своей веры, но более и пальцем не шевельнут, чтобы душу спасти, чтобы вырваться из власти греха.

Четвёртое. Крещенские купания для Русской Православной Церкви нетрадиционны, не основаны ни на святоотеческом опыте, ни на святоотеческом наставлении. Отец архимандрит Иоанн (Маслов) на уроке литургики в Московской духовной семинарии рассказывал нам об одном батюшке, который нарочно «выранивал» крест в прорубь, чтобы окунуться самому; нам он преподавал это в качестве отрицательного примера. Зная многих глубоко верующих людей с самого детства, я ни от одного из них не слыхивал о крещенских купаниях!

Описав суеверный обычай крещенского купания, С.В.Булгаков заключает: «Само собой разумеется, что подобные описанным обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены» (стр. 25). Поэтому я категорически против крещенских купаний».

По материалам блога facebook.com

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

С.В.Булгаков
А.А.Коринфский
архимандрит Иоанн (Маслов)
купание в проруби на Крещение
Богогоявление

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
4413

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар