Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

«Лечить раскол любовью…» — интервью Предстоятеля к 1000-летию князя Владимира

Версия для печатиВерсия для печати
28 липня 2015 | Інтерв’ю

Блаженнейший Митрополит Онуфрий о своем предшественнике, о равноапостольном князе и непреодоленном расколе.

«Господь всегда посылает личностей огромного масштаба»

— Ваше Блаженство, почему фигура князя Владимира настолько значима для нас именно сейчас? 

— Князь Владимир умом и сердцем осознал, что необходимо найти первопричину всех явлений и сделать ее стержнем жизни вверенной ему державы. Реализация этого стремления позволила обеспечить не только сплоченность людей, но и процветание страны. 

Православная вера подарила народу Киевской Руси постоянное соприкосновение с Богом и Его благодатью, дающей силы для любых свершений и позволяющей подниматься даже после самых страшных исторических ударов.

В этом и заключается величие князя Владимира. Он привел свой народ к источнику вечной жизни и всех земных и неземных благ, а также показал образец строительства гармоничного государства. В основе всего этого лежит простой принцип. Вокруг стержня — веры в Бога — выстраиваются все остальные сферы: политика, экономика, общество в целом. Тогда все действует как надо и даже лучше ожидаемого. 

— Многие верующие видят особый знак в том, что одним из инициаторов общегосударственного почитания князя Владимира стал именно митрополит Владимир… 

— Господь всегда посылает личностей огромного масштаба, насущно необходимых в переломные моменты истории, когда перед нами открываются глобальные возможности или возникают серьезные угрозы.

Князь Владимир благодаря упованию на Бога сумел выстроить одну из наиболее сильных и процветающих держав своего времени. 

Блаженнейший Митрополит Владимир с Божьей помощью смог сохранить и приумножить нашу Церковь, а также уберечь родную землю от межрелигиозного конфликта. Его в начале 90-х годов призывали к жесткому противостоянию с отколовшимися от Вселенского Православия людьми, которые захватывали храмы УПЦ и делали другие неподобающие вещи. Однако он предпочел лечить раскол любовью.  

Митрополит Владимир понимал: разжигание межконфессиональной розни нанесет непоправимый урон обществу и государству, сделает их слабее перед внешними и внутренними вызовами. В этом и проявилось его подражание равноапостольному князю. 

— Почему до сих пор не решен вопрос церковного раскола в Украине?  

— Эту проблему нельзя решить путем осуществления простой юридической или организационной процедуры. Раскол — это отпадение от Бога, от Тела Христова, которым является святая Церковь. Это шаг своеобразного духовного характера, приводящий к потере Божьей благодати, которую невозможно затем восполнить подписанием документа о слиянии двух или трех церквей в единое целое. Нужно предпринимать шаги в тысячу крат более серьезного масштаба.

В первую очередь, я говорю о покаянии перед Богом за отступничество. Если этого не сделать и упорно пытаться решить проблему раскола административным путем, все может закончиться очень плачевно. 

«Чтобы нормально общаться, необходимо доверять друг другу»

— Вы сейчас ведете диалог с УПЦ Киевского патриархата?

— Для того чтобы нормально общаться, необходимо доверять друг другу. Очень сложно это делать в условиях, когда массово распространяется неправдивая информация в наш адрес. Чего только не выдумывают — и отказ отпевать погибших воинов украинской армии, и хранение оружия в наших храмах, и призывы противостоять власти. 

Складывается впечатление, что все это делается только с одной целью: побудить тех, кто принимает важные государственные решения, «плотно заняться» УПЦ. Данный интерес продиктован желанием некоторых представителей других конфессий забрать под свое крыло то, что принадлежит верующим Украинской Православной Церкви. И здесь речь идет не только о многочисленных храмах и монастырях. Это и две лавры — Киево-Печерская и Почаевская.   

Как можно вести диалог, когда тебе с определенной периодичностью наносят демонстративные удары? Я имею в виду захваты представителями УПЦ Киевского патриархата наших храмов. Таких случаев около 30.

Захватчики не понимают, что главное в храме не стены, а люди. Есть уже много примеров, когда отобранные у нас церкви пустуют или на службы приходит очень малое количество людей. А наши общины, оставшись без родного храма, продолжают молиться Богу — в гаражах, подвалах, просто под открытым небом.  

Мы будем стараться оказывать помощь всем тем, кто находится в столь бедственном положении. Я также призываю духовенство на местах проявлять больше инициативы в плане поддержки друг друга и своих приходов. 

В целом же захваты храмов, распространение о нашей Церкви неправдивой информации, а также осуществление ряда иных неподобающих шагов только еще более разводит в разные стороны УПЦ и УПЦ КП.  

— В Киевском патриархате утверждают, что все делается законно, а храмы переходят к ним на основании референдумов прихожан… 

— Когда в храме ночью спиливают замки и проникают в него, это чрезвычайно сложно назвать законным актом.

Что же касается так называемых референдумов, то в них зачастую принимают участие люди со всего села — и те, кто ходит в церковь, и те, кто не ходит. Причем часто бывают случаи, когда судьбу храма решают люди вообще другой, не православной веры. Или приезжие из других населенных пунктов. Это заставляет очень скептически относиться к результатам подобных голосований.

«Люди устали от политики» 

— Социологические опросы показывают, что верующих УПЦ КП становится все больше, чем УПЦ. Так ли это? 

— Социологические опросы не всегда бывают объективны. Очень часто их заказывают для манипулирования общественным сознанием. Приходите в наши храмы на богослужения, и вы увидите реальную картину. По сравнению с прошлыми годами прихожан стало существенно больше. 

— Как вы думаете, с чем это связано? 

— Люди устали от политики, от бесконечного выяснения отношений, кто прав, а кто виноват в том, что происходит в стране. Многие хотели бы примириться друг с другом, но клубок противоречий и противостояний настолько запутался, что размотать его самостоятельно у них не получается. У многих просто наболело сверх меры. В подобных ситуациях человек всегда вспоминает о Боге, о том единственном Враче, который может исцелить любые, даже самые страшные раны.  

— Мы вновь возвращаемся к наследию князя Владимира…

— Это естественно. Господь — Основа всего. И если наших человеческих сил не хватает, если мы не знаем, как выбраться из той пропасти, в которой оказались, нужно изо всех сил взывать к Богу. И, услышав Его отклик, стараться больше не отпадать от Него, чтобы вновь не погрузиться в пучину отчаяния и безнадежности. Пусть святой равноапостольный великий князь Владимир укрепит нас на этом пути.  

По материалам kp.ru

† Блаженніший ВОЛОДИМИР, Митрополит Київський і всієї України
1.Блаженніший ОНУФРІЙ, Митрополит Київський і всієї України, Предстоятель Української Православної Церкви
1000-ліття преставлення святого рівноапостольного князя Володимира
диалог УПЦ и УПЦ (КП)

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
2290

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар