Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

Кто «виноват», что Рождество мы празднуем не с прогрессивным миром, а 7 января?

Версия для печатиВерсия для печати

Еще в конце ноября у себя на страничке в Фейсбуке вопросил я у друзей: «О чем чаще всего интересуются у священника перед очередным новым годом?»

Те, кто в сане пребывает, дружным хором, практически одновременно, ответили: «Обязательно спросят, как поститься в ночь новогоднюю, и почему у нас Рождество неправильное, то есть не 25 декабря, как во всем мире прогрессивном, а 7 января».

Казалось бы, из года в год львиная доля наших предрождественских проповедей, интервью, бесед и выступлений только и посвящены именно этим темам, плюс – обличениям астрологических прогнозов и восточной календарной живности. По-моему, так в одну сторону тянем, разными языками об одном и том же говорим,  а «воз и ныне там».

И почему?

Самый простой способ сформулировать ответ – найти виноватого. Лучше, конечно, обвинить, прежде всего, папу римского Григория, календарь изменившего, или великую княгиню Александру Федоровну, которая в 1817 году вспомнила свое германское детство и установила домашнюю елку в императорской гостиной Санкт-Петербурга.

Беспроигрышный вариант в оправданиях – претензия к большевикам, устроивших в 1918 году календарную реформу.

Грех… Он всегда оправдания и виновных ищет и обязательно находит. Но мы, все-таки, православные.

В наших катехизисах и книгах по догматическому богословию постоянно подчеркивается, что благочестивые традиции, сиречь – святое Предание для нас не пустые слова, а наряду со святым Писанием – основа нашей веры.

Именно тогда, когда мы начали вольно и невольно прогибаться под протестантский принцип Sola Scriptura (только Писание) и стесняться в своих беседах, проповедях и апологетических статьях наряду с цитатами из Библии приводить яркие и образные примеры из Предания, опираться в своей жизни на эти свидетельства, и начался шквал подобных вопросов.

Интересная ситуация складывается. На каждой службе из служебной просфоры частицы о всем сонме святых вынимаем, молитвы о упокоении наших родных и близких возносим, суббота в богослужении вообще сугубо усопшим посвящена. Более того, имеем несколько дней в году, когда служим «вселенские» поминальные службы, а в своем стремлении быть современными начисто отвергаем религиозный опыт наших предков.

Вырисовывается вполне логичный, банальный вывод: мы умнее всех наших прапрадедушек вкупе с бабушками, так как ни в грош не ставим их правила веры. Те правила и тот образ православия, который они сохранили в годы официального безбожия, преследований и издевательских насмешек.

За примером ходить далеко не надобно. Стоило мне опубликовать свои размышления о праздновании «зимнего Николы», где было несколько примеров реального участия святителя в современной жизни, как тут же посыпались обвинения. Причем от тех, кто не только позиционирует себя как православный, но и в священническом сане находится. Формулировки стандартные: «вы за чудесами гоняетесь» и «мифологией занимаетесь».

Обратите внимание на современные проповеди, слава Богу, их в интернете нынче великое множество выложено. Много ли в них подтверждений, тему проповеди раскрывающих, взято из Святого Предания? Тяжело будет найти.

В борьбе с ложными чудесами и действительными выдумками мы выбросили за борт все великое наследие Предания, а современные изводы жития святых превратились в светские биографии с вкраплениями чисто физического жизненного мужества и нравственной чистоты.

Читаешь современные жизнеописания причисленных к святости и удивляешься, что подобных людей ты сам встречал нередко среди тех, кто вообще в Бога никогда не верил.

Именно потому, что ушли мы от двусоставной основы нашей веры, где Писание с Преданием равносильны и равнозначны в своем единстве, и находится источник вопросов, как о праздновании Нового года, так и о календарном сроке Рождества Христова.

Не закостенелый анахронизм и упертость в «преданьях старины глубокой» в наших праздничных датах и календарных сроках искать нужно, а преемственность и следование благочестивым традициям, нам веками данными.

Ответ же на сугубо практический вопрос, как в Рождественский пост Новый год отмечать, очень прост: с серьезной радостью! Это семейный праздник, а встреча всей семьи, не исключая дедушек с бабушками и тещ со свекровями, за одним столом – всегда радость.

Они так редко бывают, эти встречи.

Радость не убавится, если на столе самый скоромный продукт – вкусные конфеты, а вот ума, как новый наступающий год лучше прожить, обязательно прибавится.

Кто постарше – опытом поделятся, а мы этот опыт своим детям передадим, они внукам расскажут, а те, в свою очередь, правнукам. Так и родится благочестивое предание, где обязательно найдется место и удивительным событиям, где Бог милует, помогает, отечески подсказывает и содействует, то есть творит чудо.

 

Новый год и пост
Різдво Христове

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
4289

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар