Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

Если в храме не причащают на Рождество — комментирует епископ Обуховский Иона

Версия для печатиВерсия для печати

О традициях в некоторых храмах не причащать на Рождество и на Пасху.

О том, кто достоин причастия и кому вообще это решать, рассказал «Православию в Украине» наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский Иона.

Где и почему не причащают на Рождество и на Пасху?

В некоторых православных храмах сложилась традиция не причащать прихожан на праздничном рождественском или пасхальном богослужениях. В «праздники праздников» и «торжество из торжеств» люди остаются без причастия.

Является ли такая практика в Церкви общепринятой? Правильно ли это с точки зрения церковного вероучения?

***

Подобная практика уходит корнями в так называемый Синодальный период Русской Церкви, когда Церковь возглавлялась не Патриархом, а Святейшим правительствующим синодом, состоящим как из духовных, так и светских людей во главе с обер-прокурором, назначавшимся императором.

Сама Православная Церковь называлась тогда Ведомством православного исповедания, и все граждане Российской империи православного исповедания (кстати, в паспорте была графа не «национальность», а именно «вероисповедание») были обязаны один раз в году исповедоваться и причащаться. Интересно, что каждый человек был приписан к конкретному приходу и был обязан исповедоваться и причащаться в своем приходе, и это все фиксировалось в особых храмовых книгах.

При этом люди, которые вели духовную жизнь, исповедовались и причащались достаточно регулярно. Так, мы знаем, какие духовные поиски были у молодого Игнатия Брянчанинова, какую жизнь вели духовные чада оптинских старцев…

Но у основной массы граждан Российской империи глубоко засело в голове сознание, что исповедоваться и причащаться нужно раз в году, что, собственно, все и делали — в период Великого поста. В остальное время года причащаться было не принято.

В советское время, как мы знаем, в Церкви остались люди только неравнодушные, которые были готовы заплатить за исповедание своей веры свободой, а зачастую даже жизнью. Все, скажем так, номинально православные отсеялись.

Естественно, оживилась литургическая жизнь. Но возникла другая проблема: на двунадесятые и самые значимые праздники, такие как Рождество и Пасха, в храмы приходило огромное количество людей. И среди них были не только воцерковленные, постоянные прихожане, но и достаточно много зевак. Зачастую в такие дни люди буквально ломились в храмы — кто из праздного любопытства, кто из любопытства, связанного с поиском смысла жизни, а кто и просто, чтобы насолить и навредить верующим. И вот когда начиналось причастие, то к Чаше устремлялись не только те, кто готовились и благоговейно ждали этого момента, но и случайно зашедшие. Возникало множество огорчительных ситуаций, когда приходилось объяснять людям, почему они не могут причаститься, а особо распоясавшихся хулиганов иногда даже выводить силой.

Вот в связи с этим во многих приходах сложилась традиция на двунадесятые праздники не причащать — вообще не выносить Чашу. Причем духовенство объясняло, что желающие соединиться со Христом могут это сделать в дни, предшествующие праздникам — или во время Великого, или во время Рождественского поста.

В наше время уже практически не встречается ситуаций, чтобы на праздники приходили в храмы люди с антирелигиозными или циничными убеждениями. Как я наблюдаю, почти не бывает на Пасхальной или Рождественской службах людей случайных, праздно шатающихся. Те, кто хотел узнать Истину, Её узнали и находятся в Церкви. Те, кому Истина еще не открылась, зашли один или два раза в храм и пока больше интереса не проявляют.

Но традиция, оправданная реалиями советского времени, в наше время, к сожалению, сохраняется в некоторых храмах. Это пережиток советского прошлого, и такая практика ничем не может быть оправдана — ни с литургической точки зрения, ни с практической.

Надо ли причащаться на праздники?

Ведь предпраздничная суматоха и хлопоты мешают как следует подготовиться, посетить богослужения и вычитать все положенное правило…

Всегда надо отдавать себе отчет, что Рождество и Пасха — наиболее Христоцентричные праздники.

Рождество Христово

На Рождество мы празднуем, что «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины». Невидимый Бог стал видимым. Мы увидели славу Его, славу Сына, Рожденного от Отца. Вочеловечившись, Христос принёс Себя в жертву. Он распялся, Он воскрес.

И мы причащаемся именно плоти вочеловечившегося Христа — Того, Который висел на Кресте, Который сошел во ад, Который воскрес и вознесся.

Не только можем, мы ДОЛЖНЫ причаститься — именно на Пасху и в праздник Рождества Христова — дни, наиболее связанные со Христом, «пришедшим в мир грешныя спасти».

Кто достоин причастия?

Бытует мнение, что мы не можем причащаться в эти праздники, потому что недостойны…

По-моему, самым страшным в жизни христианина будет тот момент, когда он скажет: «Я достойно причастился». Вот это, действительно, будет самый трагический момент.

Мы причащаемся не потому, что «достойны», а именно потому, что НЕ достойны. Потому что больны, заражены грехом, и только Христос является нашим духовным врачом, а мы причащаемся «во исцеление души и тела».

Рождество Христово

Ведь перед Чашей мы какие молитвы читаем? — Ты, Господи, пришел в мир «грешныя спасти, от них же первый есмь аз». Получается, что устами мы исповедуем себя самыми первыми грешниками среди всех людей, и в то же время говорим, что именно по этой причине якобы не можем причащаться.

Поэтому, повторюсь: мы причащаемся, потому что духовно больны, немощны, и нуждаемся в исцелении от нашего Небесного Врача.

Если на Рождество причащать не будут?

Что делать тем, кто знает, что на Рождество в храме не будет причастия?

Если вы знаете, что не сможете причаститься в своем храме в день праздника, стоит причаститься заранее, в один из дней накануне.

В день, который предшествует Рождеству, обязательно в храме должна служиться служба Навечерия Рождества Христова. В саму Рождественскую ночь совершается только Великое повечерие и Утреня, а праздничная Вечерня, которая является неотъемлемой частью Рождественского богослужения, по сложившейся в наше время богослужебной практике, служится утром накануне Рождества Христова на службе Навечерия и соединена с Литургией Василия Великого.

На этом богослужении нужно обязательно быть каждому человеку, который желает достойно встретить пришествие в мир нашего Спасителя.

Сейчас ведутся активные богословские дискуссии по поводу того, насколько часто можно причащаться, обязательно ли должны быть связаны исповедь и причастие в один «блок». На мой взгляд, подобные споры — бесплодны, потому что сколько людей, столько и мнений.

Поскольку Православная Церковь не имеет какой-то единой общей традиции, касающейся исповеди и причастия, в данном случае, на мой взгляд, правильнее всего будет прислушиваться к мнению вашего духовника, который хорошо вас знает, знает все особенности вашей духовной и практической жизни, знает состояние вашей души. И только вы с вашим духовником вправе решать этот вопрос — когда причащаться, как готовиться, обязательно ли перед каждым причастием исповедоваться и так далее.

В данном случае тем людям, которых я хорошо знаю, которые исповедуются у меня, я советую причащаться и в воскресение, и в Навечерие, и в сам праздник Рождества Христова — если будет возможность и силы посещать все богослужения. Но, конечно же, можно причаститься и в какой-то из этих дней, а можно — и в сам праздник .

Читайте также: Ночная служба на Рождество – как «выстоять»? 10 cоветов от епископа Ионы (Черепанова)

ІОНА (Черепанов), єпископ Обухівський, вікарій Київської Митрополії
Різдво Христове
Скоро Різдво
как часто причащаться
Причастие

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку» — 4149 4978 2406 2196
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
9746

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар