Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

К празднику СРЕТЕНИЯ. Где и как можно встретить Господа?

Версия для печатиВерсия для печати

15 февраля мы отмечаем двунадесятый праздник Сретения Господня. «Сретение» по-славянски означает «встреча». Праведный Симеон, а в лице его – все человечество, встретил на ступенях иерусалимского храма Бога – Иисуса Христа.

Действие всем понятное. Однако эта встреча происходит в жизни каждого человека, когда он обретает веру и начинает жить по-христиански, исполняя заповеди Божии и всеми силами души стремясь ко Христу, ища в Нем спасение от греха, от скорбей и от самой смерти. С нами, православными, все ясно: мы встретили своего Бога, чтобы никогда с Ним не расставаться.

Но как объяснить неверующим, но ищущим смысл жизни, что значит – «встретить Бога»? Где Его можно встретить, как происходит эта встреча? Бог есть Дух, согласно Писанию, а мы, люди – материальны. Как Дух может стать осязаемым, видимым плотью? Ведь для появления веры в Творца многим нужно нечто понятное, доступное. Что ж, давайте порассуждаем об этом.

Не желайте чудес и видений

Некоторым людям кажется, что Бог должен явиться, открыться им каким-то сверхъестественным, чудесным образом. Такие ожидания чаще всего связаны с насущными проблемами людей, которые могут быть решены только явным чудом.

Например, у неверующих родителей тяжело заболел сынок, врачи дают неутешительные прогнозы. И вот, перепробовав все доступные им земные средства, они в последней надежде обращаются к Господу за помощью. И Господь помогает им, исцеляя сына. Таких случаев явления Бога людям достаточно знает история. Люди встречают, обретают Бога через посланную Им небесную помощь.

Однако довольно часто Бог не исполняет обращенных к Нему просьб. Многие маловеры воспринимают это как «доказательство» отсутствия Бога. Конечно, это неправильно.

Мы здесь не будем подробно разбирать, почему кому-то Бог помогает по первому зову, а кому-то – нет. Нас интересует другое: а может Бог как-то еще открываться людям?

Некоторые считают, что вход Господа лично в его жизнь должно быть триумфальным, то есть ознаменованным каким-то из ряда вон выходящим событием. Например, видением во сне, а еще лучше –  наяву. Или «голосом». Или невиданным раньше душевным подъемом, особым духовным состоянием, парением мыслей, экстазом (эмоциональным возбуждением).

Такое тоже знает история. Как знает она и тяжелые последствия таких «подъемов и видений», когда духовно неопытные люди, новички в вере, нисколько не сомневаясь в «божественности» посланного им «видения», принимали за Христа или святых Его – демонов, которые коварно стремились завладеть их доверчивыми душами.

Бывали, конечно, случаи на самом деле божественных видений, но, ой, как они редки, и посылались не кому попало, а избранным сосудам (душам), которые были готовы принять истинный свет без вреда для себя.

Почему же Господь так редко является людям «во всей Своей славе», в видениях или откровениях? Возможно, чтобы уберечь нас. От чего же? В первую очередь, от тщеславия («вот какой я праведник – Сам Бог мне явился»), от возношения («я не такой, как все, я лучше – иначе не пришел бы ко мне вот так Бог»), от самомнения («видимо, я велик перед Богом»), от осуждения («мне Он вот так явно явился, а остальные грешники этого недостойны»).

Нет, должен быть какой-то иной, простой путь встречи с Богом. Простой и доступный каждому, кого не устраивает сомнительная перспектива «вечного небытия» после смерти, кого волнует вопрос: «А в чем же смысл всей этой жизни?»

От созерцания – к вере

Один из легких путей встречи с Богом и обретения прочной веры – созерцание внешнего материального мира. Ведь тварный, то есть сотворенный мир, окружающий нас – это неиссякаемый источник богопознания. Не нужно ехать за тридевять земель, в какие-то экзотические страны-государства, чтобы увидеть красоту природы. Даже живя в городе, можно увидеть много интересного, буквально восхитительного.

Как прекрасны цветы, какое их разнообразие, цвета, запахи – у каждого свой, неповторимый. И в каждом из них отражается премудрый Творец. Деревья, травы, море, облака, луна, звезды – многое могут рассказать о Создателе пытливому искателю. Я уж не говорю о животных, птицах, насекомых: какое разнообразие, какие формы, какие особенности поведения! Ведь если присмотреться, то только удивляешься: как все эти живые существа приспособлены к жизни, каждый – по-своему. Задумаемся на миг: зачем нужно все это живое многообразие – на суше, в воде, в воздухе? Не для того ли, чтобы мы всюду видели мудрую руку Творца, чтобы славили Его за прекрасный творческий замысел?

А наша планета Земля? Ученые обнаружили тончайшую «настройку» всех ее параметров: физических, химических, биологических, – «настройку», при которой малейшее отклонение от существующей «базы» сделало бы невозможной жизнь человека.

Например, если бы Земля была на 3% ближе к Солнцу, или угол наклона ее оси был чуть большим, или состав атмосферы бы немного иным – человек как вид не смог бы существовать. Не говорит ли это о том, что появление нашей планеты стало результатом Чьего-то премудрого замысла, разумного плана? Разве могла Земля стать обитаемой в результате какого-то неуправляемого хаотичного взрыва?

Святая великомученица Варвара, будучи дочерью язычника, который запер ее в башне, именно так встретила Господа, так пришла к вере: созерцая из окна красоту созданного Кем-то мира. И эта вера, в дальнейшем укрепленная в ней крещением и научением, стала для нее важнее самой жизни.

Беда наша в том, что, погруженные в городскую суету и беготню, мы не замечаем окружающей нас природы. А раз не замечаем, то и не интересуемся. Вера же начинается с интереса: как такая красота могла появиться сама собой? Надо спрашивать о Боге природу – она всегда готова ответить, неся на себе отпечаток премудрости Божией.

Пробуждение совести

Многие из нас настолько привыкли ко злу в отношении к другим, что не считают это чем-то, стоящим внимания. Обидел, оскорбил кого-то – подумаешь! Солгал кому-то, не моргнув глазом, – что плюнул. Увидел чью-то вещь, которая «плохо лежит», и со спокойной душой взял ее себе.

Массовое воровство в магазинах самообслуживания мало у кого из «воришек» вызывает угрызения совести: «А, с них (хозяев магазина) не убудет!» А то, что недостачи во многих маркетах вычитают из зарплаты рядовых продавцов, никого не волнует.

Вот-вот, хорошо о совести вспомнил. Все ли знают, а что это за «грызущий зверь» такой – совесть? И зачем он, этот «зверь», сегодня кому-то нужен? Только мешает жить.

Пока ваша совесть спит, «молчит в тряпочку» и «не вякает», когда вы совершаете явное зло – Бога вам не встретить. Потому что сама совесть – ни что иное, как «глас Божий» в душе, призванный обличать человека за совершаемое им зло, противное Богу. И вот если наступит такой момент, когда, после очередного семейного скандала, ссоры в школе, вы вдруг задумаетесь: «Ну, зачем я его так обидел?», или «Все-таки я тут не права, надо извиниться»  – считайте, что вы услышали стук в дверь своего сердца. «Се, стою у двери и стучу, – говорит Господь, – если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20).

Обиды, ложь, воровство, гнев, зависть, злорадство – все это и им подобное, что для многих было раньше «фоном» жизни, не стоящим внимания, теперь, с пробуждением совести, становится грузом, отягчающим душу, лишающим ее покоя и радости. Человек вдруг понимает невероятно отчетливо  значение такого термина, как «грех». Грех – это то, чем человек ранит себя. Себя! И вот осознание этого факта заставляет его пересмотреть свою жизнь, начать «подъем с глубины», начать меняться – к лучшему.

Встреча с Богом произошла! Однако надо не останавливаться на достигнутом, а начинать борьбу с самим собой. И без помощи Божией эта борьба невозможна: грехи и страсти задушат человека. Но это потом, по мере врастания в веру. Главное, что обретаешь Бога только после пробуждения и вступления в активную фазу деятельности собственной совести.

Дорогой любви

Без любви нет веры, ибо, как сказано в Библии: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16). Однако христиане под истинной любовью понимают не то, что неверующий люд. Любовь христиан – это жертвенное служение Богу и ближним.

Что значит «жертвенное»? Значит, что ради любви к Богу и ближним человек забывает себя, какие-то свои интересы, потребности, что он готов пожертвовать временем, деньгами, силами, а если потребуется – здоровьем и самой жизнью, – ради этой святой любви. Путь к такой любви долог и тернист, но он – единственно правильный и верный, ибо человек уподобляется Самому Христу, принесшему в жертву Себя для спасения нас, людей.

Человек везде может встретить Бога, где есть эта любовь, точнее, где он может проявить эту любовь. Идете по улице, видите нищего, просящего подаяние. Остановитесь, пожалейте в сердце этого несчастного, дайте ему пару гривен, конфету, булочку. Вы не нищему подаете – вы Бога встречаете, по слову Его: «Истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня» (Ин. 13, 20).

Нужно на каждого нуждающегося, страждущего, недужного, с которым нас сводит жизнь, смотреть, как на посланника Божия. Скажу больше – нужно видеть в каждом из них Самого Бога, и подавать, и помогать – как Самому Богу. Тогда будет нам польза, великая польза.

Бог царствует там, где царит любовь: где сильные помогают слабым, здоровые – больным, живущие в достатке – неимущим, свободные – заключенным, зрячие духом – духовно слепым. Мы каждый день, видя и слыша страждущих, видим и слышим Бога. Он готов с нами встретиться, готов протянуть спасительную руку, чтобы повести нас за Собою – к вечному блаженству общения с Ним.

Спросим себя: а готовы ли мы к такой встрече? Готовы ли все оставить свои греховные привычки, свое равнодушие к другим, пристрастия к земным удовольствиям – и последовать за Христом? Или будем ждать какого-то явного чуда, знамения, явления, откровения, которое когда-то снизойдет на нас? Нет, Бог из любви придет к нам более понятным, простым, будничным образом. Не пропустить бы нам этот момент. Не упустить…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Кто из нас понимает праздник Сретения? (толкование и перевод богослужения)

Епископ Филарет (Зверев). ПРАЗДНИК СРЕТЕНИЕ. Экзамен на Встречу: как узнать, что я встретил Бога

«Зустріч зими з весною – це образ того, як віра має розтопити лід нашого серця» – протоієрей Георгій Коваленко про свято Стрітення

Протоиерей Александр Авдюгин. Самая главная встреча — праздник Сретение

Протоієрей Діонісій Мартишин. Свято Стрітення Господнього: як “просунутому” сучаснику зустріти вічного Творця?

Сретение Господне

З 1 січня 2015 року найстаріший церковний інтернет-ресурс «Православіє в Україні» працює без фінансування. Якщо читачі нас не підтримають, редакція буде змушена припинити роботу.

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку» — 4149 4978 2406 2196
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
2236

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар