Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

Иван да Марья… История любви, приведшей к святости

Версия для печатиВерсия для печати

11 июня Православная Церковь чтит память праведных Иоанна и Марии Устюжских.

Об их жизни знают немногие, место захоронения утеряно, даже иконописного изображения не сохранилось. Историки спорят, могли ли они быть современниками преподобных Киприана и Прокопия…

Но «сильна как смерть любовь» — это изречение премудрого Соломона приходит на ум, когда вновь и вновь перечитываешь о жизни Иоанна и Марии. Всё возможно верующему, и, как видим, всё возможно любящему — и от смерти спасти, и к Богу привести, и семью сохранить, и любовь через всю жизнь пронести.

Раз они смогли так, значит, и у нас есть шанс. Тем более, если станем у них же и просить в этом помощи — как небесных покровителей нашей семейной жизни.  

***

«В трудное и несчастное время татарского ига вся Русская земля была обложена податью в пользу хана. Даже в самые отдаленные пределы, не испытавшие татар­ского погрома, в Великий Устюг, послан был Батыем баскак для сбора податей в ханскую казну.

Иоанн И Мария Устюжские

Тяжелы были для народа эти баскаки, или сборщики: много они делали различного рода несправедливостей, обид и притеснений гражданам, под видом ханской дани обогащали себя и не знали меры своему корыстолюбию и самодовольству.

Таков был и устюжский баскак Буга, или Багу, татарин по происхождению, по вере язычник. Он не уступал другим баскакам ни в сребролюбии, ни в деспотизме. Глухой ропот слышался в народе, злоба и ненависть к Буге накипела среди христи­ан. Но Буга не замечал народного недовольства и, видя покорность жителей, ста­новился еще более необузданным и дерзким.

Однажды Буга увидел дочь одного почтенного гражданина Марию, и грубый язычник пленился девственной ее красотой. Не зная другого закона, кроме своей воли, татарин насильно взял ее себе в наложницы, несмотря ни на ее вопли и слезы, ни на просьбы и дары родителей.

Предсказание Блаженного. Владимир ЛатынцевВладимир Латынцев. Предсказание блаженного.

Терпеливо переносили устюжане поборы и грабительства баскака, но такого насилия и своеволия не могли снести. Народ заволновался и стал говорить, что надобно убить баскака, что в Ростове, Суздале и Владимире (это было в 1262 году) уже убили их и что будто бы сам великий князь Александр желает того и велел изгонять и избивать их.

Чтобы избежать предстоявшей расправы, Буга, по совету Марии, решился принять крещение и вступить с ней в христианский брак.

Принятием святого крещения и вступлением в брак Буга примирился с правосудием Божием, успокоился и народ, видя, что он законным браком загладил свое преступление. В святом крещении Буга назван был Иоанном, в честь святого мученика Иоанна Воина, празднуемого 30 июля/12 августа.

Не превосходство христианства перед язычеством, но один только страх смерти побудил баскака принять святое крещение. Господь явил Себя не искавшему Его и открылся не вопрошавшему о Нем.

Праведная Мария УстюжскаяСвятая праведная Мария Устюжская

Воспитанная в христианском благочестии добрая жена его своими советами и убеждениями и особенно примером своей высоконравственной жизни скоро тронула его сердце и заставила полюбить при­нятую им русскую веру.

Дикий сын степей с умилением слушал рассказы любимой им женщины и чем более знакомился с догматами и требованиями Православия, тем более прилеплялся к нему сердцем. Скоро он сделался примерным христиани­ном и приобрел всеобщую любовь и уважение граждан. Так Господь различные случаи и обстоятельства, даже самые беды и несчастья, встречающиеся в жизни человека, направляет к его пользе и спасению.

Старые годы в селе ПлодомасовеСилаев Н.А. – Иллюстрация к очеркам Н.С.Лескова ”Старые годы в селе Плодомасове”.  1982

По тогдашнему обычаю богатых людей, однажды Иоанн ездил с соколом на охоту. Утомившись от езды, сошел он с коня и прилег отдохнуть, скоро и уснул. Во сне явился ему дивный величественный муж и сказал: «На этом месте поставь церковь в мое имя». Иоанн не знал, кто говорит с ним, но не решался и спросить явившегося о имени. Заметив то, дивный муж сам сказал ему: «Поставь церковь Рождества Иоанна Предтечи».

Поспешно возвратившись домой, Иоанн рассказал жене своей о бывшем ему сновидении и спросил: «Кто такой Иоанн Предтеча?» Мария объяс­нила ему, показав на иконе изображение Иоанна Крестителя, и советовала своему мужу поспешить исполнением того, что ему было приказано в сновидении. И вскоре была построена церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи, отчего и самая гора вместо сокольей стала называться Ивановской.

Предтеченский монастырь, основанный прав. Иоанном. Фото начала ХХ века.Предтеченский монастырь, основанный прав. Иоанном. Фото начала ХХ века.

Благочестивые супруги бога­то украсили храм и снабдили его всем нужным для богослужения. Проводя чистую и святую жизнь, они и сами старались сделаться живыми храмами Божиими.

В Устюге в то время подвизался прп.Киприан, начальник и основатель Устюжско­го Архангельского монастыря. С любовью и уважением относился Иоанн к прп. Киприану, как к истинному рабу Божию, удивлялся его великим трудам и терпению и приходил в умиление и восторг от рассказов о подвигах преподобного, ибо он не слыхал ничего подобного на своей родине.

 Преподобный Киприан Устюжский
Прп. Киприан Устюжский и основанный им Архангело-Михайловский монастырь

Еще более благотворное влияние оказывал на благочестивую чету, на ее утверждение в вере и добродетели, другой избранник Божий, скрывавший в себе духовную мудрость под покровом безумия. Преподобный Прокопий, рожденный и воспитанный хотя в христианстве, но вне Православия, и, подобно Буге, принявший святую веру уже в совершенных летах, много лет проходил в Устюге высокий и трудный подвиг юродства ради Христа.

Праведный Прокопий УстюжскийВладимир Латынцев. Утро блаженного

Этот самопроизвольный мученик, обрекший себя на неприятности и лишения вся­кого рода, нередко заходил в дом Иоанна и Марии. Оставляя на время юродство, он любил с ними беседовать от всего сердца, укреплял и утверждал их в благочестии и сам утешался их верой и смирением.

Благочестивые супруги Иоанн и Мария, проводя воздержную и чистую жизнь, с каждым годом восходили от силы в силу в жизни духовной, снискали от граждан всеобщую любовь и уважение и оставили после себя добрую память, еще при жизни получив от современников название праведных.

Вознесенская церковь УстюгаВознесенская церковь Великого Устюга, в которой под спудом почивают мощи прав. Иоанна и Марии

Не дошло до нас никаких сведений о их блаженной кончине, кроме того, что они скончались уже в старости, в летах преклонных, каковыми и изображаются на иконах, и были погребены при градской Вознесенской церкви.

Впоследствии, при построении новой Вознесенской церкви, место погребения их вошло внутрь здания храма, над гробницей устроена была рака и отправлялось им празднование по особо составленной службе.

После многократных перестроек Вознесенской церкви — то после пожаров, то вследствие других причин — единственным памятником места погребения их служит образ праведных Иоанна и Марии, стоящий под окном, на внешней стороне стены, в нише.

Великий УстюгВеликий Устюг, наши дни...

В древних рукописных святцах праведные Иоанн и Мария называются начальниками древнего Устюга.

***

Если понравилась эта история, читайте обязательно также: Н.С.Лесков. Старые годы в селе Плодомасове

св.прав.Иоанн и Мария Устюжские (XIII в.)

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
6512

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар