Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

Интервью священника психологу о Заповедях: за что отвечаем мы, а за что ― Бог. Часть ІІ

Версия для печатиВерсия для печати
06 жовтня 2015 | Інтерв’ю

В первой части интервью главный редактор «Good-psychologist» Дарья Орлова и протоиерей Георгий Коваленко ведут разговор об ответственности человека и том, что на самом деле завещают нам 4 первые, абсолютно прикладные Божьи заповеди.

В этой части речь пойдёт о 6 заповедях, регулирующих отношения между людьми. Отец Георгий рассказал, что каждую из них можно понимать в том числе и в светском смысле, а это значит ― они нам ближе, чем можно подумать.

Начало беседы читайте в материале: Интервью священника психологу о Заповедях: за что отвечаем мы, а за что — Бог

Почитай родителей, чтоб не «бегать по кругу», создавая старое и известное

5-я заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе».

В первую очередь, эта заповедь о родителях. Если ты будешь почитать своих родителей, то и дети будут почитать тебя. Заповедь будто продолжает райское завещание Бога Адаму и Еве: «Плодитесь и размножайтесь, населяйте землю». В основе жизненного уклада человека находится традиционная семья, и почитание предыдущих поколений даёт возможность сформировать крепкий фундамент развития личности.

Эту заповедь можно трактовать и более широко: почитайте наставников, учителей, воспитателей, руководителей. Потому что в обществе, где люди с уважением, с почтением относятся к тем, кто их родил, кто больше прожил, кто их учит, кто ими руководит, теми, кто имеет больший жизненный или профессиональный опыт, сохраняется опыт и мудрость поколений. Эта заповедь о правильном отношении к предыдущим поколениям рода человеческого.

Почитать ― значит относиться уважительно. Сохранение, понимание, уважение, впитывание ценностей и опыта предыдущих поколений ― это обогащение, развитие личности и общества в целом. А отрицание предыдущего заставляет «бегать по кругу», ошибаться и каждый раз создавать своё, что, по сути, является старым и известным.

Опираясь на основу прошлого, можно и нужно строить будущее! Но обратите внимание, что эта заповедь не ограничивает свободу человека, она призывает почитать, развивать, уважительно относиться, а не безусловно подчиняться. Это процесс взаимодействия, диалога отцов и детей, а не абсолютный монолог старшего или молодого поколения.

― Некоторые мои знакомые понимают «почитать старших» как «заставить» уважать себя, наказывая морально или физически.

― К сожалению, возраст человека не всегда говорит о зрелости личности, ума или души. Поэтому если человек не исполнял эту заповедь с юности, то в старости он остаётся тем же не уважающим другого ребёнком и продолжает действовать без того должного уважения, которое он должен был когда-то проявить по отношению к родителям. Эта заповедь, не выполняемая в детстве, усложняет и омрачает жизнь в зрелости и старости. Исполненная же ещё в детстве ― она даёт надежду на то, что тебе будет хорошо, и ты будешь долголетен на земле, продолжаясь в детях и внуках.

Правильно воспитывать детей в любви и уважении. Очень часто взрослые люди продолжают воспитывать своих «престарелых» детей при помощи средств, которые могут работать только в самом юном возрасте, и расстраиваются, что это не приносит никакого результата, а разрушает отношения в семье.

Должна быть цель не воспитать ребёнка по собственному образу и подобию, а помочь ему развиться как личности, созданной по образу и подобию Божьему. Иногда с любовью мы что-то запрещаем, иногда с любовью мы ограничиваем ребёнка. Но когда родитель срывает на ребёнке своё раздражение или самоутверждается, доминируя над ребёнком, ― это не любовь.          

Эта заповедь ещё и о социальной ответственности общества за пожилых людей, за людей с особыми потребностями. Взаимосвязь поколений и их взаимная ответственность друг за друга завещалась этой заповедью.

Словесное, физическое, виртуальное, самоубийство ― обо всём в одной заповеди

6-я заповедь: «Не убивай».

Эта заповедь о сохранении жизни. Её можно перевести как «Нет насилию!» Это призыв к разрешению всех вопросов не силой, а диалогом, поиском взаимоприемлемого решения.

К сожалению, мы живём в такое время, когда выплеснулось насилие. Межнациональное, межгосударственное, глобальное: преступность, терроризм. Имеющему силу или оружие проще решать проблемы оружием, а не диалогом ― так не справедливо. Эта заповедь и о справедливости, об умении находить «соломоновы» решения.

Эта заповедь касается всех форм уничтожения: не убивай талант, не рань словом и т.д. Более того, Господь говорит: «Вы слышали ― «не убивай!» А я Вам говорю, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду, а кто обзовёт другого дураком или безумцем ― подлежит Геенне огненной».

То есть убийство начинается со слов. А во времена информационных войн, когда слово используется как оружие, важно видеть в ином в первую очередь человека, созданного по образу и подобию Божьему, а не обезличенного врага: «фашиста», «москаля», «бандеровца», «укропа», «вату», «сепара» и т.д.

― Когда человек защищаясь, убивает, он нарушает эту заповедь или нет?

― Думаю, что любой здравомыслящий человек понимает, где добро, а где зло, где попытки силой отнять чужое и где необходимость защиты.

Защита добра, общества, своей земли, мирных граждан, своей семьи, близких от преступлений, терроризма, зла ― необходимость выживания и сохранения нашего наследия, опыта, культуры.

Более того, в Священном Писании говорится о том, что меч в руках властей для того, чтобы защищать добро от зла. Очень важно людям, которые получили механизмы принуждения и силы, понимать, что они им даны не для того, чтобы использовать властвовать над слабыми и безоружными, а для того, чтобы защищать их.

Человек и христианин всеми возможными способами должен стараться решать вопросы в диалоге, договариваясь и находя выход без применения силы. Но, к сожалению, эта заповедь не отменяет необходимости армии, полиции и умения защищаться.

― А нарушают ли эту заповедь виртуальные убийства в компьютерных играх?

Не нужно думать, что виртуальный мир безопасен ― это продолжение нашего мира. И, как и в реальном, так и в виртуальном мире, нужно быть самим собой и жить по Божьим заповедям, они действуют и там. Поэтому и игры надо искать соответствующие, и вести себя соответствующе.

«Что толку, если весь мир приобретёшь, а душе своей повредишь?» Что толку если выиграешь в игре, а при этом повредишь собственной душе? Важно научиться использовать компьютеры, планшеты и телефоны не для «бродилок» и «стрелялок», а чтобы обогатить свой мир, развиваться, общаться.

Я не вижу большого отличия от того, что человек находится в игре и стреляет в монстров ― рано или поздно он захочет использовать свои навыки в реальности. Как те, кто после гоночных игр за компьютером садятся за руль реальной машины и «лихачат» на наших дорогах.

― Относится ли эта заповедь к разрушающим действиям, направленным на самого себя: употребление алкоголя, курение, нездоровый образ жизни?

Да,безусловно, эта заповедь в том числе и о здоровом образе жизни. Жизнь дана нам Богом, а наше тело ― это храм души и за ним тоже нужно следить.

«Не изменяйте, и Вы увидите, как с годами развивается любовь!»

7-я заповедь: «Не прелюбодействуй».

Если переводить её на светский язык ― это «Не изменяй!» Эта заповедь, прежде всего, об отношениях между мужчиной и женщиной, об отношениях в семье. Измены начинаются в головах, и верность, умение не поддаться искушению, а всё-таки сохранить отношения и семью, очень важна для продолжения рода человеческого.

― Обязательно ли брак должен быть церковным? Брак в ЗАГСе или гражданский брак двух людей, решивших принадлежать друг-другу и готовых вместе рожать и воспитывать людей, нарушает ли эту заповедь?

― Я считаю, что брак может быть разной степени.

По моему мнению, церковный брак ― совершенный, потому что благословлён Богом, освящён молитвой и имеет дополнительный ресурс для развития и сохранения, если люди ведут себя по-христиански.

С другой стороны, апостол Павел в Священнописании говорит о том, чтобы верующий муж или верующая жена не оставляли своих неверующих супругов, потому что они в этом союзе освящаются верующими половинками. И дети их таким образом освящаются.

Церковь признаёт союз и между представителями разных религий и призывает сохранять такие союзы. То есть союз, зарегистрированный в ЗАГСе, также признаётся церковью. Но он не столь совершенен, как благословлённый Богом.

Что касается так называемого «гражданского» брака, его тоже можно в определённой степени признать как союз. Но я считаю, что это абсолютно безответственная форма брака, поскольку отсутствуют всякие обязательства, и изначально предполагается высокая степень безответственности: «Если что-то не понравится, не сойдёмся ― разойдёмся». Но я готов признать, что и в этой форме союза есть счастливые пары.

И мне бы хотелось, чтобы такие союзы возрастали к такому, где участником будут не только люди и государство, но и Божественная благодать. 

На самом деле, важно не то, в какой форме брак, а то, что находится в основе этого союза. Если любовь и взаимная верность, ответственность перед Богом, обществом, детьми ― то этот союз будет действительно исполнением Божьих заповедей, а значит крепким.

Бог благословил семью как союз мужчины и женщины для рождения детей еще в Раю. Поэтому семья ― это то место, где мы способны ощутить райское блаженство: в отношениях мужчины и женщины, в отношениях родителей и детей. И чтобы быть ближе к раю, не стоит отвергать божественную помощь.

Очень важно, заключая брачный союз помнить, что это навсегда. Не изменяйте, и Вы увидите, что любовь развивается с годами: она одна ― когда Вы знакомитесь, другая ― когда познаёте друг друга, третья ― когда появляются дети, четвёртая ― когда появляются внуки…

В каждый из периодов жизни нужно прочувствовать и насладиться особым видом любви. Любовь развивается с годами, открывается разными сторонами и раскрывается в супружеском союзе.

«Не укради» ― заповедь о том, как научиться радоваться тому, что тебе по средствам

8-я заповедь: «Не укради».

На общественном языке эта заповедь может пониматься как «Нет коррупции!» Большинство проблем, которые существуют в нашем обществе, выходят из нарушения этой заповеди.

К сожалению, коррупция существует не только на уровне чиновничьих кабинетов ― воровство стало неотъемлемой частью культуры, общества и укоренилось в людях. Это огромная проблема, потому что это разрушает систему общественного и государственного устройства страны. Без преодоления этой беды, болезни, греха и порока достойное и справедливое общество выстроить невозможно. Но начинать бороться с коррупцией нужно каждому с самого себя.

― Я с Вами совершенно согласна. Но в общественном сознании давно уже воспринимается воровство как хозяйственность. Например, принёс домой что-то с работы ― значит молодец, заметил, приложил усилия, ловкость рук и хитрость. Да и в дом же принёс, в семью. Воровство не воспринимается плохим…

― Достаток семьи нужно приобретать собственным трудом. Когда человек подбирает, присваивает плоды чужого или коллективного труда ― это воровство, и ведёт оно к разложению личности, общества и государства!

Давайте применять свои усилия, ловкость и хитрость в том, чтобы совместно искать пути оздоровления общества и государства. Потому что дальше продолжать строить экономику и государственную машину на коррупции и воровстве нельзя. Мы можем увидеть, куда этот грех завел общество, оглянувшись по сторонам. 

― А если человек не может вернуть банковский кредит или долг, который взял, это является воровством или нет?

Взял кредит ― это не украл, но это определённая степень культуры отношения с деньгами. Раньше была культура «заработал ― потратил». К сожалению, сейчас это плохо работает, и нам предлагают тратить до того, как мы заработали. И мы должны серьёзно и обдуманно подходить к вопросам взятия кредита, «десять раз отмерить», просчитать все вероятные риски, чётко понимать, каким образом возвращать эти деньги. Но лучше в долги не залезать. По статистике, невозврат кредитов ― в основном деньги, взятые на абсолютно ненужные вещи.

В обществе потребления очень важно уметь ограничивать себя, поститься в том числе потребительски, уметь довольствоваться и радоваться тому, что возможно и что по средствам.

Родители должны, воспитывая детей, не баловать их изо всех сил, работая на то, чтобы купить новую игрушку ребёнку, не соответствующую уровню достатка в семье.

Воспитывайте умеренное и осознанное потребление. Ребёнок способен понять родителя и чутко подстроиться под условия жизни. Это помогает быть более адекватным по отношению к тем вещам, которые очень часто нас заполняют, но не являются необходимыми и важными. Радость жизни не в вещах, а если эти вещи приобретаются неправедным путём или «вещь ради вещи», то и добра от них не будет.

Пару слов о чести и честности

9-я заповедь: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».

Эта заповедь говорит: «Не лги», то есть говори правду. С другой стороны, это заповедь «Не манипулируй». Сегодня реклама и иные информационные продукты построены на манипуляции, лжи и являются нарушением этой заповеди.

Ещё эта заповедь о справедливой судебной системе. Господь этой заповедью рекомендует установить нам справедливые суды, арбитражи, справедливо разрешать возникающие споры. Справедливо ― это когда мы предполагаем, что наше мнение не абсолютно правильно, а есть некий авторитет, способный нас рассудить. Суд как место торговли справедливостью не является справедливым.

Отец лжи ― дьявол. Именно он пытается ложью подтолкнуть Еву к определённым действиям: «А правда ли, что Бог запретил Вам вкушать от всех деревьев?» Он манипулирует.

Очень важно в своей жизни отказаться от лжи и постараться говорить правду. Есть поговорка, якобы из Священного Писания: «Ложь ― конь во спасение». Но, на самом деле, перевод этой церковнославянской фразы из псалма на русский язык будет иметь совсем иной, противоположный смысл ― «ложь, что конь спасает». То есть напротив,  ложь усложняет проблему.

Когда человек понимает, что ему врут, чувствует себя преданным. Нужно стараться находить такие формы правды, которые бы помогали созиданию истины.

10-я заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего... ничего, что у ближнего твоего».

Смысл десятой заповеди я бы свёл к двум вещам ― не желай чужого и не завидуй. К сожалению, экономика и общественные отношения в нашем обществе строятся на том, что человек хочет занять чьё-то место, отнять чей-то бизнес, потому что он кажется ему привлекательным, отобрать чью-то вещь. Часто потом оказывается, что, получая чужую вещь, мы не способны ею управлять, реальность оказывается не такой, как казалось.

Зависть ― это искушение в желаниях. Очень часто наши желания не подкреплены реальным пониманием ситуации ― это иллюзия, мечтания, чего нет в реальности. Очень важно не поддаваться на эти иллюзии, а строить свою жизнь. Создавая своё, мы приумножаем общее, радуясь достижениям друг друга –объединяем усилия, а отбирая, желая чужого или завидуя ― разрушаем общество и самих себя.

― А если человек увидел что-то, что понравилось ― вещь, бизнес, статус или талант ― это же может мотивировать его на собственные действия, чтобы добиваться такого же результата?

― «Такого же» и «того же» ― это разное: если человек видит вещь и хочет сделать такую же ― это хорошо, потому что будет две вещи. Но если увидел и захотел отнять у того, кто сделал ― это прямое нарушение заповеди.

Фактически эта заповедь о запрете на желание отнять: часть территории соседней страны, жену у соседа, поле у успешного земледельца, бизнес у талантливого предпринимателя.

Немного практики: как применить 10 Заповедей уже сегодня?

― В предыдущей беседе мы говорили о том, что выбор человек осуществляет постоянно. Вот сейчас перед народом будет очередной выбор ― выборы депутатов в местные советы. Как человеку выбирать и на что ему опираться, чтобы сделать правильный выбор?

Человек, который способен обустроить собственную жизнь по заповедям Божьим, получает и умение различать добро от зла.

Есть очень простой рецепт в политических выборах: «По делам их вы узнаете их», а значит, мы должны судить о кандидатах в депутаты по их делам.

В современном информационном обществе очень легко выяснить, какие дела, действия совершал человек. На местных выборах у нас есть преимущество ― мы знаем тех людей, которые идут во власть и можем понимать, для чего они идут на выборы: чтобы что-то сделать или чтобы использовать власть в своих личных целях.

Очень важно, чтобы повышалась политическая грамотность людей, чтобы люди реагировали не на красивые слова и обещания, а смотрели на то, чего кандидат добился в своей жизни, чем живёт, каков его бизнес, что сделал на своём рабочем месте, как обустроил свой дом, семью ― это тоже показатель. И всегда можно найти достойных людей. Хотя проблема ещё в том, что очень редко достойные люди идут в политику, скорее они занимаются своим делом.

Поэтому постепенно в обществе должна выстраиваться некая система, когда общество не выбирает из предложенных билбордов, а формирует и выдвигает из своей среды людей, способных что-то делать и которых считают достойными. Создавать гражданское общество на основе сформированной снизу политической системы, а не назначенных и профинансированных кем-то партийных членов.

С другой стороны, для христианина, человека, живущего по демократическим принципам нет ничего страшного, если он остаётся в меньшинстве. Нужно уметь быть в меньшинстве, а тем, кто составляет большинство, нужно научиться принимать такие решения, какие бы учитывали и мнение меньшинства. Общество должно консолидироваться и объединяться! Выбирайте порядочных людей, которые добились успеха в жизни собственным трудом, а не пересаживанием из кресла в кресло.

Беседовала Дарья Орлова

По материалам интернет-издания «Good-psychologist»

Протоиерей Георгий Коваленко
интервью священника психологу
10 Заповедей

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
1605

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар