Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

Главные слова Троицы. Что нам надо держать в уме и в сердце?

Версия для печатиВерсия для печати

О Дне Святой Троицы рассказывают митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, Местоблюститель Киевской Митрополичьей кафедры, и митрополит Бориспольский и Броварский Антоний, Управляющий делами Украинской Православной Церкви.

Видимым символом присутствия в мире Святого Духа является природа

– Один из главных христианских праздников – День Святой Троицы или Пятидесятницы – особо близок славянам. Именно на Руси с XIVвека праздник Сошествия Святого Духа на апостолов стали именовать «Троицыным днем». И сегодня празднование Троицы связано со многими народными традициями. Какие обряды существуют на Буковине и Закарпатье – родине архиереев Онуфрия и Антония?  

Митрополит Онуфрий:

– У нас на Буковине на праздник Троицы люди украшают свои жилища, стены домов и храмов разнообразными зелеными ветками. Собирают буйную зеленую траву в полях и выстелают полы в храмах и домах. Эта народная традиция знаменует о том, что жизнь происходит от Святой Живоначальной Троицы. И вот эта зелень и символизируют жизнь, ту, которая дана человеку. 

Митрополит Антоний:

– Закарпатье – край с богатыми древними народными традициями. Причем, все они пронизаны христианским мирощущением. До сих пор люди живут церковным календарем – от праздника к празднику. Каждый праздничный день начинается с посещения храма, Литургии, а уже после обеда начинается, если можно так выразиться, светская программа. Такого устоя держатся и сейчас как старшее поколение, так и молодые люди.

Учитывая экономические сложности, очень многие закарпатцы выезжают на заработки за пределы области, в том числе и заграницу. Однако на большие православные праздники: Рождество Христово, Пасху – все обязательно возвращаются домой, чтобы всей семьей сходить на богослужение.

В службе в честь Живоначальной Троицы особый акцент делается на действии Духа Божия в мире. Дух Божий животворит, т.е. дает жизнь всему творению. Видимым символом присутствия в мире Святого Духа является природа, которая ярко ожила после зимней спячки. Поэтому в День Пятидесятницы православные храмы и жилища обильно украшаются зелеными ветками и посыпаются травой. В Закарпатье основой украшения служит липа.

Вспоминаю, что в детстве накануне праздника мы ходили в лес за липой, и почему-то всегда была гроза: молния, гром, а в горах все это усиливается, но страха не было. Мы со сверстниками, мокрые, но радостные приходили домой с охапкой липовых веточек, и расставляли их в комнатах, на воротах, в хлеву и т.д.

На второй день праздника – в День Святого Духа, обычно, освящают сплетенные с несозревших колосьев пшеницы или ржи венки, которыми украшают поклонные кресты. В этот день также совершают молебны на полях и молятся, чтобы Господь послал обильный урожай.

Признак духовного уровня определяется тем, что человек ставит во главу угла – обряд или то, что содержится в этом обряде, – суть

–Для многих, формально православных, именно народные обряды в День Святой Троицы важнее всего. Как разъяснить людям истинный смысл праздника?

Митрополит Антоний:

– Обряд – это видимая сторона некоего сакраментального действия. Всякий обряд есть внешнее выражение верований человека. Человек — существо, в природе которого духовное бытие соединилось с материальным. И как следствие в своем представлении человек старается духовное облечь в видимое, чтобы через это сделать его доступным. Таким образом, обряд везде и всегда служил для человека символом и удостоверением в действительности присутствия и воздействия Бога на человека.

При этом следует отличать благочестивые христианские обряды и обычаи от тех народных традиций, которые являются откровенно языческими. К сожалению, внешняя обрядовая сторона, зачастую закрывает собой истинный смысл христианских праздников. Для христианства главным является не обряд, не внешнее проявление его верований, но внутреннее, духовное устремление человека к своему Богу. Христианство заключается в преображении и обожении человека, а не в следовании обрядам.

Для православного христианина праздник Святой Троицы – это, прежде всего, день особого проявления Божия в человеческом мире. Сошествие Святого Духа на апостолов есть проявление силы Его в них, открытие в них Его особенного присутствия. Вдохновленные Божественной силой, излившейся на них в день Пятидесятницы, движимые Духом Святым, они отправились в разные страны, проповедуя Христа распятого и воскресшего. Именно они создали общность людей, внутри которой и живет этот дар Святого Духа. Эту общность мы именуем Церковью Божией.

Все мы с вами и есть Церковь, среди нас и в нас живет Святой Дух, силы Которого каждый получает в момент крещения и миропомазания, сила Которого обновляется в нас всякий раз, когда мы, принося покаяние, причащаемся Святых Христовых Таин. Именно в Церкви и происходит спасение людей, их живое соприкосновение с Богом, новая жизнь во Христе.

Таким образом, праздник Пятидесятницы (Троицы) – личный праздник каждого христианина, откликнувшегося на призыв Святого Духа, и вошедшего в Церковь Христову.

Митрополит Онуфрий:

– Люди приходят в храм часто именно следуя обрядам. Только, к сожаленью, некоторым за внешним никак не удается разглядеть содержимого. Хотя, стоит только человеку начать интересоваться глубже тем, что стоит за неким обрядом, выясняется, что за ним сокрыт высокий духовный смысл. Обряд является тем сосудом, в котором хранится истина. 

Признак духовного уровня определяется тем, что человек ставит во главу угла своей жизни: обряд или то, что содержится в этом обряде, – суть.

Пока человек далек от Церкви, его могут интересовать именно обряды, но когда он начал полноценно участвовать в церковной жизни, то он часто уже на внешние вещи обращает меньше внимания. 

В этот день пришло во всей своей полноте подлинное духовно-опытное осознание троичности Божества

– Троица являлась людям в разное время: это и явление Аврааму, и Богоявление в момент Крещения Христова, но почему Троицей принято именовать именно День Святой Пятидесятницы – день схождения Святого Духа на апостолов?

Митрополит Антоний:

– Все, что происходит в Ветхом Завете, может быть осознанно только через призму Евангелия. Апостол Павел прямо говорит, что Ветхий Завет – это детоводитель ко Христу. Все Феофании – Богоявления в Ветхом Завете имели прикровенный смысл, и они были неполными. И лишь в Новом Завете, почти две тысячи лет тому назад, мир воспринял тайну Триединого Бога: Ветхий Завет знал Единого Бога, положившего основание Ветхозаветной Церкви; Сын, воплотившись на земле, создал Церковь Нового Завета; Дух Святой открыл ее историческое время и действует в ней «до скончания века». Поэтому праздник ее рождения именуется Днем Святой Троицы. Интересен тот факт, что именно на Руси где-то с XIV века праздник Сошествия Святого Духа на апостолов стали именовать «Троицыным днем».

Название праздника объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы, и учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трех Лиц Божества в Домостроительстве спасения человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты. Сошествие Святого Духа указало на троичность Бога — Бог Отец творит мир, Бог Сын воссоздает человеческую природу и делает ее способной жить вечно, Бог Дух Святой освящает человека, а через него и весь мир, через устроение Церкви.

Именно  в этот день, наконец, пришло во всей своей полноте подлинное духовно-опытное осознание троичности Божества. Ведь если в день Крещения Христова человечество еще только как бы «со стороны» узнало о существовании Бога-Троицы, то в день Пятидесятницы Христовы апостолы уже — благодаря собственному внутреннему духовному опыту — лично познали совсем неведомое им прежде Третье Лицо Пресвятой Троицы: как сошедшего на них Святого Духа.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Надлежало принявшим Иисуса получить также и Духа, чтобы дело боговедения в них достигало все более и более совершенной степени».

Святой Дух дал апостолам силу, которая была необходима для того, чтобы наполнять божественный организм Церкви человеческим содержанием

– Троицу еще называют Днем рождения Церкви. Расскажите, пожалуйста, об апостольском преемстве от Пятидесятницы до сего дня.

Митрополит Онуфрий:

– Действительно, схождение Святого Духа – это День рождения Церкви. Потому что Святой Дух дал апостолам ту силу, которая была необходима им для того, чтобы наполнять божественный организм Церкви человеческим содержанием.

Проповедуя Христа распятого и воскресшего, апостолы совершали свое служение, а Церковь, которую Господь основал на Своей крови, наполнялась людьми.

Основой духовной жизни является вера в Воскресшего Христа. И именно об этом свидетельствуют во все времена те мужи, которые от первоапостолов приняли свое апостольское служение – канонические православные епископы и священники. Являясь преемниками апостолов, и сегодня они проповедью о Господе Иисусе Христе продолжают наполнять Богочеловеческий организм Церкви новыми Ее членами.

Митрополит Антоний:

– Апостольское преемство является одним из условий того, что Церковь благодатна, что в ней действительно совершаются Таинства, а значит, она выполняет свое назначение – вести людей ко спасению. Однако апостольское преемство не ограничивается только самой по себе непрерывной цепочкой рукоположений. Необходимо и другое условие: Церковь должна сохранять то вероучение, которое она получила от апостолов (а апостолы – от Самого Христа). Без этого никакого подлинного апостольского преемства не существует.

Наряду с единством веры, таинствами и каноническим устройством апостольское преемство является внешним выражением единства Церкви. И поэтому, если некоторые группы (будь то секты или расколы) отделяют себя от единства церковного, то они автоматически лишаются апостольского преемства. В таких «организациях» огонь Пятидесятницы перестает гореть. И все, что совершается в таких «церквах» является не просто недействительным, но, прежде всего, духовно опасным для человека. Таинства таких «церквей» служат не спасению человека, не ведут его  в жизнь вечную, но, к сожалению, являются для человека, по слову апостола Павла «судом и осуждением» (1 Кор. 11, 29).

Кем бы человек ни был, каждый должен готовить себя к вечности

– Что бы вы хотели пожелать нам всем в этот праздник?

Митрополит Антоний:

– Чтобы мы были способными принять в свою жизнь Триипостасного Бога.    

Митрополит Онуфрий:

– Чтобы люди были не безразличными к своей духовной жизни. Важно помнить, что все земное проходит. Каким бы большим не было богатство человека, высоким положение (царь, император или президент), – все это оставляется перед переходом в мир иной.

Кем бы человек ни был – ученым или простецом, здоровым или больным, богатым или бедным, – каждый должен готовить себя к Вечности. И эта подготовка начинается тогда, когда человек начинает молиться, начинает изучать Священное Писание, читать святых отцов, знакомиться с истиной верой. Тогда он становится свободным в настоящем смысле этого слова, способным преодолевать те искушения, которые встречаются на земном пути.

Желаю, чтобы в нашей жизни всегда был упованием – Небесный Отец, прибежищем – Сын, а покровом – Дух Святый.

Беседовала Наталья Горошкова

АНТОНІЙ (Паканич), митрополит Бориспільський і Броварський, Керуючий справами УПЦ
1.Блаженніший ОНУФРІЙ, Митрополит Київський і всієї України, Предстоятель Української Православної Церкви
Троица

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
3490

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар