Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

Главные слова праздника Введения

Версия для печатиВерсия для печати

4 декабря Православная Церковь отмечает великий двунадесятый праздник — Введение во Храм Пресвятой Богородицы.

Чому Введення — «дитяче» свято? Дивіться відеоблог "Православіє в Україні". Гість студії - протоієрей Георгій Коваленко

Понимаем ли мы, что празднуем? Вчитаемся в песнопения и чтения Всенощной в переводе на русский язык с толкованием.

Введение во храм

Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Монастырь Хиландар, Святая гора Афон, XIV век

***

«Воссияв светом благодати, Богородица озарила всех
и созвала песнями украсить Её пресветлое торжество.
Придите, к Ней соберемся».

«Славная Дверь, непроходимая мыслями,
открыв дверь храма Божия, ныне приглашает нас, войдя с Ней,
насладиться Её божественными чудесами».

Тропари из канона на утрени

***

Бу­ду­чи днём яв­ле­ния Бо­го­ма­те­ри мiру, празд­ник Вве­де­ния есть и день от­де­ле­ния от мiра Бо­го­из­бран­ной Де­вы – день, в ко­то­рый на­чал­ся Её ис­ход из мi­ра, про­дол­жав­ший­ся на про­тя­же­нии всей Её зем­ной жиз­ни и за­вер­шив­ший­ся Её «не­бо­ше­ст­вен­ным» Ус­пе­ни­ем. И ес­ли в Ро­ж­де­ст­ве Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ла уго­то­ва­на плоть, от чи­с­тых кро­вей ко­то­рой дол­жен был ро­дить­ся Сын Бо­жий, то со дня Её вве­де­ния во храм на­чи­на­ет­ся вос­пи­та­ние и при­уго­то­в­ле­ние Её ду­ши к то­му ве­ли­ко­му дню, ко­г­да Она ска­жет явив­ше­му­ся Ей Ар­хан­ге­лу: «Бу­ди Мне по гла­го­лу тво­е­му» (Лк 1:38).

Об этом — стихиры на «Господи воззвах» на вечерне

Вер­ные, воз­ли­ку­ем в этот день, вос­пе­вая Гос­по­ду во псалмах и пе­с­но­пе­ни­ях, по­чи­тая и Его ос­вя­щён­ную ски­нию, оду­ше­в­лён­ный ков­чег*, Вме­стив­шую не­вме­сти­мое Сло­во; ибо Она при­во­дит­ся Гос­по­ду, не­обы­ча­й­ное ди­тя по пло­ти, и ве­ли­кий пер­во­свя­щен­ник За­ха­рия при­ни­ма­ет Её с ра­до­стью, как Бо­жию оби­тель.

*В Ковчеге в главном святилище хранилась Книга (скрижали) Завета. Она является прообразом Господа Иисуса Христа, поэтому Матерь Божию богословы часто называют Ковчегом.

***

Свя­тым Ду­хом все­ля­ет­ся во Свя­тое Свя­тых и пи­та­ет­ся Ан­ге­лом свя­тая и не­по­ро­ч­ная, Та, Кто по­ис­ти­не яв­ля­ет­ся свя­тей­шим храмом свя­то­го Бо­га на­ше­го, всё ос­вя­тив­ше­го Её вхо­дом и обоживше­го пре­ткнув­ш­е­е­ся (спо­ткнув­ше­е­ся, ос­ту­пив­ше­е­ся на пу­ти в Цар­ст­во Не­бес­ное) ес­те­ст­во смерт­ных*.

*Ро­ж­да­ет­ся Де­ва Бо­го­от­ро­ко­ви­ца, и в Её ро­ж­де­нии раз­ре­ша­ет­ся не­плод­ст­во по­вре­ж­дён­но­го гре­хом че­ло­ве­че­с­ко­го ес­те­ст­ва.

***

В этот день храм, вме­ща­ю­щий Бо­га – Бо­го­ро­ди­ца, – при­во­дит­ся в храм Гос­по­день, и За­ха­рия Её при­ни­ма­ет. В этот день Свя­тое Свя­тых ра­ду­ет­ся и хор Ан­ге­лов та­ин­ст­вен­но тор­же­ст­ву­ет*. С ни­ми и мы, празд­нуя се­го­д­ня, воз­зо­вём с Гав­ри­и­лом: «Ра­дуй­ся, Бла­го­дат­ная, с То­бою Гос­подь, име­ю­щий ве­ли­кую ми­лость!»

*Ве­лик и зна­ме­на­те­лен на­ст­о­ящий день в жиз­ни Бо­г­о­ма­тери, став­ший пред­зна­ме­но­ва­ни­ем то­го, что Пре­свя­тая Де­ва бу­дет по­ста­в­ле­на пре­вы­ше не толь­ко свя­тых, но да­же Ан­ге­лов, Хе­р­у­вимов и Се­ра­фи­мов. Бо­же­ст­вен­ный Про­мысл ос­та­ет­ся не­по­сти­жи­мым На­чаль­ст­вам и Вла­стям на Не­бе­сах, толь­ко че­рез Цер­ковь они по­з­на­ют, в чём со­сто­ит до­мо­стро­и­тель­ст­во тай­ны, со­кр­ы­в­а­в­шейся от ве­ч­но­сти в Бо­ге.

***

При­ди­те, все на­ро­ды, про­сла­вим еди­ную Не­по­ро­ч­ную, пред­воз­ве­щён­ную про­ро­ка­ми и при­ве­дён­ную в храм – пре­ж­де ве­ков пред­на­зна­чен­ную Ма­терь и в по­с­лед­ние вре­ме­на явив­шу­ю­ся Бо­го­ро­ди­цу. Гос­по­ди, по хо­да­тай­ст­вам Её по­дай нам Твой мир и ве­ли­кую ми­лость!

***

Бо­жия Не­ве­с­та, Вла­ды­чи­ца, по Тво­ём ро­ж­де­ст­ве Ты при­бы­ла в храм Гос­по­день, что­бы вос­пи­тать­ся во Свя­том Свя­тых, как ос­вя­щён­ная. То­г­да и по­слан был к Те­бе, Все­не­по­ро­ч­ной, Гав­ри­ил – при­но­сить Те­бе пи­щу. Всё не­бес­ное изу­ми­лось, ви­дя, что в Те­бя все­лил­ся Свя­той Дух. По­то­му, Пре­чи­с­тая, не­ос­к­вер­нён­ная, про­сла­в­ля­е­мая на не­бе и на зе­м­ле Ма­терь Бо­жия, спа­сай род наш.

Введение во храм

Дева Мария перед Первосвященником.
Введение во храм Пресвятой Богородицы. Панселин, XIII век. Карея, Афон (фрагмент)

 Стихиры на стиховне

Ра­ду­ет­ся не­бо и зе­м­ля, ви­дя мы­с­лен­ное Не­бо, иду­щее в бо­же­ст­вен­ный дом, что­бы быть вос­пи­тан­ной в бла­го­го­ве­нии,* – Де­ву един­ст­вен­ную и не­по­ро­ч­ную, к Ко­то­рой в изу­м­ле­нии За­ха­рия взы­вал: «Дверь Гос­под­ня!** Я от­кры­ваю Те­бе две­ри хра­ма; ра­до­ст­но ли­куй в нём, ибо уз­нал я и уве­ро­вал, что из­ба­в­ле­ние Из­ра­и­ля уже оче­вид­но при­дёт, и ро­дит­ся от Те­бя Бог Сло­во, да­ру­ю­щий мiру ве­ли­кую ми­лость!»

*Ка­ж­дая ду­ша хри­сти­ан­ская мо­жет на­хо­дить в хра­ме та­кое же бла­жен­ст­во, ка­кое на­хо­ди­ла в нем Пре­свя­тая Де­ва, вве­дён­ная в храм Гос­по­день с юных лет. Грех уда­ля­ет нас от Бо­га и ли­ша­ет Его бла­го­во­ле­ния. Но че­рез по­се­ще­ние хра­ма мы опять при­б­л­иж­а­емся к Бо­гу и при­вле­ка­ем к се­бе Его Не­бес­ную ми­лость. Здесь, пе­ред Пре­сто­лом Все­выш­н­его, на­ши мо­лит­вы со­ед­и­н­я­ют­ся с мо­лит­ва­ми свя­тых. Осо­бен­ной Хо­д­а­т­а­и­цей и Мо­ли­т­в­ен­ницей на­шей яв­л­яе­тся Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца. Она с трёх лет на­хо­ди­лась при хра­ме Бо­ж­ием до то­го вре­ме­ни, по­ка не сде­ла­лась из­бран­ным ору­ди­ем спа­се­ния все­го мiра. Воз­лю­бив­шая свя­той храм, Она с ра­до­стью по­мо­га­ет всем, при­хо­дя­щим в не­го для мо­лит­вы.

***

Ан­на – бо­же­ст­вен­ная бла­го­дать* – от­кры­то с ве­се­ли­ем при­во­дит в Бо­жий храм дан­ную ей по бла­го­да­ти чи­с­тую При­сно­де­ву, при­звав ид­ти пред Нею от­ро­ко­виц со све­тиль­ни­ка­ми и воз­гла­шая: «Иди, Ди­тя, будь для Дав­ше­го Те­бя и при­но­ше­ни­ем, и бла­го­вон­ным фи­ми­а­мом. Вой­ди в не­до­с­туп­ное и по­з­най тай­ны, и го­товь­ся стать при­ят­ным и пре­кра­с­ным жи­ли­щем для Ии­су­са, по­да­ю­ще­го мiру ве­ли­кую ми­лость!»

*Имя Ан­на пе­ре­во­дит­ся с ев­рей­ско­го как «бла­го­дать».

***

Сой­дясь в этот день, мы, со­б­ра­ния вер­ных, ду­хов­но бу­дем тор­же­ст­во­вать и бла­го­го­вей­но вос­хва­лим Бо­го­от­ро­ко­ви­цу, Де­ву и Бо­го­ро­ди­цу, вво­ди­мую во храм Гос­по­день – предъ­из­бран­ную из всех ро­дов в жи­ли­ще Хри­ста, Ца­ря всех и Бо­га все­го. Де­вы, пред­ше­ст­вуй­те, не­ся све­тиль­ни­ки, по­чи­тая свя­щен­ный вы­ход При­сно­де­вы. Ма­те­ри, ос­та­вив вся­кую пе­чаль, ра­до­ст­но все вме­сте со­про­во­ж­дай­те, вос­пе­вая, Став­шую Ма­те­рью Бо­жи­ей и По­да­тель­ни­цу ра­до­сти для мiра. Вос­кли­к­нем же все ра­до­ст­но со Ан­ге­лом: «Ра­дуй­ся!»* Бла­го­дат­ной, все­гда хо­да­тай­ст­ву­ю­щей о ду­шах на­ших.

*Упо­ми­на­ние здесь Ан­гель­ско­го при­вет­ст­вия Пре­свя­той Де­ве на­пра­в­ля­ет на­ши мы­с­ли че­рез Бла­го­ве­ще­ние к по­с­ле­ду­ю­ще­му празд­ни­ку Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва.

Тропарь

В этот день – пред­зна­ме­но­ва­ние Бо­жия бла­го­во­ле­ния и пред­ве­с­тие спа­се­ния лю­дей: в хра­ме Бо­жи­ем от­кры­то яв­ля­ет­ся Де­ва** и всем пред­воз­ве­ща­ет Хри­ста.*** И мы гро­мо­г­ла­с­но воз­зо­вём Ей: «Ра­дуй­ся, ис­по­л­не­ние пред­на­чер­тан­но­го Со­з­да­те­лем!»

**Это как бы вто­рое ду­хов­ное ро­ж­де­ние Бо­го­ма­те­ри и, вме­сте с тем, яв­ле­ние Ее мi­ру, по­доб­ное яв­ле­нию на­ро­ду Ии­су­са Хри­стапо­с­ле кре­ще­ния, и празд­ну­ет Свя­тая Цер­ковь в день Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

***Вве­де­ние во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ло сво­его ро­да без­молв­ной про­по­ве­дью на­ро­ду о бли­з­ком при­ше­ст­вии Хри­сто­вом и осу­ще­ст­в­ле­нии Бо­жи­е­го смо­т­ре­ния о спа­се­нии лю­дей. Оно еще бо­лее, чем Ро­ж­де­ст­во Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, под­го­то­в­ля­ет и при­бли­жа­ет нас к Ро­ж­де­ст­ву Хри­сто­ву. Об этом го­во­рит тро­парь празд­ни­ку, в та­кой же ме­ре по­свя­щен­ный са­мо­му празд­ни­ку, как и по­с­ле­ду­ю­ще­му за ним Ро­ж­де­ст­ву Хри­сто­ву.

Седален по кафизме на Утрени

Во свя­тое свя­ти­ли­ще при­но­сит­ся Бо­гу плод пра­вед­ных Ио­а­ки­ма и Ан­ны – мла­ден­ст­ву­ю­щая пло­тию* Пи­та­тель­ни­ца на­шей Жиз­ни, Ко­то­рую бла­го­сло­вил свя­щен­ный За­ха­рия**. Её мы все как Ма­терь Бо­жию с ве­рою про­сла­вим.

введение во Храм

Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Монастырь Дафни

*Не­мно­го вре­ме­ни про­ве­ла Пре­свя­тая Де­ва Ма­рия в до­ме ро­ди­те­лей. Бог ско­ро ук­рыл Её в тай­не се­ле­ния Сво­его, во свя­том хра­ме Сво­ём, что­бы уго­то­вить в Ней храм для Еди­но­род­но­го Сы­на Сво­его. Ед­ва ис­по­л­ни­лось Ей три го­да, как бла­го­че­с­ти­вые ро­ди­те­ли Её по­спе­ши­ли ис­п­о­л­нить обет свой — по­свя­тить Её Бо­гу. Не удер­жа­ли их ни ес­те­ст­вен­ное чув­ст­во ро­ди­тель­ской люб­ви к еди­но­род­ной До­че­ри, для ко­то­рой тя­же­ла ско­рая раз­лу­ка с лю­бе­з­н­ей­шим ча­дом, ни юность воз­рас­та Бо­го­от­ро­ко­ви­цы, Кот­о­рой, по всту­п­ле­нии во храм, над­ле­жа­ло уже ли­шить­ся их бли­жай­ших по­пе­че­ний, Лю­бовь к Бо­гу пре­воз­мог­ла в них ес­те­ст­вен­ные чув­ст­ва; для Бо­га они от­ка­за­лись от ласк ма­ло­лет­ней До­че­ри, столь слад­ких для ро­ди­те­лей. Да не по­мы­с­лит при этом кто-ли­бо, что в та­ких юных ле­тах ещё ра­но бы­ло мла­ден­че­ст­ву­ю­щую Де­ву по­свя­щать Бо­гу: в ду­шах из­бран­ных ча­с­то очень ра­но рас­кр­ы­в­а­ют­ся ду­хов­ные си­лы; ра­но об­на­ру­жи­в­а­ет­ся го­тов­ность к при­ня­тию бла­го­дат­ных дей­ст­вий. Без со­м­н­е­ния, и бла­г­о­ч­е­ст­ивые ро­ди­те­ли, ед­ва толь­ко Дочь их на­у­чи­лась про­из­н­о­сить име­на их, на­у­чи­ли Её знать все­свя­тое имя Бо­жие и бла­го­го­веть пред Ним, и вну­ша­ли Ей, что Она еще до ро­ж­де­ния обе­ща­на Бо­гу, что Она ди­тя не их, а Бо­жие и дол­ж­на жить во хра­ме, а с ни­ми раз­лу­чит­ь­ся. Ду­ша не­вин­но­го мла­ден­ца, уже при­зван­ная Бо­гом, при та­ких на­ста­в­ле­ни­ях ещё силь­нее чув­ст­во­ва­ла вле­че­ние Бла­го­да­ти и не мог­ла не ус­т­ре­мить­ся всем су­ще­ст­вом Сво­им к Бо­гу. Она Са­ма, ко­не­ч­но, же­ла­ла ско­рее во­дв­о­р­ит­ься в до­ме Бо­жи­ем; по­се­му-то и ро­ди­те­ли так ра­но по­спе­ши­ли ис­по­л­нить обет свой. Не с скор­бию, так ес­т­е­с­тве­нною обы­к­но­вен­ным лю­дям при раз­лу­ке с лю­б­и­мы­ми деть­ми, но с тор­же­ст­вен­ным ве­се­ли­ем от­да­ва­ли они Бо­гу своё един­ст­вен­ное со­кро­ви­ще. (из кни­ги «Сла­ва Бо­го­ма­те­ри»)

**В празд­но­ва­нии при­ни­ма­ют уча­стие и ро­ди­те­ли Бо­го­ма­те­ри, и Её бли­жай­шие род­ст­вен­ни­ки, при­шед­шие с Нею в Ие­ру­са­лим, а так­же и слу­жи­т­е­ли вет­хо­за­вет­но­го хра­ма, и сре­ди них пер­во­свя­щен­ник За­ха­рия. Ис­по­л­нив­шись Свя­то­го Ду­ха, он, во­пре­ки всем ус­та­но­в­ле­ни­ям и за­ко­нам Вет­хо­го За­ве­та, ввёл при­ве­дён­ную во храм Мла­ден­ца-Де­ву во Свя­тая Свя­тых. Вве­де­ние во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ло как бы без­молв­ной про­по­ве­дью на­ро­ду о бли­з­ком при­ше­ст­вии Хри­сто­вом и осу­ще­ст­в­ле­нии Бо­жи­е­го смо­т­ре­ния о спа­се­нии лю­дей. Оно еще бо­лее, чем Ро­ж­де­ст­во Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, под­го­то­в­ля­ет и при­бли­жа­ет нас к Ро­ж­де­ст­ву Хри­сто­ву.

 

Почему освященная скиния? Почему одушевленный Ковчег? Почему Дверь Господня? Ищем ответы в паремиях

ПЕРВАЯ ПАРЕМИЯ НА ВЕЧЕРНЕ

Кни­га Ис­ход

Ска­зал Гос­подь Мо­и­сею, го­во­ря: в пер­вый день ме­ся­ца пер­во­го по­ста­вишь ски­нию сви­де­тель­ст­ва, и по­ло­жишь ков­чег [сви­де­тель­ст­ва], и за­кро­ешь его за­ве­сою; и вне­сешь стол и све­тиль­ник (его); и по­ста­вишь ка­диль­ни­цу зо­ло­тую для ку­ре­ния пред ков­че­гом сви­де­тель­ст­ва, и по­ме­с­тишь по­кров за­ве­сы ко вхо­ду ски­нии сви­де­тель­ст­ва. И возь­мешь елей по­ма­за­ния, и по­ма­жешь ски­нию и всё, что в ней, и ос­вя­тишь её и всю ут­варь её, и бу­дет свя­та. И ос­вя­тишь жер­тве­н­ник, и бу­дет жер­т­вен­ник свя­тое свя­тых. И сде­лал Мо­и­сей всё, что за­по­ве­дал ему Гос­подь (Бог, Свя­той Из­ра­и­лев), [так он и сде­лал]. И по­кры­ло об­ла­ко ски­нию сви­де­тель­ст­ва, и сла­ва Гос­под­ня на­по­л­ни­ла ски­нию. И не мог Мо­и­сей вой­ти в ски­нию сви­де­тель­ст­ва, по­то­му что осе­ня­ло её об­ла­ко, и сла­ва Гос­под­ня на­по­л­ни­ла ски­нию.

***

ИС­ТОЛ­КО­ВА­НИЕ ПЕР­ВОЙ ПА­РЕ­МИИ НА ВЕ­ЧЕР­НИ

Стро­ки древ­не­го Ис­хо­да в этот день по­ве­ст­ву­ют нам о по­ста­в­ле­нии и ос­вя­ще­нии ски­нии сви­де­ния. Ски­ния – это как бы по­ход­ный храм. Дру­гим, бо­лее фун­да­мен­таль­ным и на­хо­дя­щим­ся в од­ном ме­с­те, он не мог быть, так как ме­с­то хра­ма все­гда сре­ди на­ро­да, а на­род в это вре­мя ко­че­вал. По­че­му ски­нию на­зы­ва­ли ски­ни­ей сви­де­ния? По­то­му что она бы­ла ве­ще­ст­вен­ным сви­де­тель­ст­вом от­кро­ве­ния во­ли Бо­жи­ей, ко­то­рая со­дер­жа­лась в за­по­ве­дях, дан­ных на­ро­ду че­рез Мо­и­сея. Со­ору­дить ски­нию по­ве­лел Мо­и­сею Бог, и ему же был по­ка­зан её об­раз. Мо­и­сей об­ра­тил­ся ко всем с при­зы­вом жер­т­во­вать всё ну­ж­ное для со­ору­же­ния ски­нии. Хлы­нул по­ток при­но­ше­ний. Мо­и­сею при­но­си­ли зо­ло­то, се­ре­б­ро, шерсть, вис­сон (еги­пет­ский лён), дра­го­цен­ные кам­ни, ма­с­ло, аро­ма­ти­че­с­кие ве­ще­ст­ва. Бог ука­зал Мо­и­сею и двух ху­до­ж­ни­ков: Ве­се­ли­и­ла (из ко­ле­на Иу­до­ва) и Аго­ли­а­ва (из ко­ле­на Да­но­ва). Они с по­мощ­ни­ка­ми про­из­во­ди­ли все ра­бо­ты: сто­ляр­ные, че­кан­ные, ли­тей­ные, скульп­тур­ные, зо­ло­то­швей­ные и т. д. Пол­го­да все тру­ди­лись. На­ко­нец ос­та­лось толь­ко всё со­брать и ос­вя­тить. Что пред­ста­в­ля­ла с­обой ски­ния? Это бы­ла как бы па­лат­ка, име­ю­щая два от­де­ле­ния и об­щую кро­в­лю. Пер­вое от­де­ле­ние – свя­ти­ли­ще. Там на­хо­ди­лась тра­пе­за с хле­ба­ми пред­ло­же­ния, се­ми­све­ч­ник и ал­тарь ка­диль­ный. Вто­рое – Свя­тое Свя­тых. Это ва­ж­ней­шая вет­хо­за­вет­ная свя­ты­ня. Сю­да вхо­дил толь­ко пер­во­свя­щен­ник, и то раз в год, в празд­ник очи­ще­ния. В свя­ти­ли­ще вхо­ди­ли толь­ко свя­щен­ни­ки. Ски­нию ок­ру­жал двор, об­не­сён­ный стол­ба­ми и за­кры­тый с бо­ков ков­ра­ми. Свер­ху он не за­кры­вал­ся. Здесь ус­та­но­в­лен был жер­т­вен­ник все­со­жже­ния и умы­валь­ни­ца. Здесь со­би­рал­ся на­род. Здесь, и толь­ко здесь, про­хо­ди­ло об­ще­ст­вен­ное бо­го­слу­же­ние. При­но­сить Бо­гу жер­т­ву где-то в дру­гом ме­с­те за­пре­ща­лось под стра­хом смерт­ной каз­ни (Лев. 17:8–9). За­пре­ще­ние это ос­но­вы­ва­лось на не­об­хо­ди­мо­сти со­хра­нить в на­ро­де един­ст­во ве­ры и бо­го­по­чи­та­ния.

В Свя­тое Свя­тых на­до бы­ло вне­сти ки­вот за­ве­та. Он пред­ста­в­лял из се­бя про­дол­го­ва­тый ящик из не­гни­ю­щей ара­вий­ской ака­ции, об­ло­жен­ный зо­ло­ты­ми ли­с­та­ми. К ка­ж­до­му уг­лу бы­ли при­де­ла­ны коль­ца, что­бы ше­с­та­ми мо­ж­но бы­ло под­нять его и пе­ре­не­сти. Свер­ху ки­вот за­кры­вал­ся крыш­кой, к ко­то­рой бы­ли при­кре­п­ле­ны че­кан­ные изо­б­ра­же­ния скло­нён­ных Хе­ру­ви­мов. Пе­ред ков­че­гом по­ста­в­лен был зо­ло­той со­суд – стам­на. В ней на­хо­ди­лась ман­на как на­по­ми­на­ние о том, что Бог хра­нил и пи­тал на­род Свой. Поз­же сю­да при­со­е­ди­ни­ли и про­зяб­ший (про­цвет­ший) жезл Аа­ро­на, что­бы уве­ко­ве­чить па­мять о чу­де­с­ном ут­вер­жде­нии Аа­ро­на и его ро­да в пра­вах пер­во­св­я­щ­ен­н­и­че­ст­ва (Чис. 17:10). За­ве­са, скры­ва­ю­щая Свя­тое Свя­тых, бы­ла из раз­но­цвет­ной шер­сти с вы­ши­ты­ми изо­б­ра­же­ни­я­ми Хе­ру­ви­мов.

В свя­ти­ли­ще при­но­си­лись Бо­гу без­кров­ные жер­т­вы: хлеб, го­ря­щий елей, фи­ми­ам. Для хле­бов бы­ла тра­пе­за. Она про­дол­го­ва­той фор­мы, так­же с коль­ца­ми для ше­с­тов, что­бы но­сить в пу­ти. На тра­пе­зу кла­ли два ря­да хле­бов, по ше­с­ти в ряд (по чи­с­лу две­на­д­ца­ти ко­лен из­ра­иль­тян). Ка­ж­дую суб­бо­ту эти хле­бы име­ли пра­во съесть толь­ко свя­щен­ни­ки и толь­ко в са­мом свя­ти­ли­ще, как ве­ли­кую свя­ты­ню. Этим бла­го­го­ве­ни­ем свя­щен­ни­ки от ли­ца все­го на­ро­да из­ра­иль­ско­го ис­по­ве­до­ва­ли свою ве­ру Бо­гу, Ко­то­рый да­ет им хлеб на­сущ­ный, и Свою на­де­ж­ду на Не­го, ожи­дая от Бо­га про­дол­же­ния этой ми­ло­сти. Ка­диль­ни­цы с фи­ми­а­мом бы­ли сим­во­лом мо­лит­вы, в ко­то­рой на­род пред­ла­гал Бо­гу хле­бы. Вме­сте с хле­бом пред­ла­га­лось и ви­но, ко­то­рое ча­с­ти­ч­но из­ли­ва­лось на жер­т­ву все­со­жже­ния, а ча­с­ти­ч­но вы­пи­ва­лось слу­жи­те­л­я­ми. Про­тив тра­пе­зы на юж­ной сто­ро­не был све­тиль­ник – се­ми­све­ч­ник. Ус­т­ро­ен он был, как де­ре­во, то есть от ство­ла от­хо­ди­ли вет­ви, ук­ра­шен­ные по­ч­ка­ми, ча­ше­ч­ка­ми и цве­та­ми мин­даль­но­го де­ре­ва. Все это бы­ло из зо­ло­та. Вен­чал­ся «ствол» и «вет­ви» лам­па­да­ми, в ко­то­рых по­сто­ян­но го­ре­ло олив­ко­вое ма­с­ло. Се­м­и­с­в­еч­ник вос­при­ни­мал­ся как об­раз из­бран­но­го на­ро­да Вет­хо­за­вет­ной Цер­к­ви. Елей в све­тиль­ни­ке – сим­вол бла­го­д­а­ти Свя­то­го Ду­ха. Семь лам­пад с го­ря­щим еле­ем – об­раз бла­го­да­ти Свя­то­го Ду­ха, про­све­ща­ю­щей и жи­во­тво­ря­щей, до­с­тиг­шей сво­ей по­л­но­ты и оби­лия (чи­с­ло 7 – чи­с­ло со­вер­шен­ст­ва, за­вер­шен­но­сти). При­но­ся елей для лам­пад, из­бран­ный на­род зна­ме­но­вал этим ве­ли­кую ми­лость Бо­жию, по ко­то­рой он стал хра­ни­те­лем све­та Ис­ти­ны, яв­лен­ной мi­ру сре­ди тьмы язы­че­ст­ва.

Ме­ж­ду се­ми­све­ч­ни­ком и тра­пе­зой по­ме­щал­ся ка­диль­ный ал­тарь, или жер­т­ве­н­ник, где вос­ку­ря­ли фи­ми­ам. По фор­ме он на­по­ми­нал ква­д­рат­ный стол, по уг­лам ко­то­ро­го бы­ли ус­т­ро­е­ны ро­га (их ок­ро­п­ля­ли жер­т­вен­ной кро­вью), а вни­зу – коль­ца для ше­с­тов. За­ве­са скры­ва­ла от всех ки­вот за­ве­та. Ку­ре­ние фи­ми­а­ма пе­ред ней бы­ло вы­ра­же­ни­ем мо­литв. По­ка свя­щен­ник ка­дил свя­ти­ли­ще, на­род мо­лил­ся во дво­ре ски­нии.

Для ос­вя­ще­ния ски­нии го­то­вил­ся елей по­ма­за­ния. Для не­го ну­ж­ны бы­ли: смир­на (смо­ла мир­ро­во­го де­ре­ва), ко­ри­ца, ду­ши­стый тро­ст­ник (бла­го­вон­ный ир), кас­сия (ко­ра лав­ра). Всё, кро­ме смир­ны, вы­ва­ри­ва­лось, да­ва­ло сок, ко­то­рый ме­ша­ли со смир­ной и олив­ко­вым ма­с­лом. Все это, как и фи­ми­ам, бы­ло свя­щен­ным, то есть упо­т­реб­ля­лось толь­ко при бо­го­слу­же­нии, ос­та­в­ля­лось для Бо­га и под стра­хом смер­ти за­пре­ща­лось упо­т­реб­лять в бы­ту. Вну­т­ри дво­ра ус­та­на­в­ли­вал­ся жер­т­вен­ник все­со­жже­ния. Он по­хож был на сруб, оби­тый ме­дью. Из верх­них че­ты­рех уг­лов вы­сту­па­ли ро­га. Их кро­пи­ли жер­т­вен­ной кро­вью при по­свя­ще­нии свя­щен­ни­ков, при при­не­се­нии жер­т­вы за грех. К ним при­вя­зы­ва­лись жер­т­вен­ные жи­вот­ные, к ним же кре­пи­лись и коль­ца для ше­с­тов, не­об­хо­ди­мые при пе­ре­дви­же­нии. Жер­т­вы, ко­то­рые при­но­с­и­лись на нём, бы­ли вы­ра­же­ни­ем бла­го­дар­но­сти, бла­го­го­ве­ния, сми­ре­ния и по­кор­но­сти Бо­гу. Ко­г­да всё, что Гос­подь за­по­ве­дал, бы­ло ис­по­л­не­но, со­шло об­ла­ко на ски­нию и по­кры­ло её. Мо­и­сей сви­де­тель­ст­во­вал о том све­те, ко­то­рый ис­хо­дил из об­ла­ка и был яв­ным, ви­ди­мым зна­ком при­сут­с­т­вия Бо­жия. По­том, ве­ро­ят­но, свет и страх, ис­пы­тан­ный Мо­и­се­ем, про­па­ли. Уже мо­ж­но бы­ло и Мо­и­сею, и свя­щен­ни­кам вой­ти в свя­ти­ли­ще, од­на­ко во Свя­тое Свя­тых без вре­ме­ни не сме­ли хо­дить. Этим как бы уме­ря­лось не­при­ступ­ное яв­ле­ние в об­ла­ке сла­вы Бо­жи­ей (Лев. 16:13).

За­чем на все­нощ­ном бде­нии празд­ни­ка чи­та­ет­ся о ски­нии? Что об­ще­го ме­ж­ду вет­хо­за­вет­ной ски­ни­ей и празд­ни­ком Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Де­вы? Па­р­имии уно­сят на­ши мы­с­ли в да­ле­кое про­шлое по­то­му, что там скла­ды­ва­лось то по­ня­тие о бли­зо­сти Бо­жи­ей к мi­ру, к на­ро­ду, к ка­ж­до­му, кто вхо­дит в этот на­род, ко­то­рое позд­нее вы­ли­лось в об­раз. Вет­хое ста­ло про­об­ра­зом но­во­го. Древ­няя ски­ния как ме­с­то при­бли­же­ния Бо­га к Сво­ему на­ро­ду про­об­ра­зо­ва­ла Пре­свя­тую Де­ву. Ве­ка­ми под­го­то­в­ля­лось ве­ли­кое де­ло ис­ку­п­ле­ния мi­ра. Под­го­то­в­ля­лось и со­з­на­ние по­ко­ле­ний, что­бы смысл же­лан­н­о­го ос­вя­ще­ния не за­глох в ве­ках. Ос­нов­ной мыс­лью этой па­ре­мии мо­жет быть под­го­тов­ка к ве­ли­ко­му слу­же­нию. В этом и смысл срав­не­ния ски­нии с вхо­ж­де­ни­ем в храм Пре­чи­с­той Де­вы, где Она воз­рас­та­ла, что­бы стать «мно­го­цен­ным Чер­то­гом» и явить мiру свет Сла­вы Бо­жи­ей.

***

ВТОРАЯ ПАРЕМИЯ НА ВЕЧЕРНЕ

3 Кни­га Царств

Бы­ло, ко­г­да за­вер­шил Со­ло­мон со­ору­же­ние до­ма Гос­под­ня, и со­звал он всех ста­рей­шин Из­ра­и­ля на Си­он, что­бы пе­ре­не­сти ков­чег за­ве­та Гос­под­ня из го­ро­да Да­ви­до­ва, ко­то­рый есть Си­он. И под­ня­ли свя­щен­ни­ки ков­чег (за­ве­та Гос­под­ня), и ски­нию сви­де­тель­ст­ва, и все свя­тые со­су­ды, ко­то­рые в ски­нии сви­де­тель­ст­ва; и царь и весь Из­ра­иль шли пред ков­че­гом. И вне­сли свя­щен­ни­ки ков­чег за­ве­та Гос­под­ня на ме­с­то его, в да­вир хра­ма, во Свя­тое Свя­тых, под кры­лья Хе­ру­ви­мов: ибо Хе­ру­ви­мы про­сти­ра­ли кры­лья над ме­с­том ков­че­га, и по­кры­ва­ли Хе­ру­ви­мы ков­чег и свя­ты­ни его свер­ху. И не бы­ло ни­че­го в ков­че­ге, кро­ме двух [скри­жа­лей ка­мен­ных,] скри­жа­лей За­ве­та, ко­то­рые по­ло­жил ту­да Мо­и­сей на Хо­ри­ве, что за­по­ве­дал Гос­подь. И бы­ло, ко­г­да вы­шли свя­щен­ни­ки из свя­ти­ли­ща: и об­ла­ко на­по­л­ни­ло дом [Гос­по­день]; и не мог­ли свя­щен­ни­ки сто­ять на слу­же­нии по при­чи­не об­ла­ка, ибо сла­ва [Гос­под­ня] на­по­л­ни­ла дом Гос­по­да (Бо­га Все­дер­жи­те­ля).

***

ТОЛ­КО­ВА­НИЕ НА ВТО­РУЮ ПА­РЕ­МИЮ НА ВЕ­ЧЕР­НИ

Вто­рая па­ре­мия по­свя­ще­на вос­по­ми­на­нию стро­и­тель­ст­ва и ос­вя­ще­ния хра­ма Со­ло­мо­на.

Царь Да­вид хо­тел вме­сто ски­нии со­з­дать храм, твёр­до и на­д­ё­ж­но сто­я­щий на зе­м­ле. Его же­ла­ние одо­б­рил про­рок На­фан, но Бог от­крыл про­ро­ку, что Да­ви­ду нель­зя стро­ить храм. Храм со­з­дать мо­ж­но толь­ко в мир­ное вре­мя и ру­ка­ми, чи­с­ты­ми от кро­ви (хо­тя бы и вра­гов). Да­вид по­ко­рил­ся и стал го­то­вить все ну­ж­ное для стро­и­тель­ст­ва: сам на­чер­тил план бу­ду­ще­го хра­ма, сде­лал ри­сун­ки, со­брал зо­ло­то, се­ре­б­ро, дра­го­цен­ные кам­ни и пе­ред смер­тью пе­ре­дал сво­ему сы­ну Со­ло­мо­ну, Со­ло­мон за­ло­жил храм за 1017 лет до Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва. Ру­ко­во­дил ра­бо­та­ми ху­до­ж­ник Хи­рам. Ме­с­то вы­брал ещё Да­вид на го­ре Мо­риа, где, по пре­да­нию, Ав­ра­ам при­но­сил сы­на в жер­т­ву. Стро­и­ли храм семь с по­ло­ви­ной лет. На ос­вя­ще­ние его бы­ло со­б­ра­но мно­же­ст­во на­ро­да. Дол­ж­ны бы­ли все явить­ся – от су­дей, на­чаль­ни­ков, до глав се­мейств. Тор­же­ст­во ос­вя­ще­ния хра­ма на­ча­лось тор­же­ст­ве­н­ным пе­р­ен­е­се­ни­ем с Си­о­на ков­че­га за­ве­та. Си­он – воз­вы­шен­ность на юге Ие­ру­са­ли­ма. Пер­во­на­чаль­но там рас­по­ла­га­лась ха­на­ней­ская кре­пость, ко­то­рую взял Да­вид. Он ее рас­ши­рил, обу­­с­тр­о­ил и пре­вра­тил в свою ре­зи­ден­цию. Там же он ус­т­ро­ил и но­вую ски­нию, где по­ме­с­тил ков­чег за­ве­та. Храм Со­ло­мо­на был об­шир­нее и ве­ли­ко­леп­нее ски­нии Мо­и­се­е­вой, но со­сто­ял так­же из свя­ти­ли­ща и Свя­то­го Свя­тых. Свя­тое Свя­тых на­зы­ва­лось еще да­ви­ром. В но­вом хра­ме бы­ли по­ста­в­ле­ны но­вые ог­ром­ные фи­гу­ры Хе­ру­ви­мов (кро­ме тех двух, ко­то­рые бы­ли ра­нее сде­ла­ны над крыш­кой ки­во­та), вы­ре­зан­ные из де­ре­ва и об­ло­жен­ные зо­ло­том. Их кры­лья со­з­да­ва­ли сень, под ко­то­рую и по­ме­с­ти­ли ков­чег за­ве­та. Это был об­раз пре­сто­ла для Гос­по­да, Ко­то­рый здесь объ­я­в­лял Свою во­лю. В ки­во­те за­ве­та на­хо­ди­лись скри­жа­ли с де­ся­тью за­по­ве­дя­ми, к ко­то­рым за­пре­ща­лось при­ка­сать­ся. Боль­ше ни­че­го нель­зя бы­ло по­ме­щать в ки­вот. Как и при ос­вя­ще­нии ски­нии, об­ла­ко на­по­л­ни­ло храм, зна­ме­нуя этим при­сут­ст­вие Бо­жие. Всех ох­ва­тил тре­пет: свя­щен­ни­ков, пев­цов, му­зы­кан­тов, на­род. Во­ц­ар­и­лась ти­ши­на. Вне­зап­но из об­ла­ка огонь со­шёл на жер­т­вы и по­гло­тил их.

И здесь, как и в пер­вой па­р­имии, про­дол­жа­ет­ся та же те­ма: под­го­тов­ка и ос­вя­ще­ние. В Вет­хом За­ве­те – ски­нии и хра­ма, в Но­вом – Пре­чи­с­той Де­вы, го­то­вя­щей­ся в хра­ме стать жи­вым хра­мом, как по­ёт о Ней Цер­ковь: «Пре­чи­с­тый храм Спа­сов». Вспо­ми­ная древ­ние про­об­ра­зы, хри­сти­а­не при­зы­в­а­ют­ся Цер­ко­вью уви­деть путь, ука­зан­ный всем при­ме­ром Бо­го­ма­те­ри: го­то­вить­ся к со­з­да­нию в ка­ж­дой ду­ше хра­ма Бо­гу, где бы мог оби­тать Дух Бо­жий и жить в нём, по обе­ща­нию Гос­по­да в Еван­ге­лии.

***

ТРЕТЬЯ ПАРЕМИЯ НА ВЕЧЕРНЕ

Кни­га про­ро­ка Ие­зе­ки­и­ля

Так го­во­рит Гос­подь: со дня вось­мо­го и да­лее бу­дут при­но­сить свя­щен­ни­ки на жер­т­вен­ни­ке все­со­жже­ния ва­ши и жер­т­вы о спа­се­нии ва­шем; и Я бла­го­склон­но при­му вас, го­во­рит Гос­подь. И воз­вра­тил он ме­ня на путь ко внеш­ним вра­там свя­ти­ли­ща, об­ра­щён­ным на вос­ток, и они бы­ли за­тво­ре­ны. И ска­зал мне Гос­подь: «Вра­та эти бу­дут за­тво­ре­ны, и не от­во­рят­ся, и ни­кто не прой­дёт че­рез них, ибо Гос­подь, Бог Из­ра­и­лев, прой­дёт че­рез них, и они бу­дут за­тво­ре­ны. По­то­му пра­ви­тель – он ся­дет в них, что­бы вку­сить хлеб пред Гос­по­дом; вой­дёт пу­тём при­тво­ра этих во­рот, и тем же пу­тём вый­дет». И ввёл ме­ня по пу­ти к во­ро­там свя­ти­ли­ща, тем, что к се­ве­ру на­про­тив хра­ма, и я уви­дел: и вот, по­лон сла­вы дом Гос­по­день.

***

ТОЛ­КО­ВА­НИЕ НА ТРЕ­ТЬЮ ПА­РЕ­МИЮ НА ВЕ­ЧЕР­НИ

Тре­тья па­р­имия вклю­ча­ет про­ро­че­ст­во Ие­зе­ки­и­ля о том, что пле­нён­ные иу­деи не толь­ко вер­нут­ся, но и вос­ста­но­вят храм. Про­рок под­роб­но опи­сы­ва­ет ус­т­рой­ст­во бу­ду­ще­го хра­ма и его ос­вя­ще­ние. Оно дол­ж­но про­хо­дить в те­че­ние се­ми дней, а на вось­мой день на жер­т­вен­ни­ке свя­щен­ни­ки дол­ж­ны при­не­с­ти жер­т­ву уже не для ос­вя­ще­ния хра­ма, а что­бы уми­ло­сти­вить Гос­по­да и вы­ра­зить Ему свою бла­го­дар­ность и пре­дан­ность.

Да­лее про­рок го­во­рит о том, что ему был по­ка­зан весь храм, по­с­ле че­го вто­ри­ч­но бы­ло об­ра­ще­но его вни­ма­ние на вос­то­ч­ные вра­та свя­ти­ли­ща. Они бы­ли за­кры­ты. О них ему ска­за­но, что Гос­подь про­шёл ими, и уже ни­кто не дол­жен не толь­ко про­хо­дить ими, но да­же ви­деть их от­кры­ты­ми. Нет ис­к­лю­че­ния ни для ца­ря, ни пер­во­свя­щен­ни­ка. Да­же для вку­ше­ния жер­т­вы пер­во­свя­щен­ник толь­ко по­дой­дет че­рез при­твор («елам» оз­на­ча­ет при­твор или га­ле­рею, это сло­во не пе­ре­ве­ли гре­ки) к вра­там, что­бы по­чув­ст­во­вать се­бя как бы пе­ред ли­цом Бо­га, но че­рез вра­та не прой­дёт. От вос­то­ч­ных врат про­рок был при­ве­ден к се­вер­ным, и от­сю­да ему от­кры­лось ве­ли­че­ст­вен­ное зре­ли­ще сла­вы Бо­жи­ей.

Здесь, по тол­ко­ва­нию бла­жен­но­го Фео­до­ри­та, при­ня­то­му от­ца­ми Цер­к­ви, вни­ма­ние про­ро­ка об­ра­ще­но на вос­то­ч­ные вра­та, ко­то­ры­ми од­на­ж­ды во­шёл Гос­подь в храм. Это сим­вол Бо­го­ма­те­ри, Ко­то­рая как бы от­кры­ла Гос­по­ду дверь в че­ло­ве­че­с­кий мiр. Гос­подь стал Че­ло­ве­ком, а Бо­го­ма­терь по­слу­жи­ла един­ст­вен­но­му и не­по­в­то­ри­мо­му та­ин­ст­ву во­пло­ще­ния и ро­ж­де­ния Его сре­ди лю­дей.

В этот празд­ник здесь в тре­тий раз го­во­рит­ся о си­я­нии сла­вы Бо­жи­ей, что­бы ут­вер­дить в со­з­на­нии ве­ру­ю­щих, го­то­вя­щих­ся к встре­че ве­ли­ко­го празд­ни­ка Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва, ве­ли­чие, бла­гость и ми­лость Бо­жию, бли­зость этой ми­ло­сти и си­лу бла­го­дат­но­го снис­хо­ж­де­ния Гос­по­да к ожи­да­ю­щим Его яв­ле­ния.

Печатается по изданию «Служба Введению во Храм Божией Матери. Всенощное бдение и Литургия с параллельным переводом и изъяснением», общества им. М.Н.Скабаллановича

 Фото: pravoslavie.ru

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Чому Введення — «дитяче» свято? Дивіться відеоблог "Православіє в Україні". Гість студії - протоієрей Георгій Коваленко

Как привести ребенка в храм, чтобы он там остался? — Опрос на "детский" праздник - Введение во храм Пресвятой Богородицы

Праздник Введения глазами православной многодетной мамы

«Введение в храм Пресвятой Богородицы – вхождение в Рай всего человечества», – епископ Иларий (Шишковский) о празднике

Введение Пресвятой Богородицы во Храм
Общество им.М.Н.Скабаллановича
перевод богослужений

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
4884

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар