Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

Фильм «Сталинград» от режиссера Федора Бондарчука: неожиданный миссионерский ход

Версия для печатиВерсия для печати

Трудно в наше время смотреть военное кино. Актеры в нем играют по принципу «не верьте мне, я все равно не стараюсь», режиссеры со сценаристами не утруждают себя наличием в картине даже элементарной логики, а операторы просто по привычке снимают клипы, только не один, а много разных. В результате получается не фильм, а один сплошной большой саундтрек, запоминающийся в лучшем случае разве что финальной песней.

Фильм «Сталинград» Федора Бондарчука гармонично вырос в этой среде и в свете предыдущих работ этого режиссера обещал быть достойным продолжением.

фильм Сталинград

Кадр из фильма «Сталинград»

***

Я пошла на «Сталинград» отчасти потому, что перед этим осилила 12-серийную «Жизнь и судьбу» режиссера Урсуляка по книге Гроссмана

А «Жизнь и судьбу» смотрела только потому, что его горячо рекомендовал актер Сергей Маковецкий. Когда-то в комментарии нашему сайту он сказал, что гордится наличием в его актерской биографии такого персонажа, как Штрум. Хотя… зря гордится, как по мне.

Общий вывод — все вокруг сволочи. Хороших людей травят и предают свои же, неправда торжествует, жизни нет, будущего нет, всему конец.

Это можно было бы, конечно, считать правдой, но ведь были последующие 70 лет. И страна отстроилась, и возродилась, и родились и выросли в ней новые люди. И страна была красивая, нарядная, и люди в ней жили хорошие, и у нас в этой стране было детство — как в той песне: «самое лучшее детство».

Так что однобокие какие-то получаются все эти «Жизни и судьбы». Да, было и так. Но было и по-другому.

И вот это по-другому вдруг показал в «Сталинграде» Бондарчук.

***

Да, претензии к фильму есть, и с ними трудно не согласиться

Несколько исторических несостыковок (Паулюс – не фельдмаршал, самолёт упал гораздо позже, площадь перед детским фонтаном была намного больше, а до берега от предполагаемого дома, по идее, должно было быть далековато). Немного не те танки в финальной сцене. Не совсем преклонный возраст главного героя. Небольшой перебор с любовной линией.

Об этом уже многие в сети написали и при желании с подробностями можно ознакомиться (здесь, здесь и здесь).

Для меня важно другое. Это чуть ли не первый фильм за историю современного кинематографа, в котором явственно видно, что люди, его создавшие и в нем показанные, любят свою страну.

Страна — это миллионы, и за всех не распишешься. И в истории всякое бывает, и больше, к сожалению, постыдных эпизодов. Вопрос только в том, почему мы выбираем и показываем именно их. Ладно бы вытаскивали на поверхность грязь и мрак, чтобы сделать выводы и научиться чему-нибудь, как нельзя поступать, на будущее. Но впечатление создается, что достают их лишь затем, чтоб поупиваться своим же беззаконием. Или чужим беззаконием, но всё равно, поупиваться.

***

У Фёдора Бондарчука никто ничем не упивается

Разве что, слишком много подчас спецэффектов. Но и это всё – умеючи. Кстати, рекомендую очень идти на фильм именно в 3D. Всё-таки современые спецы набили руку, и то, что показано – действительно, впечатляет.

Погружение в атмосферу достигается и мастерскими декорациями. Их строили со знанием дела, и на фото хорошо видно, насколько до деталей они проработаны.

фильм Сталинград декорации

Декорации к фильму «Сталинград»

Актеры почти все — непримелькавшиеся. Но колоритные. Главная героиня Катя выглядит очень даже по-сталинградски: худосочная, взгляд затравленный. Даже не верится, что это девушка из ХХІ века (чего не скажешь о второй героине с характерной внешностью посетительницы столичных ночных клубов). А после просмотра фильма «Дочь», в котором Смольникова также сыграла главную роль, вообще проникаешься к актрисе и ее героиням самой горячей симпатией.

Катя, фильм Сталинград

Две такие разные жительницы Сталинграда.
Катя

Маша, фильм Сталинград

Маша

Симпатичен и главный немец — майор Кан. Примечательно, что сам актер Томас Кречманн играл в обоих «Сталинградах» — немецком, и нынешнем.

Майор Кан фильм Сталинград

Фильм «Сталинград», 1993, Германия

Майор Кан фильм Сталинград

Фильм «Сталинград», 2013, Россия

Просто замечательны все исполнители главных героев — русских бойцов. Можно было бы сказать, очаровательны, но, наверное, будет не к месту. Запоминающиеся, яркие, колоритные. Им веришь и тому, что они чувствуют, сопереживаешь.

Местами, правда, русские бойцы отжигают…

Один до рези в глазах похож на Охлобыстина (и это сходство, кстати, его персонажа очень оживляет).

фильм Сталинград

Второй с самого начала носит с собой бабочку (он хоть и оперный певец и вполне мог бы проявлять такую ностальгию по довоенному занятию. Но где смокинг-то он взял, чтобы Кате арию на День рожденья спеть?). Третий, похоже, так не навоевался, что еще охота ему под огнем лазить по развалинам ванну чугунную искать — тоже в подарок Кате. А затем еще приводить других трех товарищей, чтобы эту ванну затащить наверх Кате в комнату.

И вообще, они как-то странно все на Катю смотрят. Бедное измученное существо — эта девушка — больше вызывает сочувствие и жалость, чем эту какую-то излишне резвую мужскую активность.

Да, в фильме любовная линия явно с перекосами, но об этом выше уже упоминалось…

Фильм не рассчитан на зрителя старшего возраста

Мы и те, кто старше нас, всё-таки воспитывались на другом кинематографе, после которого трудно сказать что-то в этой теме новое.

фильм Сталинград

«Сталинград» Бондарчука — четко молодежный. И ставит четкую, на мой взгляд, задачу. Показать, что кроме квартиры, евроремонта в ней и поездок по тунисам и марокко в заслуженные тяжелым офисным трудом отпуски, бывают еще и другие цели в жизни. Да, сейчас от нас никто не требует жертвовать комфортом, сытостью и крышей над головой, но это не значит, что надо проживать свою жизнь, жуя, смотря рекламу и завидуя соседу на внедорожнике.

Наверное, именно так, как в «Сталинграде», и надо поколению «нулевых» показать, что всё, что создается, требует труда и напряжения, любая победа — это цена, которую платят все, кто-то жизнью, а кто-то смертью. И если сейчас у молодых нет необходимости напрягаться и перетруждаться, то это, пожалуй, больше похоже на тривожный симптом: что пожнем, если ничего не сеем?

Немного жаль читать рецензии на «Сталинград»

Ладно, если критикуют по делу — а, как уже было сказано, таки есть, за что. Но большинство отзывов — злобствующие прикапывания к мелочам. Для этого в принципе большого ума не требуется, но характерно, что в основном фильм не понравился украинцам.

У нас вообще как-то с патриотизмом туговато. Кто-то не воспринимает Украину как отдельное государство. Кому-то легче ратовать за отделение «Галичины, Крыма и Донбасса», чем выслушивать их условия совместного существования. Кто-то пытается любить свою страну такой, как она есть, но не может понять, как принять то, что в ней происходит.

В фильме «Сталинград» свою страну любят все. И те, кто за нее воюет, и те,  кто в огне горит, и те, кто принимает решение погибнуть, потому что такой ценой в этой конкретно ситуации будет уничтожен враг. И девушка, пережившая окупацию, которая дает жизнь своему сыну и при этом верит, что его ждет лучшее, чем у нее, будущее.

Хочется надеяться, что любят свою страну и те, кто этот фильм создавал. А еще хочется надеяться, что и наша любовь к Родине когда-нибудь дорастет до чего-то стоящего — воплотится в фильмах, хороших книгах. А еще лучше — в нашей повседневной жизни.

На фильм я очень рекомендую сходить

Во-первых, зрелищно. А для кино это — главное.

Во-вторых, цепляет. Сидишь потом, разбираешься в мелочах, где какие в настоящем Сталинграде шли сражения, и почему вообще именно в этом месте наступление немецких войск удалось остановить.

В-третьих, фильм интересен как явление современного кинематографа. Что это было со стороны Бондарчука — случайная удача или тонкий миссионерский ход?

И последнее

Первые кадры битвы в «Сталинграде» — «хождение по водам», отсылки к Евангелию, сравнение с апостолами. Старый боец крестится, видя, какая предстоит рубка. Молится об упокоении погибшего солдатика.

Зачем это всё? Это такая мода — приправить картину «религиозностью»?

Мы обсуждали этот вопрос на кинофестивале «Покров», с его организаторами. Было высказано мнение, что это глубокое внутреннее ощущение автора фильма. Никто ведь его не заставлял, не предписывал вставлять такие эпизоды. Возможно, Федор мыслит именно так и считает, что именно благодаря вере была одержана победа в этой страшнейшей войне.

А еще знаменательно, что в этом моменте явно прослеживаются параллели с гениальным фильмом его отца – «Война и мир». Ведь молебен перед Смоленской иконой Божьей Матери накануне Бородинского сражения можно смело назвать самым ярким моментом той киноэпопеи, да и вообще, самым ярким во всем кинематографе…

Федор Бондарчук
Мария Смольникова - актриса
Фильм Сталинград
современное кино

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
4502

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар