Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

Апостол и Евангелие 5-го воскресенья Великого поста — с переводом и толкованием

Версия для печатиВерсия для печати
27 березня 2015 | Богослов’я

«Мо­же­те ли пить ча­шу, ко­то­рую Я пью?» — «Мо­жем», от­ве­ча­ли Апо­сто­лы, «в жа­ру усер­дия, не зная, что ска­за­ли»...

Читайте также:

Епископ Иона — о неделе 5-й Великого поста. Почему наш народ любит Марию Египетскую и за что мы чтим преподобных Зверинецких?

Православний календар від о. Миколая Лисенка

Чому монах прийшов навчатися покаянню у бувшої грішниці і чим приклад життя преп.Марії Єгипетської корисний сучаснику? - єпископ Пантелеімон

«Великим було її падіння, але величним стало покаяння» — Православна Церква вшановує пам’ять преподобної Марії Єгипетської

Послание Святого Апостола Павла к Евреям, глава 9, стихи 11-14

Бра­тья, Хри­стос же, при­дя, как Пер­во­свя­щен­ник бу­ду­щих благ, чрез боль­шую и со­вер­шен­ней­шую ски­нию, не­ру­ко­тво­рен­ную, то есть не это­го тво­ре­ния,

и не чрез кровь коз­лов и тель­цов, но чрез соб­ст­вен­ную кровь, — во­шёл раз на­все­г­да во свя­ти­ли­ще, при­об­ре­тя ве­ч­ное ис­ку­п­ле­ние.

Ибо, ес­ли кровь коз­лов и бы­ков и пе­пел те­ли­цы ок­ро­п­ле­ни­ем ос­к­вер­нён­ных ос­вя­ща­ет к чи­с­то­те пло­ти, —

тем бо­лее кровь Хри­ста, Ко­то­рый Ду­хом ве­ч­ным при­нес Се­бя не­по­ро­ч­но­го Бо­гу, очи­стит со­весть на­шу от мёр­т­вых дел для слу­же­ния Бо­гу Жи­во­му.

Архиепископ Аверкий (Таушев):

Де­вя­тая гла­ва вся по­свя­ще­на срав­не­нию двух за­ве­тов — Вет­хо­го и Но­во­го — и ука­за­нию на не­срав­нен­ное пре­во­с­ход­ст­во Но­во­го. Рас­сма­т­ри­вая в пер­вых 7-ми сти­хах ус­т­рой­ст­во ски­нии, Апо­стол по­ка­зы­ва­ет, что са­мое её ус­т­рой­ст­во и со­вер­шав­ши­е­ся в ней бо­го­слу­жеб­ные об­ря­ды с при­не­се­ни­ем в жер­т­ву жи­вот­ных уже вну­ша­ют мысль о не­удо­в­ле­тво­ри­тель­но­сти и о вре­мен­ном их зна­че­нии. При опи­са­нии ски­нии Апо­стол об­ра­ща­ет глав­ное вни­ма­ние на не­до­с­туп­ность Свя­то­го-Свя­тых не толь­ко для на­ро­да, но и для са­мих свя­щен­но­слу­жи­те­лей, из ко­то­рых толь­ко один пер­во­свя­щен­ник мог всту­пать ту­да, да и то од­на­ж­ды в год «не без кро­ви, ко­то­рую при­но­сит за се­бя и за гре­хи не­ве­де­ния на­ро­да» (ст. 7).

Ус­т­рой­ст­во ски­нии по­ка­зы­ва­ло, что в Вет­хом За­ве­те не­бо бы­ло за­кры­то для лю­дей и лю­ди бы­ли ра­зоб­ще­ны с Бо­гом; все вет­хо­за­вет­ные об­ря­ды име­ли лишь вре­мен­ное зна­че­ние (ст. 8-10). Пре­и­му­ще­ст­во Но­во­го За­ве­та в том, что в нём свя­щен­но­дей­ст­ву­ет в не­ру­ко­тво­рён­ной ски­нии Хри­стос, пер­во­свя­щен­ник бу­ду­щих благ, уже не с кро­вью коз­лов и тель­цов, но со Сво­ею Соб­ст­вен­ной Кро­вью, Ко­то­рой Он од­на­ж­ды на­все­г­да при­об­рёл для нас ве­ч­ное ис­ку­п­ле­ние (ст. 11-14).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Евангелие от Марка, глава 10, стихи 32-45

В те вре­ме­на Ии­сус по­до­звал две­на­д­цать (уче­ни­ков) и стал го­во­рить им о том, что пред­сто­ит Ему в бу­ду­щем:

вот, мы на­пра­в­ля­ем­ся в Ие­ру­са­лим, и Сын Че­ло­ве­че­с­кий пре­дан бу­дет пер­во­свя­щен­ни­кам и кни­ж­ни­кам, и они осу­дят Его на смерть и от­да­дут Его язы­ч­ни­кам,

и те ста­нут из­де­вать­ся над Ним и оп­лю­ют Его, и бу­дут би­че­вать Его, и каз­нят Его, и че­рез три дня Он вос­кре­с­нет.

А по­с­ле под­хо­дят к Не­му Иа­ков и Ио­анн, оба сы­но­вья За­ве­дея, и го­во­рят Ему: Учи­тель! Мы хо­тим, что­бы Ты сде­лал то, о чём мы по­про­сим Те­бя.

И Он спро­сил у них: что вы хо­ти­те, что­бы Я сде­лал для вас?

Они же от­ве­ча­ют Ему: что­бы Ты по­з­во­лил нам сесть во сла­ве Тво­ей од­но­му по пра­вую, а дру­го­му — по ле­вую сто­ро­ну от Те­бя.

А Ии­сус ска­зал им: не по­ни­ма­е­те, че­го про­си­те. Мо­же­те ли ис­пить ча­шу, ко­то­рую Я пью, или кре­стить­ся кре­ще­ни­ем, ко­то­рым Я кре­щусь?

Они же от­ве­ча­ют Ему: мо­жем. А Ии­сус ска­зал им: ча­шу, ко­то­рую Я пью, бу­де­те пить, и кре­ще­ни­ем, ко­то­рым Я кре­щусь, бу­де­те кре­стить­ся,

но вот си­деть спра­ва или сле­ва от Ме­ня бу­дут те, ко­му уго­то­ва­но, ибо это за­ви­сит не от Ме­ня.

Ус­лы­шав это, ос­таль­ные де­сять (уче­ни­ков) воз­не­го­до­ва­ли на Иа­ко­ва и Ио­ан­на.

И, по­до­звав их, Ии­сус ска­зал им: вы зна­е­те, что мо­гу­ще­ст­вен­ные вла­сти­те­ли на­ро­дов гос­под­ству­ют над ни­ми, и во­ж­ди их по­ве­ле­ва­ют ими.

Но меж ва­ми да бу­дет не так. Ес­ли же кто из вас хо­чет стать глав­ным, пусть бу­дет всем слу­гой,

и ес­ли кто из вас хо­чет быть пер­вым, да бу­дет ра­бом всех.

Ибо и Сын Че­ло­ве­че­с­кий при­шёл не для то­го, что­бы Ему слу­жи­ли, но что­бы Са­мо­му по­слу­жить и от­дать жизнь Свою во ис­ку­п­ле­ние мно­гих.(Ис. 53.12)

Архиепископ Аверкий (Таушев):

Все три си­но­п­ти­ка (си­но­п­ти­ки — здесь — ав­то­ры «си­но­п­ти­че­с­ких», «со­бы­тий­ных» Еван­ге­лий: святые Марк, Мат­фей и Лу­ка, ко­то­рые, в от­ли­чие от Ио­ан­на — ав­то­ра «Еван­ге­лия Люб­ви» боль­ше вни­ма­ния уде­ля­ют со­бы­ти­ям из зем­ной жиз­ни Гос­по­да Ии­су­са Хри­ста) со­г­ла­с­но по­ве­ст­ву­ют, что по до­ро­ге в Ие­ру­са­лим Гос­подь вновь стал го­во­рить уче­ни­кам о пред­сто­я­щих Ему стра­да­ни­ях, смер­ти и вос­кре­се­нии. Под­роб­нее все­го и жи­вее все­го опи­сы­ва­ет это св. Марк, как не­со­м­нен­но слы­шав­ший обо всём этом из уст Ап. Пе­т­ра. Он го­во­рит, что Гос­подь ше­ст­во­вал впе­ре­ди, оче­вид­но, какгря­ду­щий на воль­ное стра­да­ние, жа­ж­дав­ший со­вер­шить во­лю Бо­жию (срав­ни Лк 12:50). Уче­ни­ки же Его, мы­с­лив­шие че­ло­ве­че­с­кое, ду­мав­шие лишь о зем­ной сла­ве Мес­сии, «ужа­са­лись и, сле­дуя за Ним, бы­ли в стра­хе». (об этом в чи­та­е­мом от­рыв­ке Еван­ге­лия не го­во­рит­ся)

Ото­звав 12 уче­ни­ков, оче­вид­но по­то­му, что с ни­ми шло мно­го на­ро­да, Гос­подь на­еди­не по­ве­дал им о том, что в Ие­ру­са­ли­ме дол­ж­но со­вер­шить­ся всё, на­пи­сан­ное о Нём про­ро­ка­ми, что Он под­верг­нет­ся по­ру­га­ни­ям, бу­дет осу­ж­дён на смерть и пре­дан язы­ч­ни­кам, т.е. ри­м­ля­нам, ко­то­рые по­с­ле би­е­ний, оп­ле­ва­ний и по­ру­га­ний, убь­ют Его, а в тре­тий день Он вос­кре­с­нет. Св. Лу­ка при­ба­в­ля­ет к это­му, что уче­ни­ки ни­че­го из это­го не по­ня­ли, ибо «сло­ва эти бы­ли от них со­кро­вен­ны».

То­г­да при­сту­пи­ла к Гос­по­ду ма­терь сы­нов Зе­ве­де­е­вых, а по св. Мар­ку, и са­ми они Иа­ков и Ио­анн, с прось­бой — си­деть од­но­му из них «оде­с­ную» Его, то есть за­ни­мать вто­рое по­с­ле Не­го ме­с­то в от­кры­ва­ю­щем­ся, как они ду­ма­ли, зем­ном цар­ст­ве Мес­сии, а дру­го­му — «ошу­юю», т.е. по ле­вую ру­ку, за­ни­мая тре­тье ме­с­то. На эту прось­бу Гос­подь от­ве­тил: «Не зна­е­те, че­го про­си­те». Апо­сто­лы дей­ст­ви­тель­но не по­ни­ма­ли то­г­да, что про­сить пер­вен­ст­ва зна­чи­ло пер­вен­ст­во­вать в са­мо­от­ре­че­нии и в му­че­ни­че­ст­ве за Имя Хри­сто­во; они ду­ма­ли, что ис­пра­ши­ва­ют се­бе толь­ко по­че­с­ти, власть и ра­до­сти. По­э­то­му Гос­подь Сво­им во­п­ро­сом: «Мо­же­те ли пить ча­шу, ко­то­рую Я пью?» ука­зы­ва­ет имен­но на то, что при­бли­же­ние к Не­му в Его цар­ст­ве бу­дет за­клю­чать в се­бе упо­доб­ле­ние Ему в стра­да­ни­ях. О стра­да­ни­ях здесь го­во­рит­ся, как о ча­ше, ко­то­рую дол­ж­ны раз­де­лить с Хри­стом те, ко­то­рые хо­тят быть к Не­му бли­же. Об­раз этот за­им­ст­во­ван из обы­чая вос­то­ч­ных ца­рей по­сы­лать осу­ж­дён­ным на смерть ча­шу с ядом. Сын Бо­жий и пред­ста­в­ля­ет­ся в Еван­ге­лии, как осу­ж­дён­ный, ко­то­ро­му Отец Не­бес­ный по­сы­ла­ет ча­шу смер­ти (Ин 18:11)

«Кре­ще­ни­ем, ко­то­рым Я кре­щусь, бу­де­те кре­стить­ся?» — вы­ра­жа­ет­ся та же мысль: пе­ре­не­се­ние стра­да­ний пред­ста­в­ля­ет­ся как бы по­гру­же­ни­ем в них че­ло­ве­ка, как бы омо­ве­ни­ем в во­де. «Мо­жем», от­ве­ча­ли Апо­сто­лы, «в жа­ру усер­дия, не зная, что ска­за­ли» (Злат.) — ска­за­ли то же, что и все уче­ни­ки го­во­ри­ли, обе­щая ид­ти за Гос­по­дом хо­тя бы на смерть. «Ча­шу, ко­то­рую Я пью, бу­де­те пить»… «хо­тя обе­ща­ние не­об­ду­ман­но», как бы так от­ве­тил им Гос­подь, «но дей­ст­ви­тель­но в бу­ду­щем (про­ни­цая его Сво­им Бо­же­ст­вен­ным взо­ром) вы упо­до­би­тесь Мне в тер­пе­нии и под­ви­ге», «а дать сесть у Ме­ня по пра­вую сто­ро­ну и по ле­вую», т.е. в цар­ст­ве сла­вы, ми­нуя цар­ст­во Бо­жие, во­ин­ст­ву­ю­щее в сем міре, «не от Ме­ня за­ви­сит, но ко­му уго­то­ва­но» — это зна­чит: «не в Мо­ей вла­сти дать вся­ко­му же­ла­ю­ще­му, а тем лишь, ко­му уго­то­ва­но, кто за­слу­жил это­го сво­и­ми под­ви­га­ми». Ос­таль­ные Апо­сто­лы воз­не­го­до­ва­ли, оче­вид­но, по за­ви­с­ти, как бы брать­ям не уда­лось их ис­ка­тель­ст­во. Гос­подь де­ла­ет вну­ше­ние всем, убе­ж­дая их не ис­кать пер­вен­ст­ва.

В от­вет на про­яв­лен­ное ими че­с­то­лю­бие Гос­подь учит их, что ос­нов­ное пра­ви­ло нрав­ст­вен­но­сти чле­нов Его Цар­ст­ва, в от­ли­чие от царств зем­ных, — это сми­ре­ние и са­мо­от­вер­же­ние. Как на при­мер та­ко­го сми­ре­ния и са­мо­от­вер­же­ния Гос­подь ука­зы­ва­ет Апо­сто­лам, на Са­мо­го Се­бя: Он при­шёл не для то­го, что­бы «Ему слу­жи­ли»; «но что­бы по­слу­жить, и от­дать ду­шу Свою для ис­ку­п­ле­ния мно­гих». «Мно­гие» на­зва­ны здесь вме­сто «всех». Все лю­ди на­хо­ди­лись в ду­хов­ном раб­ст­ве ди­а­во­ла и ра­бо­та­ли гре­ху. Что­бы ос­во­бо­дить их, не­об­хо­дим был вы­куп (по греч. «ли­т­рон»). Гос­подь и дал этот вы­куп, ис­ку­п­ле­ние («апа­ли­т­ро­син»), це­ною Сво­их кре­ст­ных стра­да­ний и смер­ти.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

***

Печатается по изданию «Воскресные Апостольское и Евангельское чтения с объяснением Недели 4 Великого Поста», составленом обществом им. М.Н.Скабаллановича.

Текст службы Крещению Господню Богоявлению

 

 

Воскресное апостольское чтение
Воскресное Евангельское чтение
Великий пост
Общество им.М.Н.Скабаллановича

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
3466

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар