Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

«ЭКСПЕРТ». Одноразовая жизнь – о предпринимательстве с точки зрения православной этики

Версия для печатиВерсия для печати

Сергей Шарапов и Марина Улыбышева - авторы книги «Бедность и богатство. Православная этика предпринимательства».

Сегодня мы часто видим предпринимателей, которые считают себя верующими и ставят в храме свечи за процветание дела. Что ж, само по себе предпринимательство не может быть неугодно Богу. Но нужны ли Ему твои одноразовые вещи?

 

Исключительно рыночное поведение бизнеса, не корректируемое этическими ограничениями, в конечном итоге вредит всем — и самим предпринимателям, и обществу в целом.

одноразовая жизнь

***
Молодой юрист, радостный, приходит к отцу:
— Папа, поздравь меня! Я выиграл дело, которое ты не мог выиграть двадцать лет!
— Дурак! — отвечает отец. — Оно все эти двадцать лет кормило меня.

***

Как все изменилось. Еще наши мамы и папы перелицовывали платья и пиджаки, потому что сукну, из которого шили одежду, сносу не было (только слегка лоснилось и выгорало на солнце). Сегодня мы тоже порой носим свои куртки и брюки в ближайшее ателье — но лишь заштопать обмахрившиеся края штанин или поменять прохудившиеся карманы, подумывая о том, что цена пары таких ремонтов уже сопоставима с ценой нового столь же некачественного изделия.

Прошли времена, когда «добро» хранили в сундуках и передавали по наследству и чуть ли не каждая «нажитая» вещь могла стать исторической семейной реликвией. Ушли безвозвратно воспоминания о годах, когда добротные сапоги переходили от отца к старшему сыну, затем к младшему…

Научно-технический прогресс добрался до века двадцать первого. Каковы же его последствия для нас, обывателей? Купленные ботинки хорошо если отслужат один сезон, мебель из ДСП начинает разваливаться, еще не добравшись до квартиры, а в модной кокетливой дубленочке, оказывается, нельзя попадать под снег и под дождь.

Качество бытовых вещей падает с каждым годом, пытаясь приучить нас в жизни ко всему одноразовому: одноразовой тарелке, одноразовой кофточке, одноразовому полотенцу. Увы, закон «одноразовости», или, как его еще можно изящно назвать, «соотношения цены и качества», все глубже проникает во все сферы нашей жизни. Одноразовая зубная щетка, одноразовая книжка, одноразовый художественный фильм…

Одноразовость, когда вещь можно использовать и без сожаления выкинуть, постепенно завоевывает наше сознание, норовя также обесценить до одноразовости и самого человека, и все человеческие отношения. Нет проблем заменить одного мужа другим, старого приятеля — новым, традиционного жителя города — приезжим, потомственного рабочего — гастарбайтером. А все, что заменено, можно без сожаления отправить на свалку.

Торжество имитации

Но, может быть, у нас нет выбора? Нет таких технологий, которые могли бы решить эту проблему? К счастью, есть. Для иных «непродвинутых» автолюбителей это, возможно, станет открытием, но уже сегодня есть технологии, которые продлевают срок службы шины до срока службы самого автомобиля: купил машину, отъездил — и утилизировал всю целиком, без автосервисов и шиномонтажа. Фантастика? Ничуть не бывало! Такие качественные шины сделать можно. Почему же не делают? Невыгодно.

Производителю невыгодно делать качественно. Потому что конкурентоспособным в условиях рынка сегодня оказывается именно некачественный товар, а иногда и товар, прямо угрожающий здоровью человека.

Перед предпринимателем всегда встает вопрос элементарной выгоды, который чаще всего решается совершенно однозначно. Конечно, если он не закладывает в это уравнение морально-нравственную составляющую, то есть попросту совесть. Так вот чего требуют от нас современные условия конкуренции современного рынка — отсечения совести.

Но отсечение совести так прижилось в современном мире, что не только не порицаемо, а порой даже ставится в пример как гениальный маркетинг. 

Какие мысли приходят вам в голову, когда вы видите жидкий водянистый гель, моментально чуть ли не полностью выливающийся из бутылочки, — вместо двух капель, как следует в инструкции, или тюбик зубной пасты с «широким горлом», или рифленую упаковку творожной пасты, которую никогда не извлечь из всех этих «рифов»? Обман, мелкое надувательство. А может, и не очень мелкое. А ну-ка представьте, сколько копеек набегает с каждого тюбика или баночки, если идет производство в промышленном масштабе?..

Продолжение читайте в Интернет-версии журнала "Эксперт" >>

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
2453

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар