Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

Цветущая смоковница веры, или Почему Господь заметил мытаря?

Версия для печатиВерсия для печати

С 2 февраля начинается подготовительный период к Великому посту. В эту неделю мы вспоминаем евангельское повествования о мытаре Закхее  Лк 19, 1-10.

***

Недалеко от нашего храма городская налоговая инспекция располагается. В старом, хрущевских времен еще, двухэтажном здании. В доме, снаружи облагороженном пластиковым обрамлением и стеклянным входом, работают те, которые необходимы в каждом государстве, но деятельность, которых практически никому не по душе.

Чиновники и люди

Название «фискал» им дали еще при Петре I. Кроме неблагозвучного определения, вменили им в обязанность быть «надсмотрителями, дабы никто от службы не ухоранивался и прочего худа не чинил».

Специально провел опрос в соцсетях, есть ли хоть одно произведение литературное, музыкальное или киношное, где о добром налоговом инспекторе речь ведется. Лишь один фильм вспомнили, Охлобыстиным снятый, который, само собой, «Мытарь» называется. И все!

На протяжении всей сознательной истории человечества налоговики были, есть и будут, той категорией служащих, которую с хлебом-солью не встречают и с улыбкой не провожают.

Закхей и Господь

И вдруг, вот уж, действительно «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор.1:23), сам Господь, Иисус Христос, увидев залезшего на дерево, нелюбимого народом начальника местных налоговиков возглашает: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лук.19:5).

В этом событии все не вкладывается в рамки обыденности и принятых в обществе правил и отношений.

Богатый глава налоговиков, уже не в молодых годах, не брезговавший брать «с лихвой», его слова «если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лук.19:8) об этом свидетельствуют, на виду всей толпы, залазит, как ребенок, на цветущую смоковницу, чтобы увидеть Христа.

Вероятно, он слышал раньше о Христе Спасителе. Трудно сказать, верил ли он в Него как в Мессию. Скорее всего, Закхей верил в Него, как в великого пророка и чудотворца, который совершал не только чудеса исцеления, но даже воскрешал мертвых. Это лишь после, в своем доме, будет узнавание и признание: «Господи!»...

Из поколения в поколение, из века в век награждаются власть предержащие, официальными любвеобильными характеристиками, украшающими эпитетами и подвигами, которые они не совершали.

Закхей не исключение. Ведь имя его означает «праведность или справедливость». Как несуразно оно звучало, если в жизни главы сборщиков налогов не было справедливых поступков! Какие нелестные слова произносили о нем «за глаза», а, может быть, и прямо в глаза! Казалось бы, закостенел грех в его душе, не изменится ни он сам, ни отношение людей к нему.

Но стоило Богу лишь обратить к нему взгляд и с радостью бежит налоговик домой, готовится к встрече Христа!

Здесь и открывается особенность, неповторимость и неотмирность нашей веры. Даже малейшее желание прикоснуться к святости, к истине тут же встречает ответ Христа. И не только взгляд, но и Его Слово, Его обещание, Его приход.

Почему Христос заметил мытаря и не слышит нас?

Мы часто в проповедях говорим, что Господь всегда рядом с дверьми твоего сердца. Более того, Он регулярно стучит в эту захлопнутую дверь. И часто, очень часто, за суетной греховностью мчащихся дней жизни, не видим мы Стоящего, не слышим Стучащего.

Да и желания особого нет поступить как Закхей: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лук.19:8).

Принцип «ничего не вижу, ничего не слышу» – торжествует. Именно потому, что данный постулат в жизни преобладает, и слышатся крики, то тут, то там: «почему Бог меня не замечает, почему не помогает?!». Да лишь потому, что даже не пытаемся забраться на постоянно цветущую смоковницу веры, с которой Бог обязательно заметит.

К маленькому, несправедливому и нелюбимому всеми Закхею,  Бог идет в гости. Восседает с ним за трапезой и даже говорит ему: «Ныне пришло спасение дому сему» (Лук.19:9).

Для Бога все равны, значит и в доме Его, то есть в Церкви,  нет разделения на бедных и богатых, маленьких и больших, начальников и подчиненных. Очень часто Господь открывается тем, кто по земным меркам являются самыми последними и ничтожными.

Злословить и осуждать богатых и власть предержащих уже стало повседневной обыденностью. Да что там обыденностью!

В дни нынешние осуждение преобразовалось в «коктейли Молотова». Нынче мы хуже даже той толпы, которая, увидев поступок Христа, «начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку» (Лук.19:7).

Сегодня ропот в кровь человеческую превратился. Мы уже вершим суд и делимся на «наших» и «не наших». О Боге забыто, кающийся Закхей не в почете, толпа из желающих увидеть Христа превратилась в толпу жаждущих мести.

*  *  *

Кто и в какой стране добровольно и радостно платит налоги? Не встречал таких.

Евангельский Закхей не только собирал налоги, но и был старшим «по департаменту». Он подчинялся правилу: если не собрал положенных налогов, то отдашь свои, а затем с должников возьмешь вчетверо. То есть перед нами четкий чиновник-фискал – века своим существованием пронизывающий. Эдакая постоянная константа.

Постоянная, но не вечная!

Смоковница веры всегда в цвету и Христос рядом

Колокола каждое утро и вечер слышим.

Вот только, редко кто с расположившейся неподалеку налоговой инспекции в храм заходит, чтобы с Богом пообщаться. Пару раз в год очередные стажеры оттуда прибегают с вопросом «Где ваш кассовый аппарат?», и удивленно пожимают плечами, когда узнают, что мы вне их «системы».

Осуждать не буду, так как знаю, что и среди них есть и будут Закхеи...      

Закхей
Неделя о Закхее
мытарь Закхей
налоговики
покаяние
осуждение
месть
прощение

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
2554

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар