Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

Чтения из Апостола и Евангелия недели 13-й по Пятидесятнице ― в переводе и с толкованием

Версия для печатиВерсия для печати
30 серпня 2015 | Богослов’я

За богослужением в этот воскресный день, неделю 13-ю по Пятидесятнице, читается Притча о злых виноградарях.

СЛУХАЙТЕ: Православний календар. Неділя 13-та після П’ятдесятниці. Євангельська притча про злих виноградарів

Притча о злых виноградарях

Первое послание Святого Апостола Павла к Коринфянам, зачало 166, глава 16, стихи 13-24.

Братья, Бодрствуйте, твёрдо стойте в вере, будьте мужественны, будьте сильны!

Пусть всё у вас делается с любовью!

Прошу вас, братья, — вы знаете семейство Стефаново, они первыми в Ахайе поверили Христу и отдали себя на служение святому народу Божьему,

прошу, чтобы и вы подчинялись таковым и каждому соработнику и труженику.

Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше,

они подняли мой дух, как поднимали и ваш. Цените же таких людей!

Приветствуют вас церкви Азии. Акила с Прискиллой и церковь, что собирается у них дома, горячо приветствуют вас в Господе.

Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.

Моё, Павлово, приветствие собственноручно.

Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа (Да будет отлучён до пришествия Господа.)

Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами,

и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.

***

Пильнуйте, стійте у вірі, будьте мужні, тверді.

Все у вас хай буде з любов'ю.

Благаю вас, браття (ви знаєте сім'ю Стефанову, що вона є початок Ахаії, і що вони присвятили себе на служіння святим), будьте і ви шанобливі до таких і до всякого, хто допомагає і трудиться.

Я радий приходу Стефана, Фортуната і Ахаїка; вони замінили відсутність вашу, бо вони заспокоїли мій і ваш дух. Шануйте таких.

Вітають вас церкви Асійські; щиро вітають вас у Господі Акіла і Прискілла разом з домашньою їх церквою.

Вітають вас усі браття. Вітайте один одного святим цілуванням.

Моє, Павлове, вітання власноручно.

Хто не любить Господа Іісуса Христа,– анафема, маранафа.

Благодать Господа нашого Іісуса Христа з вами, і любов моя з усіма вами в Христі Іісусі. Амінь.

***

Бодрствуйте.

К концу послания опять убеждает; показывает, что не должно надеяться только на учителей, но и самим себе внимать. Бодрствуйте, так как есть обольстители. Сказал это потому, что они как бы спали.

Стойте в вере.

А не во внешней мудрости; ибо в ней можно не утвердиться, а кружиться. Сказал это потому, что они колебались.

Будьте мужественны, тверды.

Так как есть наветники. Сказал это потому, что они расслабели духом.

Всё у вас да будет с любовью.

Это против тех, которые смущали и разрывали Церковь. Учит ли кто, учится ли кто, обличает ли кто, всё, говорит, да будет с любовью, при посредничестве же любви не будет ни гордости, ни разделения.

Прошу вас, братия.

Здесь нужна перестановка: умоляю вас, дабы и вы подчинялись таковым; прочее вставлено.

Вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии.

Вы, говорит, знаете, и не нуждаетесь в научении от меня. Семейство Стефаново называет начатком Ахаии или потому, что оно первое уверовало, или потому, что вело и жизнь прекрасную; ибо начаток всегда должен иметь превосходство пред тем, чему служит началом. Ахаией называет Элладу.

И что они посвятили себя на служение святым.

Они определили и посвятили себя на принятие верующих нищих и на служение им, и не по принуждению от других, но по своей собственной воле.

Будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.

То есть участвуйте с ними и в денежном иждивении и в телесном служении. И не сказал просто: содействуйте, но: будьте почтительны, заповедуя усиленное послушание. А дабы не подумали, что благоприятствует одному только Стефану, прибавляет: и ко всякому содействующему и трудящемуся, — в чём? в служении святым. Ибо все таковые достойны чести; да и они в таком случае будут сносить труд свой мужественнее.

Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше.

Они сообщили Павлу известия о разделениях и о прочих погрешностях в Коринфе. Быть может, чрез них-то и уведомили его домашние Хлоины (1Кор. 1:11). Поскольку естественно было, что коринфяне ожесточились против них, то он сдерживает их, говоря, что они восполнили отсутствие ваше, то есть пришли вместо всех вас, и ради вас предприняли ко мне такое путешествие.

Ибо они мой и ваш дух успокоили.

Объявляет, что его спокойствие есть их спокойствие. Поскольку же они успокоили меня, а моё спокойствие для вас самих полезно, то с вашей стороны да не будет заявлено ничего неприятного им самим.

Почитайте таковых.

То есть почитайте их.

Приветствуют вас церкви Асийские.

Членов Христовых соединяет чрез приветствие, по всегдашнему своему обыкновению.

Приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.

У них остановился, потому что и сам занимался деланием палаток (Деян. 18:1-3). Примечай их добродетель в том, что они сделали дом свой церковью, устроив в нём собрания верных.

Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.

Только здесь делает прибавление о святом целовании, потому что много было разделений. Поскольку же много убеждал их к единению, то наконец соединяет их и целованием святым, то есть бесхитростным, а не лицемерным.

Моё, Павлово, приветствие собственноручно.

Сделал собственноручное приветствие, дабы показать, что он придаёт посланию большое значение.

Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран афа.

Одним этим словом в страх привёл всех, блудников, разномыслящих, употребляющих идоложертвенное, неверующих воскресению, и вообще всех, которые между ними вели себя несогласно с его учением и преданием. Ибо все таковые не любят Господа. Маран афа, то есть Господь пришёл. Сказал это отчасти для того, чтобы утвердить учение о домостроительстве, а чрез это и о воскресении, отчасти же для того, чтобы пристыдить их: Владыка за нас принял всё на Себя, а вы прогневляете Его, одни — называясь по имени людей, а другие — совершая порочные дела. Употребил выражение не греческое, а еврейское, или язык сирийский; ибо говорил коринфянам, которые придавали много цены внешней мудрости и красоте греческого наречия, он же показывает, что нисколько не нуждается в ней, но хвалится простотой, так что и говорит грубым языком.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами.

Долг учителя не только убеждать, но и молиться, и таким образом вдвойне утверждать: учением и низведением помощи свыше посредством своих молитв.

И любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.

Поскольку удалён был от них по месту, то как бы обнимает их руками любви, говоря: любовь моя с вами, то есть я присутствую со всеми вами; ибо я не без вас, хотя и в другом месте. Этим же показывает, что хотя написанное и проявляет горечь, но оно написано не от гнева, не от ярости, а от любви и заботливости. А дабы не подумали, что говорит это из лести к ним, прибавляет: во Христе Иисусе, то есть любовь моя не имеет ничего человеческого или плотского, но духовна и во Христе.

Будем же и мы молиться, дабы, любя друг друга во Христе, не носить нам в себе ничего от мірской любви, которая враждебна Богу. Ибо таким образом удостоимся и вожделенных обителей Божиих во Христе Иисусе, Господе нашем, возлюбившем нас, Которому слава во веки веков. Аминь.

Блж. Феофилакт Болгарский

 

Евангелие от Матфея, 87 зачало, глава 21, стихи 33-42.

Рассказал Господь такую притчу: жил некий человек, у которого было имение, он насадил виноградник,

обнёс его оградой, вырыл яму для давильни, построил сторожевую башню, после чего, сдав его внаём виноградарям, уехал. (Ис. 5:1-2).

Когда же настало время сбора плодов, он послал к виноградарям слуг своих получить доход свой.

А виноградари, схватив слуг его, одних избили, других убили, а иных побили камнями.

Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.

Наконец, он послал к ним сына своего, говоря: постыдятся они сына моего.

Но виноградари, сына увидев, сказали друг другу: Это наследник! Давайте убьём его и нашим будет наследство!

И, схватив его, вывели из виноградника и убили.

Итак, когда придёт владелец виноградника, что сделает он с этими виноградарями?

Они отвечают Ему: предаст их лютой смерти как злодеев, а виноградник передаст другим виноградарям, которые будут приносить ему плоды в надлежащее время.

Тогда Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: тот самый камень, который отвергли строители, поставлен во главу угла (верхним, «запирающим» арку); и сделано это было Господом, что удивительно в очах ваших? (Пс. 117:22-23).

***

Вислухайте іншу притчу. Був один господар дому, котрий посадив виноградник і обніс його огорожею, викопав в ньому виностік, збудував башту і, віддавши його виноградарям, відлучився.

Коли ж наблизився час плодів, він послав своїх слуг до виноградарів взяти свої плоди; виноградарі, схопивши слуг його, одного побили, другого вбили, а іншого побили камінням.

Знову послав він інших слуг, більше, ніж спочатку; і з ними вчинили так само.

Наостанок послав він до них свого сина, кажучи: посоромляться сина мого.

Але виноградарі, побачивши сина, сказали один одному: це спадкоємець; ходімо уб'ємо його і заволодіємо спадщиною його.

І, схопивши його, вивели геть з виноградника і вбили.

Отже, коли прийде господар виноградника, що він зробить з цими виноградарями?

Говорять Йому: злочинців цих віддасть злій смерті, а виноградник віддасть іншим виноградарям, які будуть віддавати йому плоди у свій час.

Іісус говорить їм: невже ви ніколи не читали в Писанні: камінь, який відкинули будівничі, той самий став наріжним? Це від Господа, і є дивне в очах наших? (Пс. 117,22–23).

***

«Трудно богатому войти в Царство Небесное», сказал Христос ученикам. Если помните, ещё в прошлое Воскресенье вот этим местом и заканчивалось благовествование Евангельское.

Юноша подошёл к Христу и спросил, что сделаю, чтобы получить Царствие Небесное? Господь ему тогда ответил: исполняй заповеди. А когда юноша сказал, что он это сделал, тогда Господь, видя его сердце, сказал: раздай то, что ты имеешь. А юноша был богат, и для него богатство было той силой, которая давало ему положение в обществе, и потому он, склонив голову, отошёл. Вот Христос и говорит ученикам: «Истинно говорю вам, трудно богатому войти в Царство Небесное».

Читайте также:

«Розумної бажаю віри» ― роздуми про недільне Євангеліє напередодні Дня знань

Воскресные Апостольское и Евангельское чтения недели 12-й по Пятидесятнице ― с толкованием

Как это? Почему? И вот, если возьмёте сегодняшнее благовествование, то вы увидите, почему...

Притча сегодняшнего дня говорит нам о том, как Господин насадил виноградник и послал в виноградник своих рабов, которые должны были обрабатывать этот виноградник. И давал им содержание для их жизни.

Притча о злых виноградарях

Но рабам тем было так хорошо пребывать и трудиться в этом винограднике, что это место они стали чувствовать своим, и всё то довольство, которое они могли иметь, и всё то, что они могли иметь от винограда, который так обильно рос в винограднике, который им не принадлежал, они всё больше и больше стали считать своим, и хозяин виноградника постепенно стал забываться. Хозяин давал им нужное для их содержания, для их жизни, но они это стали принимать как должное. У них было другое: они имели возможность пользоваться и виноградом, и всей красотой этого земного блага, которое даёт Господь человеку. Это их так захватило, что они совершенно забыли, или лучше сказать, не думали о том, что это всё временно, и что пройдут годы, и наступит час, когда они должны будут уйти отсюда. И всё то, что находится в винограднике, останется здесь, а они отойдут.

А ведь от них требовалось другое: при возделывании виноградника они должны были возделывать и то, что дано человеку. А что же было дано человеку? У человека есть тело, которое требует пищи, питья, движения, покоя, то, что мы называем жизнью телесной.

Но у человека есть и дух, который стремится всегда к идеалу. И как ни хороша будет жизнь земная, — а она может быть так хороша, что лучше и быть не может, лучше, как будто ничего и нет, — в сердце человека всегда будет копошиться что-то такое, что будет ненасытимо тем, что нас окружает. И будет появляться тоска, и совесть будет говорить ему, что он не то сделал, потому что Образ Божий есть в человеке, в его духе, а дух требует тоже жизни.

По плоти виноградоделателям было хорошо, но по духу... Но духовную жизнь они исказили и жили по похоти. И этим было заглушено то, что есть совесть. Совесть была, но она была закрыта. И тут оправдалось то, что говорилось юноше: трудно войти в Царствие Небесное надеющемуся на богатство. Очи закрыты, совесть затемнена, внешне он пребывает в хорошем состоянии, а внутренне совесть его гложет и гложет. Ни надежды, ни утешения.

И человек всё пробует: вот поеду на какой-нибудь курорт, поеду путешествовать, создам для себя все удобства, устрою свою семейную жизнь, будут дети, буду наслаждаться...

А тут, в лучшем случае подходит старость, в худшем случае, болезнь; вот когда наступают эти критические дни, то ничто не успокоит. Сколько ни будет красоты земной, сколько ни будет благ земных, — совесть будет терзать. Это то, что говорится в сегодняшней притче. Рабы и наследника убили, лишь бы не отказаться от довольства виноградником, но всё равно наступило изгнание из виноградника. Куда? Это то, что мы называем страданием совести, которое ничем не утолишь. Тоска, тоска безисходная.

Вот сегодняшнее Евангелие как бы дополняет прошлонедельное Евангелие и говорит нам: Братья, смотрите, чтобы не случилось с вами так, что земная красота, в которой мы живём, не превратилась бы в тот приточный виноградник!

На что нам этот виноградник, эти виллы, автомобили, если сердце будет разрываться? Начнём жить по Заповедям Блаженства, и тогда наше сердце наполнится миром, любовию, дыханием рая... и с этой полнотой сердца мы перейдём в вечную жизнь.

А если мы не осознаем себя, то будем как Иудеи. Иудеи ждали Мессию, который должен был быть владыкою мира и всех покорить под начало иудейского ига, которое понималось талмудом. И они ждали этого Мессию. И когда явился Христос, Который имел все силы: и море укрощал, пятью хлебами пять тысяч насыщал, и болезни исцелял... Лучшего начальника для иудейского воинства в их тогдашнем понимании нельзя было найти. Не нужно было интендантства, не нужно было никаких запасов, никаких санитарных пунктов и лазаретов. Христос всё мог сделать. И вот они ждали: как будет дальше. И Христос вошёл на гору и в первый раз начал говорить публично: «Блажени нищие духом, блажени плачущие, блажени кротции, блажени изгнанные...» Евреи ждали силы, могущества, а Христос говорил о нищете, кротости, страданиях. Конечно, евреи должны были отойти: Христос говорил о чём-то совсем другом, чем то, чего они ждали, не о том владычестве.

Что если пойти по Его стопам? Что получится? - недоумевали они. А получится то, что нам-то и нужно: будет мир сердечный, с которым и в этой жизни легко, и в вечную жизнь вступить не страшно.

Архиепископ Андрей (Рымаренко)

***

ТЕКСТЫ ВСЕХ СЛУЖБ СМОТРИТЕ НА САЙТЕ ОБЩЕСТВА им. М.Н.Скабаллановича.

Воскресное апостольское чтение
Воскресное Евангельское чтение
Притча о злых виноградарях

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
1330

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар