Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

Апостол и Евангелие 3-го воскресенья Великого поста — недели «Крестопоклонной» — с пояснениями

Версия для печатиВерсия для печати
13 березня 2015 | Редакция | Богослов’я

Ка­кая си­ла вле­чёт нас ко Христу? Почему мы поклоняемся Его кресту? И как это — взять крест свой и следовать за Господом...

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ о неделе Крестопоклонной:

Послание Святого Апостола Павла к Евреям, глава 4, стих 14 — глава 5, стих 6

Итак, имея ве­ли­ко­го Пер­во­свя­щен­ни­ка, Ко­то­рый про­шёл че­рез не­бе­са, Ии­су­са, Сы­на Бо­жия, – бу­дем креп­ко дер­жать­ся на­ше­го ис­по­ве­да­ния. 

Ведь наш Пер­во­свя­щен­ник – не тот, кто не мо­жет со­стра­дать на­шим не­мо­щам, но Тот, Кто, как и мы, ис­пы­тал ис­ку­ше­ние во всём, но не со­гре­шил.

По­э­то­му мы мо­жем сме­ло при­сту­пать к пре­сто­лу бла­го­да­ти, что­бы, на­хо­дя ми­лость и бла­го­дать, по­лу­чать свое­вре­мен­ную по­мощь.

Ведь вся­кий пер­во­свя­щен­ник бе­рёт­ся из сре­ды лю­дей, и по­ста­в­ля­ет­ся по­сред­ни­ком лю­дей в их от­но­ше­ни­ях с Бо­гом, что­бы при­но­сить Ему да­ры и жер­т­вы за гре­хи.

Он мо­жет с тер­пе­ни­ем со­чув­ст­во­вать тем, кто пре­бы­ва­ет в не­ве­де­нии или за­блу­ж­да­ет­ся, по­то­му что и сам он в не­мо­щи со всех сто­рон и по этой при­чи­не дол­жен при­но­сить жер­т­вы как за гре­хи на­ро­да, так и за свои соб­ст­вен­ные.

И та­кую честь ни­кто не при­сва­и­ва­ет се­бе сам, но при­зы­ва­ет­ся Бо­гом, как и Аа­рон. 

Так и Хри­стос не Сам про­сла­вил Се­бя, став Пер­во­свя­щен­ни­ком, но про­сла­вил Его Тот, Кто ска­зал Ему:

«Ты – Сын Мой, се­го­д­ня Я по­ро­дил Те­бя». (Пс. 2:7)

Так и в дру­гом ме­с­те Он го­во­рит:

«Ты – свя­щен­ник во­век по чи­ну Мел­хи­се­де­ка* (Быт. 4:18)». (Пс. 109:4)

***

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев): 

Од­на из ва­ж­ней­ших идей По­сла­ния к Ев­ре­ям – пер­во­свя­щен­ст­во Ии­су­са Хри­ста. В нём из­ла­га­ет­ся сущ­ность и ус­ло­вия священни­че­с­ко­го слу­же­ния.

Вся­кий свя­щен­ник не­сёт на се­бе обя­зан­ность быть пред­ста­ви­те­лем на­ро­да пе­ред Бо­гом, или, ины­ми сло­ва­ми, вы­сту­пать как по­сред­ник и хода­тай пе­ред Бо­гом от ли­ца на­ро­да Бо­жия. Грех от­да­лил и по­сто­ян­но от­да­ля­ет лю­дей от Бо­га, в Ко­то­ром – ис­то­ч­ник жиз­ни и са­мо­го бы­тия. Грех про­ла­га­ет про­пасть ме­ж­ду Бо­гом и людь­ми. Свя­щен­ник же сво­им слу­же­ни­ем при­зван как бы пе­ре­бра­сы­вать мост че­рез эту про­пасть и вво­дить лю­дей в при­сут­ст­вие Бо­жие, при­бли­жать их к не­бес­но­му «пре­сто­лу бла­го­да­ти».

Ии­сус Хри­стос, бу­ду­чи не про­стым свя­щен­ни­ком, но ве­ли­ким Пер­во­свя­щен­ни­ком, пре­одо­лел эту про­пасть, Он «про­шёл че­рез не­бе­са», и тем са­мым про­ло­жил нам путь от зе­м­ли к пре­сто­лу Бо­жию. Так ис­по­ве­ду­ет на­ша ве­ра, и в этом ис­по­ве­да­нии вы­ра­же­но на­ше упо­ва­ние на спа­се­ние. Кто из греш­ных лю­дей спо­со­бен под­нять­ся на не­бо, при­бли­зив­шись к Бо­гу? Ра­зу­ме­ет­ся, ни­кто. Но Ии­сус Хри­стос – не про­стой свя­щен­ник из лю­дей. Он – ве­ли­кий По­сред­ник, вы­ше всех про­чих по­сред­ни­ков – ан­ге­лов, свя­щен­ни­ков из ро­да Аа­ро­на, вы­ше за­ко­но­да­те­ля Мо­и­сея, ибо он – Сын Бо­жий, бо­же­ст­вен по Сво­ему ро­ж­де­нию и сущ­но­сти.

Но ес­ли бы Ии­сус Хри­стос имел толь­ко бо­же­ст­вен­ную при­ро­ду, Он не мог бы от­ве­чать са­мо­му по­ня­тию о по­сред­ни­че­ст­ве. Ведь вся­кий по­сред­ник дол­жен быть при­ча­ст­ным обе­им сто­ро­нам от­но­ше­ний. Вет­хо­за­вет­ный свя­щен­ник лишь от­ча­с­ти об­ла­дал та­ким свой­ст­вом. Он был че­ло­ве­ком и, ес­те­ст­вен­но, был отя­го­щён все­ми че­ло­ве­че­с­ки­ми не­мо­ща­ми, ко­рень ко­то­рых в гре­хе Ада­ма. Имен­но по­э­то­му зем­ное вет­хо­за­вет­ное свя­щен­ст­во, рав­но как и всё воз­вы­шен­ное хра­мо­вое бо­го­слу­же­ние с его жер­т­ва­ми бы­ло лишь те­нью Пер­во­свя­щен­ст­ва ис­тин­но­го, зем­но­го и не­бес­но­го од­но­вре­мен­но. Ес­ли бы Ии­сус был толь­ко Бо­гом, то Он не мог бы со­стра­дать нам в на­ших не­мо­щах. Са­ма мысль о том, что Бог спо­со­бен стра­дать или со­стра­дать бы­ла аб­со­лют­но чу­ж­да иу­дей­ско­му бо­го­сло­вию. При­вы­ч­ное для нас пред­ста­в­ле­ние о Бо­ге как о лю­бя­щем От­це во­шло в мир вме­сте с про­по­ве­дью Са­мо­го Ии­су­са Хри­ста. Во вре­мя Его зем­ной жиз­ни та­кое пред­ста­в­ле­ние бы­ло но­вым и ре­во­лю­ци­он­ным. Ведь ос­нов­ная идея о Бо­ге в иу­дей­ст­ве за­клю­ча­лась в том, что Он свят, то есть аб­со­лют­но от­ли­чен от лю­дей и от все­го зем­но­го.

Пред­ста­вить се­бе, что Бо­гу мо­гут быть свой­ст­вен­ны че­ло­ве­че­с­кие пе­ре­жи­ва­ния и чув­ст­ва, бы­ло не­воз­мо­ж­но. Та­кая мысль ка­за­лась «со­блаз­ном» (1 Кор. 1:23). Не ина­че де­ло об­сто­я­ло и в эл­лин­ской ре­ли­ги­оз­ной мы­с­ли, ко­то­рая глав­ной осо­бен­но­стью Бо­га на­зы­ва­ла «апа­тию», то есть по­л­ное бес­стра­стие. Бо­же­ст­во сто­ит вы­ше вся­ких чувств, и в этом его бла­жен­ст­во. По­э­то­му эл­ли­нам мысль о бо­же­ст­вен­ном со­стра­да­нии лю­дям ка­за­лась «бе­зу­ми­ем».

Но Ии­сус был не толь­ко Бо­гом, но и че­ло­ве­ком, во всём по­доб­ным нам, за ис­к­лю­че­ни­ем гре­ха. Ко­г­да в про­чи­тан­ном тек­сте го­во­рит­ся о том, что Он по­доб­но нам, про­стым лю­дям, «был ис­ку­шён во всём», но не со­гре­шил, то име­ют­ся в ви­ду не столь­ко те или иные нрав­ст­вен­ные, эти­че­с­кие ис­ку­ше­ния, ко­то­рым мы под­вер­га­ем­ся на ка­ж­дом ша­гу. Речь идёт об ос­нов­ном, прин­ци­пи­аль­ном ис­ку­ше­нии, то есть об ис­пы­та­нии, ко­г­да под со­м­не­ние ста­вит­ся са­ма ве­ра че­ло­ве­ка. Пред­по­ла­га­ет­ся биб­лей­ское, Ада­мо­во ис­ку­ше­ние от­речь­ся от жиз­ни по ве­ре, ис­ку­ше­ние от­пасть от Бо­га.

Од­на­ко, са­мо во­че­ло­ве­че­ние Сы­на Бо­жия в ми­ре гре­ха и ис­ку­ше­ний, са­ма со­ли­дар­ность Его с ис­ку­ша­е­мы­ми греш­ни­ка­ми со­сто­я­ла в не­из­мен­ном по­слу­ша­нии Сы­на Бо­гу От­цу. Ина­че го­во­ря, са­ма под­вер­жен­ность Ии­су­са Хри­ста ис­ку­ше­ни­ям па­ра­до­к­саль­ным об­ра­зом сви­де­тель­ст­во­ва­ла о един­ст­ве Сы­на с От­цом. Это то, что в дру­гом ме­с­те Апо­стол Па­вел на­зы­ва­ет пре­му­д­ро­стью Бо­жи­ей, ко­то­рая ог­ра­ни­чен­но­му зем­но­му со­з­на­нию пред­ста­в­ля­ет­ся бе­зу­ми­ем.

Та­ким об­ра­зом, Ии­сус Хри­стос от­ве­чал всем ус­ло­ви­ям ис­тин­но­го По­сред­ни­ка ме­ж­ду людь­ми и Бо­гом. Он был един с Бо­гом, Бо­же­ст­вен по при­ро­де, и од­но­вре­мен­но, как Че­ло­век, со­ли­да­рен с греш­ным, стра­да­ю­щим и ис­ку­ша­е­мым че­ло­ве­че­ст­вом. В Нём Бог явил Се­бя как лю­бя­щий Отец, спо­соб­ный к со­стра­да­тель­но­му ми­ло­сер­дию, по­ни­ма­ю­ще­му со­чув­ст­вию и спа­си­тель­ной бла­го­дат­ной по­мо­щи.

Раз­ви­вая уче­ние о пер­во­свя­щен­ст­ве Ии­су­са, По­сла­ние к Ев­ре­ям пе­ре­чи­с­ля­ет ос­нов­ные осо­бен­но­сти вет­хо­за­вет­но­го свя­щен­ни­ка.

Во-пер­вых, свя­щен­ник из­би­ра­ет­ся из лю­дей для слу­же­ния Бо­гу, яв­ля­ясь свя­зу­ю­щим зве­ном ме­ж­ду Бо­гом и людь­ми. Слу­же­ние свя­щен­ни­ка со­сто­ит в при­не­се­нии да­ров и жертв за гре­хи лю­дей. Спе­ци­аль­но ука­зы­ва­ет­ся на те ка­те­го­рии греш­ни­ков, за ко­то­рых при­но­сят­ся жер­т­вы. Это те лю­ди, ко­то­рые со­вер­ша­ют гре­хи по не­зна­нию или в за­блу­ж­де­нии. Та­ко­во бы­ло убе­ж­де­ние Вет­хо­го За­ве­та: жер­т­вой мог­ли быть ис­ку­п­ле­ны лишь гре­хи, со­вер­шён­ные по не­ве­де­нию. Гре­хи, со­вер­шён­ные пред­на­ме­рен­но и со­з­на­тель­но, не мог­ли быть ис­ку­п­ле­ны жер­т­вой. То есть грех по не­зна­нию про­сти­те­лен, а грех со­з­на­тель­ный – нет. Прав­да, ис­к­лю­че­ние де­ла­лось для со­з­на­тель­но­го гре­ха, за ко­то­рым сле­до­ва­ло ис­крен­нее рас­ка­я­ние. Вот и По­сла­ние к Ев­ре­ям то­же го­во­рит: «Ес­ли мы, по­лу­чив­ши по­з­на­ние ис­ти­ны, про­из­воль­но гре­шим, то не ос­та­ёт­ся бо­лее жер­т­вы за гре­хи» (Евр. 10:26). Это су­ро­вое пре­до­с­те­ре­же­ние нам хри­сти­а­нам, ибо по сло­ву апо­сто­ла Пе­т­ра, суд на­ч­нёт­ся не с не ве­ру­ю­щих, не с не ве­да­ю­щих о Хри­сте и Его Еван­ге­лии, но «с до­ма Бо­жия; ес­ли же пре­ж­де с нас на­ч­нёт­ся, то ка­кой ко­нец не­по­ко­ря­ю­щим­ся Еван­ге­лию Бо­жию?» (1 Петр. 4:17).

Во-вто­рых, свя­щен­ник дол­жен быть един с на­ро­дом. Он дол­жен со­чув­ст­во­вать лю­дям, по­то­му что и сам он сла­бый, ис­ку­ша­е­мый не­мо­ща­ми че­ло­век. В ори­ги­на­ле сто­ит об­раз­ное сло­во, ко­то­рое оз­на­ча­ет, что свя­щен­ник, как и про­чие лю­ди, как бы одет в не­мо­щи, как в об­тя­ги­ва­ю­щее его пла­тье. В си­лу сво­ей гре­хов­но­сти и не­мо­щи свя­щен­ник (на­пом­ним, что речь идёт о вет­хо­за­вет­ном свя­щен­ст­ве) дол­жен при­не­с­ти сна­ча­ла жер­т­ву за свои соб­ст­вен­ные гре­хи, пре­ж­де чем при­не­с­ти её за гре­хи дру­гих.

В-треть­их, хо­тя свя­щен­ник бе­рёт­ся из на­ро­да, он не на­ро­дом из­би­ра­ет­ся. И уж, ко­не­ч­но, не сам се­бя по­ста­в­ля­ет на столь вы­со­кое слу­же­ние. Свя­щен­ни­че­ст­во – не ра­бо­та, но сан и честь, к ко­то­рой при­зы­ва­ет Бог. Па­с­тыр­ская служ­ба – не дол­ж­ность, но при­зва­ние. При­во­дит­ся об­ра­зец та­ко­го при­зва­ния Бо­гом – Аа­рон.

Всем этим ус­ло­ви­ям от­ве­ча­ет свя­щен­ст­во Ии­су­са Хри­ста. Во-пер­вых, Он – Че­ло­век. Во-вто­рых, «Он дол­жен был во всём упо­до­бить­ся брать­ям, что­бы быть ми­ло­сти­вым и вер­ным Пер­во­свя­щен­ни­ком пе­ред Бо­гом» (Евр. 2:17). В-треть­их, Он не Сам Се­бя по­ста­вил на слав­ное и по­чёт­ное слу­же­ние, но был по­ста­в­лен Бо­гом. Сло­ва мес­си­ан­ско­го псал­ма: «Ты Сын Мой; Я ны­не ро­дил Те­бя» (Пс. 2:7) на­по­ми­на­ют нам о гла­се с не­бес (Мк 1:11), про­воз­г­ла­сив­шем Ии­су­са Спа­си­те­лем и Мес­си­ей.

Од­на­ко при этом По­сла­ние нам на­по­ми­на­ет, что Ии­сус Хри­стос – не про­с­то Че­ло­век, но Сын Бо­жий, Бо­го­че­ло­век. По­э­то­му, хо­тя Он Сво­и­ми не­мо­ща­ми и по­до­бен Сво­им брать­ям-лю­дям, но был и ос­та­ёт­ся без гре­ха, а сле­до­ва­тель­но, в от­ли­чие от вет­хо­за­вет­ных свя­щен­ни­ков, не дол­жен был при­но­сить жер­т­ву за Са­мо­го Се­бя. На­ко­нец, ци­ти­руя дру­гой мес­си­ан­ский пса­лом, По­сла­ние к Ев­ре­ям ука­зы­ва­ет на ис­к­лю­чи­тель­ность, эк­с­т­ра­ор­ди­нар­ность свя­щен­ст­ва Ии­су­са Хри­ста. Он – Свя­щен­ник не вре­мен­ный, но ве­ч­ный, по­ста­в­лен­ный Бо­гом не по обы­чаю, ус­та­но­в­лен­но­му для греш­ных лю­дей, но «Свя­щен­ник во­век по чи­ну Мел­хи­се­де­ка» (Пс. 109:4).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 

Евангелие от Марка, глава 8, стих 34 – глава 9, стих 1

Ска­зал Гос­подь: тот, кто хо­чет ид­ти за Мною, пусть от­ре­чёт­ся от се­бя са­мо­го, возь­мёт крест свой и по­с­ле­ду­ет за Мною.

Ибо кто хо­чет жизнь свою спа­сти, тот по­те­ря­ет её; а кто по­те­ря­ет жизнь свою ра­ди Ме­ня и Еван­ге­лия, тот спа­сёт её.

Да и ка­кая вы­го­да че­ло­ве­ку при­об­ре­сти весь мир, но на­не­с­ти ущерб ду­ше сво­ей?

Ка­кой вы­куп он даст по­том за ду­шу свою?

Итак, кто ус­ты­дит­ся Ме­ня и слов Мо­их в век сей пре­лю­бо­дей­ный и греш­ный, то­го ус­ты­дит­ся и Сын Че­ло­ве­че­с­кий, ко­г­да при­дёт во сла­ве От­ца Сво­его вме­сте с ан­ге­ла­ми свя­ты­ми. (Дан. 7:13-14)

И ска­зал им: уве­ряю вас, что не­ко­то­рые из сто­я­щих здесь со Мною ещё при жиз­ни сво­ей уви­дят Цар­ст­во Бо­жье, при­шед­шее в си­ле.

***

Свт. Лу­ка (Вой­но-Ясе­нец­кий): 

«Уте­шай­те, уте­шай­те на­род мой...» Это сло­ва древ­не­го ве­ли­ко­го про­ро­ка Иса­ии, сло­ва, об­ра­щён­ные к нам, па­с­ты­рям ва­шим, ибо на нас ле­жит долг не толь­ко учить вас, не толь­ко ука­зы­вать путь Хри­стов, но яв­лять вам сер­де­ч­ную лю­бовь свою и за­бо­ту о вас.

И вас, Бо­гом дан­ную мне па­ст­ву, я люб­лю как са­мых бли­з­ких мне лю­дей, а раз­ве я не знаю, как мно­го у вас скор­бей, как мно­го слёз, раз­ве не дол­жен я уте­шать вас?

И по­ста­ра­юсь я ис­по­л­нить это в ны­неш­ний день, ве­ли­кий день по­кло­не­ния Кре­сту Хри­сто­ву.

Ко­г­да учим мы вас пу­ти Хри­сто­ву, то все­гда вну­ша­ем, что­бы по­м­ни­ли сло­ва Его, о том, что уз­ки вра­та и те­сен путь, ве­ду­щий в Цар­ст­во Бо­жие, о том, что в ми­ре скорб­ны бу­де­те.

Скор­би — это удел всех хри­сти­ан.

Вы спро­си­те, раз­ве толь­ко хри­сти­а­не скор­бят, раз­ве не тер­пят скор­бей, вся­ких не­сча­стий и го­ре­стей, раз­ве не льют слёз и лю­ди ми­ра се­го, от­вер­га­ю­щие путь Хри­стов?

Да, ко­не­ч­но, скор­би не­из­бе­ж­ны и им, но ве­ли­ка раз­ни­ца и цен­ность в очах Бо­жи­их скор­бей на­ших, слёз на­ших и слёз и скор­бей тех, кто жи­вёт без Бо­га, ибо они тер­пят свои скор­би не до­б­ро­воль­но, а толь­ко по­то­му, что они не мо­гут ни­как от­де­лать­ся от них. Тер­пят они скор­би ча­с­то с про­кля­ти­я­ми и ро­по­том, а мы, хри­сти­а­не, дол­ж­ны не­сти свои скор­би, скор­би, свя­зан­ные с име­нем Хри­сто­вым, со­в­сем не так, с ве­ли­кой по­кор­но­стью во­ле Божь­ей, с бла­го­да­ре­ни­ем Бо­гу за всё, что слу­ча­ет­ся с на­ми — и за до­б­рое, и за тя­жё­лое, и за го­ре­сти, и за все скор­би на­ши.

Не­сём мы на­ши скор­би до­б­ро­воль­но, ибо, ес­ли бы от­вер­г­лись от Хри­ста, из­ба­ви­лись бы от боль­шин­ст­ва скор­бей, а так как не от­ре­ка­ем­ся, до­б­ро­воль­но не­сём их, и Бог бла­го­сло­вит нас на стра­да­ния на­ши, ибо ве­ли­ка цен­ность на­ших стра­да­ний, на­ших слёз в очах Бо­жи­их.

Как ста­ра­ют­ся из­ба­вить­ся от скор­бей лю­ди мир­ские, вы зна­е­те это: они за­ли­ва­ют своё го­ре, свои скор­би ви­ном и вод­кой, одур­ма­ни­ва­ют­ся та­ба­ком и да­же нар­ко­ти­ка­ми.

А раз­ве до­с­той­но это нас, хри­сти­ан? Раз­ве не в вы­с­шей сте­пе­ни низ­мен­но ус­по­ка­и­вать го­лос со­ве­с­ти сво­ей ви­ном, та­ба­ком? О, это глу­бо­ко, глу­бо­ко не­до­с­той­но, и не дай Бог, что­бы кто-ни­будь из вас ко­г­да-ни­будь при­бе­гал к это­му бо­го­про­тив­но­му сред­ст­ву за­глу­ше­ния со­ве­с­ти сво­ей.

Ищут лю­ди мир­ские уте­ше­ния в скор­бях сво­их, и ко­г­да не на­хо­дят, то­г­да ста­ра­ют­ся за­быть о них: ищут раз­вле­че­ний, за­ни­ма­ют­ся гу­лянь­ем, хо­дят друг к дру­гу в гос­ти и пу­с­то­сло­вят.

Это­го да не бу­дет с ва­ми ни­ко­г­да, ибо хри­сти­а­не не дол­ж­ны за­глу­шать го­лос со­ве­с­ти сво­ей, а на­обо­рот, чут­ко при­слу­ши­вать­ся к не­му.

Ищут за­глу­ше­ния скор­бей сво­их в друж­бе, и осо­бен­но в древ­нем ми­ре вы­со­ко це­ни­ли друж­бу. А раз­ве не зна­е­те, как не­на­дё­ж­на эта опо­ра на лю­дей, а не на Бо­га?

Ищут лю­ди, бо­лее вы­со­ко сто­я­щие в ду­хов­ном от­но­ше­нии, заб­ве­ния сво­их скор­бей, сво­их му­че­ний в на­пря­жён­ном тру­де, в ра­бо­те. Это, ко­не­ч­но, сред­ст­во об­лег­че­ния скор­бей не­из­ме­ри­мо вы­с­шее, чем за­ли­ва­ние их ви­ном, чем раз­вле­че­ния, тан­цы и гу­ля­нья. Труд на вре­мя за­глу­ша­ет скорбь, но тру­дить­ся не­пре­рыв­но нель­зя, а ко­г­да кон­ча­ет­ся труд, на­чи­на­ет об­ли­чать го­лос со­ве­с­ти, опять вос­ста­ют тяж­кие скор­би. Тру­дом не до­с­тиг­нешь же­ла­е­мо­го.

Са­мое вы­с­шее, в чём на­хо­дят об­лег­че­ние — вза­им­ная лю­бовь: лю­бовь су­п­ру­гов, лю­бовь ро­ди­те­лей к де­тям, лю­бовь к лю­дям, до­с­той­ным люб­ви.

Вся­кая лю­бовь бла­го­сло­вен­на, бла­го­сло­вен­на и эта лю­бовь, но это на­чаль­ная, низ­шая фор­ма люб­ви, ибо от люб­ви су­п­ру­же­ской, пу­тём на­у­че­ния в ней, дол­ж­ны мы воз­вы­сить­ся до го­ра­з­до бо­лее вы­со­кой люб­ви ко всем лю­дям, ко всем не­сча­ст­ным, к стра­да­ю­щим: от неё ещё воз­вы­сить­ся до треть­ей сте­пе­ни люб­ви — люб­ви бо­же­ст­вен­ной, люб­ви к Са­мо­му Бо­гу. Вот ви­ди­те, по­ка не до­с­тиг­нут лю­ди люб­ви ко всем, люб­ви бо­же­ст­вен­ной, не­ве­ли­ко зна­че­ние и люб­ви толь­ко к бли­з­ким.

Ни в чём и ни­г­де не най­ти уте­ше­ния в скор­би для тех, кто ищет его не там, где сле­ду­ет. Да, это так: не на­хо­дят его и не най­дут.

А в чём же, в чём най­ти уте­ше­ние в скор­би? Об этом го­во­рит св. про­рок Да­вид: Толь­ко в Бо­ге ус­по­ка­и­ва­ет­ся ду­ша моя. В Бо­ге, в Бо­ге, в за­ко­не Бо­жи­ем на­шёл он уте­ше­ние. И не один он, а на­хо­ди­ли все пра­вед­ни­ки Вет­хо­го За­ве­та, ибо и то­г­да лю­ди, не знав­шие Хри­ста, ибо Он ещё не при­шёл в мир, на­хо­ди­ли глу­бо­кое уте­ше­ние в го­ря­чей, из серд­ца рву­щей­ся мо­лит­ве, в этом ду­хов­ном об­ще­нии с Бо­гом.

Бла­жен­ны они, бла­жен­ны эти вет­хо­за­вет­ные пра­вед­ни­ки, но не­из­ме­ри­мо бо­лее бла­жен­ны те, кто по­з­нал Хри­ста, кто на­у­чен за­ко­ну Хри­сто­ву, кто из­брал путь Хри­стов. Бла­жен­ны те, ко­му до­с­туп­на вы­с­шая фор­ма уте­ше­ния — уте­ше­ние Са­мим Хри­стом, да­ро­ван­ное нам, ибо раз­ве не в Кре­сте Хри­сто­вом со­кры­то са­мое глу­бо­кое и ве­ч­ное уте­ше­ние!

Ска­жи­те, ес­ли вы но­си­те в серд­це сво­ём Крест Хри­стов, ес­ли вы ча­с­то взи­ра­е­те хо­тя бы мы­с­лен­ным взо­ром на Рас­пя­то­го на Кре­сте, не­у­же­ли это не про­из­во­дит глу­бо­чай­ше­го впе­чат­ле­ния, глу­бо­ко­го во­л­не­ния в серд­це ва­шем? Ибо что ви­дим, взи­рая на крест Хри­стов?

Ви­дим Сы­на Бо­жия, Вто­рое Ли­цо Свя­той Тро­и­цы, Во­че­ло­ве­чив­ше­го­ся Бо­га, Свя­тей­ше­го Свя­тых, Ве­ли­ко­го Пра­вед­ни­ка, Бла­го­де­те­ля ро­да че­ло­ве­че­с­ко­го, ка­ко­го ни­ко­г­да не знал и бо­лее ни­ко­г­да не уз­на­ет мир, — ви­дим Его при­би­тым же­лез­ны­ми гво­з­дя­ми ко кре­сту. Ви­дим тяж­ко стра­да­ю­щим То­го, Кто од­ним ма­но­ве­ни­ем ру­ки Сво­ей, од­ним сло­вом Сво­им по­ве­ле­вал во­л­нам и ве­т­ру утих­нуть; То­го, Кто в те­че­ние ко­рот­кой жиз­ни Сво­ей на зе­м­ле тво­рил изу­ми­тель­ные чу­де­са, чу­де­са, ко­то­рых тре­бо­ва­ла Его лю­бовь, Его жа­лость к лю­дям. Ви­дим ви­ся­щим на Кре­сте То­го, Кто ис­це­лял все бо­лез­ни, Кто сле­пым от­кры­вал гла­за, Кто па­ра­ли­зо­ван­ных вос­ста­в­лял от од­ра; Кто на­сы­щал не­мно­ги­ми хле­ба­ми ты­ся­чи че­ло­век; Кто вос­кре­шал мёр­т­вых — ви­дим ве­ли­чай­ше­го Бла­го­де­те­ля, ви­дим Спа­си­те­ля и Из­ба­ви­те­ля от вла­сти ди­а­во­ла. Ибо Крест Хри­стов стра­шен, ибо зна­ме­ние Его про­го­ня­ет бе­сов, ко­то­рые в ужа­се и смя­те­нии бе­гут, по­то­му что с Кре­ста Хри­сто­ва из­ли­лась не­из­ме­ри­мым по­то­ком лю­бовь Бо­же­ст­вен­ная, лю­бовь, ис­тре­бив­шая зло­бу и вра­ж­ду ди­а­во­ла и бе­сов.

Так что же, ес­ли ви­дим мы на Кре­сте Ис­ку­пи­те­ля ми­ра, взяв­ше­го на Се­бя на­ши гре­хи, став­ше­го жер­т­вой за всех нас, ока­ян­ных, то че­го сто­ят на­ши скор­би, как бы ни бы­ло их мно­го, как бы ни бы­ли они тяж­ки, че­го сто­ят они по срав­не­нию с ка­п­ля­ми слёз, ко­то­рые сте­ка­ли по Его Бо­же­ст­вен­ным ла­ни­там, по срав­не­нию с тем по­то­ком кро­ви, ко­то­рый ис­тёк из про­бо­дён­ной копь­ём гру­ди и обаг­рил Крест Его! Что сто­ят на­ши все скор­би по срав­не­нию с этим!

И ко­г­да про­ни­к­ни­тесь эти­ми мы­с­ля­ми и чув­ст­ва­ми, ко­г­да всем серд­цем, по­тря­сён­ным серд­цем воз­зри­те на Крест Хри­стов, толь­ко то­г­да по­лу­чи­те ис­тин­ное, еди­ное ис­тин­ное уте­ше­ние.

То­г­да за­чем нам ка­кое-ни­будь дру­гое уте­ше­ние, ес­ли нам да­но это ве­ли­чай­шее из всех уте­ше­ний! Ведь нам дан Крест, ко­то­рый воз­дви­га­ем пред ва­ми, да­ём вам лоб­зать. Не есть ли это са­мая вы­с­шая фор­ма уте­ше­ния, не чер­па­ем ли, по­сто­ян­но чи­тая Свя­щен­ное Пи­са­ние, из ис­то­ч­ни­ка уте­ше­ния ог­ром­ной си­лы, ибо Свя­щен­ное Пи­са­ние по­л­но это­го уте­ше­ния — толь­ко чер­пай­те, толь­ко об­ра­щай­тесь к Свя­щен­но­му Пи­са­нию, ко Кре­сту Хри­сто­ву, и то­г­да по­лу­чи­те еди­ное ис­тин­ное и ве­ч­ное уте­ше­ние.

Вни­к­ни­те в сло­ва св. апо­сто­ла Па­в­ла и за­по­м­ни­те их: Бла­го­сло­вен Бог и Отец Гос­по­да на­ше­го Ии­су­са Хри­ста, Отец ми­ло­сер­дия и Бог вся­ко­го уте­ше­ния, уте­ша­ю­щий нас во вся­кой скор­би на­шей, что­бы и мы мог­ли уте­шать на­хо­дя­щих­ся во вся­кой скор­би тем уте­ше­ни­ем, ко­то­рым Бог уте­ша­ет нас са­мих! (2 Кор. 1:3–4).

Сви­де­тель­ст­вую, всем серд­цем сви­де­тель­ст­вую пред ва­ми глу­бо­кую ис­тин­ность этих слов Па­в­ло­вых, сви­де­тель­ст­вую по соб­ст­вен­но­му опы­ту, ибо ме­ня уте­шил Гос­подь в ве­ли­кой скор­би мо­ей.

Мо­гу ска­зать, что по ме­ре то­го, как бу­дут ум­но­жать­ся у вас скор­би Хри­сто­вы, бу­дет ум­но­жать­ся и уте­ше­ние Хри­сто­во. За­по­м­ни­те же, за­по­м­ни­те: по ме­ре ум­но­же­ния скор­бей ум­но­жит­ся и уте­ше­ние ва­ше.

Толь­ко Хри­стос нас мо­жет уте­шить, толь­ко у Не­го бу­дем ис­кать уте­ше­ния, толь­ко Кре­стом Хри­сто­вым бу­дем от­го­нять ма­ло­ду­шие, скорбь и ро­пот.

За­тем и вы­но­сит­ся в этот свя­той день пред ва­ми Крест Хри­стов, что­бы при­влечь вас всех к Не­му, к То­му, Кто на Кре­сте был рас­пят. С ве­ли­кой ра­до­стью ви­дим, как тол­пы и тол­пы стре­мят­ся уви­деть воз­дви­га­е­мый Крест и ус­лы­шать пе­ние: Кре­сту Тво­е­му по­кло­ня­ем­ся, Вла­ды­ко.

Ка­кая же си­ла вле­чёт нас? По­че­му так мно­го на­ро­да в хра­ме Бо­жи­ем? Вле­чёт не­зри­мая си­ла Бо­жия, си­ла Хри­сто­ва, вле­чёт для то­го, что­бы уте­шить вас, что­бы оте­реть слё­зы ва­ши. А ес­ли так, то нам ли, сла­бым и греш­ным, пы­тать­ся что-ли­бо при­ба­вить к это­му уте­ше­нию! Не нам, не нам... А Сам Бог да уп­ра­вит серд­ца ва­ши в лю­бовь Бо­жию и в тер­пе­ние Хри­сто­во. Аминь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Чтения из Апостола и Евангелия 1-ой недели Великого поста Торжества Православия с пояснениями

Чтения из Апостола и Евангелия 2-ой недели Великого поста «О расслабленном» с пояснениями 

НОВЫЙ ПРОЕКТ «Православия в Украине»: Богослужебный ликбез. Что происходит на службе в 3-ю неделю Великого поста?

ВЕЛИКИЙ ПОСТ – неделя за неделей: комментируют архиереи. Неделя Крестопоклонная - архиепископ Кировоградский и Новомиргородский Иоасаф (Губень)

Свт. Лу­ка (Вой­но-Ясе­нец­кий)
архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)
Воскресное Евангельское чтение
Воскресное апостольское чтение
Великий пост
Крестопоклонная неделя
перевод богослужений

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
5016

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар