Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

«Наш небесный дедушка...» Дивное слово Блаженнейшего Владимира про святителя Спиридона

Версия для печатиВерсия для печати

Это одна из самых лучших проповедей нашего почившего Предстоятеля.

То, что святитель Спиридон не похож на остальных святителей, становится понятно даже после первого взгляда на его икону.

Древние святители чаще всего изображаются с непокрытой головой: таков Златоуст, таков Василий Великий и многие другие. Святители поздних эпох, кроме привычного архиерейского облачения, имеют на голове митры. Митрой украшен Феодосий Черниговский, Тихон Задонский, Иоасаф Белгородский… Перечислять можно долго.

А вот Спиридон, современник Николая Чудотворца, не простоволос, но и не в митре. У него на голове шапочка из овечьей шерсти. Пастухом долгие годы был этот удивительный муж. А когда воля Божья привела его на епископскую кафедру, чтобы пасти словесное стадо овец Христовых, то образ жизни Спиридон не поменял. Крестьянская еда, воздержанность в быту, доходящая до бедности пастушеская шапка – все это так непохоже на признаки святительского сана. Зато внутреннее богатство благодати, которую носил в себе Спиридон, заставляли современников вспомнить имена пророков Илии и Елисея.

Четвертый век – век жизни святителя – был тем временем, когда успокоившаяся от внешних гонений Церковь стала терзаться внутренними болезнями. Ложные учения, ереси стали тревожить умы верующих людей. Эпоха требовала богословского подвига защиты апостольской веры на отточенном языке философских понятий. Спиридон менее всего подходил для этого. Он был молитвенником, подвижником, праведником. Но никак не книжником и не оратором.

Однако святой пошел на Никейский собор, созванный императором Константином по поводу учения Александрийского пресвитера Ария. Ересь Ария поколебала Вселенную. Этот священник дерзнул учить, что Христос не Бог, что Он не равен Отцу, и было время, когда Сына Божия не было. Те, кто носил Христа в сердце, содрогнулись, услышав такие слова. Но те, кто еще не победил свою греховность и кто слишком доверял своему разуму и логике, подхватили Ариево кощунство. Таковых было много. Украшенные внешним знанием, кичливые и горделивые, эти философы страстно доказывали свои мнения. И Спиридон решил вступиться за истину.

Отцы собора знали, что этот епископ в пастушеской шапке свят, но неискусен в слове. Они удерживали его, опасаясь поражений в диспутах. Но Спиридон совершил нечто неожиданное. Он взял в руки кирпич и, сотворив молитву, сжал его в руках: «Слава Тебе, Христе Боже!» В руках святого старца вспыхнул огонь, потекла вода и осталась мокрая глина. Кирпич силой Божьей разложился на свои составные части.

«Смотри, философ, – сказал в дерзновении Спиридон защитникам арианства, – плинфа одна, но в ней три – глина, огонь и вода. Так и Бог наш един, но три лица в Нем: Отец, Слово и Дух».

Против таких доводов должна была умолкнуть земная мудрость.

Это не единственное чудо святителя. И мы не случайно упомянули имена Илии и Елисея. Великие пророки Израиля всем сердцем служили Богу. И Бог совершил через них удивительные чудеса. Мертвые воскресали, прокаженные очищались, Иордан разделился надвое, небо заключилось на годы, отказываясь проливать дождь. Казалось, что Свою власть над сотворенным миром Господь временами отдавал Своим избранникам. Третья и четвертая Книги Царств подробно рассказывают об этих чудотворцах.

Спиридон был подобен им. Киприоты-земледельцы были счастливы, имея такого архиерея, поскольку небо слушалось святого. В случае засухи молитвы Спиридона преклоняли Бога на милость, и долгожданный дождь поил землю.

Подобно Елисею, который проверил наличие в себе духа Илии, разделив воды Иордана (4 Кн. Царств), и святитель повелевал водной стихией. Он шел однажды в город, чтобы вступиться за несправедливо обвиненного знакомого, и разлившийся ручей угрожал преградить ему дорогу. Святой запретил воде именем Божьим и продолжил путь.

Неоднократно смерть отдавала свою добычу, и по молитвам святого воскресали мертвые. Нужно заметить, что житие святителя Спиридона известно нам не полностью, лишь небольшие фрагменты. Но даже то малое, что известно, поражает могуществом силы и славы Божьей, действовавшей через человека.

Знакомство со святыми и со всем тем сверхъестественным, что было в их жизни, является пробным камнем для человеческого сердца. Очевидно, мы не можем повторить жизнь великих угодников, но радость о том, что такие люди есть, и вера в то, что описанные чудеса действительны, говорит о том, что мы с ними одного духа. Пусть они, эти святые люди, полны, как море, а мы – как наперсток, но и в нас, и в них – одна и та же живая вода.

Если же человек относится скептически к услышанному, то вряд ли в его сердце живет вера Того, для Кого нет ничего невозможного. Илия и Елисей – великие святые. Но не их именем назывались израильтяне. Отец народов и одновременно отец всех верующих Авраам. Это его непостижимая преданность Богу стала основой всей последующей священной истории.

Одной из главных черт, характеризующих Авраама, было милосердие и странноприимство. Когда мы говорим о Спиридоне, мы всегда вспоминаем праотца. Поскольку любовью к нищим и странникам святитель вполне ему уподобился.

Любовь к людям выше чудес. Тот, кто может открывать нуждающимся вместе с сердцем и кошелек, и двери дома, тот настоящий чудотворец. Больше чудес не надо. А если они и будут, то только при наличии главного чуда – человеколюбия.

Дом Спиридона Тримифунтского не закрывался для странников. Из его кладовой любой бедняк мог взять в долг любое количество пищи. Возвращал долг бедняк, когда мог. Никто не стоял рядом и не контролировал количество взятого и возвращенного.

Вместе с тем, жестокие и корыстолюбивые люди в лице Спиридона встречались как бы с Самим Богом, страшным в Своей справедливости. Жития описывают несколько случаев, когда святой наказывал и посрамлял купцов, не стыдившихся наживаться на чужой беде.

Бывает, что человеку нужен не столько Небесный Отец, сколько «небесный дедушка» – снисходительный к ошибкам и позволяющий порезвиться.

Так современника Спиридона Николая Чудотворца с течением веков переодели в Деда Мороза и приспособили к разносу подарков. А ведь Николай не только тайком подарки раздавал, временами он мог употребить дерзкие, страшные и власть, и силу. Так было при земной жизни. Так продолжается и сейчас, когда души праведных созерцают Христово слово.

Спиридон добр, как Николай. И, как Николай, строг. Одно не бывает без другого. Умеющий любить правду, умеет и ненавидеть ложь. Человек неправедно гонимый, человек, чувствующий слабость и беззащитность, в лице Спиридона может найти сильного защитника и скорого помощника. Только пусть сам человек, просящий помощи, не будет несправедлив к ближним. Поскольку у святых Божьих нет лицеприятия.

Среди тех радостей, которые дарит человеку христианская вера, есть радость обретения чувства семьи. Верующий никогда не бывает одинок, вокруг него всегда облако свидетелей. Жившие в разные эпохи и в разных местах люди, достигшие Небесного Иерусалима, составляют ныне Церковь Первенцев, написанных на небесах. С любовью наблюдают они за нами, всегда готовые в ответ на просьбу прийти на помощь. Один из них – святитель Спиридон.

«Радость киприотов», «Керкирская похвала», «Вселенской Церкви драгоценное украшение».

† Блаженніший ВОЛОДИМИР, Митрополит Київський і всієї України
свт. Спиридон Тримифунтский

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
2997

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар