Логотип "Православіє в Україні"
Отримування розсилки на e-mail

Вы здесь

Апостольское и Евангельское чтения недели 14-ой по Пятидесятнице ― с толкованием

Версия для печатиВерсия для печати
04 вересня 2015 | Редакция | Богослов’я

Второе послание Святого Апостола Павла к Коринфянам, глава 1, 21 ― глава 2, 4

Братья, утверждает же нас с вами во Христе и помазал нас Бог,это Он отметил нас Своей печатью и, как залог, послал Свой Дух в наши сердца.

Я же призываю в свидетели Бога и клянусь своей жизнью: я не вернулся до сих пор в Коринф лишь потому, что щадил вас.

Это не значит, что мы устанавливаем господство над вашей верой, но мы содействуем радости вашей, ибо вы в вере стойте.

Дело в том, что я твёрдо решил для себя больше не приходить к вам, чтобы снова вас не расстраивать.

Ведь если я расстраиваю вас, то кто меня порадует, кроме того, кто мной расстроен?

Вот я и написал то письмо, чтобы не идти к вам и не расстраиваться из-за тех самых людей, которым полагалось бы меня радовать. А я уверен, что моя радость — радость для вас всех.

Я писал то письмо от великого горя, со стеснённым сердцем, обливаясь слезами. Но не за тем, чтобы вас расстроить, а чтобы вы знали, как сильно я вас люблю!

 

Блж. Феофилакт Болгарский

Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.

Сказав выше, что Бог исполнит обетования, теперь подтверждает это. То, говорит, что вы и я, учитель ваш, твёрдо стоим в вере во Христа, дал Бог, Который и помазал нас, и запечатлел, то есть сделал пророками, царями и священниками.

Ибо таков всякий крещёный: он ― пророк, как видящий то, чего не видел глаз и не слышало ухо; он — священник, как долженствующий приносить себя в жертву живую, святую, благоугодную Богу; он — царь, как сын Царя Бога и наследник будущего Царствия, и как ныне царствующий над неуместными помыслами и поставленный выше всего мира.

Как в древности священники и цари помазывались елеем, так ныне мы помазаны Духом, когда Бог дал залог Духа в сердца наши. Если же дал залог, то, конечно, даст всё.

А залогом называет подаваемые ныне дарования Духа; ибо разумеем отчасти и пророчествуем отчасти, а совершенное получим тогда, когда явится Христос в славе Своей.

Итак, не думайте, что мы обещаем, чтобы нам не показаться лжецами. Ибо не мы утверждаем вас, но Бог и обещает, и утверждает как меня, так и вас; ибо Он Сам исполнит всё.

Посему и разумей, что Бог, делающий то и иное, Сам исполнит Свои обетования.

Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф.

Выше сказал, что не пришёл к ним потому, что не имеет власти над собой и не был допущен Духом.

Как же теперь говорит, что не пришёл, щадя их? Потому что или это самое случилось по воле Духа, то есть Дух внушал ему мысль не ходить, чтобы пощадить их, или сначала воспрещал ему Дух, а потом он и сам, рассудив, что это лучше, остался.

Заметь мудрость апостола. Тогда как говорили: ты потому не пришёл, что, кажется, возненавидел нас, то утверждает противное: я потому не пришёл, что щажу вас.

Так говорит потому, что некоторые между ними были согрешившие и не покаявшиеся, которых он наказал бы, если бы, пришедши, нашёл их не исправившимися. Итак, остался, чтобы придти уже тогда, когда исправятся, и не иметь повода к наказанию.

Не потому, будто мы берём власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей.

Так как сказанное отзывалось властью (ибо щадить других может тот, кто имеет власть наказать их), то смягчает жёсткость речи. Не потому, говорит, сказал я, что щажу вас, что хотел бы властвовать над вашей верой, ибо вера — дело произволения и никого не понуждают к вере против воли, но, почитая вашу радость своею радостью, я не пришёл для того, чтобы не ввергнуть вас в печаль и не опечалиться самому.

Ибо я всё делаю для вашей радости, и остался для того, чтобы только угрозой исправить согрешивших и вам не причинить никакой скорби.

Ибо верою вы тверды.

С кротостью беседует с ними, так как в первом послании довольно уже поразил их.

Слова его значат следующее: что касается веры, то вы в ней стоите, и я не имел причины жаловаться на вас, но в прочем вы поколебались, и если бы не исправились и я восстал бы на вас, то и вас опечалил бы, и себе причинил бы печаль.

Итак, я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.

Слово опять показывает, что он и прежде был опечален. Впрочем, не сказал явно: «вы и прежде огорчили меня», но другим образом: «я не пришёл для того, чтобы опять не огорчить вас». Что, впрочем, имеет одну и ту же силу (ибо он потому опечалил их упрёками, что они опечалили его грехами), но для них было удобовыносимее.

Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчён мною?

Хотя и огорчаю вас, говорит, упрёками и негодованием на вас, но благодаря этому же и радуюсь, видя, что вы до того уважаете меня, что моё негодование и упрёки производят в вас скорбь.

Ибо никто так не радует меня, как скорбящий так при виде моего негодования.

Это показывает, что он не презирает меня. Он радует меня, потому что таким образом подаёт надежду на своё исправление.

Это самое и писал я вам.

Что? То, что я не пришёл к вам, щадя вас. Где писал? В этом самом послании.

Дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться.

Для того написал я теперь к вам, чтобы вы исправились, и чтобы, застав вас не исправившимися, не имел я скорби от вас, которым надлежало доставлять мне случаи к радости.

Ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.

Написал, говорит, надеясь, что вы исправитесь, и тем обрадуете меня. Моя же радость — радость для всех вас. И сказал я дабы, придя, не иметь огорчения потому, что имею в виду не свою пользу, но вашу.

Ибо знаю, что если увидите меня радующимся, то будете радоваться, а если увидите меня скорбящим, то будете скорбеть.

От великой скорби и стеснённого сердца я писал вам со многими слезами.

Поскольку сказал выше, что он радуется, когда они скорбят, то, чтобы не сказали: ты потому стараешься опечалить нас, чтобы самому радоваться, объясняет, что он сам весьма скорбит, скорбит более, нежели сами согрешающие.

Не от скорби только, но от великой скорби, и не со слезами только, но со многими слезами написал я.

То есть печаль, сжимая и стесняя сердце моё, подавляла его, и потому писал я, подобно отцу и одновременно врачу, который, производя над сыном сечения и прижигания, вдвойне скорбит, и от того, что сын болен, и от того, что сам должен подвергать его сечению.

Но, с другой стороны, и радуется от того, что надеется на выздоровление сына.

Так, говорит, и я, оскорбляя вас согрешающих, скорблю. Но, с другой стороны, и радуюсь, когда вы скорбите, ибо имею надежду на ваше исправление.

Не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.

Не чтобы огорчить вас следовало бы сказать, но «чтобы исправить». Однако не говорит сего, а услаждает речь, желая привлечь их уверением, что он любит их более, нежели других учеников, и что если огорчает их, огорчает по любви, а не по гневу.

Ибо то знак величайшей любви, что я скорблю о ваших согрешениях, и спешу делать вам выговоры и тем огорчать вас. Если бы я не любил вас, то оставил бы вас без врачевания.

***

Евангелие от Матфея, 89 зачало, глава 22, стихи 1-14

    Иисус рассказал им ещё одну притчу:

подобно Царство Небесное человеку царю, который устроил брачный пир для сына своего.

И послал он слуг своих, чтобы они позвали приглашённых на пир, но те не захотели прийти.

Тогда он вновь послал других слуг, повелев им: скажите приглашённым: трапеза у меня приготовлена, тельцы мои и множество откормленного скота заколоты, и всё готово; приходите на пир.

Но те, пренебрегая сказанным, отправились: кто на поле своё, кто по торговым делам своим, а некоторые, схватив слуг его, стали издеваться над ними и убили их.

Узнав об этом, царь разгневался и, послав воинов своих, велел погубить тех убийц, а город их сжечь.

Затем он сказал слугам своим: пир готов, но приглашённые оказались недостойны;

так пойдите же на перекрёстки дорог, и кто бы ни встретился вам, приглашайте на пир.

И разошлись слуги эти по дорогам, созывая всех, кого встречали: злых и добрых, и наполнился брачный чертог пирующими.

И вот царь, войдя посмотреть на пирующих, увидел там человека, одетого не в праздничное одеяние,

и спрашивает у него: друг мой, почему ты пришёл сюда не в праздничном одеянии? Но тот промолчал.

Тогда царь сказал служителям: свяжите ему ноги и руки и выбросьте его во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

Потому что много званых, но мало избранных.

 ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

«Нас не просто запрошують на звану вечерю, нас умовляють прийти»

Евангельская притча о браке царского сына изображает призвание всех людей в Царство Небесное ― Церковь Христову спасительную.

Как приточный царь на брак сына своего, так зовёт Бог всякого на пир веры во имя Своего Единородного Сына.

Но подобно тому, как в притче первые званые гости, почётные граждане, пренебрегли приглашением, сделанным заблаговременно, и на последний зов при начале пира ответили отказом, даже оскорбив и избив посланных к ним царских слуг, — так избранный народ еврейский, веками приготовлявшийся ко вступлению в Царство Мессии, в последний момент не пошёл на зов Христов, в Его Церковь, предварительно пренебрегши увещаниями пророков Божиих.

Разгневанный царь в притче убил непочтительных граждан и город их сжёг. Подобное претерпели и иудеи при разрушении Иерусалима.

На место недостойных прежде званых гостей созвал царь гостей с улицы. Этим случайным участникам пира, очевидно, и даны были брачные одежды. Таков был обычай, да иначе и нельзя было бы понять царя, упрекнувшего одного из гостей, вошедшего без этой брачной одежды.

Этот созыв случайных гостей изображает призвание в Церковь мытарей и грешников, а затем язычников.

Однако для вступления в Церковь от каждого требуется одеться в брачную одежду, прелагаемую царём — Богом.

Это — чистая одежда души, омытой благодатью крещения и возрождением, приуготованной на благие дела.

Такая одежда возлагается на всякого, вступающего в Церковь, знаком чего и у нас служит белая одежда, возлагаемая на новокрещённого.

Но это одеяние души требует заботы от самого человека, чтобы быть чистым. Пренебрёг брачной одеждой один из гостей царёвых, вошёл на пир, не имея одеяния брачного, и был извержен вон, осуждён на плач и скрежет зубов.

Так точно не может остаться участником Царствия Божия ни один из принявших крещение, если своим трудом и усердием не будет оберегать в себе чистоты душевной, если не будет заботиться о совершении добрых дел.

Спасает Господь, приводит в Свой чертог всякого, но совершается спасение непременно при добровольном участии и содействии самого человека.

Мало только знать это, мало лишь веровать в Бога, надеясь, что Он Сам нас спасёт, как и у нас говорят и дерзают учить некоторые заблуждающиеся христиане-сектанты.

Нет, нужно, приняв верою благодать Божию, самому потрудиться для своего спасения, чтобы эта благодать не пропала в нас.

Знал нерадивый гость из притчи, что нужно быть на царском пиру в брачной одежде, получил её, но не надел.

Кроме нерадения и невнимания к благодетелю-царю, не было у него причин к такому поведению, потому и не мог он ничего сказать на первый, ещё не грозный, но кроткий упрёк: Друг, как ты вошёл сюда не брачной одежде?

И за то, что, зная, что ему делать нужно, не сделал, он наказан. Так, значит, и мы не можем надеяться лишь на свою веру в Бога, но обязаны показать эту веру в делах своих.

Из книги «Евангельские беседы на каждый день года»

***

ТЕКСТЫ ВСЕХ СЛУЖБ СМОТРИТЕ НА САЙТЕ ОБЩЕСТВА им. М.Н.Скабаллановича.

Воскресное апостольское чтение
Воскресное Евангельское чтение
Общество им.М.Н.Скабаллановича
Притча о брачном пире

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
2492

0

Коментарі

Всі нові коментарі будуть відображені після проходження обов’язкової процедури модерації

Додати коментар